Идеи Вернандского о ноосфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

Идеи выдающегося русского ученого и мыслителя академика В. И. Вернадского (1863-1945) всегда привлекали внимание не только специалистов-геохимиков, но также экологов и философов . Однако, как часто бывает, научный гений намного опередил эпоху. Лишь спустя более полувека учение Вернадского о биосфере и ноосфере стало по-настоящему актуальным, позволяя решать не только практические, но и мировоззренческие задачи, стоящие перед современным человечеством.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2

1.Биография …………………………………………………………………...3
2.Творчество В.И. Вернадского и философия ……………………………. 4
3.Представление В.И. Вернадского о научной и
философских мыслях………………………………………………………….5
4.Философские подходы к естествознанию…………………………………8
5.Вопросы диалектики природы в работах
В.И. Вернадского ……………………………………………………………..11
6.Основные положения учения о ноосфере…………………………………14
7.Единство биосферы и человека …………………………………………....15
8.Наука как основной фактор ноосферы ……………………………………19
9.Переспективы развития человечества и задачи
сознательного регулирования процесса
созидания ноосферы. …………………………………………………………22
Заключение …………………………………………………………………...24
Литература …………………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии.docx

— 56.29 Кб (Скачать файл)

— ноосферы — и является одной из форм ее выражения. Оно связано, конечно,

прежде всего, с уточнением естественной научной работы и мысли  в пределах

биосферы, где живое вещество играет основную роль». Так, в

последнее время резко  меняется отражение живых существ  на окружающей природе.

Благодаря этому процесс  эволюции переносится в область  минералов. Резко

меняются почвы, воды и  воздух. То есть эволюция видов, сама превратилась в

геологический процесс, так  как в процессе эволюции появилась  новая

геологическая сила. Вернадский писал: «Эволюция видов переходит  в эволюцию

биосферы».

Мы являемся наблюдателями  и исполнителями глубокого изменения  биосферы.

Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредством

организованного труда вряд ли является стихийным процессом. Корни  этого лежат

в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад  в ходе естественного

процесса эволюции. «Человек ... составляет неизбежное проявление большого

природного процесса, закономерно  длящегося в течение, по крайней  мере, двух

миллиардов лет».

Отсюда, кстати, можно заключить, что высказывания о самоистреблении

человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой  веских оснований.

Было бы, по меньшей мере, странно, если бы научная мысль –  порождение

естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Мы

стоим на пороге революционных  изменений в окружающей среде: биосфера

посредством переработки  научной мыслью переходит в новое  эволюционное

состояние – ноосферу.

Заселяя все уголки нашей  планеты, опираясь на государственно-организованную

научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую

биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение  различных

частей биосферы. Причем вместе с расширением области  жительства, человечество

начинает представлять себя все более сплоченную массу, так  как развивающие

средства связи – средства передачи мысли окутывают весь Земной шар. «Этот

процесс – полного заселения  биосферы человеком – обусловлен ходом истории

научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники

передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного

обсуждения всюду на планете».

При этом человек впервые  реально понял, что он житель планеты  и может и

должен мыслить и действовать  в новом аспекте, не только в аспекте  отдельной

личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в  планетном аспекте.

XX век характерен тем,  что любые происходящее на  планете событие связываются

в единое целое. И с каждым днем социальная, научная и культурная связанность

человечества только усиливается  и углубляется. «Увеличение вселенскости,

спаянности всех человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным

в немногие годы чуть не ежегодно».

Подведем краткий итог:

·        Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы,

как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном

ее пространстве-времени;

·        Человек  во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;

·        Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет

эволюционные корни. Ноосфере – это биосфера, переработанная научной мыслью,

подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное  и переходящее

геологическое явление.

Многое из того, о чем  писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего

дня. Современны и понятны  нам его мысли о целостности, неделимости

цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный момент в истории

человечества, о чем сегодня  говорят ученые, политики, публицисты, был увиден

Вернадским.

Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией

биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки  зрения

ноосферного подхода по-иному  видятся и современные болевые  точки развития

мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой

экологической катастрофы, производство средств массового  уничтожения — все

это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам

жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как

набат, призыв к тому, чтобы  мыслить и действовать, в биосферном — планетном

аспекте.

 

 

 

 

8. Наука  как основной фактор ноосферы

 

В ноосферной концепции Вернадского  вопрос о роли науки логически  вытекает из

диалектики соотношения  человечества с биосферой, из объективной  необходимости

перехода к новым формам связи. Вернадский исходил из того, что наука с самого

начала была ориентирована  на овладение силами природы.

«Сформировавшаяся как целостность, наука становиться мощной исторической и

геологической силой, которая  коренным образом изменяет биосферу. Она является

тем основным звеном, посредством  которого углубляется единство биосферы и

человечества»

Именно в XX в. наблюдается  небывалый расцвет науки, своего рода взрыв

научного творчества. Наука  становится вселенской, мировой наукой,

охватывающей всю планету.

Вернадский обращал большое  внимание на гуманистическое содержание науки, на

ее роль в решении задач  человечества, на ответственность ученых за применение

научных открытий. Эти и  многие другие идеи Вернадского о  роли науки в

развитии человечества, в  переходе биосферы в ноосферу имеют  актуальное

значение для нашего времени.

История всей научной мысли  – суть история создания в биосфере новой

геологической силы – научной  мысли, ранее отсутствующей. И этот процесс не

случаен, он закономерен  как всякое природное явление. «Биосфера XX столетия

превращается в ноосферу, создаваемую, прежде всего ростом науки, научного

понимания и основанного  на ней социального труда человечества» 

Необходимо подчеркнуть  неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной

мысли, являющейся первой необходимой  предпосылкой этого создания. Ноосфера

может создаваться только при этом условии.

Значение происходящих на планете в XX веке изменений настолько  велико, что

равные по роли процессы можно найти разве только в  далеком прошлом. В

настоящий момент вряд ли возможно оценить всю научную и социальную важность

этого явления, потому что  научно понять – значит поставить  явление в рамки

реальной космической  реальности. Но то, что мы можем увидеть  – это то, что

наука перестраивается на наших глазах. Биогенный эффект работы научной мысли

реально смогут увидеть только наши отдаленные потомки: он проявится  ярко и

ясно только через сотни  лет.

Еще более резкое изменение  происходит сейчас в основной методике науки. Здесь

вследствие вновь открытых областей научных фактов вызвали  одновременное

изменение самых основ  нашего научного познания, понимания  окружающего. Такими

совершенно неожиданными и новыми основными следствиями  новых областей научных

фактов являются вскрывшиеся  перед нами неоднородность Космоса, всей

реальности и неоднородность нашего познания. Вернадский писал, что  сейчас

надо различать три  реальности: реальность в области  жизни человека, то есть

наблюдаемую реальность; микроскопическую реальность атомных явлений, не

наблюдаемую человеческим глазом; реальность в глобальном космическом

масштабе. «Различение трех реальностей имеет неоценимое значение как для

понимания связи человечества с биосферой, так и для анализа  закономерностей

развития науки».

Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и только ее, и ее объекты может

исследовать непосредственно  своими органами чувств. «За пределы  биосферы он

может проникать только построениями разума, исходя из относительно немногих

категорий бесчисленных фактов, которые он может получить в биосфере

зрительным исследованием  небесного свода и изучением  в биосфере же отражений

космических излучений или  попадающего в биосферу космического внеземного

вещества...» Таким образом, научная мысль человечества, работая

только в биосфере, в  ходе своего проявления, в конце  концов превращает ее в

ноосферу, геологически охватывая  ее разумом. Только теперь стало возможным

научное выделение биосферы, являющейся основной областью знания, из

окружающей реальности.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

·        Научное  творчество человека – сила, изменяющая биосферу.

·        Это  изменение биосферы – неизбежный процесс, сопровождающий научный

рост.

·        Но это изменение биосферы – стихийный  природный процесс,

происходящий независимо от человеческой воли.

·        Вхождение  в биосферу нового фактора ее изменения  – человеческого

разума есть природный  процесс перехода биосферы в ноосферу.

·        Постоянно  совершенствуясь, наука может продвинуться все дальше в

изучении окружающей среды.

Возникновение геохимии и  биогеохимии отвечало потребностям целостного,

синтетического рассмотрения явлений организованности биосферы, взаимосвязей

живого и косного вещества. Эти науки имеют также первостепенное значение для

исследования единства биосферы и человечества. Тем самым геохимия и

биогеохимия соединяют науки  о природе с науками о человеке. Центром такой

интегрированной науки, по мнению Вернадского, является учение о биосфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Перспективы развития  человечества и задачи сознательного

регулирование процесса созидания  ноосферы.

 

Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно несет в  себе черты

сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы. Вернадский

видел стоящие перед человечеством  задачи огромной важности по созиданию

ноосферы. С позиций этих задач он отмечал беспочвенность суждений о

возможности крушения цивилизации. Рассмотрим перспективы развития

человечества с точки  зрения Вернадского.

Некрушимость цивилизации  Вернадский обосновывает следующими тезисами:

·        Человечество стоит на пути создания ноосферной оболочки Земли, все

больше укрепляя свои связи  с биосферой. Человечество становится Вселенской

категорией.

·        Человечество в своем развитии стало единым целым благодаря тому, что

интересы всех, а не отдельных  лиц, становятся государственной задачей.

·        Глобальные проблемы человечества, такие как  сознательное

регулирование размножения, продление жизни, победа над болезнями, начинают

решаться.

·        Ставится задача распространения научного знания на все человечество.

Вернадский писал: «Такой совокупности общечеловеческих действий и идей

никогда раньше не бывало, и  ясно, что остановлено это движение быть не может.

В частности, перед учеными  стоят для ближайшего будущего небывалые  для них

задачи сознательного  направления организованности ноосферы, отойти от которой

они не могут, так как к  этому направляет их стихийный ход  роста научного

знания».

Его уверенность в будущем  основана на возрастающем значении в  развитии

человечества совместных общечеловеческих действий. Вернадский, конечно, не

мог предвидеть современной  остроты глобальных проблем мирового развития. Но и

они лишь усиливают значение совместного решения задач сознательного

направления организованности ноосферы.

Одной из важнейших проблем  формирования организованности ноосферы является

вопрос о месте и  роли науки в жизни общества, о  влиянии государства на

развитие научных исследований.

Вернадский высказывался за образование единой (на государственном  уровне)

научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в ноосфере,

и создавало бы для ближайших  поколений лучшие условия жизни. Первоочередные

вопросы, которые необходимо решить на этом пути, это – «вопрос  о плановой,

единообразной деятельности для овладения природой и правильного  распределения

богатств, связанный с  сознанием единства и равенства  всех людей, единства

ноосферы»  идея о государственном  объединении усилий

человечества.

Поражает созвучность  идей Вернадского нашему времени. Постановка задач

сознательного регулирования  процесса созидания ноосферы чрезвычайно  актуальна

для сегодняшнего дня. К этим задачам Вернадский также относил  искоренение

войн из жизни человечества. Он большое внимание уделял решению  задач

демократических форм организации  научной работы, образования, распространения

знаний среди народных масс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

История науки знает немало выдающихся исследователей отдельных  направлений

естествознания, но значительно  более редко встречались ученые, которые своей

мыслью охватывали все  знания о природе своей эпохи, и пытались дать их

Информация о работе Идеи Вернандского о ноосфере