Инженерная деятельность и её влияние на культуру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 06:57, реферат

Описание работы

Актуальность инженерной деятельности сегодня достаточно очевидна. Эта деятельность является движущей силой технологического развития, а так же прогресс развития материальной и культурной базы общества. Развитие информационных технологий, а также изменение общенаучной картины мира качественно совершенствуют инженерную деятельность. Эти изменения способствуют появлению целого ряда проблем.
Анализ этих проблем позволяет говорить о необходимости общего методологического подхода к познанию этого сложного социокультурного феномена. Этим требованиям отвечает философский подход к исследованию инженерной деятельности и ее проблематики.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 66.91 Кб (Скачать файл)

РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ СООБЩЕНИЯ (СГУПС)

 

дисциплина «Философия»

кафедра «Философия»

 

Реферат

Тема: “Инженерная деятельность и её влияние на культуру.”

 

 

 

 

Руководитель         Разработал студент

Пр-ль: Романец С.Ф.        группы С-112: Мазин А.Ю


(подпись)            (подпись)


(дата проверки)           (дата сдачи на проверку) 

 

 

 

 


 

 

Новосибирск 2010

Содержание

 

 Введение            3

1Классическая инженерная деятельность       5

1.1 Становление инженерной профессии      5

1.2 Изобретательская деятельность       7

1.3 Инженерные исследования       9

1.4 Проектирование                10

2 Системотехническая деятельность              11

2.1 Этапы разработки системы              12

2.2 Фазы и операции системотехнической  деятельности          13

2.3 Кооперация работ и специалистов  в системотехнике             17

3 Социотехническое проектирование               18

3.1 Новые виды и новые проблемы  проектирования           20

4 Влияние инженерной деятельности  на культуру              24

Заключение                   27

 Список Литературы                 28

 

Введение.

Актуальность инженерной деятельности сегодня достаточно очевидна. Эта деятельность является движущей силой технологического развития общества и в значительной степени определяет прогресс развития материальной и культурной базы общества. Развитие информационных технологий, средств накопления, переработки, хранения и распространения информации, создание и распространение сложных машинных систем, а также изменение общенаучной картины мира качественно совершенствуют инженерную деятельность. Эти изменения способствуют появлению целого ряда проблем. При этом немало проблем носят всеобщий или философский характер.

В последнее время многими  авторами были предприняты попытки  исследования различных проблем  и вопросов инженерной деятельности. Их анализ позволяет говорить о необходимости  общего методологического подхода  к познанию этого сложного социокультурного феномена. Этим требованиям отвечает философский подход к исследованию инженерной деятельности и ее проблематики. Так, например, специфику инженерной деятельности надо рассматривать с  точки зрения основного вопроса  философии: каково соотношение инженерного  мышления и инженерной практики, как  протекает процесс преобразования идеального в материальное и наоборот.

Инженерная деятельность обладает довольно широким спектром. Так, исследование содержания и структуры  инженерной деятельности позволяет  раскрыть ее сущность и выявить ее наиболее общие вопросы. Их разрешение позволяет найти ответы на понимание  частных проблем и задач инженерной деятельности. Они схожи с проблемами технических наук, ведь инженер пользуется методами технических наук, использует их знания. Но различие заключается в том, что цели инженера и ученого различны: цель ученого - познание определенного процесса или объекта, а цель инженера - создание принципиально нового технического предмета.

Проблемы инженерной деятельности тесно сопряжены с проблемами социальными. В этом отношении особенно важна роль государства. Сегодня  российские инженеры остро нуждаются  в четкой инновационной политике государства, в пополнении своих  рядов высококвалифицированными специалистами, в повышении их социального статуса, что позволило бы быстро ликвидировать  отставание от высокоразвитых стран  по ряду позиций.

При анализе инженерной деятельности. требуется понять социокультурные аспекты, где техника и технология рассматриваются в связи с бытием, потребностями и ценностями общества.

Необходимость философского исследования инженерной деятельности вызвана еще и теми негативными  последствиями, которые явились  результатом односторонне-прагматического  подхода к созданию и использованию техники и технологий.

 

Современный этап развития инженерной деятельности характеризуется системным  подходом к решению сложных научно-технических  задач, обращением ко всему комплексу  социальных гуманитарных, естественных и технических дисциплин. Однако был этап, который можно назвать  классическим, когда инженерная деятельность существовала еще в "чистом" виде: сначала лишь как изобретательство, затем в ней выделились проектно-конструкторская деятельность и организация производства.

В своей работе я постарался рассмотреть актуальные на сегодняшний момент вопросы инженерной деятельности:

Во – первых, необходимо всесторонне рассмотреть этапы развития инженерной деятельности и проектирования.

Во – вторых, рассмотреть влияние инженерной деятельности на культуру.

 

1 Классическая инженерная  деятельность

1.1 Становление  инженерной профессии

Возникновение инженерной деятельности как одного из важнейших видов  трудовой деятельности связано с  появлением мануфактурного и машинного  производства. В средние века еще  не существовала инженерная деятельность в современном понимании, а была, скорее, техническая деятельность, органически связанная с ремесленной  организацией производства.

Инженерная деятельность как профессия  связана с регулярным применением  научных знаний в технической  практике. Она формируется, начиная с эпохи Возрождения. На первых порах ценностные ориентации этой деятельности еще тесно связаны с ценностями ремесленной технической практики (например, непосредственный контакт с потребителем, ученичество в процессе осуществления самой этой деятельности и т.п.). В эту эпоху ориентация на применение науки, хотя и выдвигается на первый план в явном виде, но выступает пока лишь как предельная установка.

Первые импровизированные инженеры появляются именно в эпоху Возрождения. Они формируются в среде ученых, обратившихся к технике, или ремесленников-самоучек, приобщившихся к науке. Решая  технические задачи, первые инженеры и изобретатели обратились за помощью  к математике и механике, из которых  они заимствовали знания и методы для проведения инженерных расчетов. Первые инженеры - это одновременно художники-архитекторы, консультанты-инженеры по фортификационным сооружениям, артиллерии и гражданскому строительству, алхимики и врачи, математики, естествоиспытатели и изобретатели. Таковы, например, Леон Батиста Альберти, Леонард да Винчи, Никколо Тарталья, Джироламо Кардано, Джон Непер и др.

Знание в это время рассматривалось  как вполне реальная сила, а инженер - как обладатель этого знания. Насколько  высоко ценилось такое знание видно  на примере истории жизни рядового флорентийского инженера Чеки. Выходец  из ремесленной среды (цеха столяров, изготовлявших для архитекторов деревянные модели сооружений, строительные леса и подъемные сооружения), он был взят флорентийской коммуной на постоянный оклад в качестве городского инженера. В мирное время он ремонтировал крепости, занимался изобретением приспособлений для развлекательных аппаратов. В военное время он помог устроить искусный подкоп, с помощью которого была взята вражеская крепость. Во время выполнения одной из инженерных работ Чеки был убит из арбалета: для врага его изобретения  были страшнее, чем наступление целого войска. Он был характерной фигурой  для того времени, хотя и не был  выдающимся инженером.

В этот период инженеры были, как писал  известный историк науки М.А.Гуковский, "выходцами из цехового ремесла, но все тянулись к науке, ощущая абсолютную необходимость ее для надлежащей постановки своих технических работ". Можно сказать, что они уже ориентировались на научную картину мира, хотя еще недостаточно опирались на науку в своей повседневной практике. "Вместо анонимных ремесленников все в большем количестве появляются техники-профессионалы, крупные технические индивидуальности, знаменитые далеко за пределами непосредственного места своей деятельности. Но быстрое и принципиально новое развитие техники требует и коренного изменения ее структуры. Техника доходит до состояния, в котором дальнейшее продвижение ее оказывается невозможным без насыщения ее наукой. Повсеместно начинает ощущаться потребность в создании новой технической теории, в кодификации технических знаний и в подведении под них некоего общего теоретического базиса. Техника требует привлечения науки".

Именно такая двойственная ориентация инженера - с одной стороны, на научные  исследования естественных, природных  явлений, а с другой, - на производство, или воспроизведение, своего замысла  целенаправленной деятельностью человека-творца - заставляет его взглянуть на свое изделие иначе, чем это делают и ремесленник, и ученый-естествоиспытатель. Если цель технической деятельности - непосредственно задать и организовать изготовление системы, то цель инженерной деятельности - сначала определить материальные условия и искусственные  средства, влияющие на природу в  нужном направлении, заставляющие ее функционировать  так, как это нужно для человека, и лишь потом на основе полученных знаний задать требования к этим условиям и средствам, а также указать  способы и последовательность их обеспечения и изготовления. Инженер, таким образом, как и ученый-экспериментатор, оперирует с идеализированными  представлениями о природных  объектах. Однако первый из них использует эти знания и представления для  создания технических систем, а второй создает экспериментальные устройства для обоснования и подтверждения  данных представлений.

С развитием экспериментального естествознания, превращением инженерной профессии  в массовую в XVIII - XIX веках возникает  необходимость и систематического научного образования инженеров. Именно появление высших технических школ знаменует следующий важный этап в развитии инженерной деятельности. Одной из первых таких школ, как  уже говорилось в предущих главах этой книги, была Парижская политехническая  школа, основанная в 1794 г., где сознательно  ставился вопрос систематической научной  подготовки будущих инженеров. Она  стала образцом для организации  высших технических учебных заведений, в том числе и в России. С  самого начала эти учреждения начали выполнять не только учебные, но и  исследовательские функции в  сфере инженерной деятельности, чем  способствовали развитию технических  наук. Инженерное образование с тех  пор стало играть существенную роль в развитии техники.

К началу ХХ столетия инженерная деятельность представляет собой сложный комплекс различных видов деятельности (изобретательская, конструкторская, проектировочная, технологическая  и т.п.), и она обслуживает разнообразные  сферы техники (машиностроение, электротехнику, химическую технологию и т.д.). Сегодня  один человек просто не сможет выполнить  все разнообразные работы, необходимые  для выпуска какого-либо сложного изделия, как это делал, например, в начале XIX века на одном из первых машиностроительных заводов его владелец Генри Модсли. Сам он был механиком-самоучкой, одновременно и изобретателем. Он изобрел, в частности, суппорт токарного станка, причем сам же разрабатывал новую конструкцию изделия, и технологическое оборудование, и технологию его изготовления. В конце прошлого века в Лейпциге еще существовал завод, на котором все инженерные работы (от замысла до рабочих чертежей) выполнял один человек - его владелец Р. Зак. Там не было ни технического бюро, ни чертежников. Уже в те времена его "многосторонняя" деятельность представлялась курьезом.

Для современной инженерной деятельности характерна глубокая дифференциация по различным отраслям и функциям, которая  привела к разделению ее на целый  ряд взаимосвязанных видов деятельности и выполняющих их кооперантов. Такая  дифференциация стала возможной, однако, далеко не сразу. Сложная кооперация различных видов инженерной деятельности складывалась постепенно. На первых этапах своего профессионального развития инженерная деятельность была ориентирована  на применение знаний естественных наук (главным образом, физики), а также  математики, и включала в себя изобретательство, конструирование опытного образца и разработку технологии изготовления новой технической системы. Инженерная деятельность, первоначально выполняемая изобретателями, конструкторами и технологами, тесно связана с технической деятельностью (ее выполняют на производстве техники, мастера и рабочие), которая становится исполнительской по отношению к инженерной деятельности. Связь между этими двумя видами деятельности осуществляется с помощью чертежей. Изготовлявшие их чертежники назывались в России "учеными рисовальщиками". Для подготовки этих специалистов для заводов и предназначалось основанное в 1825 г. "Строгановское училище технического рисования".

Однако с течением времени структура  инженерной деятельности усложняется. Классическая инженерная деятельность включала в себя изобретательство, конструирование и организацию  изготовления (производства) технических  систем, а также инженерные исследования и проектирование.

 

1.2 Изобретательская  деятельность

Путем изобретательской деятельности на основании научных знаний и технических изобретений заново создаются новые принципы действия, способы реализации этих принципов, конструкции технических систем или отдельных их компонентов. Сложности в изготовлении, конструировании и техническом обслуживании, а также необходимость создания технических систем, все или некоторые компоненты которых принципиально отличны от существующих, стимулируют производство особого продукта, объективированного в виде патентов, авторских свидетельств, изобретений и т.д. Последние имеют, как правило, широкую сферу применения, выходящую за пределы единичного акта инженерной деятельности и используются в качестве исходного материала при конструировании и изготовлении технических систем.

Образцы такого рода деятельности продемонстрировали многие ученые-естествоиспытатели, совершенствуя  конструкцию экспериментальной  техники, разрабатывая и проводя  новые эксперименты. Например, Гук  изобрел микроскоп, Герц - новую аппаратуру для регистрации и получения  электромагнитных волн. Гюйгенс придумал конструкцию часов, которая осуществила  движение центра тяжести маятника по циклоиде - так, чтобы время его  качания не зависело от величины размаха. Ньютон изобрел телескоп совершенно новой конструкции. "Но на пути создания отражательного телескопа возникли трудности технического порядка.. Ньютон придумал способ полировки металлической поверхности, занялся поисками подходящих сплавов для зеркала и добился успеха". Эйнштейн всю свою жизнь уделял большое внимание конструкторско-изобретательскому творчеству. Его можно считать одним из изобретателей магнитодинамического насоса для перекачки жидких металлов, холодильных машин, гигроскопических компасов, автоматической фотокамеры, электрометров, слухового аппарата и т.п. "На счету у Эйнштейна было около двадцати оригинальных патентов, в которых нашла свое отражение его способность умело комбинировать известные методы или физические эффекты для разрешения конкретных задач, выдвигаемых запросами промышленности или повседневной жизни, проявились остроумие и изящество - эти неотъемлемые составляющие недюжинного изобретательского таланта". Однако для многих инженеров-практиков изобретательство было не побочной, а основной или даже единственной деятельностью.

Информация о работе Инженерная деятельность и её влияние на культуру