Интуитивизм Анри Бергсона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:49, контрольная работа

Описание работы

Начиная с 70-х годов 19 в. Происходит становление философских основ идеологии империализма. Данный период характеризуется общим нарастанием реакционности в буржуазной философии после поражения первой серьезной попытки пролетариата взять власть в свои руки, т.е. после парижской Коммуны 1871 г. Во Франции наиболее характерным явлением этого периода стал интуитивизм А. Бергсона.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3
Жизнь и творчество А. Бергсона…………………………………………..4
Концепция "творческой эволюции"……………………………………… 6
Теория жизни и интуиция…………………………………………………10
Социальная концепция А. Бергсона………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список используемой литературы……………………………………………15

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Понятие интуиции у Бергсона лишено положительного содержания.  Способность интуиции характеризуется чисто отрицательными признаками.

Для обладания  интуицией, разъясняет Бергсон, не требуется  никаких специальных способностей. Условия интуиции, как ее понимает Бергсон, чисто отрицательное и заключается только в освобождении сознания от практической заинтересованности, в устранении точек зрения, соотносимых с практикой. Чтобы познавать интуитивно, не требуется ничего уметь, ничего знать, ничего предпринимать: требуется только усилие воли, направляющее сознание наперекор всем склонностям, привычкам, точкам зрения, сложившимся в интеллекте и своим происхождением обязанным практическому внушению и интересу. Разрушить все нити, которым наше сознание и его приемы связываются с практикой, отвернуться от всего, что связано или может быть связано с практической точкой зрения, смотреть на вещи чисто созерцательно – это и значит, по Бергсону, обладать интуицией.

Интуиция  имеет для Бергсона значение лишь в качестве идеального масштаба, которым можно измерять несовершенство интеллекта и науки.

Итак, интуиция– непосредственное постижение сущности вещей. Интуиция постигает жизнь, как жизнь, а не как механический пространственный образ жизни, омертвляющий и искажающий творческий процесс ее развития

 

Социальная концепция А. Бергсона

 

Анри Бергсон поздно обратился к проблемам общественной жизни. Это обращение, однако, не случайно. Оно вызвано попыткой осмыслить  социальную ситуацию, возникшую в 20 в., когда назревание и развертывание социальных конфликтов, резюмировавшиеся в развязывании империализмом первой мировой войны, а затем в пролетарских революциях, потрясших весь капиталистический мир, поставили перед буржуазией проблемы переосмысления роли человека в обществе. Философия Бергсона вошла в арсенал империалистической идеологии мобилизации, выступив с апологией «активизма».

Социальная философия  Бергсона строится на основе различения двух форм существования человеческого «я». Большей частью, подчеркивал он еще в «Опыте о непосредственных данных сознания», мы живем «внешней жизнью», для других, а не для себя. Лишь путем «углубленного размышления» мы можем достичь нашего «истинного «я», свободного и социального. В «Двух источниках морали и религии» он обозначает первое как «замкнутую» душу, а второе -  как «открытую». «Когда индивидуальное и общественное представляют собою одно и то же, - пишет он, - душа замыкается в круг. Она замкнута. «Открытая» же душа чисто индивидуальна, сверхэмпирична, свободна, надсоциальна. Она – подлинная «длительность», непосредственное воплощение «жизненного порыва».

В отличии от «замкнутого  общества», созданного природой и охватывающего отдельные замкнутые и враждебные друг другу группы индивидов, «открытое общество» должно объединять все человечество и строиться на любви, взаимной симпатии, возникающей из «духовного порыва», раскрывающего перед избранными личностями мир свободы и любви, бесконечно превосходящий механизм «замкнутого общества».

Завершается социальная философия Бергсона типичным для  современной буржуазной философии  перенесением источника классового расслоения общества, противоположности  общественных классов, в человеческую «душу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной контрольной работе рассмотрена философия А.Бергсона. Многие философы разных стран испытали на себе глубокое влияние бергсоновского учения.

А.Бергсон разработал «творческую эволюцию», которая  была направлена против механической концепции развития.

Основные понятия,  с помощью которых Бергсон    выражает

понятия «жизни»  и «творческой эволюции» — это «длительность» «жизненный порыв».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бертран Рассел

«История западной философии»

Фонд «Мир» Москва 2004 г.

 

  1. Джованни Реалии, Дарио Антисери

«Западная Философия  от тстоков до наших дней»

1997 г.

 

  1. Радугин А.А.

«Философия». Курс лекций

М.:2006 Г.

 

  1. «Современная буржуазная философия»

Под редакцией: проф. А.С. Богомолова, проф. Ю.К. Мельвиля,

проф. И.С. Нарского.

Издательство Московского Университета 1972 г.

 

  1. «Философы двадцатого века»

Научные редакторы: А.М. Руткевич, И.С. Вдовина.

Издательство «Искусство». 1999 г.

 




Информация о работе Интуитивизм Анри Бергсона