Каково взаимоотношение между общественным и индивидуальным типами сознания?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 23:15, контрольная работа

Описание работы

Специфика любого человеческого образования определяется функцией этого образования.

Сознание – это то, что помогает осуществлять и достигать целей (это система, которая обслуживает человеческую деятельность).
Деятельность является первичной, а то ,что обслуживает её второстепенным.

Различие: Индивидуальное сознание – это есть проекция общественного сознания.
Общественное сознание – это прожектор, в свете которого мы видим мир по- человечески.

Индивидуальное сознание – это индивидуальная возможность пользоваться этим прожектором.

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

  1.Каково взаимоотношение между общественным и индивидуальным типами сознания? 

  Специфика любого человеческого образования определяется функцией этого образования. 

  Сознание – это то, что помогает осуществлять и достигать целей (это система,  которая обслуживает человеческую деятельность).

  Деятельность является первичной, а то ,что обслуживает её второстепенным. 

  Различие: Индивидуальное сознание – это есть проекция общественного сознания.

  Общественное сознание – это прожектор, в свете которого мы видим мир по- человечески. 

  Индивидуальное сознание – это индивидуальная возможность пользоваться этим прожектором.

  Общественное сознание больше у современного человека.

  Очевидно, что в отношении общественного и индивидуального сознания для каждого человека первичным является общественное сознание, а индивидуальное сознание человека формируется как проекция общественного сознания на индивидуальную судьбу, индивидуальную жизненную ситуацию.

  Не менее очевидно, что фазой «Общественное сознание есть совокупность индивидуальных знаний» - не корректна.

  Из фазы следует, что первичной является индивидуальное сознание, но в реальности первичным является индивидуальное сознание.

  Индивидуальное сознание может внести свой вклад в общественное сознание, но может и не внести. Для того чтобы продукт индивидуального творчества закрепился в общественном сознании он должен обладать определёнными свойствами.         Соответственно общественное сознание не есть простое объединение индивидуальных сознаний. 
 
 

2. Что общего и различного между: мифологией и религией? Религией и философией? Философией и наукой? Наукой и искусством? Моралью и правом? Моралью и нравственностью?  

Мифология и  религия:

Религия – форма  общественного сознания, сутью которой  является:

- признание мира сверхъестественного

- признание принципиального  различия между миром естественного  и                                                                                                            сверхъестественного 

   Общее  между мифологией и религией заключается в том, что и там, и там существует область критичного. В мифологии область некритического занимает всё пространство мифологического мышления и  обусловлена отсутствием рефлекса. Область не критичного не занимает всё пространство религиозного мышления . В религии выделяется и область критичного и не критичного.   Граница  между ними – момент принятия веры.

Мифология –  синкретичная форма общественного  сознания.

Общее между  мифологией и религией то, что и  то и другое формы  общественного  сознания. 

  Религия и философия.

  Общее: они претендуют на истинность.

  Различие : основание претензии на истинность. В философии – разум, человеческий опыт, а в религии – вера.

 

  Философия – это форма общественного сознания, которая нужна для формирования жизненного пути человека. 

  Философия и наука.

  Различия :наука выступает как система знаний, необходимая для  эффективного преобразования природного мира.

  Философия выступает как система знаний , помогающая человеку самостоятельно выстраивать целостную траекторию  своего жизненного пути.

  Общее: и наука и философия, связаны с человеческой жизнью. Представление мира. 

  Наука и искусство.

  Общее: это формы общественного сознания, которые основаны на дескриптивном знании.

  Различие: наука претендует на истинность, а искусство не претендует на истинность.

  Искусство – это попытка передать чувства , ощущения, идеи. 

  Мораль и право.

  Общее: формы общественного сознания, в которых преобладает прескрептивное знание.

  В морали гарантом является общество, а в праве – государство. 

  Мораль и нравственность.

  Различие: мораль  является внешним регулятором  человеческого поведения,  а нравственность  является внутренним регулятором  человеческого поведения. 

  Нравственный кодекс – основан на морали.

  Нравственность надстраивается над моралью.

  В морали  источником является общество,  а в нравственности источником  является самосознание личности.

  В морали  адресат – члены общества, а  в нравственности адресат –  личность. В морали санкция –  моральное осуждение, а в нравственности – угрызения совести.

 

   И в  морали и в нравственности  характер неофициальный. 
 

3. В чем заключается  функциональная роль  мифов для древних  обществ?

  Миф сам  по себе не является верным  отражением природной реальности, миф – это совокупность вполне фантастических представлений, на основе которых никак нельзя эффективно преобразовать окружающий мир. Но для мифологического общества задача преобразования природного мира отнюдь не является актуальной, такая задача возникает только при переходе к производящему типу хозяйства, а мифологическое общество – это

стадия потребляющего  хозяйства , всё необходимое для жизни, здесь находится в готовом виде. Главная задача, стоящая перед мифологическим обществом – это не производство,  а обеспечение солидарности как раз формируют мифы. Мифы для мифологического общества задают систему общественных ценностей, систему единых мировоззренческих координат, благодаря которым и обеспечивается сплоченность сообщества. При этом не очень значимо, насколько истинным являются разделяемые всеми представления, главное,  чтобы они разделялись всеми. Для того чтобы быть вместе, не так важно в какую сторону мы смотрим, главное чтобы мы смотрели в одну сторону. 

4. Что значит «выбрать  религиозную веру»?  В чем здесь  заключается возможность ошибки, и какова её цена?

  Выделяют две области: область критичного и область некритичного. Рубежом между ними является момент принятия веры. Для того чтобы уверовать в религии надо признать некое начала в качестве сверхъестественного. Здесь предельно важно не ошибиться, не принять подобие сверхъестественного, т.е. некое всего-навсего естественное начало, за подлинное сверхъестественное.

  Однако, когда  решающий выбор сделан, когда  человек действительно признал  некое начало в качестве сверхъестественного, разум должен сложить свои полномочия.       Претензия на то, чтобы уразуметь сверхъестественное, выступает и неумной , и нечестивой. Момент выбора религиозной веры приводит нас по отношению к предмету верования в область некритичного. 
 

5. Задачи, предмет, методы философии и науки.

  Специфика философии определяется её функциями. Философия служит для построения целостного пути своей жизни.

  Предмет философии – это, то знание, которое требуется для решения задач. Это о мире, о человеке, учение о познании, вопросы о смыслах и ценностях, т.е. онтология, гносеология, аксиология.

  Философия в отличии от науки нацелена на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

  Но в то же время философия является наукой. Любая наука, как в естественной, так и гуманитарной областях знаний имеет свой особый предмет. Всё это в ходе развития науки может меняться, отвергаться. В философии тоже, как  и в любой другой науке люди выдвигают гипотезы, ошибаются, заблуждаются и т.д. но всё это ещё не значит, что философия есть наука. У философии иной предмет – она есть наука о всебщем, ни одна другая наука не занимается этим.

  Философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового. 

6. Чем современное понимание материи отличается от понимания материи в: 1) античной философии 2) в новоевропейской философии

  Понимание материи в античной философии – то, из чего состоит вещь 

  Понимание материи в новоевропейской философии – материя – субстанция, обладающая некими свойствами. (Декарт.).

  Современное понимание материи –это философская категория для обозначения объективности реальности, существует во вне и независимо от человека и человеческого сознания. 
 

7. Почему метафизический материализм отрицает развитие материи?

 Свою полную  неспособность разрешить проблему  сознания , так называемый метафизический материализм.

  Этот тип материализма, господствовавший в материалистической философии и естествознании с начала 18 до второй трети 19 вв. получил определение «метафизический» за отрицание идеи развития материи.

  Причем такое отрицание объяснялось ни некой «злонамеренностью», но логически неумолимо следовало из общего понимания материи в рамках философии Нового времени. Основой научной картины в это время выступала классическая физика или классическая механика Ньютона.,

Для которой  определяющей идеализацией является идеализация  материальной точки. Соответственно все  материальные объекты рассматривались, либо как материальная точка, либо как совокупность всех материальных точек. 

  Философское обобщение такого подхода привело к пониманию материи,  как совокупность элементарных материальных частиц, причем любое материальное изменение сводилось к простому увеличению или уменьшению числа этих материальных частиц или к комбинаторным перестановкам. При таком понимании материи можно говорить о движении, которое сводилось к перемещению материальных частиц в пространстве и времени, но нельзя было говорить о развитии материи, т.е. о качественном

изменении материи.

  Однако при отсутствии развития материи и осознании принципиального качественного отличия сознания от материи нельзя материалистически объяснить возникновение сознания, т.е. решить проблему соответствия материи и сознания. 
 

8. Почему диалектический  материализм признает  развитие материи?

  Для диалектического материализма характерно положение о развитии как атрибуте, т.е. неотъемлемом свойстве материи. Такое изменение точки зрения по вопросу о развитии материи стало возможным за счёт принципиально иного понимания материи. Философия отказалась от определения материи через обобщение естественно научных данных и было предложено предельно общее философское понимание материи, согласно которому, материя – это философия категории реальности, которая существует во вне и независимо от человека в человеческом сознании.

  При таком понимании материи ничто не запрещает нам мыслить материальную как развивающуюся, и именно на этом пути было получено стратегическое решение проблемы соответствия материи и сознания. А именно сознание определяется как продукт развития материи, как свойство высокоорганизованной материи. 
 
 
 

9. В чем заключается  диалектико-материалистическое  решение проблемы  сознания?

  Для диалектического материализма характерно положение развития как атрибута, т.е. неотъемлемого свойства материи. Такое изменение точки зрения по вопросу о развитии материи стало возможным за счет принципиально иного понимания материи. Философия отказалась от определения материи через обобщение естественно научных данных, и было предложено предельно общее философское понимание материи, согласно которой материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует до, вне и не зависимо от человека и его сознания.

  При таком понимании материи ничто не запрещает нам мыслить материю, как развивающуюся, и именно на этом пути было получено решение проблемы соотношения материи и сознания, а именно сознание определяется как продукт развития материи, как свойство высокоорганизованной материи. 
 

10. В чём заключается и чем обусловлена эволюция форм отражения в живой природе?

  Эволюция форм отражения не самостоятельна. Она определяется эволюцией форм деятельности живых систем.

  Эволюция форм деятельности живых систем объясняется общеэволюционными закономерностями, следовательно, необходимость эволюционного преимущества. Чтобы новая форма деятельности могла закрепиться, необходимо, чтобы субъект этой деятельности получил эволюционное преимущество. 
 

Информация о работе Каково взаимоотношение между общественным и индивидуальным типами сознания?