Интуитивизм Анри Бергсона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:49, контрольная работа

Описание работы

Начиная с 70-х годов 19 в. Происходит становление философских основ идеологии империализма. Данный период характеризуется общим нарастанием реакционности в буржуазной философии после поражения первой серьезной попытки пролетариата взять власть в свои руки, т.е. после парижской Коммуны 1871 г. Во Франции наиболее характерным явлением этого периода стал интуитивизм А. Бергсона.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3
Жизнь и творчество А. Бергсона…………………………………………..4
Концепция "творческой эволюции"……………………………………… 6
Теория жизни и интуиция…………………………………………………10
Социальная концепция А. Бергсона………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список используемой литературы……………………………………………15

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

Кафедра философии и  истории

 

 

Контрольная работа

 

по предмету : Философия

 

 

 

по специальности

030501.65 – Юриспруденция

 

Вариант №37

 

«Интуитивизм Анри Бергсона»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Выполнила:

                                                                                          студентка 4 курса группы 4432

                                                             Фетисова Л.Н.

                                                      Проверил:

                                                                        Доцент Тарасов О.А.

 

 

 

 

 

Рязань 2009

План

 

Введение ………………………………………………………………………..3

  1. Жизнь и творчество А. Бергсона…………………………………………..4
  2. Концепция "творческой эволюции"……………………………………… 6
  3. Теория жизни и интуиция…………………………………………………10
  4. Социальная концепция А. Бергсона………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………..14

Список используемой литературы……………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Начиная с 70-х годов 19 в. Происходит становление философских основ идеологии империализма. Данный период характеризуется общим нарастанием реакционности в буржуазной философии после поражения первой серьезной попытки пролетариата взять власть в свои руки, т.е. после парижской Коммуны 1871 г. Во Франции наиболее характерным явлением этого периода стал интуитивизм А. Бергсона.

Из всех французских  буржуазных философов первой половины 20 в. Бергсон – наиболее широко известный  и влиятельный. Главная причина философского успеха Бергсона в том, что ему удалось прикрыть блеском философского изложения одно из величайших противоречий буржуазной мысли эпохи империализма.

Философия Бергсона при  всей своей изысканной утонченности кажется проникнутой пафосом и вдохновением истинного творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнь и творчество А. Бергсона

 

Французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. В 1927 году удостоен Нобелевской премии по литературе как блестящий стилист. Основные сочинения "О непосредственных данных сознания" (1889), "Материя и память" (1896), "Творческая эволюция" (1907), "Длительность и одновременность" (1922). Французский философ Анри Бергсон появился на свет 18 октября 1859 года в Париже, в семье евреев-космополитов. Его отец, Мишель Бергсон, уроженец Варшавы, был великолепным музыкантом. По семейному преданию, уроки ему давал сам Шопен. Он много путешествовал по Европе, пока не осел в Англии. Мишель Бергсон принял английское гражданство и женился на Кэтрин Левинсон, женщине ирландско - еврейского происхождения. Детство их сына Анри проходило в Лондоне, где он познакомился с английской культурой. Когда мальчику исполняется восемь лет, семья возвращается во Францию, а в возрасте 21 года Анри Бергсон становится гражданином Франции.

С 1868 по 1878 год он учится в парижском лицее Кондорсе, подавая  большие надежды как в области  гуманитарных наук, так и в математике.

После получения диплома  в 1881 году Бергсон преподает в  лицее д'Анжер, а спустя год переходит  в лицей Блеза Паскаля в Клермон-Ферране. В Оверне Анри пишет свою первую фундаментальную работу "Непосредственные данные сознания" (1889).

В 1891 году Бергсон возвращается в Париж, а в следующем году женится на Луизе Нойбергер. На протяжении последующих восьми лет Бергсон преподает в лицее Генриха IV и пишет свою вторую основополагающую работу "Материя и память".

 По убеждению Бергсона, для развития человека одинаково  необходимы и естественные науки,  и философия, однако только  философия по-настоящему созидательна  и жизнеспособна.

В 1914 году философ был  избран во Французскую академию, стал президентом Академии нравственных и политических наук.

1927 году философ был  удостоен Нобелевской премии по литературе "в знак признания его ярких и жизнеутверждающих идей, а также за то исключительное мастерство, с которым эти идеи были воплощены"

В последние годы жизни  Бергсон погрузился в христианскую мистику и принял католичество, что, впрочем, не помешало ему, когда началась Вторая мировая война и нацисты  стали преследовать евреев, сохранить, невзирая на последствия, верность своим национальным традициям.

4 января 1941 года Бергсон  скончался от воспаления легких.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция «творческой  эволюции»

 

Иррационалистический характер философии Бергсона связан со специфической концепцией развития, разработанной  Бергсоном и носящей название «творческой эволюции». Она была направлена против механистической концепции развития, получившей широкое распространение в XIX в. и сводившей развитие к количественным изменениям, простому росту.

Свою концепцию  эволюции Бергсон разрабатывает  исходя из критики механицизма. Во-первых, механистическое понимание развития, исходящее из интеллектуального познания, оперирующее общими понятиями, улавливает только постоянное и неизменное, повторяющееся, закон. «Как и обиходное познание, наука удерживает из вещей только одну сторону: повторение». Поэтому наука, по самой своей природе, не в состоянии познать новое в развития. Во-вторых, механистический взгляд подразумевает, что мир состоит из неизменных, однородных, элементов, находящихся в состоянии пространственного перемещения. Поэтому процесс развития представляется механисту чем-то вроде детской игры в кубики, собирания картинки из ее частей, нарисованных на отдельных кубиках. Целое строится, с этой точки зрения, путем прикладывания частей друг к другу. Но это несовместимо с фактом органического, биологического развития. В-третьих, механистическое воззрение фактически отрицает историю: «Сущностью механистического объяснения является утверждение о том, что будущее и прошедшее исчисляемы как функция настоящего, и что, следовательно, все дано».

И действительно, Бергсон обнаруживает в этих положениях слабые, не выдерживающие критики стороны механистического понимания развития.   

Как представляет себе Бергсон развитие, эволюцию? Для него это— жизнь. Действительные, «живые» системы, образующие эту «жизнь», противоположны механическим, «искусственным» системам. Они, во-первых, неповторимы; во-вторых, необратимы.

 Следовательно, в методологическом отношении «жизнь» непостижима средствами науки.

В то же время  «жизнь» в философии Бергсона не есть биологический процесс. Она рассматривается по аналогий с сознанием и интуицией.

Основные  понятия,  с помощью которых  Бергсон    выражает

понятия «жизни» и «творческой эволюции» — это «длительность» «жизненный порыв».

«Существует,—  считает Бергсон,— по меньшей мере одна реальность, которую мы схватываем изнутри, путем интуиции, а не простым анализом... Это наше я, которое длится». Это свойство «длиться» и составляет первое определение «жизни».

Для эволюционной концепции Бергсона характерно, что  всякое изменение он рассматривает по аналогии с «длительностью» психических процессов. Первое его определение — непрерывность. Это, правда, не непрерывность механистического плоского эволюционизма, но непрерывность качественного изменения. В критической литературе это представление Бергсона о развитии как непрерывном процессе качественного изменения нередко бывало объектом критики, справедливо указывавшей, что признание качественного изменения логически требует признания качественного скачка в развитии.

В работах Бергсона мы не встречаем ни анализа качественного скачка, ни исследования качественного изменения вообще – все сводится к тому, что таковы не допускают предвидения.

У Бергсона же мы встречаемся с простым отрицанием предвидимости нового, трактуемой по аналогии с непредвидимостью «свободного творчества» художника.

Бергсон переносит понятие длительности на мир как целое, понимаемый тогда в виде центра, «из которого, как из огромного букета, выбрасываются миры, лишь бы только центр этот выдавался мною не за вещь, но за беспрерывное выбрасывание струй.

Бергсон использует мысль о том, что жизнь является процессом, противодействующим диссипации энергии.

Идеалистическое истолкование эволюции сразу же влечет за собой искажение действительной картины процесса развития. Материализм понимает его как прогресс, переход от низших состояний к высшим, более совершенным формам развития материи. Поскольку в идеализме сознание — этот действительно высший пункт известного нам объективного развития — кладется в источник и основу самого процесса, последний уже не может рассматриваться как поступательный процесс. Сохранив идею трансформизма, преобразования органических видов, Бергсон истолковывает его как результат «напора» жизни, поднимающего эту жизнь через постепенно усложняющиеся формы до «все более высоких судеб». Пытаясь преодолеть на этом пути односторонность механистического и телеологического объяснений эволюции, он пишет, что механистическая доктрина приспособления объясняет только изгибы эволюционного движения, но не его общее направление; с другой стороны, телеология, рассматривающая эволюцию как осуществление плана, цели, должна была бы видеть в ней процесс гармонизации жизненных явлений. Между тем жизнь «рассеивается в своих проявлениях», и «дисгармония между видами будет все более и более подчеркиваться». А значит, «творческая эволюция» органического мира есть не прогресс, не возникновение новых, наслаивающихся друг на друга форм, но разделение на исключающие друг друга тенденции.

Все это превращает «творческую эволюцию» в разновидность  метафизической концепции развития. Одностороннее выделение качественной стороны эволюции, в отрыве от количественных изменений, ведущих к качественному скачку, подготавливающих и обусловливающих его, неспособность раскрыть противоречия действительности как источник эволюции ведут Бергсона к идеальным, в конечном счете божественным силам как движущим силам развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория  жизни и интуиция

 

Философия Бергсона, в отличие от большинства систем прошлого, дуалистична. Мир для него разделен на две в корне различные части: с одной стороны — жизнь, с другой — материя, или, вернее, то инертное «что-то », которое интеллект рассматривает как материю. Вся Вселенная есть столкновение и конфликт двух противоположных движений: жизни, которая стремится вверх, и материи, которая падает вниз. Жизнь есть единственная великая сила, единственный огромный жизненный порыв, данный единожды, в начале мира; встречающий сопротивление материи; борющийся, чтобы пробиться через материю; постепенно узнающий, как использовать материю с помощью организации; разделенный препятствиями, на которые он наталкивается, на различные течения, как ветер на углу улицы; частично подавляемый материей вследствие тех изменений, которым материя его подвергает; все же всегда сохраняющий свою способность к свободной деятельности, всегда борющийся, чтобы найти новый выход; всегда ищущий большей свободы движения между враждебными стенами материи.

 Имеющееся  в его работах число сравнений для жизни превосходит количество их у любого из известных поэтов. Жизнь, говорит он, подобна снаряду, разрывающемуся на осколки, каждый из которых есть снова снаряд. Жизнь подобна пучку. Вначале это была тенденция накапливания в резервуаре; это накапливание осуществляют главным образом зеленые части растений. Но резервуар будет наполнен кипящей водой, выделяющей пар; из него «беспрерывно выбрасываются струи, из которых каждая, падая, образует мир». И снова: «Жизнь в ее целом является как бы огромной волной, которая распространяется от центра и которая почти на всей окружности останавливается и превращается в колебания на месте; в одной только точке препятствие было побеждено, импульс прошел свободно». Затем наступает кульминационный пункт, где жизнь сравнивается с кавалерийской атакой. «Все организованные существа, начиная с самого скромного и до самого возвышенного, от первых зачатков жизни до нашей эпохи, везде и во все времена только и делают, что выявляют единый порыв, обратный движению материи и неделимый в самом себе. Все живые существа держатся вместе и все поддаются одному и тому же страшному напору. Животное опирается на растение, человек обуздывает животных, и все человечество в пространстве и во времени — это одна огромная армия, скачущая галопом рядом с каждым из нас, впереди и позади нас в сокрушительной атаке, способная преодолеть всякое сопротивление и победить многие препятствия, может быть, даже смерть».

Информация о работе Интуитивизм Анри Бергсона