Интуиция и ее роль в познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 16:53, реферат

Описание работы

Следует заметить, что в настоящее время не только достаточно широко варьируются оценки степени участия интуиции в процессе научного познания, но и ведется полемика о том, что же, собственно, представляет собой сама интуиция и какой смысл следует вкладывать в это понятие.
Целью данной работы является попытка на основе обзора некоторых исследований, посвященных проблеме интуиции, показать место интуиции в процессе познания, и рассмотреть возможные механизма ее действия.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………….……. 3
1. Методика научного познания …………………………. 4
1.1. Научное познание как творческий процесс …….… 4
1.2. Психология научного познания ………………... 6
2. Интуиция и процесс познания …………………………………. 9
2.1. Интуиция как часть механизма мышления …….. 9
2.2. Развитие интуитивных способностей ……………………….. 14
Заключение ………………………………………………………… 16
Список литературы ……………………………………………...… 17

Файлы: 1 файл

«Интуиция и её роль в п.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Чтобы лучше понять,  что  же  такое  интуиция   и каково  ее место  в  научном  познании,  необходимо  немного сказать о  предыстории этого  понятия. Интенсивное  развитие  естествознания и математики в ХVII в.  выдвинуло  перед  наукой  целый ряд гносеологических проблем: о переходе  от  единичных факторов к общим и необходимым положениям науки, о достоверности данных естественных наук и математики, о природе математических понятий и аксиом, о попытке создать   логическое  и  гносеологическое  объяснение математическому познанию, и т.д. Бурное  развитие   математики  и  естествознания  требовало новых  методов  в теории познания, которые позволили бы  определить  источник необходимости и всеобщности выведенных наукой законов. Интерес к методам научного исследования повышался не только в  естествознании  но  и  в  философской науке, в которой появлялись  рационалистические теории интеллектуальной интуиции.

Основным пунктом рационалистической концепции было разграничение знания на опосредствованное и непосредственное, т. е. интуитивное, являющееся необходимым моментом в процессе научного исследования. Родоначальник рационализма Декарт говорил о существовании истин особого рода, познаваемых "прямым интеллектуальным усмотрением" без помощи доказательства.

Для Канта интуиция есть источник знания. И "чистая" интуиция ("чистая интуиция пространства и  времени") является неисчерпаемым  источником знания : из нее берет  начало абсолютная уверенность. Данная концепция имеет  свою  историю: Кант в значительной мере позаимствовал ее у Платона, Фомы Аквинского и Декарта.

М.В.Ломоносов был противником  рационализма. Познание, с точки  зрения Ломоносова, осуществляется следующим  образом : "Из наблюдений устанавливать  теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лучший способ к изысканию правды”. Ломоносов  вплотную  подошел   к проблеме соотношения непосредственного и опосредствованного знания как результатов чувственного и  теоретического познания и оказал огромное влияние  на  разработку проблемы интуиции в русской философии.

Первоначально интуиция означает, конечно,  восприятие: это  есть  то,  что  мы  видим  или  воспринимаем, если смотрим  на некоторый объект или   его  пристально рассматриваем. Однако начиная,  по  крайней  мере,  уже с  Платона,  разрабатывается  противоположность между интуицией, с одной стороны, и дискурсивным мышлением с другой. В соответствии с этим  интуиция  есть  божественный способ познания чего-нибудь лишь одним взглядом, в один миг, вне времени, а дискурсивное  мышление есть  человеческий  способ  познания,  состоящий  в  том, что мы в ходе некоторого рассуждения, которое требует времени, шаг за шагом развертываем нашу аргументацию.

Как вытекает из выше сказанного, на протяжении всей истории развития представлений  об  интуиции  идет  противопоставление восприятий, т. е.  чувственных  образов понятиям,  т. е.  логически  обоснованным   утверждениям. Возможно, место следует искать  в  области  двух  познавательных процессов: при переходе от  чувственных  образов  к понятиям и при переходе от понятий к чувственным образам. Эти два процесса   являются  качественно-особыми способами формирования чувственных образов и понятий. Отличие их от всех прочих заключается в том,  что они связаны с переходом из сферы чувственно-наглядного  в сферу абстрактно-понятийного и наоборот.  В  ходе  их развертывания могут быть найдены понятия, не выводимые логически из других понятий, и образы, не  порождаемые другими образами по законам  чувственной  ассоциации.

Процессам перехода от чувственных  образов к  понятиям и, наоборот, действительно  присущи  те  качества, которые чаще всего считаются  обязательными  признаками интуиции: непосредственность  получаемого  о знания и не вполне осознаваемый характер механизма его возникновения.

Можно думать, что человеческая  мыслительная   деятельность имеет "двухплоскостной  характер",   обусловленный наличием  двух  языков,  в  которых  кодируется циркулирующая в мышлении информация (язык" предметных гештальтов" и "символически-операторный" язык). Если в процессах чувственно-ассоциативного, образного мышления движение мысли идет в плоскости наглядных образов, а в ходе дискурсивных, логических рассуждений в плоскости абстрактных понятий, то интуиция представляет собою  "прыжок"  с  одной  из  этих  плоскостей  на другую. Переходы от чувственных  образов  к  понятиям (концептуальная интуиция) и от понятий  к   чувственным образам  (эйдетическая интуиция)   различаются  направлением этого "прыжка".  Перескакивая  с  плоскости  чувственно-наглядного в плоскость абстрактно-понятийного, мысль совершает как  бы  своеобразный  "обходной маневр", чтобы  преодолеть  барьеры,  преграждающие  ей  дорогу  к  новому знанию при движении в одной и той же  плоскости.  Этот "маневр" и позволяет  получить  такие  результаты,  какие нельзя достичь  другими  средствами  (оставаясь все время в  одной  плоскости).

На основе  элементарных  форм концептуальной и эйдетической  интуиции  развертываются  специфические  механизмы интуитивного  мышления,  которые  вовлекают  во взаимодействие между собой образы и  понятия  из  совершенно, казалось бы, далеких  друг  от  друга  предметных областей.  Вступая во  взаимодействие  эти образы и  понятия  видоизменяются  и  перестраиваются,  что  ведет к  возникновению  принципиально  новых  представлений и  идей.

Разумеется, реконструкция  мыслительных  процессов, которые  приводят  ученого  к  открытию,  наталкивается  на  большие  трудности. Однако  на  основе  гносеологического  анализа  историко-научного  материала, с  учетом  данных,  накопившихся  в  психологических исследованиях, можно указать некоторые механизмы интуитивного  мышления, с помощью которых в сознании  ученых  формируются новые представления и идеи (к сожалению, предполагаемый объем данной работы не позволяет привести их подробный анализ).

Вот один из примеров, взятый из книги “От мечты к открытию”, автором которой является Ганс Селье: "Логика составляет основу  экспериментальных  исследований    точно также,  как  грамматика  составляет  основу  языка. Однако, мы  должны  научиться  пользоваться  математикой  и статистикой интуитивно, т. е.  неосознанно,   так   как   у   нас нет времени для того, чтобы на каждом   шагу     осознанно применять законы логики.

Логика и  математика  способны   даже   блокировать  свободный   поток  того   полуинтуитивного    мышления, который является  основой основ  научных   исследований в  области  медицины.

Та полуинтуитивная  логика, которой пользуется каждый  ученый-экспериментатор в    своей   повседневной работе, - это  специфическая  смесь  жесткой    формальной логики и психологии. Она формальна  в том   смысле,   что   абстрагирует  формы  мышления  от  их   содержания, с  тем  чтобы  установить  абстрактные  критерии  непротиворечивости.   А   так   как   эти   абстракции  могут  быть представлены символами, то логика  может  быть    также названа  символической  (математика).  Но,  в  то  же время, эта  логика  честно  и  откровенно  признает,  что  ее   понятийные   элементы,  ее  абстракции  в  отличии  от  математики  или   теоретической  физики  являются  в  силу  необходимости  вариабельными  и   относительными. Следовательно, строгие законы мышления к ней применить нельзя. Таким образом, в размышлениях о  природе   мышления   нам  следует  также   отвести  существенную   роль интуиции. Вот  почему  в  нашей  системе   мышления  психология должна быть интегрирована с логикой.

Ниже  перечислены  наиболее  важные  проблемы, с  которыми предстоит иметь  дело  этой  полуформальной  логике.

1. Формулирование понятийных  элементов.

2. Классификация   понятийных   элементов  в  соответствии с их:

а) характеристиками (признаками) ;

б) причиной.

3. Формирование новых  вопросов относительно :

а)  эволюции   характеристик   во    времени   (те типы понятийных элементов,   которые им предшествуют и те типы, в  которые  они  по всей вероятности перейдут) ;

б) опосредования причинно - следственных связей (инциденты,  которые  предшествуют непосредственной причине,  и  консенвенты,  которые,  по  всей  вероятности,  являются  результатом  ее  действия).

4. Вспышка интуиции, "озарение".  Хотя она  и  подготовлена  предшествующими  операциями,  но  тем  не менее не может  быть  выведена  из  них  путем   применения  формальной логики.

Обладая  глубокими  познаниями,  трудолюбием  и  вооружившись  логикой,  можно  более  или  менее  осознанно проложить   путь   от   1.  к   3.а)  или  3.б),  т.  е.  Именно ту  часть   пути,   которая  представляет  собой   развитие ранее сформулированного понятия. Однако только вспышка интуиции, творческого воображения, происходящая в подсознании, способна преодолеть разрыв  между  всем кругом проблем и подлинным открытием".

Интуиция  здесь  играет замыкающую, связующую роль  и  раскрытие  из  подсознания  такой  вспышки  в  виде  осознанного  недостающего,  связующего  звена  является  наиболее плодотворным  научным  достижением,  которое  составляет  основу  фундаментальных  исследований.

Исходя  из  рассмотренных  выше механизмов мышления, можно  сказать  так,  что  интуиция  -  это    качественный скачок,   который   происходит    в результате  того,   что некоторый,  предшествующий  ему,  количественный  объем логического   мышления  переходит на  качественно-новый уровень   интуитивного   озарения.  Просто  не  из   ничего новые идеи  не  приходят,  рождению  новой идеи  предшествует  долгая  работа  ума.  Здесь  также  необходимо  сказать  о  том,  что  "фундаментальное  открытие  не    может совершится   без  процесса   взаимодействия   чувственного и   логического  познания,  осуществляемое  действием  интуиции.   Но  это  не  дает  никакого  основания,  считать основным и тем более единственным  способом  получения нового  научного  знания.  Интуиция -  это  специфическая форма познания,  определенным  образом  влияющая  на использование ученым конкретных  научных  методов  исследования. Фундаментальные теоретические открытия есть результат взаимодействия интуиции с  методами  и  принципами конкретной  науки  (в физике,  например, с аналогией и гипотезой) и  экспериментальной  проверки  полученных   данных".

Раскрытие  закономерностей,   определяющих   собой интуицию,  -  дело весьма  трудоемкое,  требующее  сосредоточения  усилий  специалистов  самых  различных областей.   В  этом  существует  настоятельная  необходимость, так как реальное ускорение  научно - технического  прогресса связано с качественным  приращением в первую очередь фундаментальных,  т. е.  принципиально новых (и поэтому заранее не программируемых и не выводимых только формальным  путем),  результатов.  Здесь же неизбежно возникает вопрос о роли интуиции  в научном познании. "Если  есть  интуиция,  то  и есть  закономерности, на  которые она опирается”.

 

2.2. Развитие  интуитивных способностей

В связи с вопросом о развитии интуитивных способностей представляется интересной работа Эдварда  де Боно "Рождение новой идеи: О нешаблонном  мышлении". В  этой  работе  автор  анализирует соотношение "шаблонного и "нешаблонного" мышления, т. е. пытается решить классическую проблему соотношения  логики  и  интуиции  в  познании.

Также в своей монографии Эдвард де Боно дает следующие основные принципы нешаблонного мышления, которые "могут  быть подведены под  очень   общие,  но далеко  не  единственно  возможные  рубрики :

1)осознание   господствующих,    или    поляризующих, идей;

2)  поиски  различных   подходов  к  явлениям;

3) высвобождение  из-под   жесткого  контроля шаблонного  мышления;

4) использование  случая”.

Для раскрытия второго  принципа можно прибегнуть к словам самого автора: "Переход  от  очевидного  способа  подход а к явлениям к  менее  очевидному  требует  простого  смещения   акцента внимания".

Рассматривая третий принцип нешаблонного  мышления,  Эдвард  де  Боно пишет:  "Один  из способов избежать жесткости  слов  заключается  в  том,  чтобы  мыслить   на основе  наглядных  образов,  не  пользуясь  словами  вообще.  Опираясь  на  эти  образы , человек  вполне  способен мыслить  последовательно.  Трудности   возникают   лишь тогда, когда мысль нужно  выразить  словами.  К  сожалению, мало  людей  способны  мыслить,  так  сказать,  визуально, да  и  не  все  ситуации  могут  быть  проанализированы  посредством   зрительных  образов.  Тем   не   менее, привычку к визуализации мышления стоило  было  бы  приобрести, ибо зрительные  образы  обладают  такой  подвижностью и  пластичностью,  какой  не обладают  слова.

Визуальное  мышление  означает  не  просто использование  первичных     зрительных образов  в качестве материала мышления. Это  было бы  слишком  примитивно. Визуальный язык мышления использует линии, диаграммы, цвета, графики  и  массу  других  средств  для  того,  чтобы проиллюстрировать   те   соотношения,  которые  было  бы весьма затруднительно описать  обычным  языком.   Подобные   зрительные    образы  легко  меняются  под  влиянием динамических процессов и, кроме того, дают  возможность показать одновременно прошедшие,  настоящие  и будущие результаты  влияния  любого  процесса.

Очень полезным избежать влияния фиксированных частей   какой-то  проблемы   является  деление  этих  частей на еще  более  мелкие  части,  а  затем составление из них более крупных новых соединений. Намного легче собрать мелкие части ситуации  в разного рода  соединения,  чем разбить уже раздробленную ситуацию  на  новые составные части".

Информация о работе Интуиция и ее роль в познании