Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 14:07, контрольная работа
Идеи выдающегося русского ученого и мыслителя академика В. И. Вернадского (1863-1945) всегда привлекали внимание не только специалистов-геохимиков, но также экологов и философов . Однако, как часто бывает, научный гений намного опередил эпоху. Лишь спустя более полувека учение Вернадского о биосфере и ноосфере стало по-настоящему актуальным, позволяя решать не только практические, но и мировоззренческие задачи, стоящие перед современным человечеством.
Введение……………………………………………………………………….2
1.Биография …………………………………………………………………...3
2.Творчество В.И. Вернадского и философия ……………………………. 4
3.Представление В.И. Вернадского о научной и
философских мыслях………………………………………………………….5
4.Философские подходы к естествознанию…………………………………8
5.Вопросы диалектики природы в работах
В.И. Вернадского ……………………………………………………………..11
6.Основные положения учения о ноосфере…………………………………14
7.Единство биосферы и человека …………………………………………....15
8.Наука как основной фактор ноосферы ……………………………………19
9.Переспективы развития человечества и задачи
сознательного регулирования процесса
созидания ноосферы. …………………………………………………………22
Заключение …………………………………………………………………...24
Литература …………………………………………………………………...26
проясняло бы картину мира, в центре которого находится человеческий разум.
Взгляд натуралиста проникал в глубины вещества, обнаруживал в явлениях
видимого мира скрытые соответствия, вызванные взаимодействием атомов.
Радиоактивные элементы, сила атомной энергии, по мнению Вернадского,
определяют особенности поведения вещества земной коры в глубоких горизонтах.
А на поверхности планеты решающую роль в геохимических процессах играют живые
организмы и энергия Солнца. Земная кора, каменный покров планеты, имеет
сравнительно небольшую протяженность — в среднем около тридцати километров
(намного меньше диаметра Земли). Однако именно здесь, в земной коре,
осуществляются могучие круговороты вещества, направляемые и движимые, с одной
стороны (с поверхности планеты), лучистой энергией Солнца, с другой (из
глубин) — энергией радиоактивного распада атомов. Живые существа задерживают
часть солнечной энергии,
достигающей поверхности
бы впитывают солнечные лучи, переводя в процессе фотосинтеза лучистую энергию
в энергию синтеза сложных органических соединений. Для Вернадского живые
организмы предстали в новом свете — как особая геохимическая сила. Мыслители
прошлого порой сравнивали живые существа с пленкой, покрывающей земной шар,
подобно плесени, обволакивающей круглый плод. Подчеркивалась «паразитическая»
роль жизни, которая питается соками великолепного космического плода,
называемого Землей. В действительности роль жизни на Земле иная, утверждал
Вернадский. Некоторая часть химических элементов планеты находится в
состоянии рассеяния. Для них фактически не имеет значения энергия связи,
молекулярная. На первое место у них выходит атомная энергия. Но главная масса
элементов земной коры концентрируется в виде месторождений полезных
ископаемых, мощных пластов и рудных тел. Значит, существуют какие-то силы,
определяющие накопление химических элементов и противодействующие их
рассеиванию. Одна из главных сил такого рода, по мнению Вернадского — живые
существа.
Вакуум при жизни Вернадского понимался преимущественно как отсутствие в
данном объеме каких-либо частиц (атомов, молекул, ионов газа). Однако
Вернадский считал, что вакуум не есть пустота с температурой абсолютного
нуля, а есть активная область максимальной энергии нам доступного Космоса,
т.е. пустоты нет. Под эти размышления подходит гипотеза, предполагающая
самопроизвольное рождение атомов в космическом вакууме. Она хорошо объясняет
некоторые природные явления, но требует отказа от закона сохранения энергии
(точнее, ничтожных по
величине отклонений от закона)
предположить, что эта энергия, сосредоточенная в вакууме, имеет принципиально
другую природу.
Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и
функции которого определяются особенностями Земли (планеты Солнечной системы)
и космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество — это
формы, уровни организации биосферы. Развивая учение о биосфере, Вернадский
пришел к следующему выводу: Биогенная миграция химических элементов в
биосфере стремится к максимальному своему проявлению. Вовлекая неорганическое
вещество в «вихрь жизни», в биологический круговорот, жизнь способна со
временем проникать в ранее недоступные ей области планеты и увеличивать свою
геологическую активность. Этот биогеохимический принцип Вернадского
утверждает высокую
изменчивость во времени.
Для Вернадского было очень важно выделить роль мысли, знаний в развитии
планеты. Мысль направляет деятельность человека. Вернадский рассматривал
человеческую деятельность как геологический фактор, во многом определяющий
дальнейшее развитие Земли. Для Вернадского человек был, прежде всего,
носителем разума. Он верил, что разум будет господствовать на планете, и
преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и людям. Он
верил в человека, в его добрую волю. А человеческий разум воспринимался
Вернадским как космическое явление, естественная и закономерная часть
природы. Природа создала разумное существо, постигая, таким образом, себя.
Таким образом, появление в творчестве Вернадского идей о ноосфере – сфере
разума вполне закономерно. При рассмотрении любого вопроса ученый оставлял
существенное место разуму в глобальном его проявлении. Вернадский писал о
необходимости выделять в биосфере царство разума, которое со временем
охватывает всю область жизни и выходит в космос. Разум подобен источнику
света: он освещает все вокруг. Отсветы разума сохраняют творения человека:
обработанный камень или кость, искусственно выведенные растения или животные,
строения, игрушки, одежду, поля, леса... Разум играет роль организатора,
руководителя, провидца. Главная отличительная черта человека — разум,
бесконечно увеличивающий возможности людей. Он необходим, но недостаточен для
изменения материальных процессов.
5. Вопросы диалектики природы в работах В.И. Вернадского.
«Именно Вернадскому принадлежат такие работы, открытия, гипотезы, в которых
суммируются, обобщаются научные достижения прошлого и на основании новых
фактов и обобщений создается современная научная картина мира»
В целом все работы Вернадского являются крупным вкладом в познании диалектики
природы. Постоянно оставаясь строгим ценителем фактов, глубоко критически
анализируя натурфилософские и философские исторические направления,
Вернадский развивал и сохранял свое виденье природы, подчас противоречивое,
но настолько всепроникающее,
что грандиозные очертания
«видения» мира по праву следует назвать современным естественнонаучным
отражением диалектики природы.
Во всех своих исследованиях Вернадский выступает как воинствующий
материалист. Здесь он постоянно отстаивает свои материалистические убеждения,
критически оценивает различного рода идеалистические, метафизические,
философские течения и обосновывает принципы максимально объективного
отражения результатов наблюдений и исследований.
Исследуя геохимические процессы, роль живых организмов, значения
человечества, разума в эволюции планеты, Вернадский научным взором охватывает
планетарные процессы не из окружающей нас среды. А, оставив геоцентрический
аспект исследований в качестве частного, он как бы наблюдает Землю из
космического пространства, и планетарные процессы оценивает как производные и
взаимосвязанные с бесконечностью космических потоков материи и энергии. Таким
образом, в основу диалектического развития природы постоянно выдвигается, на
первое место, космологический аспект. Именно в этом аспекте получают новое
освещение историзм, эволюция нашей планеты и ее оболочек. Вся совокупность
живых организмов Земли и их истории выделяется как особая геологическая сила,
с одной стороны, равная по своим масштабам с другими планетарными процессами,
с другой – принципиально отличная от всего иного – неживого, костного
вещества материи. Живое вещество, как и костное, рассматривается у
Вернадского и в планетарных и в космических масштабах пространства и времени.
Процессы взаимодействия косного и живого вещества в планетарно-космических
масштабах неизменно приковывали к себе научную мысль Вернадского. Научная
картина мир, представленная им, динамична, существование живого вещества на
Земле, его взаимодействие с косным веществом планеты создает особую оболочку
Земли – биосферу. Учение о биосфере не просто описание сложной совокупности
живых организмов. Такого рода описания существовали и ранее, но именно
выделение живого вещества
позволяет рассматривать
планетарно-космическую систему. Присутствие на Земле живого вещества
позволяет по-новому оценить особый период планетарного развития в космической
среде. Живое вещество прерывно и непрерывно, отдельные организмы еще не
отражают качественных свойств живого вещества.
В своей непрерывности и прерывности живое вещество противоречиво: оно
характеризуется рождением и смертью индивидуумов. Живое вещество, по мнению
Вернадского, специфический поток материи.
Проблема возникновения и развития живого вещества рассматривается, у
Вернадского, в аспекте взаимосвязи единичного и всеобщего в исследованиях
биосферы.
В научном творчестве Вернадского можно найти подтверждение и широкое
применение основных законов диалектики, таких, как единство и борьба
противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания. В
1926 году он писал: «Если в научной области и идет крушение старых
построений, оно идет благодаря созиданию новых, с ним не совместимых. Старое
не разрушается, но исчезает, расплывается благодаря созданию нового, и часть
этого нового, оказывается, существовала в старом, хотя оно и не было в нем
видно .»
В развитии учения о биосфере мысль Вернадского как бы следует за естественной
историей природы планеты. С появлением на Земле человека, которого ученый
включает в состав живого вещества, специфическая оболочка Земли – биосфера
преобразуется новой силой – человеческим разумом. «Человек глубоко отличается
от других организмов по своему действию на окружающую среду. Это различие,
которое было велико с самого начала, стало огромным с течением времени.
Человек, несомненно, проявляется в биосфере своим питанием и своим
размножением так же, как и все другие организмы. Но масса всего человечества
ничтожна по сравнению с массой живого вещества, и прямые проявления в живой
природе его питания и его размножения сравнительно почти равны нулю. Разум
все изменяет. Руководствуясь
им, человек употребляет все
его, - косное и живое – не только на построение своего тела, но также и на
нужды своей общественной жизни. И это использование является уже большой
геологической силой. Разум вводит этим путем в механизм земной коры новые
мощные процессы, аналогичных которым не было до появления человека.» Эта новая стадия в эволюции биосферы получила название
ноосферы.
Учение о ноосфере,
разработанной Вернадским, представляет собой выдающееся достижение научной
мысли. «Вернадский осознал необходимость нового мышления, в условиях, когда
человеческая деятельность
приняла общепланетарный
геологической силой, изменяющей биосферу». В этих условиях, по
мнению Вернадского, человек должен мыслить и действовать в планетарном,
биосферном масштабе. Особенно
это относится к научной
несущему полную ответственность за судьбу биосферы и за будущее человечества.
Ноосферная концепция, основы которой были заложены Вернадским в его работах
30-х и 40-х годов, адресована
современности, сегодняшнему
качественно новую ступень в развитии самого естествознания, его коренного
поворота к научному освоению производительных сил природы.
Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и
человечества. «Человечество, как живое вещество, неразрывно связано с
материально – энергетическими процессами, определенной геологической оболочки
Земли – с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на
одну минуту». Вернадский в своих работах раскрывает корни этого
единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это
позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции
биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.
Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере,
является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим
отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью
ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью
окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как
биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно,
что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе
мысли.
Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная
связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на
окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в
последнее время заметно активизировались планетарные геологические силы.
«...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас геологические силы.
Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание убеждения
о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового состояния биосферы