Инженерная деятельность и её влияние на культуру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 06:57, реферат

Описание работы

Актуальность инженерной деятельности сегодня достаточно очевидна. Эта деятельность является движущей силой технологического развития, а так же прогресс развития материальной и культурной базы общества. Развитие информационных технологий, а также изменение общенаучной картины мира качественно совершенствуют инженерную деятельность. Эти изменения способствуют появлению целого ряда проблем.
Анализ этих проблем позволяет говорить о необходимости общего методологического подхода к познанию этого сложного социокультурного феномена. Этим требованиям отвечает философский подход к исследованию инженерной деятельности и ее проблематики.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 66.91 Кб (Скачать файл)

В созидании материальных ценностей, в том числе средств техники, особая роль принадлежит инженерно-техническим  работникам. Все эти ценности по сути представляют собой воплощение инженерной мысли. Именно инженер придает  окончательную форму идее, в соответствии с которой в последствии создают  вещь, материальную ценность. Вещь адресована человеку, а, значит, адресована ему  и инженерная мысль. В этом смысле научная деятельность, как правило, отличается от инженерной, так как  ставит задачу получения научной  истины, которая безотносительна  к человеческим интересам. То есть инженерная идея и деятельность по ее выработке  всегда должна учитывать интерес, потребности  человека, которым должна удовлетворить  созидаемая вещь. Смысл и назначение инженерно-технической деятельности – творить культурные ценности, отвечающие жизненным интересам  людей.

Однако созданная внешняя среда  далеко не всегда отвечает этим интересам, более того, сложилось и существует явное противоречие. В результате инженерно-технической деятельности (по природе творческой, и в этом смысле, представляющей культурный феномен) существует техническая среда, которая  является элементом общечеловеческой культуры, но вместе с тем, находится  в антагонизме с этой культурой  и интересами человека. Созданная  человеком техника оказалась  способной превратиться по мимо желания  создателя в монстра, который  может уничтожить его физически  или поработить духовно.

Противоречия между техносферой, инженерно-технической деятельностью  по ее созданию и культурой характерны для индустриальной эпохи. Однако в  нашей стране, где техносфера создавалась  в условиях административно –  командной экономики, это противоречие приобрело гипертрофированную форму. И речь здесь идет не только о  предельно милитаризованной и экологически опасной техносфере. В явном противоречии с природой человека находится и  созданная отечественной экономикой внешняя среда. Окружающие нас вещи, как правило, низкого качества, неудобные  при использовании и внешне не привлекательные, явно не соответствуют  природному и эстетическому стремлению человека к рациональному, удобному, красивому. Для человека индустриальной эпохи основным источником эстетического  становится окружающая его внешняя  среда, в отличие от прежних эпох, когда таковой выступала природа. Поэтому столь важны внешнее  оформление и дизайн вещного мира. В этом смысле эстетические свойства отечественной вещной среды (производственной, городской, бытовой) можно определить как удручающие, а значит и антигуманные.

Очевидно, что техника, и техническое  творчество, как составные части  общечеловеческой культуры, должны иметь  ценностное содержание. Отказ от ценностной доминанты приводит к противоречию техники и вещной среды с интересами и потребностями человека. Свободное от гуманистических ценностей техническое творчество оборачивается для людей трагедией или безрадостным бытием. Инженерно-техническое творение должно быть фактом культуры и представлять собой реализованный творческий потенциал создателя и его гуманистическую ориентацию. В связи с этим особое значение приобретают нравственные и эстетические ценности которые ориентируют специалиста на гуманистический эффект своих достижений.

Преодоление противоречий между  технической, вещной средой и культурой, превращение техносферы в культурный феномен в значительной мере будет  зависеть от формирования инженерно-технических кадров, специалистов с высокой духовной культурой, которая должна стать основой их профессионального творчества. В нашей стране необходимость решения этих проблем стоит особенно остро. При этом следует учитывать, что подготовка способного к созданию истинно культурных ценностей инженера станет возможной при соответствующем социально-экономическом и политическом устройстве нашего общества 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инженерная деятельность лежит в основе материальной и всякой другой культуры. Без инженерной деятельности не будет развития техники, а значит и не будет развития культуры, поскольку техника является её основной пружиной. Рост техники движет культуру вперёд, а для её продвижения необходимы квалифицированные инженеры специалисты.

 Во все века инженеры, с различными профессиями архитекторы, строители и т.д. улучшали жизнь людей, двигали технологический прогресс. Орудия, здания, машины – это вещественные отложения культуры, созданные техникой – это материальная культура. Она создаёт основную оправу нашей жизни, быта, творчества. Но самой важной частью культуры являются её отложения в сознании самого человека – наши приёмы, навыки, сноровки, благоприобретённые способности, которые выросли из предшествующей материальной культуры и, опираясь на неё, перестраивают её. Культура вырастает из борьбы человека за существование, за улучшение условий жизни. А эти стремления развивают человека и двигают всем научным и техническим прогрессом.

 

 

Литература

1. Арзаканян Ц. Философия техники как новая область знания. // Вестник высшей школы, 1990, № 4, с. 58 - 66

2. Бек Х. Сущность техники. // Философия техники в ФРГ. М., Наука 1989

3. Анохин В. В. Философские проблемы инженерно-технического труда. М., Высшая школа 1983.

4. Лебедев О. Т. Научно-техническая революция и философские проблемы формирования инженерного мышления. М., Высшая школа, 1973

 


Информация о работе Инженерная деятельность и её влияние на культуру