Интуиция и познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:13, реферат

Описание работы

Внутренний голос, непонятно откуда взявшаяся уверенность, странное, не основанное на логике предчувствие - у интуиция много проявлений. Чем объясняются интуитивные озарения, можно ли им доверять и если да, то как пользоваться информацией, полученной столь необычным способом? Моменты, когда мы помимо своей воли совершаем необычные поступки, случаются в нашей жизни не единожды, и обычно мы склонны объяснять их работой интуиции. Согласно словарю, интуиция - это наше "знание, возникающее без осознания путей и условий его получения". Принимая это определение, мы тем самым признаем: не все процессы, происходящие в нашем мышлении, можно объяснить при помощи обычной, привычной для нас логики.

Содержание работы

1. Введение
2. Интуиция.
2.1)Из истории развития концепций интуиции . .
2.2)Интуитивное познание.
3. Познание.
3.1)История развития концепций познания.
3.2)Познание как творческий процесс.
4.Заключение.
5.Список литературы

Файлы: 1 файл

Интуиция 5.3.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

На современном уровне теория познания являет собой результат  обобщения всей истории развития познания мира. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях. Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Наконец, самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Все эти многочисленные вопросы, а также и те, которые рождаются в области других наук и в общественной практике, способствуют оформлению обширной проблематики теории познания, которая в своей совокупности и может представить ответ на вопрос, что есть знание. Знать означает в самом широком смысле владеть и уметь. Знание есть связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью.

 

 

 

 

3.1.История развития концепций познания.

 

Теория познания исторически  развивалась во взаимодействии с наукой. Одни ученые исследуют объективную реальность, а другие – саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства; одни добывают знания, а другие – знания о знании, столь важные и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения.

В античной Греции в четком и сжатом виде были представлены практически все подходы к познанию, которые затем углублялись и развивались на протяжении веков.

Одно из значимых направлений  было заложено философией Сократа, который считал, что физический, предметный мир вещей недоступен человеку и проблема познания заключается в самом человеке. Задача философствования – познать самого себя, а решение этой задачи предполагает, что человек овладел искусством жить. Это искусство постигается человеком в процессе овладения им диалектикой, методом спора с самим собой, позволяющим выявить внутренние противоречия в собственных воззрениях. На этой основе Сократ делает вывод о том, что нравственные нормы, помогающие человеку жить обосновываются разумом и жизнь добродетельная предполагает, что человек знает, что такое добро и действует и живет согласно этому знанию.

В истории античной философии известна также концепция познания Платона, который считал, что источник познания – это воспоминание бессмертной души человека, которая заключена в тело, о мире идей, существующих безотносительно к миру природных вещей. Чувственно воспринимаемые человеком вещи и их свойства, будь то тепло или холод, вкус или цвет могут быть понятны только на уровне мнения познающего человека.

Третья линия в познании представлена в философии Демокрита, который считал, что душа человека является движущим началом в теле и одновременно органом ощущения и мышления. Телесный мир состоит из атомов и чувственные качества вещей зависят от их свойств. Демокрит уделяет особое внимание проблемам восприятия мира человеком, подчеркивая, что в процессе ощущений, получаемых от мира вещей, человек овладевает знанием, играющим большую роль в познании. Только тогда, когда человек не в состоянии воспринимать мир с помощью чувств, он вынужден обращаться к  разумному познанию. Таким образом уже в античности складывается материалистическая концепция познания, включающая чувственное и рациональное познание как переход от наглядного образа к понятию.

Современное научное  представление о познании включает понимание того, что существуют три  главные сферы или  области  познания: мир природы - от космоса до атома и элементарных частиц; мир социума (общества) как мир материальной и духовной культуры, который создан людьми в процессе предметной деятельности и общения; мир внутренней жизни человека, его мыслей и чувств, интуиций и переживаний, эмоций и представлений.

Каждая из этих сфер познания может быть познана с помощью определенных познавательных феноменов, таких как объяснение, понимание и рефлексия.

   

3.2.Познание как творческий процесс.

Философия изучает мировоззренческую  сторону творческой деятельности человека, проблемы гносеологического и общеметодологического характера. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось.

          В компетенции философии такие  проблемы, как творчество и сущность  человека, отражение и творчество, отчуждение и творческие способности, гносеологическая специфичность творческого процесса, творчество и практика, соотношение интуитивного и дискурсивного, социокультурная детерминация творческой деятельности, соотношение индивидуально-гносеологического и социологического уровней творчества, этика ученых и творческая деятельность, гносеологический и этический аспекты научных дискуссий и др.

Нельзя недооценивать  роль интуиции в творческом процессе. Благодаря  интуитивным догадкам художник, музыкант или  любая другая творческая личность открывает для себя качественно новый уровень самовыражения, что, порой, приводит к созданию неожиданных для творца шедевров искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Заключение.

 

Таким образом, интуиция (позднелат. лат. intuitio — созерцание) способность, мысленно анализируя и рассуждая, моментально принимать правильные решения, минуя промежуточные результаты, что возможно в быстродействии нейронных связей головного мозга и накопленного ранее жизненного опыта в воспитании, наблюдениях и анализе, а в некоторых случаях и генетическая или родовая — наследственная способность. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него.

Стремление различать  два вида, или метода, познания появилось  уже в античности. Начало этого можно найти в учении Платона об идеях, в котором присутствует понятие недискурсивности их постижения. Эпикурейцы закрепили этот феномен непосредственного познания или постижения в слове интуиция. Перевод понятия интуиции на латинский язык термином «intuitus» («мгновенно постигать») был сделан в V веке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Список литературы:

 

 

1)Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика: Уч. Пособие для вузов.  1991.

 

2)Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации. 1989

3)www.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Интуиция и познание