Идея личного и общественного блага Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:30, реферат

Описание работы

История древнегреческой философии открывается именем Фалеса Милетского. Фалес утверждал, что все в мире происходит из воды. Однако не лишено оснований высказывание Б. Рассела в свойственной ему полу иронической манере: « В любом курсе по истории философии для студентов первым делом говорится о том, что философия началась с Фалеса, который сказал, что все происходит из воды. Это обескураживает новичка, который старается – возможно, не очень притом упорно – почувствовать то уважение к философии, на появление которого, по-видимому, рассчитан учебный план».[1] Впрочем, Рассел находит выход в том, чтобы высоко оценить Фалеса как «человека науки», если уж взгляд на великого ионийца как на философа не впечатляет.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

1. Человек как объект философского анализа…………………………………………………………………………………………

2. Общие представления о человеческом бытии у античных философов…………………………………………….

3. Самопознание как основная проблема философии Сократа……………………………………………………………..

4. Основные концепции идеального по Платону……………………………………………………………………………………

5. Идея личного и общественного блага Аристотеля…………………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..........................................................................................

Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

j,o.docx

— 34.42 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

1.                 Человек как объект философского  анализа…………………………………………………………………………………………

 

2.                 Общие представления о человеческом  бытии у античных философов…………………………………………….

 

3.                 Самопознание как основная проблема  философии Сократа……………………………………………………………..

 

4.                 Основные концепции идеального  по Платону……………………………………………………………………………………

 

5.                 Идея личного и общественного  блага Аристотеля…………………………………………………………………………….

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..........................................................................................

 

Список использованной литературы…………………………………………………………………………………………………………………..

 

Введение

Одной из самых  интересных философий является философия  античности. Она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие философии. В основном античная философия обязана  греческой философии.  Так как  именно греки заложили начальный  фундамент к развитию античной мысли.

Вершиной  древнегреческой философской мысли  принято считать философские  достижения Платона и Аристотеля. Могучие интеллектуальные фигуры основателя Академии и основателя Лицея вместе с их непосредственным предшественником Сократом стоят в центре философии  античности. Влияние на последующее  философское и культурное развитие идей, выдвинутых Платоном и Аристотелем, многократно превышает влияние  созданного их предшественниками. Без  платоновских и аристотелевских  подходов и концепций невозможно понять ни одну философскую систему  на всем длительном пути последующей  эволюции, включая и современность. Именно поэтому усвоение идей этих двух мыслителей должно стоять в центре внимания при изучении философии  античности.

История древнегреческой  философии открывается именем Фалеса Милетского. Фалес утверждал, что  все в мире происходит из воды. Однако не лишено оснований высказывание Б. Рассела в свойственной ему полу иронической манере: « В любом курсе по истории философии для студентов первым делом говорится о том, что философия началась с Фалеса, который сказал, что все происходит из воды. Это обескураживает новичка, который старается – возможно, не очень притом упорно – почувствовать то уважение к философии, на появление которого, по-видимому, рассчитан учебный план».[1] Впрочем, Рассел находит выход в том, чтобы высоко оценить Фалеса как  «человека науки», если уж взгляд на великого ионийца  как на философа не впечатляет.

Однако в  высказываниях Рассела заключена  та правда, что правильное понимание  идей первых философов, в первую очередь  их озабоченность  поисками первоначала (каковыми совместно или поочередно выступают вода, воздух, огонь, земля), возможно только в контексте общих  представлений о культуре  античности и ее значении. В чем кроется  загадка притягательности античности, почему на протяжении многих веков  вновь и вновь происходят возвраты к античному наследию и новые  поколения осмысливают и переосмысливают  ее достижения? Видимо, в них заключена  некоторая тайна, важная для последующего развития, тайна, постоянно открываемая, но вечно остающаяся проблемой.

Главной целью  моей работы было выявить основные черты философии о человеке в  античности.

Проблема  человека актуальна в любое время, так как человек является одним  из самых интересных объектов для  философского исследования. Но именно в античности начали появляться первые представления о человеческом бытии, о человеческих целях и о смысле его существования.

Наиболее  ярко и подробно данная проблема рассматривается  у Сократа, Платона и Аристотеля. Именно этих представителей античности я изучала с большим вниманием.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    

Человек как объект философского анализа.

Первые представления  о человеке возникают задолго  до самой философии.  На начальных  этапах истории  людям  присущи  мифологические и религиозные формы  самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и  его бытия. Кристаллизация философского понимания человека происходит как  раз на базе заложенных в  них  представлений,  идей, образов и  понятий и в диалоге между  формирующейся философией и мифологией. Именно таким образом и возникают  первые учения о человеке .

Древнеиндийская философия человека представлена, прежде всего, в памятнике древнеиндийской  литературы – Ведах, в которых  выражено одновременно мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. Повышенный интерес к человеку и  в примыкающих  к Ведам текстах  – упаншиадах. В них раскрываются проблемы нравственности человека, а  так же пути и способы освобождения его от  мира объектов  и  страстей.   Человек считается тем совершеннее  и нравственнее, чем больше он достигает  успеха в деле такого освобождения. Последнее, в сою очередь, осуществляется посредством растворения индивидуальной души в мировой душе, в универсальном  принципе мира.

Человек в  философии Древней Индии мыслится как часть мировой души. В учении о переселении душ (сансаре) граница  между живыми существами (растениями, животными, человеком) и богами оказывается  проходимой и подвижной. Но важно  заметить, что только человеку присуще  стремление  к свободе, к избавлению страстей и пут эмпирического  бытия с его законом сансары-кармы. В этом пафос упаншиад.

Упаншиады оказали  огромное влияние на развитие всей философии человека в Индии. В  частности, велико их влияние на учения джайнизма, буддизма, индуизма, йоги.  Это  влияние сказалось и  на  взглядах  известного индийского философа М. К. Ганди.

Философия Древнего Китая создала также самобытное учение о человеке. Один из наиболее значительных ее представителей –  Конфуций, разработал концепцию «неба», которое означает не только часть  природы, но и высшую духовную силу, определяющую развитие мира и человека. Но в центре его философии находится  не небо, не природный мир вообще, а человек, его земная жизнь и  существование, то есть она носит  антропоцентристский характер.

Обеспокоенный разложением современного ему общества, Конфуций обращает внимание, прежде всего  на нравственное поведение человека. Он писал, что наделенный небом определенными  этическими качествами, человек обязан поступать в согласии  с моральным  законом – Дао и совершенствовать эти качества в процессе обучения. Целью обучения является достижение уровня  «идеального человека», «благородного  мужа» (цзюнь-цзы) , концепцию которого впервые разработал   Конфуций. Чтобы приблизится к цзюнь-цзы, каждый должен следовать целому ряду этических принципов. Центральное  место среди них принадлежит  концепции жэнь          ( человечность, гуманность, любовь к  людям), которая выражает закон идеальных  отношений между людьми в семье  и государстве в соответствии с правилом « не делай людям  того, чего не пожелаешь себе». Это  правило в качестве нравственного  императива в разных вариантах будет  встречаться потом и в учениях  « семи мудрецов» в Древней  Греции, в Библии , у Канта, у Вл. Соловьева и других. Особое внимание Конфуций уделяет принципу сяо (сыновняя почтительность и уважение к родителям  и старшим), являющемуся основой  других добродетелей и самым эффективным  методом управления страной, рассматриваемой  как «большая семья». Значительное внимание он уделял также таким принципам  поведения, как ли (этикет), и справедливость.

Наряду с  учением Конфуция и его последователей в древнекитайской философии  следует отметить и другое направление  – даосизм. Основателем его является Лао-цзы. Исходной идеей даосизма служит учение о Дао (путь, дорога) – это  невидимый, вездесущий, естественный и  спонтанный закон природы, общества, поведения и мышления отдельного человека. Человек должен следовать  в своей жизни принципу Дао, то есть его поведение должно согласовываться  с природой человека и вселенной. При соблюдении принципа Дао возможно бездействие, недеяние, приводящее тем  не менее к полной свободе, счастью  и процветанию.

Характеризуя  древневосточную философию человека, отметим, что важнейшей чертой ее является ориентация личности на крайне почтительное  и гуманное отношение, как к социальному, так и природному миру. Вместе с тем эта философская традиция ориентирована на совершенствование внутреннего мира человека. Улучшение общественной жизни, порядков, нравов, управления и т.д. связывается, прежде всего, с изменением индивида и приспособлением его к обществу, а не с изменением внешнего мира и обстоятельств. Человек сам определяет пути своего совершенствования и является своим богом и спасителем. Нельзя при этом забывать, что характерной чертой философского антропологизма является человек, его мир и судьба непременно связываются с трансцендентным (запредельным) миром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Общие представления о человеческом бытии у античных философов.

Традиционно считается, что первым создателем учения о человеке, речь идет о древнегреческой  философии, что ни в коем случае не умаляет вклада древнеиндийских  и древнекитайских мудрецов в  эту проблему, является Сократ. Хотя его предшественники и современники, например, софисты уделяли этой проблеме значительное внимание, Сократ был  первым из античных мудрецов, кто, по словам Цицерона, опустил философию с  небес космической проблематики на землю, в города и жилища людей, заставив граждан думать, размышлять в первую очередь о своей жизни, царящих нравах, добре и зле. Сократ обращает основное внимание на внутреннюю жизнь человека, сосредоточившись на человеке познающем. Высший уровень  деятельности, которой должен заниматься мудрец – это, по мнению Сократа, изучение человека, то есть знание, какое человек  может иметь по поводу своего внутреннего  «Я». Если его предшественники, в  частности натурфилософы, заявляет Сократ, пытались найти решение проблемы: что такое природа и последняя  реальность вещей, то его волнует  вопрос: что есть сущность человека, в чем природа и последняя  реальность человека. И хотя он суживает понятие человека до уровня нравственности, учения о душе, считая, что «человек – это душа», а «душа – это  человек», можно с полным на то основанием утверждать, что сократовские идеи оказали мощное влияние на дальнейшее изучение сущности человека.[2]

На более  высоком уровне природа человека рассматривается  в трудах таких  античных мыслителей, как Платон ( 427 – 347 до н. э. ) и Аристотель ( 384 – 322 до н. э. ). Высказанные ими идеи  о  сущности человека легли, с учетом, разумеется, времени, в основу последующих  представлений о человеке.

Учение Платона  о человеке базируется на двух постулатах. Первый исходит из его общефилософской  концепции, в соответствии с которой  человек должен не создавать, а только воплощать уже имеющиеся в  мире идеи.  Человек свободен только в выборе уже наличных идей. По Платону, «человек должен постигать общие  понятия, складывающиеся из многих чувственных  восприятий, но сводимые разумом воедино. А это есть припоминание того, что  некогда видела наша душа, когда  она сопутствовала богу, свысока  смотрела на то, что мы теперь называем бытием, и, поднявшись,  заглядывала  в  подлинное  бытие. Только   человек,  правильно пользующийся такими воспоминаниями, всегда становится подлинно совершенным»[3]. Этапы человеческого  бытия основываются на его опыте  и, правильно воспользовавшись своим  знанием, человек может достичь  истинности своих мыслей и действий, тем самым направить свою душу к искомому совершенству. Каждый человек  должен стремиться к духовному совершенству, он должен стараться быть лучше. И  если у человека есть сила воли и  умение управлять своими мыслями, он добьется своей цели.

Во-вторых, согласно Платону, сущностью человека является только душа, а его тело выступает  лишь как более низкая и враждебная душе материя. В действительности, человек  как бы разделяется на две неравноправные части, из которых высшей выступает  идея, а низшей тело. Тем самым, платоновская душа определяет основное движение человека в его развитии и существовании.

В противоположность  Платону, Аристотель рассматривает  человека как единство его души и  тела, тесно взаимосвязанных друг с другом. И хотя тело должно находиться в подчинении у души, как наиболее возвышенной части, тем не менее, они не могут существовать изолированно. Ведь человеческие тело и душа существуют ради реализации наших потребностей, мыслей, желаний и эмоций, тем  самым определяя смысл нашего бытия.

Аристотель  высказывает ряд плодотворных идей, которые были востребованы, осознаны только спустя несколько столетий. Так, он рассматривает человека, хотя и не всегда последовательно, как  продукт естественного развития. Принципиальное отличие человека от животных заключается в том, что  он «по природе своей – существо политическое», так как природа  вселила во всех людей стремление к государственному общению, благодаря  чему, собственно и возникло государство.

Второе отличительное  свойство человека заключается в  том, что он одарен речью, языком, благодаря  чему он способен к чувственному восприятию и выражению таких понятий, как  добро и зло, справедливость и  несправедливость. Он считал, что мышление и разум – это то, что в  человеке является специфически человеческим.  Ведь разум – наивысшая способность  нашего познания. С его помощью  мы постигаем невидимое, божественное, что позволяет нам выявлять определенные ценности, помогающие отличать искомые признаки человеческого бытия. Но не обходится теория Аристотеля без выявлений основных функций, схожих с животными. Это раздражимость (ощущение) и способность свободного перемещения в пространстве благодаря движениям тела. Наконец, человек имеет общие функции с растениями – питание и размножение. Итак, душа человека соприкасается с основами растительного и  животного мира, тем самым определяя свою  наивысшую ступень развития.

Информация о работе Идея личного и общественного блага Аристотеля