Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:13, реферат
Внутренний голос, непонятно откуда взявшаяся уверенность, странное, не основанное на логике предчувствие - у интуиция много проявлений. Чем объясняются интуитивные озарения, можно ли им доверять и если да, то как пользоваться информацией, полученной столь необычным способом? Моменты, когда мы помимо своей воли совершаем необычные поступки, случаются в нашей жизни не единожды, и обычно мы склонны объяснять их работой интуиции. Согласно словарю, интуиция - это наше "знание, возникающее без осознания путей и условий его получения". Принимая это определение, мы тем самым признаем: не все процессы, происходящие в нашем мышлении, можно объяснить при помощи обычной, привычной для нас логики.
1. Введение
2. Интуиция.
2.1)Из истории развития концепций интуиции . .
2.2)Интуитивное познание.
3. Познание.
3.1)История развития концепций познания.
3.2)Познание как творческий процесс.
4.Заключение.
5.Список литературы
На современном уровне теория познания являет собой результат обобщения всей истории развития познания мира. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях. Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Наконец, самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Все эти многочисленные вопросы, а также и те, которые рождаются в области других наук и в общественной практике, способствуют оформлению обширной проблематики теории познания, которая в своей совокупности и может представить ответ на вопрос, что есть знание. Знать означает в самом широком смысле владеть и уметь. Знание есть связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью.
3.1.История развития концепций познания.
Теория познания исторически развивалась во взаимодействии с наукой. Одни ученые исследуют объективную реальность, а другие – саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства; одни добывают знания, а другие – знания о знании, столь важные и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения.
В античной Греции в четком и сжатом виде были представлены практически все подходы к познанию, которые затем углублялись и развивались на протяжении веков.
Одно из значимых направлений было заложено философией Сократа, который считал, что физический, предметный мир вещей недоступен человеку и проблема познания заключается в самом человеке. Задача философствования – познать самого себя, а решение этой задачи предполагает, что человек овладел искусством жить. Это искусство постигается человеком в процессе овладения им диалектикой, методом спора с самим собой, позволяющим выявить внутренние противоречия в собственных воззрениях. На этой основе Сократ делает вывод о том, что нравственные нормы, помогающие человеку жить обосновываются разумом и жизнь добродетельная предполагает, что человек знает, что такое добро и действует и живет согласно этому знанию.
В истории античной философии известна также концепция познания Платона, который считал, что источник познания – это воспоминание бессмертной души человека, которая заключена в тело, о мире идей, существующих безотносительно к миру природных вещей. Чувственно воспринимаемые человеком вещи и их свойства, будь то тепло или холод, вкус или цвет могут быть понятны только на уровне мнения познающего человека.
Третья линия в познании представлена в философии Демокрита, который считал, что душа человека является движущим началом в теле и одновременно органом ощущения и мышления. Телесный мир состоит из атомов и чувственные качества вещей зависят от их свойств. Демокрит уделяет особое внимание проблемам восприятия мира человеком, подчеркивая, что в процессе ощущений, получаемых от мира вещей, человек овладевает знанием, играющим большую роль в познании. Только тогда, когда человек не в состоянии воспринимать мир с помощью чувств, он вынужден обращаться к разумному познанию. Таким образом уже в античности складывается материалистическая концепция познания, включающая чувственное и рациональное познание как переход от наглядного образа к понятию.
Современное научное представление о познании включает понимание того, что существуют три главные сферы или области познания: мир природы - от космоса до атома и элементарных частиц; мир социума (общества) как мир материальной и духовной культуры, который создан людьми в процессе предметной деятельности и общения; мир внутренней жизни человека, его мыслей и чувств, интуиций и переживаний, эмоций и представлений.
Каждая из этих сфер познания может быть познана с помощью определенных познавательных феноменов, таких как объяснение, понимание и рефлексия.
3.2.Познание как творческий процесс.
Философия изучает мировоззренческую сторону творческой деятельности человека, проблемы гносеологического и общеметодологического характера. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось.
В компетенции философии такие
проблемы, как творчество и сущность
человека, отражение и творчество, отчуждение
и творческие способности, гносеологическая
специфичность творческого процесса,
творчество и практика, соотношение интуитивного
и дискурсивного, социокультурная детерминация
творческой деятельности, соотношение
индивидуально-
Нельзя недооценивать роль интуиции в творческом процессе. Благодаря интуитивным догадкам художник, музыкант или любая другая творческая личность открывает для себя качественно новый уровень самовыражения, что, порой, приводит к созданию неожиданных для творца шедевров искусства.
4.Заключение.
Таким образом, интуиция (позднелат. лат. intuitio — созерцание) способность, мысленно анализируя и рассуждая, моментально принимать правильные решения, минуя промежуточные результаты, что возможно в быстродействии нейронных связей головного мозга и накопленного ранее жизненного опыта в воспитании, наблюдениях и анализе, а в некоторых случаях и генетическая или родовая — наследственная способность. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него.
Стремление различать два вида, или метода, познания появилось уже в античности. Начало этого можно найти в учении Платона об идеях, в котором присутствует понятие недискурсивности их постижения. Эпикурейцы закрепили этот феномен непосредственного познания или постижения в слове интуиция. Перевод понятия интуиции на латинский язык термином «intuitus» («мгновенно постигать») был сделан в V веке.
5.Список литературы:
1)Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика: Уч. Пособие для вузов. 1991.
2)Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации. 1989
3)www.wikipedia.org