Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 09:19, реферат
В,общем,виде «сознание» - это понятие, которое обозначает субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными,знаниями. Сознание - это способность человека идеально воспроизводить действительность, предметы, явления, процессы и связи окружающего мира. Оно дает ему возможность понимать окружающий мир, процессы и явления, происходящие в нем, свои мысли и действия, свое отношение к внешнему миру и к самому себе. Сознание позволяет ему рационально организовать свою жизнь, со знанием дела осуществлять поведение и деятельность.
Введение 2
Основная часть 3
Структура сознания. 3
Индивидуальное сознание. 5
Общественное сознание 6
Заключение 12
[Введите название организации] |
Индивидуальное и общественное сознание |
|
Оглавление
Введение 2
Основная часть 3
Структура сознания. 3
Индивидуальное сознание. 5
Общественное сознание 6
Заключение 12
В,общем,виде «сознание» - это понятие, которое обозначает субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными,знаниями. Сознание - это способность человека идеально воспроизводить действительность, предметы, явления, процессы и связи окружающего мира. Оно дает ему возможность понимать окружающий мир, процессы и явления, происходящие в нем, свои мысли и действия, свое отношение к внешнему миру и к самому себе. Сознание позволяет ему рационально организовать свою жизнь, со знанием дела осуществлять поведение и деятельность.
В течение многих,веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма. Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире.
Сознание – высшая форма целенаправленного психического отражения действительности человеком. Как любая сложная система, сознание состоит из взаимосвязанных сфер. В сознании выделяют интеллектуальную, эмоциональную и мотивационно-волевую сферы. Такой подход к строению сознания вполне оправдан и логически, и с точки зрения конкретной практики. Способ, каким существует сознание, и каким предмет существует для сознания – это знание. Содержанием сознания является система исторически сложившихся и постоянно расширяющихся знаний. Стимулом нашего осознания действительности выступают социально обусловленные потребности и интересы людей, их стремление к самоутверждению во внешнем и внутреннем мире.
Сознание по своему содержанию шире, чем знание. Знание – удостоверенное практикой отражение действительности, тогда как сознание не обязательно предполагает достоверное отражение. Догадки, вымыслы могут и не быть знанием в собственном смысле этого слова, но их принадлежность к сознанию несомненна. Человек может осознавать, например, что он не здоров, но не знать источника и причин своего недомогания.
Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину
проникновения в объект и степень ясности понимания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Но оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только
познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть.
Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.
Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Для субъекта воли главным принципом деятельности является не «я хочу», а «я должен» и «надо». Воля связывает познавательную и эмоциональную сферы, и, представляя собой способность к выбору цели и внутренним усилиям, определяет активный характер действий личности вопреки внешним и внутренним препятствиям.
Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое. Все сферы сознания органически взаимосвязаны.
Сознание реализуется в отражательной и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.
Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.
Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания. Этот процесс назван в психологии и социологии интериоризацией. В механизме формирования индивидуального сознания необходимо, таким образом, различать две неравнозначные стороны: самостоятельное осознание субъектом бытия и усвоение им существующей системы взглядов. Главное в этом процессе - не интериоризация взглядов общества; а осознание индивидом своей и общества материальной жизни. Признание интериоризации основным механизмом формирования индивидуального сознания ведет к преувеличению детерминации внутреннего внешним, к недооценке внутренней обусловленности этой детерминации, к игнорированию способности индивида творить самого себя, свое бытие. Индивидуальное сознание - сознание человеческого индивида (первичное). Оно определяется в философии как субъективное сознание, так как оно ограничено во времени и пространстве.
Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. Существует два основных уровня индивидуального сознания:
Между первым и вторым уровнями существует промежуточный «полуактивный» уровень. Главные формы: феномен сознания – память, которая носит избирательный характер, она всегда востребована; мнения; сомнения.
Сознание является не только индивидуальным, личностным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна и многопланова, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума.
В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй - идеологию.
Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.
Общественное
сознание – это совокупность идей, взглядов
и оценок, свойственных данному обществу
в осознании им собственного бытия.
Общественное сознание обладает сложной
внутренней структурой, в которой выделяются
уровни и формы.
Общественное сознание выступает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.
Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:
1.
Политическое сознание. Это система
знаний и оценок, посредством
которых общество осознает
2. Правовое сознание. Это система знаний
и оценок, посредством которых обществом
осознается сфера права. Правовое сознание
наиболее тесно связано с политическим
сознанием, потому что в нем непосредственно
проявляются и политические, и экономические
интересы классов, социальных слоев и
групп. Правосознание оказывает значительное
влияние на экономику, на политику и на
все стороны социальной жизни, поскольку
выполняет в обществе организационно-регулятивную
функцию.
3. Нравственное сознание. Это исторически
складывающиеся принципы морали в отношениях
между людьми, между людьми и обществом,
между людьми и законом, и т.д. Нравственное
сознание, таким образом, является серьезным
регулятором всей организации общества
на всех его уровнях.
4. Эстетическое сознание. Это отражение
окружающего мира в форме особых сложных
переживаний, связанных с чувствами возвышенного,
прекрасного, трагического и комического.
Особенностью эстетического сознания
является то, что в нем формируются идеалы,
вкусы и потребности общества, связанные
с явлениями творчества и искусства.
5. Религиозное сознание выражает в себе
внутренний опыт человека, связанный с
ощущением им своей связи с чем-то высшим
себе и данному миру. Религиозное сознание
находится во взаимодействии с другими
формами общественного сознания, и, прежде
всего, с такой, как нравственное. Религиозное
сознание имеет мировоззренческий характер
и, соответственно, оказывает значительное
воздействие на все формы общественного
сознания через мировоззренческие принципы
его носителей.
6. Атеистическое сознание отражает мировоззренческий
взгляд тех членов общества, которые не
признают наличия Высшего человеку и мировому
бытию, и отрицают существование любой
реальности, кроме материальной. Как мировоззренческое
сознание оно также оказывает значительное
влияние на все формы общественного сознания
через жизненные позиции его носителей.
7. Естественнонаучное сознание. Это система
экспериментально подтвержденных и статистически
закономерных знаний о природе, обществе
и человеке. Данное сознание является
одним из наиболее определяющих для характеристик
той или иной цивилизации, поскольку затрагивает
и определяет большинство социальных
процессов общества.
8. Экономическое сознание. Это форма общественного
сознания, в которой отражены экономические
знания и социально-экономические потребности
общества. Экономическое сознание формируется
под влиянием конкретно существующей
экономической реальности и определяется
объективной необходимостью её осмысления.
9. Экологическое сознание. Это система
сведений о взаимоотношениях человека
и природы в процессе его общественной
деятельности. Формирование и развитие
экологического сознания происходит целенаправленно,
под воздействием политических организаций,
социальных институтов, средств массовой
информации, специальных социальных учреждений,
искусства и т.д.
Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.
Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.
Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.
Взгляды индивида, наиболее полно отвечающие интересам эпохи и времени, после завершения индивидуального существования становятся достоянием общества. Например, творчество выдающихся писателей, мыслителей, ученых и др. Индивидуальное сознание в этом случае, проявляющееся в творчестве конкретного человека, приобретает статус общественного сознания, пополняет и развивает его, придавая ему черты определенной эпохи.
Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.
В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.
Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что, если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер - через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.