Интуиция и познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:13, реферат

Описание работы

Внутренний голос, непонятно откуда взявшаяся уверенность, странное, не основанное на логике предчувствие - у интуиция много проявлений. Чем объясняются интуитивные озарения, можно ли им доверять и если да, то как пользоваться информацией, полученной столь необычным способом? Моменты, когда мы помимо своей воли совершаем необычные поступки, случаются в нашей жизни не единожды, и обычно мы склонны объяснять их работой интуиции. Согласно словарю, интуиция - это наше "знание, возникающее без осознания путей и условий его получения". Принимая это определение, мы тем самым признаем: не все процессы, происходящие в нашем мышлении, можно объяснить при помощи обычной, привычной для нас логики.

Содержание работы

1. Введение
2. Интуиция.
2.1)Из истории развития концепций интуиции . .
2.2)Интуитивное познание.
3. Познание.
3.1)История развития концепций познания.
3.2)Познание как творческий процесс.
4.Заключение.
5.Список литературы

Файлы: 1 файл

Интуиция 5.3.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Нижегородской области

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

 

Нижегородский государственный  инженерно-экономический институт

(ГБОУ ВПО НГИЭИ)

Факультет: Экономический

Кафедра: Гуманитарные науки

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: «Философия»

Тема: «Интуиция и познание»

 

 

Выполнил студент

Факультета ИТ и СС

1 курса, группа 12 ИФО

Савлинов А.Г.

Проверил к.и.н, доцент

______  Павлова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

Содержание

 

       1. Введение

       2. Интуиция.                                                                                             

          2.1)Из истории развития концепций  интуиции .                         .                         

        2.2)Интуитивное познание.                                                                                                                                                                                                             

3. Познание.                                                                                        

         3.1)История развития концепций познания.                                 

          3.2)Познание как творческий процесс.

4.Заключение.

5.Список литературы

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Внутренний голос, непонятно откуда взявшаяся уверенность, странное, не основанное на логике предчувствие - у интуиция много проявлений. Чем объясняются интуитивные озарения, можно ли им доверять и если да, то как пользоваться информацией, полученной столь необычным способом? Моменты, когда мы помимо своей воли совершаем необычные поступки, случаются в нашей жизни не единожды, и обычно мы склонны объяснять их работой интуиции. Согласно словарю, интуиция - это наше "знание, возникающее без осознания путей и условий его получения". Принимая это определение, мы тем самым признаем: не все процессы, происходящие в нашем мышлении, можно объяснить при помощи обычной, привычной для нас логики.

Интуиция - является важнейшим  из механизмов творчества. Она 
достаточно часто проявляется в науке, искусстве, политике, шахматах и т. п. Известны многие ученые, сделавшие открытия посредством интуиции (Архимед, Ньютон и др.).

Интуитивной способности  человека свойственны 1) неожиданность решения задачи, 2) неосознанность путей и средств ее решения и 3) непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.

Интуиция подразделяется на несколько  видов прежде всего в зависимости  от специфики деятельности субъекта. Выделяются такие виды интуиции, как техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная и т.п.

Связана ли интуиция и  логика? А интуиция и творчество ? Что такое познание? На эти и другие интересные вопросы я попыталась дать ответы.

 

 

 

 

 

 

2.Интуиция.

В получении нового знания большую  роль играют логическое мышление, способы и приемы образования новых понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем; процесс производства новой информации не может быть сведен   ни к индуктивно, ни к дедуктивно развертываемому мышлению. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения.

Распространенность, всеобщность  интуиции подтверждают многочисленные наблюдения над людьми в обычных, повседневных условиях; нередки случаи, когда в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, субъект производит выбор своих действий, как бы “предчувствуя”, что нужно поступить именно так, и никак иначе.

История человеческой культуры знает  немало случаев, когда ученый, конструктор, художник или музыкант достигали принципиально нового в своей области как бы путем “озарения”, “по наитию”.

Феномен интуиции чрезвычайно широк  и не всегда все, что считают интуитивным, действительно заслуживает такого названия. В мышлении, например, нередки умозаключения, посылки которых не формулируются в явном виде; результат таких умозаключений бывает неожиданным, но вовсе не интуитивным, как полагают некоторые Не нужно принимать за интуицию и то, что относится к области инстинктов, характеризуется автоматизмом реакций в сходной обстановке и имеет физиологические механизмы в подсознательной или бессознательной сфере субъекта. Порой говорят о “чувственной интуиции” как о восприятии органами чувств (“интуитивные” предпосылки геометрии Евклида и  т.п.). Хотя такое словоупотребление возможно, но оно идентично “чувственно-сенситивному”. Как специфический феномен познания понятие интуиции многозначно.

Мы понимаем под интуицией интеллектуальную интуицию (лат. intellectus – ум, мыслительная способность человека), позволяющую проникать в сущность вещей.

И еще одна чрезвычайно  важная черта свойственная интуиции – ее непосредственность. Непосредственным знанием принято называть такое, которое не опирается на логическое доказательство

Интуитивной способности  человека свойственны: 1) неожиданность решения задачи, 2) неосознанность путей и средств ее решения и 3) непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.

Данные признаки отделяют интуицию от близких к ней психических  и логических процессов. У людей, в разных условиях интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, по характеру результата, по глубине проникновения в сущность, по значимости для субъекта и т.п.

Интуиция подразделяется на несколько  видов прежде всего в зависимости  от специфики деятельности субъекта. Выделяются такие виды интуиции, как техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная и т.п.

 

2.1.Из истории развития концепций интуиции.

 

Под интуицией древние мыслители  понимали непосредственное (прямое) усмотрение реально существующего положения  вещей. Отсутствие сомнений в истинном характере данных интуитивного познания было основано на безусловном доверии к чувственным и прежде всего зрительным восприятиям. Такого рода знание получило впоследствии наименование “чувственной интуиции”.

Впервые черты философской проблематики в вопросе об интуиции наметились в учениях Платона и Аристотеля. Но именно здесь была отвергнута чувственная природа интуитивного познания. Интуиция была как бы перенесена в сферу абстрактного мышления и как форма теоретического знания приобрела статус гносеологической проблемы.

Однако первостепенную значимость в качестве высшей способности к  познавательной деятельности интуиция приобретает в философии нового времени.

Френсис Бэкон – родоначальник английского материализма XVII в. – занимает в истории философии особое место. Не решаясь использовать чувственную интуиции древних мыслителей, разрабатывает свою методологию. Скептически относился он и к интеллектуальной интуиции средневековья. Зато его разработка индуктивного метода так же, как и его материализм, таила “в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития”  и была необходимой предпосылкой исторической эволюции проблемы интуиции.

В роли полноправной и  полнокровной философской концепции  интуитивное знание выступило в эпоху рационализма XVII в.

Рене Декарт является одним из “первооткрывателей” философской проблемы интуиции. “Под интуицией, - писал Декарт, - я разумею веру в шаткое свидетельство чувств и обманчивое рассуждение обманчивого воображения, но понятие ясного и внимательного ума настолько простое и отчетливое, что оно не представляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемого лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте гораздо более достоверное, чем сама дедукция”. В этом рационалистическом определении интуиции четко прослеживается ее интеллектуальный характер. Интуиция – высшее проявление единства знания, и притом знания интеллектуального, ибо в акте интуиции разум человеческий одновременно мыслит и созерцает. Декарт тесно увязывает интуицию с логическим процессом, считая, что последний просто не может начаться  без некоторых исходных, предельно ясных положений. При этом не делается никакого противопоставления интуитивного и дискурсивного знания. Эти виды знания, по Декарту не исключают, а предполагают друг друга. Вместе с тем интуитивное познание представляют собой наиболее совершенный вид интеллектуального познания.

         Иммануил Кант (1724 – 1804) –основоположник немецкого классического идеализма – подчиняет философское учение об интуиции поиску новой методологии. Доступная человеку интуиция существует уже не как непосредственное созерцание ума, а как чувственность, априорные формы которой – пространство и время. Иными словами, интуиция – это пассивная способность восприятия

2.2.Интуитивное познание.

Интуитивное познание – это  важная сфера человеческого познания, относящаяся к области как научного, так и ненаучного познания.

К числу наиболее характерных черт научной интуиции относятся:

1.Принципиальная невозможность получения искомого результата посредством чувственного познания окружающего мира.

2.Принципиальная невозможность  получения искомого результата  посредством прямого логического вывода.

3.Безотчетная уверенность в  абсолютной истинности результата.

4.Внезапность и неожиданность  полученного результата.

5.Непосредственная очевидность  результата.

6.Неосознанность механизмов творческого  акта, путей и методов, приведших ученого от начальной постановки проблемы к готовому результату.

7.Необычайная легкость, невероятная простота и скорость пройденного пути от исходных посылок к открытию.

8.Ярко выраженное чувство самоудовлетворения  от осуществления процесса интуиции и глубокого удовлетворения от полученного результата.

Особенность интуитивного познания состоит в том, что по своей гносеологической сущности оно – преобразовательное, комбинаторное познание, результатов которого выступает интуитивное знание.

Проблема интуиции имеет  богатейшее философское наследие. Пожалуй, немногие философские проблемы в своем развитии претерпевали такие качественные изменения и подвергались анализу представителей самых различных областей знания. Вопрос об интуиции часто оказывался предметом острой борьбы между представителями материализма и идеализма. Вокруг него образовался целый круговорот нередко исключающих друг друга концепций. Но без учета историко-философских традиций невозможно было бы осмыслить сложнейшую эволюцию взглядов на природу интуиции и создать научное диалектико-материалистическое представление о ней. Таким образом, историко-философский анализ в исследовании проблемы интуиции представляется логически вполне оправданным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Познание.

Теория познания иначе  называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины имеют греческие корни: gnosis – познавание, узнавание; познание, знание и episteme – знание, умение; наука. В русском языке термин “знание”, равно как и “познание”, несет два основных значения: во-первых, знание как данность, добытый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания. Гносеология не может не касаться указанных сторон.все же в узком смысле задачей гносеологии является скорее исследование природы “готового” знания, чем методов его получения. Таким образом,гносеология – это знание о знании.

Вопросы познания мира человеком  являются центральными в любом философском учении, причем исследование возможностей познания людей, анализ сущности познавательного отношения человека к миру, проблемы истинности познания, соотношения знания и ценности, а также знания, понимания, значения по мере развития человечества становятся все более актуальными и непосредственно связанными с практическими задачами, которые решает человечество.

В идеале теория познания должна обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское. Она должна объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия  истины, ее критерии. Поэтому ясно, что если теория знания  включает в себя в качестве предпосылок выводы каких-то других теорий, то она рискует попасть в логический круг.

Вопросы познания, поставленные и по разному решаемые в философии, позволили выделить субъект и объект познания, сам процесс познания, учение об истине и проблемы проверки достоверности знаний.

Объект познания в широком смысле слова – весь материальный мир. Диалектический материализм, продолжая материалистическую традицию, исходит из первичности объекта и вторичности человеческого сознания. Признание объективности мира и его отражения в сознании человека – важнейшее условие научного понимания человеческого познания. Связь субъекта и объекта здесь рассматривалась как чисто физическое отношение. Познавательное отражение понималось только как результат одностороннего воздействия объекта на субъект. Субъект познания органически включен в систему общественных отношений, которые определяют его особенности. Несмотря на то что субъектом познания в широком смысле является общество в целом, социальные группы, познание осуществляется через отдельных людей.

Философы также уделяли большое внимание методам познания, исследовательским процедурам, логике познавательной деятельности. Эта проблематика традиционна для философского осмысления проблем познания и существует множество различных концептуальных подходов, которые разрабатывались на протяжении всего более чем двухтысячелетнего развития философии.

Информация о работе Интуиция и познание