Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:02, реферат
В получении нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования новых понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения.
Во-вторых, интуиция – это специфический способ взаимодействия чувственного и логического в познании, результаты которого могут выступать как определенного рода знание, именуемое "интуитивным знанием" и используемое в науке с учетом последующей экспериментальной проверки.
Первое определение относится к анализу интуиции как некоего психологического феномена. Второе – к гносеологическому анализу.
Итак, интуиция – это специфическая
форма познавательного
Гносеологические функции интуиции заключаются в своеобразной комбинаторике наличных знаний с данными скрытого от самого субъекта, но уже имеющимися у него знаниями и последующей трансформацией полученного нового знания в статус научного. Таким образом, действие интуиции распространяется и на уровень научного познания, точнее, ее результат – интуитивное знание является важным компонентом процесса получения нового научного знания.
Гносеологический анализ
интуитивной формы
Итак, место интуиции в научном познании определяется сферой взаимодействия чувственного и логического познания. Здесь и проявляется действие интуиции как процесса. Это взаимодействие иначе можно было бы назвать интуитивным познанием. Правомерность выделения такого рода познания, равно как чувственного и логического, обусловлена всей историей человеческого познания.
Интуитивное познание – это важная сфера человеческого познания, относящаяся к области как научного, так и ненаучного познания.
По мнению В.Р.Ириной и А.А.Новикова, к числу наиболее характерных черт научной интуиции относятся:
Принципиальная невозможность получения искомого результата посредством чувственного познания окружающего мира.
Принципиальная невозможность получения искомого результата посредством прямого логического вывода.
Безотчетная уверенность в абсолютной истинности результата (это никоим образом не снимает необходимости дальнейшей логической обработки и экспериментальной проверки).
Внезапность и неожиданность полученного результата.
Непосредственная очевидность результата.
Неосознанность механизмов творческого акта, путей и методов, приведших ученого от начальной постановки проблемы к готовому результату.
Необычайная легкость, невероятная простота и скорость пройденного пути от исходных посылок к открытию.
Ярко выраженное чувство самоудовлетворения от осуществления процесса интуиции и глубокого удовлетворения от полученного результата.
Итак, все, что совершается интуитивно, должно быть внезапно, неожиданно, непосредственно очевидно, неосознанно быстро, безотчетно легко, вне логики и созерцания и в то же время само по себе строго логично и основано на предшествующем чувственном опыте. Гносеологические функции этих процессов – осуществлять взаимодействие чувственного и логического познания.
Цель всякого рода познания
– это получение и
От одних чувственных образов к другим чувственным образам (чувственное познание).
От одних понятий к другим понятиям (логическое познание).
От наглядных образов к новому понятию (взаимодействие чувственного и логического).
От понятий к новым чувственно-наглядным образам (взаимодействие логического и чувственного).
3 и 4 типы преобразования, таким образом, относятся к выделенной сфере интуитивного познания.
Процесс получения интуитивного
знания состоит из сложнейших комбинаций
с чувственно-наглядными образами.
К видам чувственных образов,
между которыми совершается комбинирование,
можно отнести следующие две
группы образов: чувственно-наглядные
(непосредственное восприятие, наглядное
представление); понятийные (мысленное
воспроизведение ранее
Научное познание любого рода всегда имеет своей конечной целью получение нового понятия, т.е. нового знания. Всякое научное понятие есть в конечном счете синтез совокупности чувственных образов.
Итак, взаимодействие чувственного и логического, осуществляемое благодаря интуиции, заключается в своеобразном комбинировании чувственных образов на основе какого-то исходного понятия. В результате получается новое понятие об объекте, новое знание о его сущности, а не только о формах проявления.
Загадочна быстрота, с какой действует интуиция. А. А. Налчаджян приводит весьма убедительные доводы в подтверждение того положения, что после прекращения сознательного анализа научной проблемы процесс ее решения продолжается в подсознательной сфере, что соответствующие электрофизиологические процессы также не прекращаются, а преобразуются, продолжают протекать, но лишь с измененными характеристиками.
При такой форме мышления значительно ускоряется мыслительный процесс. Наблюдается удивительное явление: возможность переработки на бессознательном уровне 109 бит информации в секунду, а на сознательном только 102. Все это является важной предпосылкой для развертывания быстрых мыслительных процессов, для оперирования огромной по своему объему «чистой» информацией в подсознательной (бессознательной) сфере. Подсознание способно проводить за короткое время огромную работу, которая не под силу сознанию за тот же короткий срок.
Взаимосвязь целого и части, системы и элемента также внедряется в сознание и бессознательную сферу человеческой психики в форме определенной схемы или структуры (в самом общем виде), облекаясь в психологическую установку на достижение гармоничности и совершенства. Стремление к гармонии и красоте, осуществляемое на подсознательном уровне, может послужить фактором, оказывающим решающее влияние на выбор из множества вариантов в пользу более совершенного.
Индивидуальное познание
своеобразно, как специфична и интуитивная
способность каждого человека, его
жизненная уникальность; но через
всю эту специфичность
К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся следующие:
основательная профессиональная подготовка субъекта, глубокое знание проблемы;
поисковая ситуация, состояние проблемности;
действие у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;
наличие «подсказки».
Последний момент в некоторых случаях явно не обнаруживается. Но значительное число открытий или изобретений, как показывает история науки и техники, связана с действием «подсказки», которая служит «пусковым механизмом» для интуиции.
Успех интуитивного решения
зависит от того, насколько исследователю
удалось освободиться от шаблона, убедиться
в непригодности ранее
Заключение
Интуиция предстает в познании как процесс и как результат. Гносеологический анализ интуиции как процесса сводится к анализу действия ее различных форм в познавательной деятельности человека. Как результат интуиция выступает в форме "интуитивного знания".
Рассмотрение вопроса
о возможном механизме и
Следует, однако, помнить, что, как бы ни была велика сила воображения и интуитивного озарения, они никак не противостоят сознательным и рациональным актам в познании и творчестве. Все эти сущностные духовные силы человека действуют в единстве, и лишь в каждом конкретном акте творчества может преобладать то одно, то другое.
Список литературы
1. Бунге М. Интуиция и наука. М., 1980
2. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции: интуиция и разум. М.: Наука, 1978