Интуиция и ее роль в познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 16:53, реферат

Описание работы

Следует заметить, что в настоящее время не только достаточно широко варьируются оценки степени участия интуиции в процессе научного познания, но и ведется полемика о том, что же, собственно, представляет собой сама интуиция и какой смысл следует вкладывать в это понятие.
Целью данной работы является попытка на основе обзора некоторых исследований, посвященных проблеме интуиции, показать место интуиции в процессе познания, и рассмотреть возможные механизма ее действия.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………….……. 3
1. Методика научного познания …………………………. 4
1.1. Научное познание как творческий процесс …….… 4
1.2. Психология научного познания ………………... 6
2. Интуиция и процесс познания …………………………………. 9
2.1. Интуиция как часть механизма мышления …….. 9
2.2. Развитие интуитивных способностей ……………………….. 14
Заключение ………………………………………………………… 16
Список литературы ……………………………………………...… 17

Файлы: 1 файл

«Интуиция и её роль в п.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Однако,  здесь  же  автор  отмечает,  что  очень  важно применять нешаблонное  мышление  при  таких  ситуациях, когда  шаблонное  мышление  неспособно  дать  ответ.

В целом, следует отметить, что вопрос  развития  интуитивных  способностей (так  же  как  и  сама  проблема интуиции) в настоящее  время еще недостаточно изучен; решение данного вопроса представляется весьма важным делом, поскольку оно способно открыть дорогу новым эффективным методикам проведения научных исследований.

Заключение

 

В заключение необходимо сказать о том, что весьма важно  как не переоценить, так и недооценить роль интуиции в процессе научного познания.

Интуитивные компоненты в большей или меньшей степени  присутствуют практически во всех видах  научного творчества. Поэтому, совершенно очевидно, что если интуиция помогает нам в получении нового знания, то, каким бы таинственным и непостижимым не казался этот механизм, им нужно пытаться управлять. Для этого применимы, например, достижения современной психологии – работа над преодолением подсознательных барьеров и стереотипов. Причем лучше не “переделывать” человека, а обращать внимание на эти вопросы на самых ранних этапах воспитания творческой личности. Интересны также методы управления процессом познания, культивируемые на Востоке (медитация, йога и т.п.). Однако, представляется несколько сомнительным применения этих методов именно в научном познании. Необходимо также отметить опасности, которые таят в себе чрезмерное увлечение попытками искусственного инициирования интуиции. Необходимо ясно представлять, что эффективны и безопасны только косвенные и слабые методы воздействия на психику и мозг.

В этом смысле ученые находятся  в более выгодном положении нежели люди иных творческих профессий. Ученые, каким бы самым необъяснимым путем  было получено новое знание, ищут, во-первых, логические доказательства полученному, и, во-вторых, подтверждения их в реальном объективном мире. Человек же, занимающийся, к примеру, художественным творчеством, и слишком уповающий на различного рода интуитивные способы получения нового, рискует потерять связь с действительностью и даже сойти с ума.

Однако, интуиция в научном  познании занимает менее важное место, чем, например, в художественном творчестве. Основная причина состоит в том, что наука – достояние всего  человечества, тогда как поэт или  художник может творить в своем  замкнутом мире. Любой ученый на начальном этапе своего научного становления пользуется трудами других ученых, выраженных в логически выстроенных теориях и составляющих науку “сегодняшнего дня”. Именно для научного творчества следует лишний раз подчеркнуть важность предварительного накопления опыта и знаний до интуитивного озарения и необходимость логического оформления результатов после него.

Список литературы

 

1. Ирина В.Р., Новиков  А.А. В мире научной интуиции: интуиция и разум. 1978.

 

2. Налгаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества). 1972.

 

3. Асмус В.Ф. Проблема  интуиции в философии и математике. М., 1964.

 

4. Бунге М. Интуиция  и наука. М., 1967.

 

5. Грановская Р.М., Березная  И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991.

 

6.  Кармин А.С., Хайкин  Е.П. Творческая интуиция в  науке. М, 1971.

 

7. Боно де Э. "Рождение новой  идеи" - М., 1976.

 

8. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция  как самодостраивание // Вопросы  философии. - 1994. - №2. - С 110.

 

9. Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии. - 1992. – №11. - С. 3.

 

10. Фейнберг Е.А. Интуитивное  суждение и вера // Вопросы философии. - 1991. - №8. - с. 13


Информация о работе Интуиция и ее роль в познании