Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 21:27, контрольная работа
Целью работы является рассмотрение жизни и творчества Иммануила канта.
В связи с этим задачами работы служат:
- рассмотрение идеи Канта – переворот в фолософии;
- определение деятельности И. Канта в «критический» и «докритический» период;
- теория познания Канта
Введение
Идеи Канта – переворот в философии
Докритический и критический периоды
Теория познания Канта
Моральная теория Канта
Заключение
Список литратуры
Приняв принцип свободы волы, Кант требовал отношения к человеку как к цели, как к сущему, которое имеет цель в себе, а не как к средству. Отсюда и категорический императив может приобрести форму: не рассматривай второго человека (и самого себя) как средство, а только как цель. Кант — ригорист (сторонник суровых правил) в сфере морали. Моральными являются лишь те поступки, которые основываются на категорическом императиве, на обязанности. Если человек, например, делает добро второму человеку, потому что ему нравится делать добро, а не, потому что он должна это делать, то такие поступки не являются чисто моральными.
3. Теория познания Канта
Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант. Не только в философии, но и 8 конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. |
Человек, этика и право— вот главные темы философского учения Канта. |
Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматический прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной — метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различай воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. |
В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы. |
В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин «синтетическая сипа суждения», позволяющую осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта. |
Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания — не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек используег в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения. |
В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познании, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для обьединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя. |
Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия. |
Скрупулезно разрабатывая свою концепцию о «вещах в себе», Кант имел в виду, что в жизни индивида, в нашем отношении к миру и человеку есть такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна. По Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений, где все детерминировано, где характер человека определяет его склонности, страсти и условия, в которых он действует. Но с другой, помимо этой эмпирической реальности у человека есть иной, сверхчувственный мир «вещей в себе», где бессильны привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг. |
4.Моральная теория Канта
Моральная философия Иммануила Канта знаменует собой переход
от попыток описания, объяснения морали,
осуществляемых преимущественно на эмпирическом
фундаменте, к теоретическому анализу
нравственности как особого, специфического
явления. Мораль и этика представляли
для Канта исключительную ценность, не
случайно этическим размышлениям он посвятил
многие свои произведения: «Основы метафизики
нравственности» (1785), «Критика практического
разума» (1788), «Религия в пределах только
разума» (1793), «Метафизика нравов» (1797).
Приобщение к наследию немецкого мыслителя,
оказавшего и оказывающего до сих пор
фундаментальное воздействие на развитие
философско-этической рефлексии, предполагает
глубокое и неспешное изучение его наследия.
В данном же случае возможно лишь обозначить
главные опорные точки его этической теории.
Замысел
Канта — выявить «чистоту» морали, освободив
се от всех «загрязнивших» ее уникальную
сущность наслоений. В осуществлении этой
задачи он ориентируется не па природу
человека и обстоятельства его жизни,
а на «понятия чистого разума». Избрав
умозрительный путь построения моральной
теории, Кант неоднократно подчеркивал
ее практическую значимость: «Нели существует
паука, действительно нужная человеку,
то это та, которой я учу, а именно: подобающим
образом занять указанное человеку место
в мире - и из которой можно научиться тому,
каким надо быть, чтобы быть человеком».
Особенности этики Канта: представление
о первостепенной значимости морали в
жизни человека; установка на выявление
специфики («чистоты») морали, анализируемой
с позиции ее автономии, исследование
морали исключительно умозрительными,
рационалистическими средствами, без
опоры на эмпирию; рассмотрение морали
как сферы должного.
Предпосылки
теории морали Канта: выделение в сфере
глобальных мировоззренческих вопросов
главною вопроса этики («что я могу знать»,
«что я должен делать», «на что я могу надеяться»);
постулаты (о свободной воле, о бытии бога,
о бессмертии души) и их понимание Кантом
(мораль не определяется религией, скорее
наоборот); фундаментальная значимость
автономии морали.
Основные этические идеи Канта:
• Свободная
воля человека проявляется в сфере морали,
здесь она автономна (определяется сама
собой, а не извне).
• Для
придания этой воле нравственно-положительного
значения необходимо ее согласование
с существующим априорно высшим нравственным
законом — категорическим императивом,
наиболее известная формулировка которого
такова: «Поступай только согласно такой
максиме, руководствуясь которой, ты в
то же время можешь пожелать, чтобы она
стала всеобщим законом».
• Вне
формулировки категорического императива
фиксируют специфику и смысл морали (общезначимость
моральных требований, самоценность человека
как представителя человечества, значимость
интериоризации).
• Единственный
«чистый» мотив подчинения категорическому
императиву — долг, что позволяет различать
моральное (должное, бескорыстное) и легальное
(любая иная мотивация) поведение.
• Принципиальная
значимость ригористической ориентации,
основанной на понимании морали как долженствования,
абсолютной приоритетности долга в сфере
мотивации, необходимости разумного преодоления
чувственных, эгоистических побуждений,
обусловила перемещение счастья в разряд
второстепенных ценностей.
• Критика
натуралистической этики, позволившая
Канту выявить ее методологические изъяны
(главный из них впоследствии будет назван
«натуралистической ошибкой») и дополнительно
подчеркнуть специфику морали.
Поясняя
эти идеи, следует в первую очередь подчеркнуть
смысл установки Канта на автономию морали:
мораль самодостаточна, содержит свою
причину в себе самой и невыводима ни из
чего. Кант не только стремился «очистить»
мораль от всего эмпирического и «принадлежащего
к антропологии», но и подчеркивал ее автономию
по отношению к религии, более того, религиозная
вера ставилась в зависимость от морали.
Автономная мораль (источник которой —
не сущее, а абсолютно должное) противостоит
реальному миру, возвышается над ним и
призвана подчинить его себе. Такова основная
антиномия кантовской этики, имеющая не
только теоретический, но и практический
смысл.
В других
формулировках категорического императива
Кант подчеркивал нравственную самоценность
личности (запрещение использовать се
в качестве средства), се способность к
нравственному творчеству. По сути дела,
свобода, понимаемая как добровольность
поведения, личное избрание его принципов,
ориентированное на их общечеловеческую
значимость, отождествляется Кантом с
моральностью, отличаемой от легальности,
которая стимулируется принуждением или
личными интересами.
Нравственный
закон существует для индивида как долженствование,
определяющее возможность правильного
выбора, т.е. предпочтения долга чувственным
склонностям, преодоления эгоистических
побуждений. Мораль и этика учат человека
не тому, как стать счастливым, а тому,
«как стать достойным счастья». Исходя
из этого, Кант подвергает критике эвдемонистическую
и вообще натуралистическую этику, стремясь
обосновать внепсихологическое понимание
морали. По его мнению, нравственность
не есть данное природой, напротив, она
императивна и предписывает человеку
преодоление природного эгоизма во имя
должных идеалов.
В ходе
критики натуралистической, просветительской,
религиозной этики Кант высказал немало
пенных идей относительно специфики морали.
Так, например, проводимый им принцип крайнего
ригоризма (моральное поведение определяется
исключительно долгом) скрывает за собой
проблему чистоты моральной мотивации,
связанной с бескорыстием. Анализируя
подлинно моральные поступки, осуществляемые
без всякого расчета на личную выгоду
и компенсацию, Кант прибегает к психологическим
разъяснениям: «Чистое представление
о долге имеет на человеческое сердце
гораздо более сильное влияние, чем все
другие мотивы».
Преодоление
противоречия между идеалом и реальностью
Кант видел в возвышении, одухотворении
сущего, подчинении его принципам морали,
выражающим главную родовую цель человеческого
сообщества, однако анализ реалий бытия
не давал ему оснований надеяться на то,
что это возможно. Большинство людей одержимо
эгоистическими склонностями и мало
задумывается о судьбе добродетели. Таким
образом, нравственный закон должен быть
осуществлен, по осуществлен быть не может. Своеобразный
выход из этой антиномии Кант связывает
с постулатами о бессмертии души и бытии
бога, которые позволяют помыслить осуществление
нравственного закона, хотя и не детерминируют
содержание морали. Что же касается истории,
то она «должна быть (хотя и не была до
сих пор) областью приложения нравственности,
но не является ее источником»
Заключение
Э. Кант стал яркой фигурой в немецкой классической философии. В докритический период Кант занимался проблемами математики и физики. Кант впервые поставил вопрос о том, что же изучает наука. Формирование философских воззрений Канта проходило постепенно. Пожалуй, можно сказать, что Кант впервые в истории немецкого идеализма восстановил диалектику. Кантовская диалектика - это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума. Маркс и Энгельс высоко оценили социально-классовые основы философской системы Канта. Практически вся концепция Канта направлена на человека, его связь с природой, изучение человеческих возможностей. Э. Кант создает свою философскую систему, которая охватывает всю систему бытия мира и человека.
Своими работами по философии, в частности «критикой чистого разума» Кант осуществил своего рода переворот в философии. Начало и конец кантовской «Критики чистого разума» - это принцип свободы, автономия нашей воли. Мы ниоткуда свободу не возьмём, если не решимся быть свободными. У Канта моральный закон ссылается на свободу, а свобода ссылается на моральный закон. Быть нравственным - значит быть свободным. Без свободных нравственных решений и поступков, наших собственных и других людей, в мире не утвердятся и не сохранятся свобода и нравственность.
До тех пор пока практический разум имеет право направлять нас, мы будем считать поступки обязательными не только потому, что они суть заповеди Бога, а будем считать их Божественными заповедями потому, что мы внутренне обязаны совершать их.
Наследие Канта остается актуальным, и по сей день, так как выдвинутые им идеи сохраняют теоретическое и практическое значение.
Список литературы
1. Волкогонова О.Д.. Сидорова Н.М. Основы философии. Москва. Форум – Инфра – М.2006.
2. Гайденко П.П. Проблема
времени у Канта: время как априорная форма
чувственности и вневременность вещей
в себе. Вопросы философии. 2003, № 9
3. Мир философии. Книга
для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура.
- М.: Политиздат, 2007
4. Миронов В.В. Философия.,
учебник, изд – во «Проспект», М., 2006
5. СпиркинА.Г. Философия.,
учебник для ВУЗов, изд – во «Гардарики»,
М., 2003
6. Якушев А.В. Философия.,
пособие «В помощь студенту», изд – во
«А – приор», М., 2007