Интуиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Интуиция (от лат. Inueri – пристально, внимательно, смотреть) – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения». Интуиция трактуется как специфическая способность (например, художественная или научная интуиция); и как «целостное охватывание» условий проблемной ситуации (чувственная, интеллектуальная интуиция); и как механизм творческой деятельности (творческая интуиция).

Содержание работы

Введение
Глава I. Интуиция.
1. Интуиция как способ и форма познания………………………….
2. Развитие интуитивных способностей……………………………..
Глава II. Привычки.
1. Категория привычки в психологии……………………………….
2. Методы коррекции привычек……………………………………...
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 43.91 Кб (Скачать файл)

Однако на основе гносеологического  анализа историко-научного материала, с учетом данных, накопившихся в  психологических исследованиях, можно  указать некоторые механизмы  интуитивного мышления, с помощью  которых в сознании ученых формируются  новые представления и идеи (к  сожалению, предполагаемый объем данной работы не позволяет привести их подробный  анализ).

Вот один из примеров, взятый из книги “От мечты к открытию”, автором которой является Ганс Селье: "Логика составляет основу экспериментальных исследований точно также, как грамматика составляет основу языка. Однако, мы должны научиться пользоваться математикой и статистикой интуитивно, т.е. неосознанно, так как у нас нет времени для того, чтобы на каждом шагу осознанно применять законы логики.

Логика и математика способны даже блокировать свободный поток  того полуинтуитивного мышления, который является основой основ научных исследований в области медицины.

Та полуинтуитивная логика, которой пользуется каждый ученый-экспериментатор в своей повседневной работе, - это специфическая смесь жесткой формальной логики и психологии. Она формальна в том смысле, что абстрагирует формы мышления от их содержания, с тем чтобы установить абстрактные критерии непротиворечивости.

А так как эти абстракции могут быть представлены символами, то логика может быть также названа  символической (математика). Но, в то же время, эта логика честно и откровенно признает, что ее понятийные элементы, ее абстракции в отличии от математики или теоретической физики являются в силу необходимости вариабельными и относительными.

Следовательно, строгие законы мышления к ней применить нельзя. Таким образом, в размышлениях о  природе мышления нам следует  также отвести существенную роль интуиции. Вот почему в нашей системе  мышления психология должна быть интегрирована  с логикой.

Ниже перечислены наиболее важные проблемы, с которыми предстоит  иметь дело этой полуформальной логике.

1. Формулирование понятийных  элементов.

2. Классификация понятийных  элементов в соответствии с их:

а) характеристиками (признаками);

б) причиной.

 

3. Формирование новых вопросов  относительно:

а) эволюции характеристик  во времени (те типы понятийных элементов, которые им предшествуют и те типы, в которые они по всей вероятности  перейдут);

б) опосредования причинно - следственных связей (инциденты, которые предшествуют непосредственной причине, и консенвенты, которые, по всей вероятности, являются результатом ее действия).

4. Вспышка интуиции, "озарение". Хотя она и подготовлена предшествующими  операциями, но тем не менее не может быть выведена из них путем применения формальной логики.

Обладая глубокими познаниями, трудолюбием и вооружившись логикой, можно более или менее осознанно  проложить путь от 1. к 3.а) или 3.б), т.е. Именно ту часть пути, которая представляет собой развитие ранее сформулированного  понятия. Однако только вспышка интуиции, творческого воображения, происходящая в подсознании, способна преодолеть разрыв между всем кругом проблем  и подлинным открытием".

Интуиция здесь играет замыкающую, связующую роль и раскрытие  из подсознания такой вспышки  в виде осознанного недостающего, связующего звена является наиболее плодотворным научным достижением, которое составляет основу фундаментальных  исследований.

Исходя из рассмотренных  выше механизмов мышления, можно сказать  так, что интуиция - это качественный скачок, который происходит в результате того, что некоторый, предшествующий ему, количественный объем логического  мышления переходит на качественно-новый  уровень интуитивного озарения. Просто не из ничего новые идеи не приходят, рождению новой идеи предшествует долгая работа ума. Здесь также необходимо сказать о том, что "фундаментальное  открытие не может совершится без процесса взаимодействия чувственного и логического познания, осуществляемое действием интуиции. Но это не дает никакого основания, считать основным и тем более единственным способом получения нового научного знания. Интуиция - это специфическая форма познания, определенным образом влияющая на использование ученым конкретных научных методов исследования. Фундаментальные теоретические открытия есть результат взаимодействия интуиции с методами и принципами конкретной науки (в физике, например, с аналогией и гипотезой) и экспериментальной проверки полученных данных".

Раскрытие закономерностей, определяющих собой интуицию, - дело весьма трудоемкое, требующее сосредоточения усилий специалистов самых различных  областей. В этом существует настоятельная  необходимость, так как реальное ускорение научно - технического прогресса связано с качественным приращением в первую очередь фундаментальных, т.е. принципиально новых (и поэтому заранее не программируемых и не выводимых только формальным путем), результатов. Здесь же неизбежно возникает вопрос о роли интуиции в научном познании. "Если есть интуиция, то и есть закономерности, на которые она опирается”.

 

    1. Развитие интуитивных способностей.

В связи с вопросом о развитии интуитивных способностей представляется интересной работа Эдварда  де Боно "Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении". В этой работе автор анализирует соотношение "шаблонного и "нешаблонного" мышления, т.е. пытается решить классическую проблему соотношения логики и интуиции в познании.

Также в своей монографии Эдвард де Боно дает следующие основные принципы нешаблонного мышления, которые "могут быть подведены под 4 очень общие, но далеко не единственно возможные рубрики:

1) осознание господствующих, или поляризующих идей;

2) поиски различных подходов  к явлениям;

3) высвобождение из-под  жесткого контроля шаблонного  мышления;

4) использование случая”.

Для раскрытия второго  принципа можно прибегнуть к словам самого автора: "Переход от очевидного способа подход а к явлениям к менее очевидному требует простого смещения акцента внимания".

Рассматривая третий принцип  нешаблонного мышления, Эдвард де Боно пишет: "Один из способов избежать жесткости слов заключается в том, чтобы мыслить на основе наглядных образов, не пользуясь словами вообще. Опираясь на эти образы, человек вполне способен мыслить последовательно. Трудности возникают лишь тогда, когда мысль нужно выразить словами. К сожалению, мало людей способны мыслить, так сказать, визуально, да и не все ситуации могут быть проанализированы посредством зрительных образов. Тем не менее, привычку к визуализации мышления стоило было бы приобрести, ибо зрительные образы обладают такой подвижностью и пластичностью, какой не обладают слова.Визуальное мышление означает не просто использование первичных зрительных образов в качестве материала мышления. Это было бы слишком примитивно. Визуальный язык мышления использует линии, диаграммы, цвета, графики и массу других средств для того, чтобы проиллюстрировать те соотношения, которые было бы весьма затруднительно описать обычным языком. Подобные зрительные образы легко меняются под влиянием динамических процессов и, кроме того, дают возможность показать одновременно прошедшие, настоящие и будущие результаты влияния любого процесса.

Очень полезным избежать влияния  фиксированных частей какой-то проблемы является деление этих частей на еще  более мелкие части, а затем составление  из них более крупных новых  соединений. Намного легче собрать  мелкие части ситуации в разного рода соединения, чем разбить уже раздробленную ситуацию на новые составные части".

Однако, здесь же автор отмечает, что очень важно применять нешаблонное мышление при таких ситуациях, когда шаблонное мышление неспособно дать ответ.

В целом, следует отметить, что вопрос развития интуитивных  способностей (так же как и сама проблема интуиции) в настоящее время  еще недостаточно изучен; решение  данного вопроса представляется весьма важным делом, поскольку оно  способно открыть дорогу новым эффективным  методикам проведения научных исследований.

 

 

                                    Глава II. Привычки. 

    1. Категория привычки в психологии.

Человеческая жизнь проявляется  в поведении и деятельности. Сложное  взаимное переплетение этих форм активности часто приводит к тому, что их трудно бывает вычленить и разграничить. Тем не менее, существенные их различия очень важны.

Человеку свойственно  рассудочное поведение. Это значит, что его поступки, составляющие характер поведения, определяются интеллектуальным «высвечиванием» существующих между  предметами связей а отношений. Рассудочное поведение не является исключительной привилегией человека - нам общи с животными все виды рассудочной деятельности: индукция, дедукция, следовательно, также абстрагирование... анализ незнакомых предметов (уже разбивание ореха есть начало анализа), синтез (в случае хитрых проделок у животных) и, в качестве соединения обоих, эксперимент (в случае новых препятствий и при затруднительных положениях)».

Простейшие формы поведения, как известно, основаны на инстинктивных  действиях. Элементы рассудочного поведения  появляются в тех случаях, когда  поведение опирается на отражение  соотношения между предметами (появление  так называемых обходных действий), и в особенности при использовании  предметов в качестве орудий.

Многие наши поступки и  особенности поведения со временем становятся привычками, т.е. автоматическими  действиями. Автоматизируя наши действия, привычка делает движения более точными  и свободными. Она уменьшает степень  сознательного внимания, с которым  совершаются действия. С.Л. Рубинштейн отмечал, что образование привычки означает появление не столько нового умения, сколько нового мотива или  тенденции к автоматически выполняемым действиям. Другими словами, привычка - это действие, выполнение которого становится потребностью.

Словарь определяет привычку как автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало  потребностью (например, делать зарядку  по утрам, быстро ходить и т.д.). С  формированием привычки связано  смещение мотива действия. Если вначале  действие побуждается мотивом, лежащим  вне его, то с возникновением привычки мотивом становится сама потребность  в выполнении данного действия.

Привычки формируются  в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его исполнении уже  не возникает каких-либо трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает  вызываемое самим функционированием  действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном «приятного удовольствия».

Привычки могут возникать  в любой сфере деятельности и  охватывать различные стороны поведения  человека. Следует различать привычки полезные (привычка к труду, привычка помогать товарищам, гулять перед сном и др.) и вредные (несдержанность, привычка перебивать говорящего и др.). Жизненно важные, общественно ценные привычки облегчают формирование положительных черт личности, соблюдение правил поведения в общественной и личной жизни, отрицательные - дезорганизуют поведение. Формирование полезных привычек и борьба с вредными являются важнейшими задачами воспитания.

Приобретение привычки с  физиологической точки зрения есть не что иное, как образование в  мозговых структурах устойчивых нервных  связей, отличающихся повышенной готовностью  к функционированию. Система таких  нервных связей служит основой более  или менее сложных форм поведенческих  актов, которые И.П. Павлов назвал динамическими  стереотипами. В комплекс нервных  структур, обеспечивающих привычный  образ действий, как правило, включаются и механизмы эмоционального реагирования. Они вызывают эмоционально положительные  состояния в период реализации привычки и, напротив, рождают отрицательные  переживания в обстоятельствах, мешающих ее осуществлению.

Учитывая важное свойство нервной системы легко формировать  и закреплять привычки, даже если они  являются ненужными или вредными (курение, увлечение спиртными напитками  и т.п.), можно смело утверждать, что процесс рассудочного управления привычками есть, по существу, управление поведением. Ведь даже вредные привычки, явно наносящие ущерб здоровью организма, со временем начинают восприниматься как нормальное явление, как нечто  необходимое и приятное. И смысл  управления поведением заключается  в том, чтобы вовремя заметить предпосылки к образованию ненужной или вредной привычки и устранить  их, дабы не оказаться у нее в  плену.

 

 

       2.Методы коррекции привычек.

Руководить привычками, формировать  только полезные для развития личности, для здоровья и повседневной деятельности привычки - значит сознательно и  целенаправленно совершенствовать стиль своего поведения. Только в  этом случае нервная система человека становится его надежным другом, а  не врагом. Следует иметь в виду, что искоренение ненужных привычек и замена их новыми, разумными требует не только известных внутренних усилии, но и определенных знаний. В психологии на этот счет установлены следующие правила.

1. Человек, пожелавший освободиться от старой привычки и выработать новую, должен сформулировать для себя твердое и бесповоротное решение действовать в намеченном направлении. Пока такое решение не принято, он не сможет развить достаточных усилий для работы над собой. Принятое решение сформирует в нервной системе необходимый энергетический центр, который будет обеспечивать последующую деятельность по реализации решения.

2. На первых порах не  следует подвергать волю слишком  тяжелым испытаниям, и поэтому  необходимо избегать тех условий, в которых старая привычка станет проявляться с особой настойчивостью. Наоборот, вначале лучше намеренно создавать такую обстановку, которая благоприятствовала бы формированию и поддержанию новой привычки. Тем самым с каждым новым днем соблюдения нового режима вероятность его нарушения будет в значительной степени снижаться.

Информация о работе Интуиция