Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:30, реферат
История древнегреческой философии открывается именем Фалеса Милетского. Фалес утверждал, что все в мире происходит из воды. Однако не лишено оснований высказывание Б. Рассела в свойственной ему полу иронической манере: « В любом курсе по истории философии для студентов первым делом говорится о том, что философия началась с Фалеса, который сказал, что все происходит из воды. Это обескураживает новичка, который старается – возможно, не очень притом упорно – почувствовать то уважение к философии, на появление которого, по-видимому, рассчитан учебный план».[1] Впрочем, Рассел находит выход в том, чтобы высоко оценить Фалеса как «человека науки», если уж взгляд на великого ионийца как на философа не впечатляет.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
1. Человек как объект философского анализа…………………………………………………………………………………………
2. Общие представления о человеческом бытии у античных философов…………………………………………….
3. Самопознание как основная проблема философии Сократа……………………………………………………………..
4. Основные концепции идеального по Платону……………………………………………………………………………………
5. Идея личного и общественного блага Аристотеля…………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..........................................................................................
Список использованной литературы………
Касаясь происхождения
человека и государства и их взаимоотношения,
Аристотель считает, что во всех случаях
государство должно стоять впереди
индивида, так как целое всегда
должно предшествовать своей части.
Если характеризовать взгляды
В соответствии с современными достижениями науки имеются веские основания утверждать, что человек является продуктом эволюционного развития, в котором наряду с биологическими факторами важная роль принадлежит социальным. В этой связи решающее значение приобретает вопрос об основных отличиях людей от высокоорганизованных животных и научных объяснениях фактов и процессов, сделавших возможными эти отличия.
Так же одной из основных целей античных мыслителей была найти истину своего существования. Например, Сократ считал, что истина в каждом из нас уже укорена. Она находится на уровне интуитивного знания. И задача каждого человека как разумного существа искать эту истину. Платон же исходил из того, что мыслящий человек в процессе постижения истины как бы ведет разговор с самим собой, разрешая возникающие противоречия. Он показал, что без внутреннего диалога с самим собой человек не может приблизится к истине. И только разрешая противоречия, объективно возникающие в нашем мышлении, мы постигаем истину в полной мере.
3.
Самопознание как основная проблема философии Сократа.
Сократ ( 470 – 399 гг. до н.э. ) был старшим современником молодого Платона. Последний считал его своим учителем. Однако воззрения Сократа значительно отличались от тех, которые развивал в последствии Платон. Вообще, фигура Сократа стоит особняком в истории греческой мысли, выделяясь как среди предшественников, так и среди философов более поздней поры. Сократ не оставил письменного наследия, полагая, что лишь живое слово может выразить и донести мысль без искажений. Он являл собой образ мирского проповедника, обладая талантом влияния на людей, хотя своей внешностью не вызывал особого доверия у окружающих.
Основной
целью его философии было самопознание,
как путь к постижению истинного
блага. Все учение Сократа о человеке
проникнуто идеей недопустимости насилия
и безрезультативности его
Прежде всего
следует избегать в общении назидательности,
которая есть прикрытая, но легко
обнаруживаемая форма высокомерия,
дающая при знакомстве с другим обратный
эффект по сравнению с желаемым.
Почувствовав высокомерие, собеседник
замыкается в себе, познание и контакт
становятся затрудненными. Судя по всему,
Сократ хорошо понимал недопустимость
навязчивой назидательности для
того, кто хочет изучать людей.
Не исключено, что он слышал и о
мудрости Фалеса, заметившего, что «
легче всего давать советы другому»;
изречение же « познай самого себя»
было для него одним из тех, которые
он ценил особенно высоко. Примечательно,
однако, то, что Сократ рассматривал
и познание самого себя как осуществляемое
в общении с другими. В общении
человек не только имеет возможность
всматриваться в себя через других,
которые выступают в качестве
своеобразного зеркала, но и углублять
и корректировать свои мысли, и вообще
обнаруживать и формулировать их.
Но для этого опять же нужны
специальные приемы общения. Здесь
подходим к знаменитому вопросно-
Следующим элементом
сократовского метода выступает
тезис, своеобразно формулируемый
философом: « Я знаю, что ничего
не знаю». Впрочем, тезис был известен
и другим мыслителям, но только у
Сократа он занял столь важное
место. Этот тезис входил в искусство
вести беседу уже потому, что выставление
его производило эффект благотворного
потрясения слушателя, стимулирующего
диалог. Сократ в то же время утверждал
с его помощью принцип
4.
Основные концепции идеального по Платону.
Из платоновской концепции идеального следовали и задачи философа: истинный философ, по его мнению, не должен иметь дела с реальным чувственным миром, его задача более возвышенная – уйти в самого себя и познать мир идей. От житейской суеты, от конкретных вопросов, например о несправедливости, надо перейти, считал он, « к созерцанию того, что есть справедливость или несправедливость сама по себе и чем они отличаются от всего прочего и друг от друга, а от вопросов о том, счастлив ли царь своим золотом, - к рассмотрению того, каково в целом царское и человеческое счастье или несчастье и каким образом человеческой природе надлежит добиваться одного или избегать другого».[7] Философ ищет, что же такое человек и что подобает творить или испытывать его природе в отличие от других. Философия, согласно платоновской концепции, « есть тяга к мудрости, или отрешению и отвращение от тела души, обратившейся к умопостигаемому и истинно сущему; мудрость состоит в познании дел божественных и человеческих».[8] Каждый человек – философ своей души. Он чувствует других людей, размышляет на волнующие его вопросы, мыслит о жизни. Человек всегда может решить проблемы с помощью размышлений и следствий. Тем самым человек делает свое существование более понятным для своего мышления. Он понимает свое предназначение и пытается реализовать свои цели в жизни.
Такое понимание
задач философии легче всего
объявить «уходом от действительности»,
« схоластикой» ( как у нас привыкли
говорить о философах) и , быть может,
даже « апологетикой» греческого
рабовладельческого полиса, идеологией
аристократического рабовладения. Но
вдумаемся в понимание
В философском учении Платона тесно связаны онтология, теория познания, этика, эстетика и социально-политическая проблематика. Эту связь мы видели уже из предыдущего изложения его взглядов. Коснемся еще одной стороны платоновской концепции.
Человек, с
его точки зрения, имеет непосредственное
отношение ко всем сферам бытия: физическое
его тело – от материи, душа же способна
вбирать в себя идеи (благодаря
« припоминанию идей», которые врожденны,
но забыты) и устремляться к Уму-Демиургу.
Душа сотворена Богом лишь однажды,
она бессмертна, вечна, способна переселятся
из тела в тело (отсюда – воспоминание
под воздействием предметов и
ситуаций того, что когда-то она созерцала
в мире идей и что было в прежней
душе). Душа имеет такую структуру:
разум, волю (страсть) и вожделение (прежде
всего благородные желания, влечение
к добру, но имеются и негативные
желания). У разных людей преобладают
разные слои души, в результате чего
рассматриваются различные типы
людей: вожделенный, стремящийся к
материальным, чувственным наслаждениям;
мужественный, в котором преобладает
воля, сила, мужество; и тип души разумной,
ставящий целью высшие ценности, благо
людей и справедливость. В обществе
этим типам души соответствуют сословия:
производителей (ремесленники, крестьяне,
торговцы) ; охраняющие закон и государство
(стражники и воины); управляющие
государством. Одной из основ государства
и является разделение труда, а в
идеальном государстве –
5.
Идея личного и общественного блага Аристотеля.
Свои наблюдения над отдельными вещами Аристотель переносит на мир в целом. Он полагает, что есть «причина причин», «форма форм». Это Космический Ум, или Нус, Бог. Он не творит природу и не вникает в частности. Этот Бог не существует за пределами нашего мира, как, к примеру, мир идей у Платона. Бог – в самом мире как план, проект Космоса, как Перводвигатель, хотя сам он и не подвижен. Он не материален, это духовный Абсолют. Это чистая энергия, чистая деятельность. Бог движет как «предмет любви». Мысля самого себя, он тем самым мыслит самое божественное и самое ценное. Любить Бога – значит любить других, любить космос, любить самого себя, достигать энтелехии ( нравственного совершенства ) в своей деятельности. У Аристотеля « имя божества придается первому двигателю в качестве предиката: не Бог есть вечный двигатель, а вечный двигатель заслуживает названия Бога».[11]
Под словом человек мы подразумеваем существо, умеющее мыслить, умеющее жить в окружении и в понимании. Все люди - одно целое. И мы должны осознавать это. Ведь если мы будем вместе, нам будет легче жить. Для достижения своих целей отдельный человек должен объединяться с другими людьми. Человек, говорил Аристотель, есть политическое животное. Человек стремится к «совместному сожительству». Для достижения блага люди создают государство; оно возникает не ради того, чтобы жить вообще, но «преимущественно для того, чтобы жить счастливо». Условиями счастья каждого являются справедливость, благоразумие, мужество и рассудительность. Справедливым должно быть и государство. Если гражданин обязан повиноваться властям и законам, то политик (властитель) должен быть нравственно совершенным.
После Аристотеля его философские идеи в течение следующего периода античной философии продолжили разрабатывать многочисленные его ученики.
Заключение
Мыслители античности рассматривали человека недифференцированно, как часть космоса, выступавшую как некий единый вневременной «строй», «порядок» природы и включающий в себя все основные первоначала мира – огонь, воду, воздух, землю.
Человека создала природа, а значит, он зависит от нее. Но ведь человек возвышается над ней, так как сущность человека в его разуме. Человек убежден в том, что природа существует для него, и он предназначен покорить ее.
В античной философии
была разработана концепция не страдающего,
а действующего человека, социальность
которого вытекает из его природы.
Он – центр культуры, ее творец; его
призвание – познавать и
Значительное
внимание в философии этого времени
уделялось проблемам
Список использованной литературы:
1. Аристотель. Соч. : В 4 т. Т. 1. М., 1976.
2.
Богомолов А. С. Античная
3.
Лосев А. Ф. «Платоновский
4. Платон. Диалоги. М., 1986.
5. Платон. Собр.соч. Т. 1.
6.
Рассел Б.история западной
7. Соболевский С.И. Примечания к «Воспоминаниям о Сократе» // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. – М. 1980.
8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.
9. Антология мировой философии: Античность. – Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
10. Философский энциклопедический словарь. – М.:ИНФРА – М, 1998.
11. Философия древнего мира и средних веков // Идеализм Платона. - М., Екатеринбург, 2002. (Учебное пособие для вузов)
12. Душенко К. Большая книга афоризмов. – М.: ЭКСМО-пресс, 2001.
13. Мусский И.А. Сто великих мыслителей. – М.: ВЕЧЕ, 2004.
______________________________
[1] Рассел Б.история западной философии М., 1993. Т.1.
[2] Платон. Собр. соч., М., 1990, Т. 1, С. 259
[3] Платон. Собр. соч., М., 1993. т. 2, с. 158
[4] Платон. Собр. соч., М., 1993. т. 2, с. 158
[5] Соболевский С.И. Примечания к «Воспоминаниям о Сократе» // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. – М. 1980.
[6] Платон. Собр. соч. Т. 1, С. 83.
[7] Платон. Соч.: В 3 т. Т. 2. С.269
[8] Платон. Диалоги. М., 1986. С. 437
[9] Лосев А. Ф. «Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба» // « Платон и его эпоха»; М., 1979. Платон. Соч.: В 3 т. Т. 2.
[10] Душенко К. Большая книга афоризмов. – М.: ЭКСМО-пресс, 2001
[11] Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985.С. 217
Информация о работе Идея личного и общественного блага Аристотеля