Интуиция в истории философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:02, реферат

Описание работы

В получении нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования новых понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения.

Файлы: 1 файл

По философии 2.docx

— 30.38 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, интуиция – это  специфический способ взаимодействия чувственного и логического в  познании, результаты которого могут  выступать как определенного  рода знание, именуемое "интуитивным  знанием" и используемое в науке  с учетом последующей экспериментальной  проверки.

Первое определение относится  к анализу интуиции как некоего  психологического феномена. Второе –  к гносеологическому анализу.

Итак, интуиция – это специфическая  форма познавательного процесса. Посредством ее различных форм осуществляется взаимодействие чувственного и логического  познания.

Гносеологические функции  интуиции заключаются в своеобразной комбинаторике наличных знаний с  данными скрытого от самого субъекта, но уже имеющимися у него знаниями и последующей трансформацией полученного  нового знания в статус научного. Таким  образом, действие интуиции распространяется и на уровень научного познания, точнее, ее результат – интуитивное  знание является важным компонентом  процесса получения нового научного знания.

Гносеологический анализ интуитивной формы познавательного  процесса предполагает выяснение соотношения  между знанием, имеющимся к началу интуитивного акта, и знанием, полученным в результате этого акта, а также  выявление сущности гносеологического  механизма, с помощью которого совершается  преобразование "старого" (исходного) знания в новое.

Итак, место интуиции в  научном познании определяется сферой взаимодействия чувственного и логического  познания. Здесь и проявляется  действие интуиции как процесса. Это  взаимодействие иначе можно было бы назвать интуитивным познанием. Правомерность выделения такого рода познания, равно как чувственного и логического, обусловлена всей историей человеческого познания.

Интуитивное познание –  это важная сфера человеческого  познания, относящаяся к области  как научного, так и ненаучного познания.

По мнению В.Р.Ириной и  А.А.Новикова, к числу наиболее характерных  черт научной интуиции относятся:

Принципиальная невозможность  получения искомого результата посредством  чувственного познания окружающего  мира.

Принципиальная невозможность  получения искомого результата посредством  прямого логического вывода.

Безотчетная уверенность  в абсолютной истинности результата (это никоим образом не снимает  необходимости дальнейшей логической обработки и экспериментальной  проверки).

Внезапность и неожиданность  полученного результата.

Непосредственная очевидность  результата.

Неосознанность механизмов творческого акта, путей и методов, приведших ученого от начальной  постановки проблемы к готовому результату.

Необычайная легкость, невероятная  простота и скорость пройденного  пути от исходных посылок к открытию.

Ярко выраженное чувство  самоудовлетворения от осуществления  процесса интуиции и глубокого удовлетворения от полученного результата.

Итак, все, что совершается  интуитивно, должно быть внезапно, неожиданно, непосредственно очевидно, неосознанно  быстро, безотчетно легко, вне логики и созерцания и в то же время  само по себе строго логично и основано на предшествующем чувственном опыте. Гносеологические функции этих процессов – осуществлять взаимодействие чувственного и логического познания.

Цель всякого рода познания – это получение и преобразование знания. Как известно, существует четыре типа преобразования знания.

От одних чувственных  образов к другим чувственным  образам (чувственное познание).

От одних понятий к  другим понятиям (логическое познание).

От наглядных образов  к новому понятию (взаимодействие чувственного и логического).

От понятий к новым  чувственно-наглядным образам (взаимодействие логического и чувственного).

3 и 4 типы преобразования, таким образом, относятся к  выделенной сфере интуитивного  познания.

Процесс получения интуитивного знания состоит из сложнейших комбинаций с чувственно-наглядными образами. К видам чувственных образов, между которыми совершается комбинирование, можно отнести следующие две  группы образов: чувственно-наглядные (непосредственное восприятие, наглядное  представление); понятийные (мысленное  воспроизведение ранее полученных понятий, мысленное воспроизведение  наиболее общих свойств и существенных сторон связей и отношений объективного мира, недоступных непосредственно  органам чувств).

Научное познание любого рода всегда имеет своей конечной целью  получение нового понятия, т.е. нового знания. Всякое научное понятие есть в конечном счете синтез совокупности чувственных образов.

Итак, взаимодействие чувственного и логического, осуществляемое благодаря  интуиции, заключается в своеобразном комбинировании чувственных образов на основе какого-то исходного понятия. В результате получается новое понятие об объекте, новое знание о его сущности, а не только о формах проявления.

Загадочна быстрота, с какой  действует интуиция. А. А. Налчаджян приводит весьма убедительные доводы в подтверждение того положения, что после прекращения сознательного анализа научной проблемы процесс ее решения продолжается в подсознательной сфере, что соответствующие электрофизиологические процессы также не прекращаются, а преобразуются, продолжают протекать, но лишь с измененными характеристиками.

При такой форме мышления значительно ускоряется мыслительный процесс. Наблюдается удивительное явление: возможность переработки  на бессознательном уровне 109 бит  информации в секунду, а на сознательном только 102. Все это является важной предпосылкой для развертывания  быстрых мыслительных процессов, для  оперирования огромной по своему объему «чистой» информацией в подсознательной (бессознательной) сфере. Подсознание  способно проводить за короткое время  огромную работу, которая не под  силу сознанию за тот же короткий срок.

Взаимосвязь целого и части, системы и элемента также внедряется в сознание и бессознательную  сферу человеческой психики в  форме определенной схемы или  структуры (в самом общем виде), облекаясь в психологическую  установку на достижение гармоничности  и совершенства. Стремление к гармонии и красоте, осуществляемое на подсознательном  уровне, может послужить фактором, оказывающим решающее влияние на выбор из множества вариантов  в пользу более совершенного.

Индивидуальное познание своеобразно, как специфична и интуитивная  способность каждого человека, его  жизненная уникальность; но через  всю эту специфичность проявляет  свое действие, общественная природа  человеческой личности.

К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся  следующие:

 

основательная профессиональная подготовка субъекта, глубокое знание проблемы;

поисковая ситуация, состояние  проблемности;

действие у субъекта поисковой  доминанты на основе непрерывных  попыток решить проблему, напряженные  усилия по решению проблемы или задачи;

наличие «подсказки».

Последний момент в некоторых  случаях явно не обнаруживается. Но значительное число открытий или  изобретений, как показывает история  науки и техники, связана с  действием «подсказки», которая  служит «пусковым механизмом» для  интуиции.

Успех интуитивного решения  зависит от того, насколько исследователю  удалось освободиться от шаблона, убедиться  в непригодности ранее известных  путей и вместе с тем сохранить  увлеченность проблемой, не признать ее нерешаемой. Подсказка оказывается решающей в освобождении от стандартных, шаблонных ходов мысли. Конкретная форма подсказки, те конкретные предметы и явления, которые при этом используются, являются несущественным обстоятельством. Важен ее общий смысл. Замысел подсказки должен быть воплощен в каких-то конкретных явлениях, но в каких именно – это не будет решающим фактором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Интуиция предстает в  познании как процесс и как  результат. Гносеологический анализ интуиции как процесса сводится к анализу  действия ее различных форм в познавательной деятельности человека. Как результат  интуиция выступает в форме "интуитивного знания".

Рассмотрение вопроса  о возможном механизме и компонентах  интуиции позволяет увидеть, что  интуиция не сводима ни к чувственному, ни к абстрактному познанию; в ней  имеются и те, и другие формы  познания, но имеется и нечто, выходящее  за эти рамки и не позволяющее  редуцировать ее ни к той, ни к другой форме; она дает новое знание, не достижимое никакими другими средствами.

Следует, однако, помнить, что, как бы ни была велика сила воображения  и интуитивного озарения, они никак  не противостоят сознательным и рациональным актам в познании и творчестве. Все эти сущностные духовные силы человека действуют в единстве, и  лишь в каждом конкретном акте творчества может преобладать то одно, то другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Бунге М. Интуиция и наука. М., 1980

 

2. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции: интуиция и разум. М.: Наука, 1978

 

 

 

 

 


Информация о работе Интуиция в истории философии