Индуктивный метод Ф. Бэкона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:35, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных положений, касающихся индуктивного метода Ф. Бэкона. Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:
1. Описать жизненный путь и сочинения Ф. Бэкона.
2. Обозначить главные идеи философии Ф. Бэкона.
3. Рассмотреть основные разделы философии Ф. Бэкона и его индуктивный метод.
4. Дать характеристику основным идеям в аспекте индуктивного метода Ф. Бэкона.

Содержание работы

Введение 3
1 Жизненный путь, сочинения и философские идеи Ф. Бэкона 4
1.1 Жизненный путь и сочинения Ф. Бэкона 4
1.2 Главные идеи философии Ф. Бэкона 5
1.3 Разделы философии Ф. Бэкона и его индуктивный метод 7
2 Характеристика основных идей в аспекте индуктивного метода Ф. Бэкона 12
2.1 Классификация системы наук и роль философии 12
2.2 «Новый органон» 13
2.3 Социально-практические идеи Бэкона 14
2.4 Проблемы человека, «призраков» и природы в философии Бэкона 16
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Индуктивный метод Ф. Бэкона.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы реферативной работы заключается в том, что философия сама по себе учит тому, что свою жизнь, свой завтрашний день человек может и должен выбрать и осуществить сам, полагаясь на собственный разум. В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз, заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры. Одним из значимых мыслителей философии является Фрэнсис Бэкон, жизненный путь и концепции которого мы рассмотрим в нашей работе.

Целью данной работы является изучение основных положений, касающихся индуктивного метода Ф. Бэкона. Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:

1. Описать жизненный путь и сочинения Ф. Бэкона.

2. Обозначить главные идеи философии Ф. Бэкона.

3. Рассмотреть основные разделы философии Ф. Бэкона и его индуктивный метод.

4. Дать характеристику основным  идеям в аспекте индуктивного метода Ф. Бэкона.

Структура работы. Реферат представлен введением, основной частью из двух глав с параграфами, заключением и списком литературы.

 

 

 

1 Жизненный  путь, сочинения и философские  идеи Ф. Бэкона

 

1.1 Жизненный путь и сочинения  Ф. Бэкона

 

Френсис Бэкон, сын Николаса Бэкона, одного из высших сановников при дворе королевы Елизаветы, родился 22 января 1561 г. в Лондоне. В 1573 г. он поступил в Тринити — колледж Кембриджского университета. Через три года Ф. Бэкон в составе английской миссии отправился в Париж, откуда в 1579 г. из-за смерти отца вынужден был возвратиться в Англию. Первым поприщем самостоятельной деятельности Бэкона была юриспруденция. Он даже стал старейшиной юридической корпорации. Молодой юрист, однако, расценивал свои успехи в юридической области как трамплин к политической карьере. В 1584 г. Бэкон впервые был избран в палату общин. Начав с хлестких оппозиционных выступлений, он затем стал рьяным сторонником короны. Возвышение Бэкона как придворного политика наступило после смерти Елизаветы, при дворе Якова I Стюарта. Король осыпал Бэкона чинами, наградами, пожалованиями. С 1606 г. Бэкон занимал ряд достаточно высоких должностей (штатный королевский адвокат, высший королевский юрисконсульт) [4].

Годы хлопотливой придворной службы, однако, позволили Бэкону, рано почувствовавшему вкус к философии, в частности философии науки, морали, права, написать и выпустить в свет сочинения, впоследствии прославившие его как выдающегося мыслителя, родоначальника философии нового времени. Еще в 1597 г. вышла из печати его первая работа — «Опыты и наставления», содержащая очерки, которые он затем дважды будет дорабатывать и переиздавать. К 1605 г. относится трактат «О значении и успехе знания, божественного и человеческого».

Между тем в Англии наступает  пора абсолютистского правления  Якова I: в 1614 г. он распустил парламент и до 1621 г. правил единолично. Нуждаясь в преданных советниках, король особо приблизил к себе Бэкона, к тому времени искусного царедворца. В 1616 г. Бэкон стал членом Тайного совета, в 1617 г. — лордом-хранителем большой печати. В 1618 г. Бэкон — уже лорд, верховный канцлер и пэр Англии, барон Веруламский, с 1621 г. — виконт Сент-Албанский. Во время "беспарламентского" правления в Англии полновластно царил любимец короля лорд Бэкингем, противостоять стилю правления которого (расточительство, мздоимство, политические гонения) Бэкон не мог, а возможно, и не хотел. Когда в 1621 г. королю все-таки пришлось созвать парламент, то обида парламентариев, наконец, нашла свое выражение. Началось расследование коррупции должностных лиц. Бэкон, представ перед судом, признал свою вину. Пэры осудили Бэкона весьма сурово — вплоть до заключения в Тауэр, — однако король отменил решение суда. Не было бы счастья, да несчастье помогло [2].

Отставленный от политики, Бэкон  отдался тому любимому делу, в котором все решали не интриги и сребролюбие, а чистый познавательный интерес и глубокий ум — научно-философскому исследованию. 1620 г. ознаменован выходом в свет «Нового органона», задуманного как вторая часть труда «Великое восстановление наук». В 1623 г. выходит в свет обширное произведение «О достоинстве приумножении наук» — первая часть «Великого восстановления наук». Бэкон пробует перо и в жанре модной в XVII в. философской утопии — он пишет «Новую Атлантиду». Среди других сочинений выдающегося английского мыслителя следует упомянуть также «Мысли и наблюдения», «О мудрости древних», «О небе», «О причинах и началах», «История ветров», «История жизни и смерти», «История Генриха VII» и др. Умер Френсис Бэкон 9 апреля 1626 г.

 

1.2 Главные идеи философии Ф. Бэкона

 

Основную цель своих сочинений, как и призвание всей философии, Ф. Бэкон видел в том, чтобы восстановить в целом или хотя бы привести к лучшему виду то общение между умом и вещами, которому едва ли уподобится что-либо на земле или по крайней мере что-либо земное. С философской точки зрения, особого сожаления и срочного исправления заслуживают ставшие смутными и бесплодными понятия, употребляемые в науках. Отсюда — необходимость заново обратиться к вещам с лучшими средствами и произвести восстановление наук и искусств и всего человеческого знания вообще, утвержденное на должном основании. Бэкон считал, что науки со времени древних греков мало продвинулись по пути непредвзятого опытного исследования природы. Иное положение наблюдается в механических искусствах: «они, как бы восприняв какое-то живительное дуновение, с каждым днем возрастают и совершенствуются.... Но и люди, «пустившиеся в плавание по волнам опыта», мало задумываются об исходных понятиях и принципах». Итак, Бэкон призывает своих современников и потомков обратить особое внимание на развитие наук и сделать это ради пользы жизни и практики, именно для «пользы и достоинства человеческого» [6].

Бэкон выступает против ходячих  предрассудков относительно науки, чтобы сообщить научному исследованию высокий статус. Именно с Бэкона и начинается резкая смена ориентации в европейской культуре. Наука из подозрительного и праздного в глазах многих людей времяпрепровождения постепенно становится важнейшей, престижной областью человеческой культуры. В этом отношении многие ученые и философы нового времени идут по стопам Бэкона: на место схоластического многознания, оторванного от технической практики и от познания природы, они ставят науку, еще тесно связанную с философией, но в то же время опирающуюся на специальные опыты и эксперименты.

«Деятельность же и усилия, способствующие развитию науки,— пишет Бэкон в Посвящении королю ко Второй книге «Великого восстановления наук», — касаются трех объектов: научных учреждений, книг и самих ученых». Во всех этих областях Бэкону принадлежат огромные заслуги. Он составил подробный и хорошо продуманный план изменения системы образования (включая мероприятия по ее финансированию, утверждению уставов и положений). Одним из первых в Европе политиков и философов он писал: «...вообще же следует твердо помнить, что едва ли возможен значительный прогресс в раскрытии глубоких тайн природы, если не будут предоставлены средства на эксперименты...» [6]. Нужны пересмотр программ преподавания и университетских традиций, кооперация европейских университетов. Тот, кто сейчас знакомится с размышлениями Ф. Бэкона на все эти и подобные темы, не может не подивиться глубокой прозорливости философа, ученого, государственного мужа: его программа «Великого восстановления наук» не устарела и в наши дни. Можно представить себе, какой необычной, смелой и даже дерзкой выглядела она в XVII в. Несомненно, в немалой степени благодаря великим, опережающим свое время идеям Бэкона XVII в., особенно в Англии, стал веком науки и великих ученых. И не случайно к Бэкону как родоначальнику возводят свои истоки такие современные дисциплины, как науковедение, социология и экономика науки.

Однако свой главный вклад философа в теорию и практику науки Бэкон  видел в том, чтобы подвести под  науку обновленное философско-методологическое обоснование. Он мыслил науки как связанные в единую систему, каждая часть которой в свою очередь должна быть тонко дифференцирована.

 

1.3 Разделы  философии Ф. Бэкона и его индуктивный метод

 

Философия Ф. Бэкона делится на три  раздела: естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. Естественная философия вбирает в себя как метафизику, так и физику. Учение о человеке - это науки, изучающие тело, душу и дух, то есть медицина, психология, логика, философия.

Задача философии, по Бэкону, состоит в том, чтобы освобождать разум исследователя от ложных понятий, представлений, или, по его собственному выражению, призраков, идолов (пережитков ума). С помощью индуктивного метода мыслитель предложил очищать разум ученого от разного рода интеллектуальных наслоений и иллюзий-предрассудков, изначально присущих свободному человеческому познанию. От них необходимо решительно избавляться, поскольку они блокируют рациональную мысль в исследовании природы и являются источником ошибок. Самым труднопреодолимым Ф. Бэкон считает идол «рода», так как он является результатом тенденциозной избирательности ума. Человеческий ум хранит в памяти только то, что отвечает интересам исследователя, ибо он наполнен предубеждениями. По Бэкону, ум человека схож с кривым зеркалом, отражающим природу вещей в искаженном виде. Призраки «рода» приводят к антропоморфизму (греч. antropos - человек и morphe - форма), или перенесению человеческих свойств на природу, и телеологическому (греч. telos - цель и logos - учение) миропониманию, где утверждается, что все в природе существует для человека. А такое понимание природы не соответствует ее действительному состоянию [4].

Структура индукции, по Ф. Бэкону, состоит  из «таблиц открытия»:

1) таблица присутствия  (позитивная инстанция) – сбор достаточного количества разнообразных случаев явления, причины которого мы ищем;

2) таблица отсутствия (негативная  инстанция) – поиск случаев,  по возможности, максимально подобных  предыдущим, в которых это явление  отсутствует;

3) таблица степеней или сравнений – случаи, в которых наблюдается изменения интенсивности этого явления;

4) этап сравнения полученных  данных, что позволяет исключить  посторонние факторы, не присущие  явлению и на основе главных  признаков выявить причину, сущность феномена.

Именно этот индуктивный  метод Бэкон преподносит как  разновидность новой логики, не имеющей  ничего общего с формальной логикой  Аристотеля, выстроенной на словах, не обладающих чётко выраженным смыслом (субстанция, качество, бытие и т.п.) и не выводимых методологически из реальных объектов. Подобные «псевдопонятия» построены на ложной индукции, то есть на основе познавательного перехода от немногих частных случаев к общим выводам. Метод, предоставляемый Бэконом, позволяет сформулировать категории проверенные опытом и проведённые через промежуточные доказательства.

Идол «пещеры» - это проявление индивидуальных особенностей ума ученого, в которых присутствуют личные суеверия. Они возникают в результате воспитания и образования ученого, который  смотрит на все вещи и явления природы как бы из своей пещеры - или далеко углубляясь в нее, или приближаясь к выходу. Таким образом, широта поля его наблюдений за вещами природы то сокращается, то увеличивается, при этом он проявляет особую приверженность к собственной точке зрения. Ф. Бэкон напоминает в связи с этим слова, сказанные еще Гераклитом Эфесским (535-470 до н.э.): «Люди ищут знаний в своих маленьких мирах, а не в большом, общем для всех мире». Вред этого идола в особой субъективности. Его можно преодолеть только в результате коллективного опыта познания и совместного наблюдения. Что же касается идола «рынка», то он порожден формами общежития, союза, возникающего между людьми. В нем отражаются речевые или языковые проблемы из-за неправильного словоупотребления. Поэтому его следует преодолевать путем поиска однозначных смыслов в словах и совершенствования научно-понятийного аппарата.

Последний идол - идол «тетра» - выступает хранителем стереотипов  в мышлении. Это есть слепая вера в авторитеты или традиционные философские и религиозные учения о познании, напоминающие действия, разыгрываемые на сцене театра.

Идолы «рода» и «пещеры» относятся к естественным (врожденным) свойствам человеческого ума. Идолы  же «рынка» и «театра» приобретаются  в результате познавательной практики. Однако все они являются весьма существенной помехой на пути научного познания вещей, предметов, явлений природы, а также всеобщих связей и отношений, складывающихся между ними. Они постоянно преследуют ученого, создают в его сознании ложные представления и идеи, тем самым искажая подлинность мира. Чтобы освободить сознание и мышление, то есть устранить зависимость от всех перечисленных идолов (иллюзий), следует, по мнению Ф. Бэкона, исходить только из непосредственного изучения природы. Благодаря «самоочищению» разума от призраков (врожденных или унаследованных предрассудков) он становится более творческим и продуктивным. Первый идол вредит всему роду человеческому. В полученных знаниях ум человека искажает, деформирует природу вещей, отражая то, что ему наиболее удобно видеть через призму собственного самоутверждения. Он стремится к абстракции и воображает стабильным все то, что на самом деле склонно к изменению. Большая проблематичность познания состоит в наличии в нем субъективности, которая возвышается над объективной беспристрастностью ученого в понимании как вещей, так и взаимосвязей в природе. «Человеческий ум, когда он находит какое-либо удобное или кажущееся верным или убедительным и приятным понятие, - указывает Ф. Бэкон, - подгоняет все остальное так, чтобы подтвердить его и сделать тождественным с ним». В своих рассуждениях ученый идет еще дальше и показывает более конкретные причины, мешающие научному познанию [3].

Как и большинство мыслителей Нового времени, Бэкон считал первейшей задачей новой философии создание единого, истинно научного метода познания и с его помощью - объяснение сущности природы и человека. Философ высоко ценил индукцию как метод, с помощью которого можно было бы устанавливать общие законы познания. Как и многие его последователи, он стремился улучшать индуктивный метод, известный, кстати, еще Аристотелю. Самым простым видом индукции является перечисление предметов какого-либо класса и обнаружение общего присущего им свойства. Обоснованию этого метода посвящено основное произведение философа - «Новый органон». В нем он философски осмыслил заново открытый и усовершенствованный им метод индукции, позволяющий классифицировать наблюдаемые факты действительности, на которые опирается естественная наука. Философия, отбросив свою прежнюю форму, по Бэкону, призвана вступить в «законное супружество» с естествознанием, ибо только тогда она будет способной, по его словам, «приносить детей и доставлять действительные выгоды и честные удовольствия». Естествознание должно обогащать человеческую жизнь действительными открытиями с помощью истинно научных методов. Мы не должны, учил философ, уподобляться ни паукам, ткущим нить из самих себя, ни муравьям, собирающим все вокруг себя. Мы должны быть похожи на пчел, собирающих и упорядочивающих собранное.

Информация о работе Индуктивный метод Ф. Бэкона