Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:42, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – раскрыть сущность теории познания И. Канта.
Задачи:
- Выяснить, что представляет собой теория познания Канта;
- Дать обоснование понятию «агностицизм».
Введение………………………………………………………………….….….3
Параграф 1.1. Теория познания……………………………………….……..5
Параграф 1.2. Обоснование агностицизма…………………………………10
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………17
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУВПО «Сыктывкарский государственный университет»
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра философии и культурологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Иммануил Кант: теория познания. Обоснование агностицизма»
Исполнитель
2011 г.
Сыктывкар 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Параграф 1.1. Теория познания……………………………………….……..5
Параграф 1.2.
Обоснование агностицизма………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
На вопрос, кого из новейших философов он считает самым выдающимся, И.В. Гете ответил: «Кант — самый выдающийся, вне всякого сомнения. И именно его учение продолжало влиять и впоследствии, и глубже всего проникло в нашу немецкую культуру. Он повлиял и на вас, хотя вы и не читали его. Здесь уместно привести замечание, которое мы могли сделать на своем жизненном пути: ни один ученый не мог безнаказанно игнорировать то великое философское движение, начало которому положил Кант»1.
Кант Иммануил (1724—1804) — немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма. Родился, учился и работал в Кенигсберге (ныне Калининград), где был в 1755—1770 доцентом, а в 1770—1796— профессором университета. В так называемый «докритический» период (до 1770) Кант создал «небулярную» космогоническую гипотезу, в которой возникновение и эволюция планетной системы выводится из первоначальной «туманности».
В 1770 состоялся
переход Канта к воззрениям критического
периода; в 1781 появилась "Критика
чистого разума", за ней были опубликованы
"Критика практического разума"
Особенного внимания заслуживает его теория познания. Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании способов познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.
В работах
"критического" периода Кант доказывает
невозможность построить
Кант
считал, что разум по природе антиномичен,
т.е. раздваивается в противоречиях.
Однако противоречия все же лишь кажущиеся.
Решение загадки – в
Цель данной контрольной работы – раскрыть сущность теории познания И. Канта.
Задачи:
- Выяснить, что представляет собой теория познания Канта;
- Дать обоснование понятию «агностицизм».
Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания.
Они-то и
придают знанию характер необходимости
и всеобщности. Но они же суть и
не переходимые границы
Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны, т.е. не особая, самостоятельная реальность. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т.е. общие понятия, а они, по Канту, суть «чисто логические» формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его предмет. Категории даны человеку до всякого опыта, т.е. априори2. В своем учении о познании Кант большое, место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы.
В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин «синтетическая сила суждения», позволяющая нам осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта.
Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания — не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса до-опытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек использует в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения. Но будучи великим конструктором, воображение не всемогуще.
Логический каркас категорий, по Канту, априорен. Трансцендентальная философия — это, по Канту, не теория «врожденных идей», поскольку в таком случае они были бы лишены познавательной силы. Человек, приступающий к познанию, уже обладает сложившимися до него познавательными формами. Кант различает априорное и апостериорное (на основе опыта) происхождении понятий и категорий. Оба эти источника позволяют воображению и мышлению осуществлять постижение сущего.
В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познания, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для объединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя.
Канта справедливо критикуют за то, что он отказывается признать адекватность нашего знания вещам. Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия. Следует сказать: в рассуждениях Канта есть доля правды, так как познание и в самом деле неисчерпаемо.
Это бесконечный процесс все более и более глубокого проникновения в объективную реальность, а она бесконечна. Но это не дает основания отрывать мир явлений от мира «вещей в себе». Между ними нет непроходимой пропасти. Пусть даже, по Канту, формы и создаются целиком творчеством духа, все же трудно допустить, чтобы предметы, к которым постоянно применяются эти формы, не окрашивали бы их в свой собственный цвет.
Ведь
в той или иной мере сущность «вещи
в себе» так или иначе
Основные положения теории познания. Чистый разум - теоретический разум. Практический разум - моральное сознание. На вопрос “Что я могу знать”, Кант отвечает своей теорией познания. Латинские термины Иммануила Канта: априори - знание, полученное до опыта и не поверяемое из опытным путем, апостериори - знание, полученное из опыта.
В соответствии с теорией Канта существует 2 Мира:
1) Феноменальный мир (мир вещей) - мир природной причинности, то есть человек подчиняется законам природы.
2) Ноуменальный мир (мир
Трансцензус - выход за рамки опыта,
за мир ощущений.
Трансцензус невозможен в мире вещей,
но возможен в умопостижимом мире.
В человеке существует 3 познавательные способности или 3 формы сознания:
1)Чувствовать (способность к ощущениям)
2)Рассудок (способность к понятиям и суждениям)
3)Разум (способность к
В настоящем существуют и априорные
элементы сознания.
В человеческом сознании есть априорные
формы чувственности рассудка и разума.
Априорные формы чувственности:
-пространство
-время
Пространство и время - это не характеристики материи, а наши внутренние психические характеристики. Наши ощущения изначально расположены в определенном психологическом пространстве. Смена ощущений и есть время.
Изучая наше мышление, на уровне пространства и времени мы создаем математику. Изучая пространство мы создаем геометрию, изучая время мы создаем арифметику.
Математика - наука о пространстве и времени. Априорными формами рассудка являются категории.
Благодаря соединению понятий и ощущений возникает научное знание (естествознание). Апостериорные суждения: некоторые лебеди - бывают черными, докажите нам это на опыте - опыт человек изменчив.
Наука не может опираться на апостериорные
суждения (некоторые лебеди черные)
т.к. человеческий опыт изменчив и недостоверен.
Априорные суждения: все люди смертные.
Наука может опираться на априорные суждения
(все люди смертные) так как они не зависят
от недостоверного опыта.
1.2. Агностицизм
Агностицизм (от греческого agnostos - недоступный познанию),
философское учение, согласно которому
не может быть окончательно решен вопрос
об истинности познания, получена объективная
характеристика окружающей человека действительности.
Диалектический материализм, признавая
объективность мира, признает и его познаваемость,
способность человечества достигать объективной
истины.
Позиция Агностицизма разделялась в истории
философии представителями идеализма
(в особенности субъективного), а в некоторых
случаях, - и материализма. Это обстоятельство
служит в диалектическом материализме
основанием для выделения вопроса о познаваемости
мира в качестве второй стороны основного
вопроса философии.
Информация о работе Иммануил Кант: теория познания. Обоснование агностицизма