Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 01:17, курсовая работа
В какие словари мы не заглянули бы, везде понятие «гуманизм» трактуется одинаково. Гуманизм заключается в «признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений»[1]. Такое отношение к человеку возникло далеко не сразу и было обусловлено целым рядом социально-исторических изменений.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Идея гуманизма в концепции экзистенциализма ………………. 5
1.1. Идея гуманизма в христианском экзистенциализме (К. Ясперс) ….. 5
1.2. Идея гуманизма в атеистическом экзистенциализме (Ж.-П. Сартр) .. 8
1.3. Сравнительный анализ двух подходов к проблеме гуманизма в рамках экзистенциализма ………………………………………………………. 11
Глава II. Реализация идеи гуманизма в художественном произведении Ж.-П. Сартра «Стена» и пьесе «Почтительная потаскушка»……………… 13
Заключение …………………………………………………………………… 17
Список литературы ………………………………………………………….. 18
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет социологии, экономики и права
Кафедра философии
Курсовая работа на тему:
ИДЕЯ ГУМАНИЗМА В ФИЛОСОФИИ Ж.-П. САРТРА
Научный руководитель:
д. филос. н., проф. Дмитриева Н. А.
Автор:
студент I курса
Горкун М. С.
Москва – 2010
План
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Идея гуманизма в концепции экзистенциализма ………………. 5
1.1. Идея гуманизма в христианском экзистенциализме (К. Ясперс) ….. 5
1.2. Идея гуманизма в атеистическом экзистенциализме (Ж.-П. Сартр) .. 8
1.3. Сравнительный анализ двух подходов к проблеме гуманизма в рамках экзистенциализма ………………………………………………………. 11
Глава II. Реализация идеи гуманизма в художественном произведении Ж.-П. Сартра «Стена» и пьесе «Почтительная потаскушка»……………… 13
Заключение …………………………………………………………………… 17
Список литературы ………………………………………………………….. 18
Введение
Что такое гуманизм? Как определить это понятие, которое так часто употребляется в наше время?
В какие словари мы не заглянули бы, везде понятие «гуманизм» трактуется одинаково. Гуманизм заключается в «признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений»[1]. Такое отношение к человеку возникло далеко не сразу и было обусловлено целым рядом социально-исторических изменений.
Предположим, что мы перенеслись во времени этак лет на 100-150 назад. И что мы видим? В домах жителей погас электрический свет. Нет стиральных машин, электрических плит, микроволновых печей. На городских улицах исчезли многокилометровые пробки, по той причине, что нет автомобилей. Но это еще не все. Растворяться в воздухе компьютеры, сотовые телефоны, музыкальные плееры. И наконец, самое страшное, что в аптеках не будет антибиотиков, врачи не смогут проводить операции с обезболиванием. С получением образования дела обстояли не лучше. Образование было доступно только избранным. Неполное по нынешним временам образование, тогда считалось достаточным. Да и его могли получить лишь дети верхних сословий. И всего этого не было каких-то 100 лет назад. А ведь для исторического процесса это такая крошечная цифра. Стоит только вообразить, какой скачок совершило человечество в своем развитии! Благодаря постепенному общественно-экономическому и научно-техническому прогрессу стало возможно появление гуманистического мировоззрения, в котором признавалась ценность каждой человеческой личности.
Поэтому «гуманизм – это не только теория, но и самая что ни на есть деятельная практика личной и общественной жизни – основа и движущая сила духовного и материально-технического прогресса человечества. Гуманизм – основа и защитник экономических, политических, социальных, гражданских и культурных прав всех без исключения людей»[2].
Только когда идея гуманизма проникнет во все сферы человеческой жизни, человек действительно почувствует себя человеком. Люди перестанут уничтожать друг друга, вымирание человеческого рода прекратится.
В своей работе я рассмотрю идею гуманизма в рамках экзистенциализма с двух точек зрения: христианской и атеистической, проведу их сравнительный анализ и более подробно остановлюсь на понимании гуманизма в атеистической экзистенциальной философии французского мыслителя Жан-Поля Сартра в таких его произведениях, как «Экзистенциализм – это гуманизм», «Стена» и «Почтительная потаскушка».
Глава I. Идея гуманизма в концепции экзистенциализма
1.3. Идея гуманизма в христианском экзистенциализме (К. Ясперс)
Карл Ясперс (1883-1969) является представителем христианского экзистенциализма. К этому направлению в философии он пришел от психиатрии. Но тот философский дух, который царил в то время, не устраивал Ясперса. Философия того времени была скучной и полной формализма, она превратилась в «казенную профессорскую науку»[3]. Поэтому Ясперс решил разработать свое философское учение, для которого главной проблемой стало отношение между человеческой личностью и сферой обезличенных человеческих отношений. Его волновало то, что в современных ему философских учениях и в общественной практике человеческим отношениям придавался вещный характер. Человек, полагал Ясперс, – это не какая-то вещь, которую можно познать объективно. В человеке есть необъективируемое начало личности, которое невозможно познать с помощью науки.
«Это необъективируемое начало личности Ясперс, вслед за Кьеркегором, именует “экзистенцией”. Соответствующее понятие, по Ясперсу, является принципиально неопределимым, потому что всякое определение, как было давно замечено, есть ограничение. Но в своей экзистенции человек никогда не завершен и открыт миру. Таким образом, по Ясперсу, для постижения экзистенции, а именно она есть предмет философии, не годятся обычные научные методы, в том числе и метод определения, введенный в философию впервые Сократом и давший результаты, имевшие всемирно-историческое значение. Здесь, считает Ясперс, требуется какой-то иной, принципиально ненаучный “метод”. Бердяев назвал такой новый подход “эротическим искусством”. Что-то близкое к этому имеет в виду и Ясперс. Но этим близким искусству у него оказывается религия, Ясперс сближает философию и религию и в чем-то их даже отождествляет. “Философия во все времена, — заявляет он, — подобна религии”»[4].
Философию Карл Ясперс отождествляет с религией. И под «философией» он понимает «философствование». Это та наука, которая доступна всем. Философствовать может не только ученый, но и любой человек. Она носит общественный характер. «Философствование — это дело человека, и, видимо, при любых условиях и обстоятельствах — дело рабов в той же мере, что и господ»[5].
Ясперс понимает всю опасность, таящуюся в экзистенции, – устремленность человека вовне, не знающую границ. Должно быть что-то, что ограничивает человека в его действиях. Поэтому он говорит, что понять и определить экзистенцию можно с помощью трансценденции. А под ней (трансценденцией) Ясперс понимает Бога. Но не того Бога, который описан в Библии, а Бога как гаранта человеческой свободы.
Человек нуждается в «помощи» Бога, и эта помощь осуществляется через коммуникацию. Она (коммуникация) способна вынести человека на экзистенциональный уровень. Ясперс выделяет два типа коммуникации. Первая – общение между людьми как физическими телами. И вторая – общение между людьми на уровне «чистого сознания».
«Божественное бытие у Ясперса посредством коммуникации по существу созидает человеческое бытие. Трансценденция здесь творит экзистенцию. И в этом смысле экзистенциальная коммуникация между людьми — это всего лишь отражение высшей формы экзистенциального общения с Богом».[6]
Со времен нацизма в философских взглядах Ясперса происходят изменения. Теперь он говорит о значении разума (нежели коммуникации) в понимании экзистенции. Для него разум и вера неразъединимы, как разум не может без веры, так и вера не может без разума. Разум и вера в Бога – это та опора, на которых держится вся человеческая экзистенция.
Ясперс вводит компромиссное понятие - «философская вера». Оно как бы соединяющее звено между религией и наукой. Философская вера, по мнению Карла Ясперса, опирается на опыт и рефлексию, что может помочь постичь тайны Бога. «Такого рода вера призвана преодолеть, с одной стороны, крайности христианской веры, основанной на откровении, а, с другой стороны, — ограниченность научного мышления, не признающего ничего непостижимого»[7].
В итоге философия Карла Ясперса сводится к экзистенциальному философствованию о жизни отдельного человека и всего человечества посредством разума и веры.
Явной трактовки понятия «гуманизм» в философской концепции Ясперса не встречается. Но есть все основания считать, что экзистенциальная философия Карла Ясперса относится к гуманистической концепции. Потому что Ясперс придавал человеку особое значение, он считал, что в человеке есть что-то такое, что делает его неповторимым и ценным в своей уникальности. Гарантом уникальности и ценности человеческой личности является у Ясперса единственный, уникальный Бог – творец необъективируемого начала в человеке. Философия, Ясперс считал, должна быть доступна всем, носить общественный характер. Это все указывает на то, что идеи гуманизма в его философии присутствуют.
1.2. Идея гуманизма в атеистическом экзистенциализме (Ж.-П. Сартр)
Жан-Поль Сартр (1905-1980) является выдающим представителем атеистического экзистенциализма. Главной его работой, в которой он ведет речь об экзистенциализме, является брошюра «Экзистенциализм – это гуманизм»», опубликованная в 1946 году. В основу этого текста была положена университетская лекция Сартра.
Главную свою задачу в этой работе Сартр видит в том, чтобы защитить экзистенциализм от необоснованной критики. Поэтому ход своей работы он выстраивает таким образом:
1. Высказывает все критические точки зрения к философии экзистенциализму.
2. Опровергает каждую точку зрения из-за их несостоятельности.
«Прежде всего, экзистенциализм обвиняют в том, будто он призывает погрузиться в квиетизм отчаяния»[8]. Квиетизм – это «религиозно-этическое учение, возникшее в XVII веке, проповедовавшее смирение, покорность, созерцательное, пассивное отношение к действительности, полное подчинение божественной воле»[9]. Сартр не соглашается с этой точкой зрения, он ее опровергает. «Учение, которое я излагаю, прямо противоположно квиетизму, ибо оно утверждает, что реальность – в действии»[10]. Человек, в соответствии с установками экзистенциализма, сам свободно выбирает, что ему делать, что в корне противоречит квиетизму.
«С другой стороны, нас обвиняют в том, что мы подчеркиваем человеческую низость, показываем всюду гнусное, темное, липкое и пренебрегаем многим приятным и красивым, отворачиваемся от светлой стороны человеческой натуры»[11]. С этим обвинением Сартр тоже не соглашается. В своей работе он пишет, что это обвинение выдвигают те люди, которые отождествляют экзистенциализм с натурализмом. Они ссылаются на пессимистичность экзистенциализма. Но для Сартра непонятно, как эти люди могут использовать такие пессимистические поговорки как: «не следует бороться с установленной властью, против силы не пойдешь, выше головы не прыгнешь, любое не подкрепленное традицией действие – романтика; всякая попытка, не опирающаяся на опыт, обречена на неудачу, а опыт показывает, что люди всегда скатываются вниз, что для того, чтобы их удержать, нужно нечто твердое, иначе воцарится анархия»[12].
Сартр в своей работе разделяет экзистенциализм на христианский и атеистический. Себя он причисляет к атеистическому направлению экзистенциализма, потому что он отвергает идею существования Бога.
В своей экзистенциальной философии Сартр исходит из того принципа, что «существование предшествует сущности»[13]. Этим он хочет сказать, что человек становиться человеком только тогда, когда сам себя сделает. Все мы рождаемся людьми, но не каждый становится человеком, личностью. В этом и заключается принцип экзистенциализма, связанный с субъективностью. «Человек – существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек – это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста»[14].
Человек, по Сартру, ответственен за все, что он делает. Потому что человек живет в обществе, и за любое свое действие, поступок он должен отвечать. А концепция гуманизма предполагает ответственность человека за все свои действия и поступки. Ведь тогда человек перед тем как что-то совершить думает о том, как могут его действия повлиять на другого человека. Это заставляет человека задумываться об окружающих людях, с которыми он живет в обществе.
В своей работе Сартр выделяет два типа гуманизма. Первый он считает абсурдным, потому что этот гуманизм «рассматривает человека как цель и высшую ценность»[15]. Таким образом, формируется культ человека. И абсурдность этого явления заключается в том, что любой человек мог бы приписывать себе те общественно важные и значимые поступки, которые им не совершены, но результатами которых пользуется все человечество. Тогда бы общее описание человека, характерное всем людям, можно было бы сделать по самым лучшим признакам. Человека можно было бы считать идеальным существом. Но это не так, человек в своем существовании никогда не завершен. Сартр предлагает понимать гуманизм в другом смысле. В его гуманизме делается акцент на деятельном характере человека. Экзистенциалисты «напоминают человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого»[16]. Человек сам решает свою судьбу, он может реализовать себя, раскрыть свою сущность только в процессе поиска цели вне самого себя. В этом-то и заключается гуманистический посыл экзистенциализма
В своей работе Сартр показывает, какое место занимает идея гуманизма в философии экзистенциализма.
1.3. Сравнительный анализ двух подходов к проблеме гуманизма в рамках экзистенциализма
Главным понятием гуманизма в рамках философии экзистенциализма является человек.
«Человека, по Ясперсу, надо понять как экзистенцию»[17] (в рамках христианского экзистенциализма). Экзистенция – это та сущность, самость человека, которая есть в нем, но которую нельзя познать с помощью науки. Для постижения этой экзистенции нужна вера в Бога, только так человек может раскрыть свою самость. Для него важным является понятие коммуникации, причем коммуникации с Богом.
В отличии от христианского экзистенциализма, атеистический описывает конкретного, единичного человека. Каждый человек – это конкретная личность, частичка общества. Понимание человека как личности у Сартра наиболее близко к современному определению понятия «личность». «Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений»[18].