Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:49, контрольная работа
Начиная с 70-х годов 19 в. Происходит становление философских основ идеологии империализма. Данный период характеризуется общим нарастанием реакционности в буржуазной философии после поражения первой серьезной попытки пролетариата взять власть в свои руки, т.е. после парижской Коммуны 1871 г. Во Франции наиболее характерным явлением этого периода стал интуитивизм А. Бергсона.
Введение ………………………………………………………………………..3
Жизнь и творчество А. Бергсона…………………………………………..4
Концепция "творческой эволюции"……………………………………… 6
Теория жизни и интуиция…………………………………………………10
Социальная концепция А. Бергсона………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список используемой литературы……………………………………………15
Понятие интуиции у Бергсона лишено положительного содержания. Способность интуиции характеризуется чисто отрицательными признаками.
Для обладания интуицией, разъясняет Бергсон, не требуется никаких специальных способностей. Условия интуиции, как ее понимает Бергсон, чисто отрицательное и заключается только в освобождении сознания от практической заинтересованности, в устранении точек зрения, соотносимых с практикой. Чтобы познавать интуитивно, не требуется ничего уметь, ничего знать, ничего предпринимать: требуется только усилие воли, направляющее сознание наперекор всем склонностям, привычкам, точкам зрения, сложившимся в интеллекте и своим происхождением обязанным практическому внушению и интересу. Разрушить все нити, которым наше сознание и его приемы связываются с практикой, отвернуться от всего, что связано или может быть связано с практической точкой зрения, смотреть на вещи чисто созерцательно – это и значит, по Бергсону, обладать интуицией.
Интуиция имеет для Бергсона значение лишь в качестве идеального масштаба, которым можно измерять несовершенство интеллекта и науки.
Итак, интуиция– непосредственное постижение сущности вещей. Интуиция постигает жизнь, как жизнь, а не как механический пространственный образ жизни, омертвляющий и искажающий творческий процесс ее развития
Социальная концепция А. Бергсона
Анри Бергсон поздно
обратился к проблемам
Социальная философия Бергсона строится на основе различения двух форм существования человеческого «я». Большей частью, подчеркивал он еще в «Опыте о непосредственных данных сознания», мы живем «внешней жизнью», для других, а не для себя. Лишь путем «углубленного размышления» мы можем достичь нашего «истинного «я», свободного и социального. В «Двух источниках морали и религии» он обозначает первое как «замкнутую» душу, а второе - как «открытую». «Когда индивидуальное и общественное представляют собою одно и то же, - пишет он, - душа замыкается в круг. Она замкнута. «Открытая» же душа чисто индивидуальна, сверхэмпирична, свободна, надсоциальна. Она – подлинная «длительность», непосредственное воплощение «жизненного порыва».
В отличии от «замкнутого общества», созданного природой и охватывающего отдельные замкнутые и враждебные друг другу группы индивидов, «открытое общество» должно объединять все человечество и строиться на любви, взаимной симпатии, возникающей из «духовного порыва», раскрывающего перед избранными личностями мир свободы и любви, бесконечно превосходящий механизм «замкнутого общества».
Завершается социальная философия Бергсона типичным для современной буржуазной философии перенесением источника классового расслоения общества, противоположности общественных классов, в человеческую «душу».
Заключение
В данной контрольной работе рассмотрена философия А.Бергсона. Многие философы разных стран испытали на себе глубокое влияние бергсоновского учения.
А.Бергсон разработал «творческую эволюцию», которая была направлена против механической концепции развития.
Основные понятия, с помощью которых Бергсон выражает
понятия «жизни» и «творческой эволюции» — это «длительность» «жизненный порыв».
Список использованной литературы
«История западной философии»
Фонд «Мир» Москва 2004 г.
«Западная Философия от тстоков до наших дней»
1997 г.
«Философия». Курс лекций
М.:2006 Г.
Под редакцией: проф. А.С. Богомолова, проф. Ю.К. Мельвиля,
проф. И.С. Нарского.
Издательство Московского Университета 1972 г.
Научные редакторы: А.М. Руткевич, И.С. Вдовина.
Издательство «Искусство». 1999 г.