Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:02, реферат
В получении нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования новых понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения.
Введение
В получении нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования новых понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения.
Проблема интуиции имеет
богатейшее философское наследие. Немногие
философские проблемы в своем
развитии претерпевали такие качественные
изменения и подвергались анализу
представителей самых различных
областей знания. Вопрос об интуиции часто
оказывался предметом острой борьбы
между представителями
Интуиция как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, выступает столь же всеобщей, свойственной всем людям (правда, в разной степени) способностью, как и чувства, и абстрактное мышление. Именно поэтому, выбранная мной тема, кажется мне актуальной.
1.1 Интуиция в истории философии
Вплоть до XVIII – XIX веков
интуиция, ее природа и механизмы
являются предметом исключительно
философского (дискурсивного, рассуждающего)
исследования. В конце XIX века феномен
интуиции начинает проникать в область
интересов психологов, и, в соответствии
с общим направлением развития психологии
в этот период, в их подходе к
интуиции просматривается стремление
найти пути её экспериментального моделирования
и изучения. Вместе с тем конкретно-
Можно выделить два глобальных периода в развитии представлений об интуиции:
1. Философский, от VI в. до н.э. до середины XIX века.
2. Период конкретно –
психологического анализа
Одновременно развивается
духовно-религиозное
Философский период. Длительная
история развития философских представлений
об интуиции и в начале XXI века не
позволяет констатировать единства
взглядов на проблему. Весьма примечательно,
что именно на рубеже XX – XXI веков
усиливается стремление философов
к пониманию феномена интуиции, свидетельством
чего может служить «всплеск»
посвященных его анализу
Корни философского понимания интуиции усматриваются во взглядах великих философов античности и средневековья - Платона, Аристотеля, Плотина, Августина Аврелия, Фомы Аквинского.
Теснейшая связь средневековой философии с религией приводит к тому, что интуиция начинает рассматриваться как способ божественного созерцания и озарения в целях непосредственного слияния с Богом.
Феномен интуиции подробно обсуждается представителем раннехристианской философии Августином Блаженным (350 – 430). В своей гносеологии (теории познания) Августин – иррационалист: душа человека – хранилище достоверных и истинных знаний, ибо открываются они человеку через откровение. Однако Истина открывается только при условии активности души. Главный источник знаний – Откровение, вера выше разума: «Верь, чтобы знать».
В определенной степени новое
понимание интуиции в идее о существовании
двух знаний представлены у выдающегося
представителя схоластов
Развитие представлений
об интуиции в период средневековья
формировалось в связи с
1.интуиция как способность души к самопознанию и, в результате, к самооткровению духа
2.интуиция как
3.интуиция как
4.интуиция как способ
приобретения внутреннего
Заметим, что сам феномен
интуиции понимается как особое переживание,
в котором человеку прямо и
непосредственно открывается
В XVII – XVIII веках феномен интуиции впервые становится предметом специального (по-прежнему – философского) анализа и рассматривается в связи с познанием не Бога, а мира, в гносеологическом аспекте.
Рене Декарт (1596 – 1650) в своем стремлении найти новые точные и прочные основания наук продолжает в определенном смысле традицию Аристотеля, в соответствии с которой интуиция понимается как вид мышления.
В соответствии с воззрениями
Р. Декарта, сознание есть внутренний мир,
открывающийся
Декарт считает, что математические
аксиомы и ряд наиболее общих
понятий имеют
Рационалистическое понимание интуиции Декарта развивают Бенедикт Спиноза (163 – 1677) и Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716).
Таким образом, представители рационализма в философии, рассматривая интуицию как важнейшую составляющую процесса познания и высшую рациональную способность, во многом определили дальнейшее формирование взглядов на проблему интуиции, как в философии, так и в психологии.
К анализу феномена интуиции обращаются и представители немецкой классической философии от Иммануила Канта до Г. Фихте и Ф. Шеллинга.
Кант утверждает, что всякое всеобщее теоретическое знание априорно, не может быть результатом простого эмпирического обобщения, оно доопытно и внеопытно. Интуиция проявляется как представления, которые человеком созерцаются непосредственно − то, что познавательная способность человека «добавляет» к тому, что воспринимается, «задает» форму. Только созерцанию (интуиции) доступен целостный охват предметов. Интуиции открывается также внутренний мир, созерцание душой себя и своих состояний.
В противоположность Канту
и Г. Фихте и Ф. Шеллинг подчеркивают
интеллектуальный характер интуиции как
непосредственного
В английской эмпирической психологии, продолжающей традиции дискурсивного анализа психических феноменов, для интуиции не находится места: интуиция понималась как метафизическая категория, не подлежащая психологическому анализу.
1.2 Понятие интуиции
Интуиция на бытовом уровне характеризуется как чутье, проницательность, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь. В психологии интуиция рассматривается как особый вид знания, как специфическая способность, как механизм творческой деятельности.
Когда мы не знаем точно, какой из механизмов сыграл свою роль, когда не помним посылок или не отдаем себе ясного отчета в последовательности процессов логического вывода умозаключений, или если мы не были достаточно систематичны и строги, мы склонны говорить, что все это было делом интуиции.
Философы определяют интуицию как непосредственное, без обоснования доказательствами постижение, усмотрение (от лат. Intueri — пристально, внимательно смотреть) истины.
В зависимости от сферы применения различают интуицию в повседневной жизни ("здравый смысл"), в науке, философии, искусстве (художественная интуиция), в изобретательской деятельности (техническая интуиция), профессиональную интуицию (врачей, следователей, педагогов и др.).
Существуют различные объяснения феномена интуиции. Но при всех различиях подчеркивается связь интуиции с неосознаваемыми формами психической деятельности, хотя специфика интуиции лежит не в самом факте неосознанности, а в познавательных, творческих и оценочных функциях неосознаваемой деятельности. На интуитивном уровне задействованы все формы чувственности (ощущения, восприятия, память, воображение, эмоции, воля ("чувственная интуиция")) и интеллекта, логического мышления ("интеллектуальная интуиция").
Рассмотрим классификацию форм интуиции, предложенную Марио Бунге. Бунге различает прежде всего чувственную и интеллектуальную интуиции.
Чувственная интуиция имеет следующие формы:
1. Интуиция как восприятие.
Интуиция как восприятие выражается в процессе быстрого отождествления предмета, явления или знака.
Ясное понимание значения и взаимоотношения или знака.
Способность интерпретации.
2. Интуиция как воображение.
Способность представления или геометрическая интуиция.
Способность образования метафор: умение показать частичную тождественность признаков или функций, либо полную формальную или структурную тождественность в остальном различных объектов.
Творческое воображение.
Интеллектуальную интуицию (интуицию как разум) Бунге классифицирует следующим образом:
1. Интуиция как разум.
Ускоренное умозаключение – стремительный переход от одних утверждений к другим, иногда с быстрым проскакиванием отдельных звеньев.
Способность к синтезу или обобщенное восприятие.
Здравый смысл – суждение, основанное на обыденном знании и не опирающееся на специальные знания или методы, либо ограничивающееся пройденными этапами научного знания.
2. Интуиция как оценка.
Здравое суждение, фронезис (практическая мудрость), проницательность или проникновение: умение быстро и правильно оценивать важность и значение проблемы, правдоподобность теории, применимость и надежность метода и полезность действия.
Интеллектуальная интуиция как обычный способ мышления.
Классификация, проведенная Бунге, несмотря на ценность исследования в целом, не может претендовать на решение проблемы.
А.С. Кармин и Е.П. Хайкин в
своей книге «Творческая
Концептуальная интуиция – процесс формирования новых понятий на основе имевшихся ранее наглядных образов.
Эйдетическая интуиция – построение новых наглядных образов на основе имевшихся ранее понятий.
Оба эти подразделения – различные формы научной интуиции, т.е. различные формы взаимодействия чувственного и логического познания.
Деление интуиции на эйдетическую и концептуальную позволяет исследовать ее специфику в сравнении с известными формами чувственного и логического познания.
Вариант классификации, предложенный
Карминным и Хайкиным, предназначен
специально для гносеологического
анализа и представляет собой
не условное разделение, а своего рода
рабочую схему исследования, освобожденного
от необходимости
Опираясь на эту схему, можно не просто констатировать факт существования интуиции как формы познавательного процесса, но перейти к анализу ее действительных проявлений в сфере научного познания.
1.3 Роль интуиции в познании
Под интуитивным познанием
понимается сфера познания, где процесс
накопления и преобразования знания
осуществляется посредством различных
форм интуиции, действующих на уровне
неосознанного взаимодействия чувственного
и логического познания. При этом
необходимо отметить, что интуиция
как форма познавательного
Во-первых, интуиция – это
способность человеческого