Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 01:17, курсовая работа
В какие словари мы не заглянули бы, везде понятие «гуманизм» трактуется одинаково. Гуманизм заключается в «признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений»[1]. Такое отношение к человеку возникло далеко не сразу и было обусловлено целым рядом социально-исторических изменений.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Идея гуманизма в концепции экзистенциализма ………………. 5
1.1. Идея гуманизма в христианском экзистенциализме (К. Ясперс) ….. 5
1.2. Идея гуманизма в атеистическом экзистенциализме (Ж.-П. Сартр) .. 8
1.3. Сравнительный анализ двух подходов к проблеме гуманизма в рамках экзистенциализма ………………………………………………………. 11
Глава II. Реализация идеи гуманизма в художественном произведении Ж.-П. Сартра «Стена» и пьесе «Почтительная потаскушка»……………… 13
Заключение …………………………………………………………………… 17
Список литературы ………………………………………………………….. 18
«Человек – существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее»[19]. Все мы рождаемся индивидами, представителями человеческого рода, но далеко не все становятся личностями. Каждый человек создает себя сам, не нужно обращаться за помощью к Богу. Но это не означает, что каждый человек ответственен только за себя. Для существования человека нужен другой человек, себя мы постигаем через другого, а следовательно и не должны зацикливаться только на себе.
На мой взгляд, в рамках атеистического экзистенциализма идеи гуманизма достигают наибольшего сходства с современным понятием «гуманизм».
Глава II. Реализация идеи гуманизма в художественном произведении Ж.-П. Сартра «Стена» и пьесе «Почтительная потаскушка»
В своем произведении «Стена» Ж.-П. Сартр ведет рассказ от лица приговоренного к смерти анархиста Пабло Иббиеты. Действие произведения происходит в камере, в которую был помещен Пабло с двумя, также приговоренными к смерти, людьми: молоденьким пареньком Хуаном и ирландцем Томом. Они должны были провести ночь в камере, перед тем как их казнят с помощью расстрела.
В своем рассказе Сартр описывает «пограничную ситуацию» человеческого существования – смерть. Когда человек оказывается перед лицом смерти, он ощущает себя по-другому, он полностью сконцентрирован на своей сущности.
В камеру к приговоренным был помещен врач-бельгиец с двумя охранниками, которых не заботила проблема смерти. Он следил за состоянием людей, которым было суждено утром умереть. Все метаморфозы, происходящие с ними, он записывал в блокнот.
В камере было очень холодно, но это ощущали только врач с охранниками. «Он наблюдал, как капли стекают по моему лицу, и наверняка думал: вот свидетельство страха, и страха почти патологического. Он чувствовал себя нормальным человеком и гордился, что ему сейчас холодно, как всякому нормальному человеку»[20]. Эти изменения коснулись всех, кто стоял на грани жизни.
Во время пребывания в камере Пабло вспомнил случай из своей жизни. «Я вспомнил скамейку в Гранаде, на которой однажды переночевал: три дня у меня не было ни крохи во рту, я бесился, я не хотел умирать. Припомнив все это, я улыбнулся. С какой ненасытной жадностью охотился я за счастьем, за женщинами, за свободой. К чему? В эти минуты у меня было такое ощущение, как будто вся моя жизнь была передо мной как на ладони, и я подумал: какая гнусная ложь! Моя жизнь не стоила ни гроша, ибо она была заранее обречена»[21]. Пабло до этого момента жил как бы в скорлупе, но только стоило его поместить в «пограничную ситуацию», как все его иллюзии растаяли. Он стал осознавать свою жизнь по-другому.
На утро его сокамерников расстреляли, а его отвели на допрос, чтобы он выдал, где скрывается Рамон Грис, ради спасения своей жизни. Но он не предал Рамона, он не выдал его местонахождение, потому что Пабло уже была ясна своя учесть. Ему была не настолько дорога его скудная жизнь, чтобы переступить через дружбу. Он пошутил и сказал франкистам, что Грис прячется на кладбище. А на самом деле так и оказалось, что Грис скрывался там. Но все же он не предал друга, это была просто чистая случайность.
В этом произведении Сартр напрямую не рассуждает об идеях гуманизма, но все же есть все основания считать, что в этом рассказе Сартр рассуждает о смысле человеческой жизни, который выражается в жизни не только для себя, но и для других, что непосредственно связано с гуманизмом.
Следующее произведение Сартра, которое я хочу проанализировать, является пьеса «Почтительная потаскушка», написанная им для постановки на театральной сцене.
Действие этой пьесы разворачивается уже в другой стране, нежели в произведении «Стена». И этой страной является Америка. На мой взгляд, Сартр не зря выбрал именно эту державу. Он попытался показать Америку изнутри.
События пьесы происходят в самой обычной обстановке – в квартире, которую снимает проститутка Лизи Мак-Кей. Она и является главным действующим лицом этого произведения. Все события разворачиваются вокруг нее.
По долгу своей профессии, Лизи провела ночь с человеком, которого звали Фред. Он был сыном сенатора того штата, в который Лизи перебралась жить. Но сначала она этого не знала. После проведенной ночи с ним ей было очень хорошо. Возможно, это был первый ее клиент, с кем ей было по-настоящему хорошо. «Отлично себя чувствую! Что за день! Приняла ванну, провела чудесную ночь. До чего же мне легко и приятно»[22].
Но Фред не спешил испытывать к ней столь же теплые чувства. Он даже отказывался ей назвать свое имя. Вместо этого он предлагал ей всего лишь десять долларов за ночь проведенную с ней. Для нее это было очень оскорбительно, никто ей не платил так мало. «Забирай свою бумажку и катись отсюда, пока я окончательно не взбесилась. Десять долларов! “Господин без имени” меня всю зацеловал. Господину все было мало. Господин просил, чтобы я ему рассказала про свое детство. А утром “господин без имени”, видите ли, проснулся в дурном настроении. Еще дерзит мне, словно заплатил за месяц вперед. А все это за сколько? Не за сорок, не за тридцать, не за двадцать долларов! А за десять!»[23].
В дальнейшей их беседе, Фред рассказал ей, что он сын сенатора Кларка. И здесь всплыла история, которая приключилась с Лизи, когда она ехала в поезде. Она ехала в купе с двумя неграми. А к неграм в то время в Америке относились очень плохо. Их не считали за людей. К неграм относились как к животным. Во время следования поезда в купе к Лизи и неграм пришли двое белых американцев. В результате один американец пристрелил одного негра, а второму удалось спастить, он выпрыгнул из вагона, когда поезд подъезжал к перрону.
Оказалось, что тот человек, который убил негра, был братом Фреда. Когда Лизи это узнала, она была шокирована этим фактом. Фред предлагал ей деньги, большие деньги, только чтобы она дала ложные показания против негров. «Ты сказал себе: “Так это та самая девка. Что ж, провожу ее домой, и мы с ней сторгуемся!” Вот для чего ты пришел! Поглаживал мне руки, мерзкая ледышка, а сам все время обдумывал, как меня провести»[24].
Но Лизи поначалу не купилась на его деньги. Она не соглашалась говорить на суде ложь. В этой ситуации она поступила так, как полагается настоящему человеку. Концепция гуманизма предполагает ответственность человека за свои поступки. И Лизи поступила гуманно. Она хотела, чтобы тот человек, который убил негра, понес ответственность за совершенное действие.
Но потом в дом к Лизи пришел сенатор Кларк. Он запудрил ей голову. И произошла ее раковая ошибка. Она подписала бумагу, в которой утверждалось, что виновны негры. В ней были показания направленные на защиту племянника сенатора. В этот момент Лизи была сама не своя, сенатор Кларк просто ее обвел вокруг пальца.
Но все-таки Лизи осталась верна себе. Она была на стороне негров. Я думаю, если бы ее вызвали в суд для дачи показания, она бы сказала только правду.
В своем произведении Сартр попытался показать человека, живущего по гуманистическим принципам. И этим человеком в его пьесе была Лизи Мак Кей. Она шла против общества, она была за правду. Тот человек, который виновен, должен нести всю ответственность за свои поступки.
Заключение
В своей работе я рассмотрел принцип гуманизма в философии экзистенциализма. Более конкретно я остановился на теме гуманизма в атеистическом экзистенциализме Жан-Поля Сартра.
Философию Сартра нельзя полностью причислить к гуманистической концепции. Скорее всего он один из отцов современного гуманизма. Но тот факт, что в его экзистенциальной философии прослеживается связь с гуманизмом, абсолютно верен. Он уделял человеку особое внимание, отводил ему особую роль в своем философском учении.
Для Сартра человек – это активная единица общества, стремящаяся к самореализации, высокому положению в обществе. Человек должен стремиться полностью раскрыть свою сущность, раскрыть все свои способности. Причем при создании самого себя человек должен добиваться всего этого сам, строить свою судьбу.
На основе изученных научных текстов и произведений Ж.-П. Сартра я считаю, что сам Сартр был подлинным гуманистом, а его философия – настоящим гуманистическим учением.
Список литературы
1. Сартр Ж.-П. Тошнота: Роман; Стена: Новеллы: Пер. с фр. – Харьков: Фолио, 1998. – С. 225.
2. Большой Энциклопедический словарь См.: http://dic.academic.ru/dic.
3. Гивишвили Г. В. Гуманизм и гражданское общество. См.: http://atheismru.narod.ru/
4. Мареев С. Н. Мареева Е. В. Арсланов В. Г. Философия XX века. См.: http://www.gumer.info/
5. Новейший философский словарь. См.:
http://dic.academic.ru/dic.
6. Новый словарь иностранных слов. См.: http://dic.academic.ru/dic.
7. Сартр Ж.-П. Почтительная потаскушка. См.:
http://www.velib.com/book_
8. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. См:.
http://scepsis.ru/library/id_
9. Экзистенциализм. См.:
10. Ясперс К. Введение в философию. См.: http://www.philosophy.
2
[1] Большой Энциклопедический словарь См.:
http://dic.academic.ru/dic.
[2] Гивишвили Г. В. Гуманизм и гражданское общество. См.: http://atheismru.narod.ru/huma
[3] Мареев С. Н. Мареева Е. В. Арсланов В. Г. Философия XX века. См.:
http://www.gumer.info/
[4] См. там же
[5] Ясперс К. Введение в философию. См.:
http://www.philosophy.
[6] Мареев С. Н. Мареева Е. В. Арсланов В. Г. Философия XX века. См.: http://www.gumer.info/
[7] См. там же
[8] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. См:.
http://scepsis.ru/library/id_
[9] Новый словарь иностранных слов. См.:
http://dic.academic.ru/dic.
[10] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. См:.
http://scepsis.ru/library/id_
[11] См. там же
[12] См. там же
[13] См. там же
[14] См. там же
[15] См. там же.
[16] См. там же.
[17] Экзистенциализм. См.:
http://nrc.edu.ru/ph/r7/index.
[18] Новейший философский словарь. См.:
http://dic.academic.ru/dic.
[19] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. См:.
http://scepsis.ru/library/id_
[20] Сартр Ж.-П. Тошнота: Роман; Стена: Новеллы: Пер. с фр. – Харьков: Фолио, 1998. – С. 225.
[21] См. там же
[22] Сартр Ж.-П. Почтительная потаскушка. См.:
http://www.velib.com/book_
[23] См. там же
[24] См. там же