Иррационализм философии Фридриха Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 15:17, реферат

Описание работы

Ницше не дает готовых ответов. Я думаю, что основная цель его философии – не донести до человека Мудрость (свою или своих предшественников), а помочь найти Ее в себе самом, научить думать, ведь именно человек, его чувства и желания, по мнению философа, являются самыми великими «изобретениями» Мира и из этого и нужно исходить. Интересен тот факт, что как бы не обсуждали его философию, называя ее иррациональной, всеотрицающей, любой нормальный читатель, я уверен, увидит в ней рациональные мысли и конкретный авторский взгляд на Мир.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………… 3
1.Краткая биография Фридриха Ницше. Безумие…………………………………..4
2.Мораль «По ту сторону добра и зла»………………………………………………4
2.1 Аполлоновское и Дионисийское в культуре и жизни ………………………….5
2.2 Ницше и Сократ …………………………………………………………………..6
2.3 Человек и тотальность. Ницше и социализм…………………………………….7
2.4 Здравый смысл – всего лишь интерпретация. …………………………………..9
3. «Три кита» философии Фридриха Ницше………………………………………..10
3.1 Идея Сверхчеловека………………………………………………………………10
3.2 Вечное Возвращение……………………………………………………………..12
3.3. Воля к власти……………………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………….18
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Иррационализм философии Фридриха Ницше (Автосохраненный).doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образованное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

<<Сибирский государственный  университет телекоммуникаций и  информатики>>

 

 

 

 

Кафедра философии и истории

 

 

 

Реферат

 

Иррационализм философии Фридриха Ницше

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка факультета МТС гр.ММ-22

Артамохина А.В.

Проверил:

Доцент кафедры 

Воробьева Н.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………………… 3

1.Краткая биография Фридриха  Ницше. Безумие…………………………………..4

2.Мораль «По ту сторону добра и зла»………………………………………………4

2.1 Аполлоновское и Дионисийское  в культуре и жизни ………………………….5

2.2 Ницше и Сократ …………………………………………………………………..6

2.3 Человек и тотальность. Ницше  и социализм…………………………………….7

2.4 Здравый смысл – всего лишь  интерпретация. …………………………………..9

3. «Три кита» философии Фридриха  Ницше………………………………………..10

3.1 Идея Сверхчеловека………………………………………………………………10

3.2  Вечное Возвращение……………………………………………………………..12

3.3. Воля к власти……………………………………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………………….18

Список литературы……………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     «Иррационализм философии Фридриха Ницше». Эта тема привлекла меня тем, что она состоит из слов-загадок: об иррационализме я имею смутное представление, о философии тем более, и, наконец, Фридрих Ницше во многом является загадочной фигурой. Да и вообще «Иррационализм философии» предполагает то, что она не такая как у всех, необычная, а это, безусловно, захватывает, так как мне всегда были интересны люди «не такие как все».

По моему мнению, Фридрих  Ницше является сейчас одним из самых  читаемых философов. Его книги переиздаются большими тиражами и, на удивление, покупаются читателями. По поводу них до сих пор ведутся споры, а некоторые его идеи (такие как «Сверхчеловек» и др.), на мой взгляд, к сожалению, в какой-то извращенной форме стали негласным «девизом» для многих людей современности, поэтому о неактуальности этого философа и, следовательно, выбранной мной темы речи быть не может.

Ницше не дает готовых  ответов. Я думаю, что основная цель его философии – не донести до человека Мудрость (свою или своих предшественников), а помочь найти Ее в себе самом, научить думать, ведь именно человек, его чувства и желания, по мнению философа, являются самыми великими «изобретениями» Мира и из этого и нужно исходить. Интересен тот факт, что как бы не обсуждали его философию, называя ее иррациональной, всеотрицающей, любой нормальный читатель, я уверен, увидит в ней рациональные мысли и конкретный авторский взгляд на Мир.

 

1. Краткая биография Фридриха Ницше. Безумие

 

Фридрих Ницше родился  в 1844 г.. Отец философа Карл Людвиг Ницше родился 10 октября 1813 г. в семье ойленбургского суперинтенданта Ф.А.Л. Ницше (1756-1826). 15 октября у Людвига и Франциски родился первенец, здоровый и крепкий малый. Отец нарек мальчика – Фридрих Вильгельм (в честь короля). В июле 1846 г. появилась дочь Элизабет, а еще через 2 года – второй сын Йозеф (впоследствии умерший»)*, учился в Бонне и Лейпциге, в 1868-1869 гг. получил профессуру в Базельском университете, которую вскоре вынужден был оставить из-за болезни. С 1876 г. и всю свою жизнь страдал тяжелейшими головными болями. Бывало, писал он, что 200 дней в году проходили в жутких мучениях. Но это не было невропатологией, как принято считать («обстоятельства и причины душевного Фридриха Ницше досконально не выяснены. Сестра Элизабет упорно писала, что апоплексический удар явился следствием нервного истощения из-за чересчур напряженной работы и вредного воздействия успокаивающих лекарств. Известно, что Ницше оставался в полном сознании, признаков чисто физических расстройств у него не было зафиксировано. Не было в то время и слишком напряженной умственной деятельности.

Что касается медицинского диагноза, то он гласил: прогрессирующий  паралич, под которым, впрочем, в к. ХIХ в. понимали более широкий и довольно неопределенный круг заболеваний, нежели теперь. К тому же прогрессирующий паралич не является душевной болезнью в собственном смысле. Обычно он представляет нарушение функции головного мозга, вызванное внешней инфекцией. Вообщем сведения о болезни Ницше скудны и противоречивы.

Трагический надлом в  психике Ницше произошел между 3 и 6 января 1889 г. Быстрое помрачение рассудка привело к смешению всех понятий»).

 

2. Мораль «По  ту сторону добра и зла»

 

2.1 Аполлоновское и Дионисийское в культуре и жизни

Ницше часто называют нигилистом, да, в этом есть разумное зерно, так как философ пытался  объяснить нигилизм как явление  культуры, морали. По его мысли, нигилизм порожден отсутствием достойной  замены традиционной морали, когда она уже не смогла решать жизненные проблемы. Но нигилизм – не выход, его нужно преодолеть. Нигилизму он противопоставил философию жизни.

В основе философии жизни  Ницше была мысль о двух инстинктах, двух природных началах культуры, апполоновском и дионисийском. Дионисийское начало – источник непокоя, мук, несчастий, стихийного порыва. Аполлоновское – обеспечивает гармонию, тишину и покой.

« Итак, два греческих  бога, Аполлон и Дионис, стали  для Ницше символом разных мироощущений и инстинктов. Аполлон предостерегал от диких порывов, передавал мудрый покой бога. Эта красота и гармония аполлоновского мироощущения отразилась в гомеровском искусстве. Но при этом Аполлон оставался богом иллюзий и заслонял человека от смерти иллюзией вечности. Дионис же порождал противоположные инстинкты: тревоги, сомнения, смятения. Под влиянием такого мироощущения человек сбрасывал с себя «покрывало Майи», т.е. как бы пробуждался от сна иллюзий и праздновал праздник единения с природой. Ибо только природа способна научить человека жизни, она лучше (чем христианство и традиционная мораль) знает добро и зло. Потому и искусство благотворно только такое, в котором «все наличное обожествляется, безотносительно к тому – добро или зло». Божественна сама жизнь, деление же ее на добро и зло – искусственно». *

Искусство и нетрадиционная мораль, по мнению Ницше, помогут преодолеть кризис культуры. К жизни, писал он, следует относиться как к «эстетическому феномену», потому что бог вообще – это бог-художник, а человек и жизнь – его произведение. Свое представление о жизни называл артистической метафизикой. Он противопоставлял его религии.

Начало развития собственно человеческой Ницше связывал с появлением у людей «метафизических» задатков склонности к разумным наблюдениям и обобщением. «Возникновение такой способности породило разные типы культуры. Ницше выделил 3 таких типа: сократовскую, художественную и трагическую. В истории народов она проявилась как культура александрийская, эллинская и индийская. Три культуры порождены тремя типами человеческих потребностей: одного пленяет сократовская радость познания и мечта исцелить с его помощью человечество; другого обольщает пленительный покров красоты; третьего – метафизическое утешение, что под вихрем явлений нерушимо продолжает течь вечная жизнь и смерти нет».

Итак, не «грубый дионисизм», а обращение к разуму и размышлению  порождало, по Ницше, начало культуры и  собственно человека.

2.2 Ницше и Сократ

Бедой культуры современного общества Ницше считал тот факт, что ее прародительницей была не греческая, александрийская культура, типичным представителем которой был Сократ, определенный тип ученого и философа. Поэтому культуру ХIХ в. Ницше называл сократовской. Культура Сократа – плод победы аполлоновского начала. Ее идолами стали образование, просвещение, наука, которые заменили собой саму жизнь. Они вытеснили подлинно жизненные ценности, сама жизнь; перестал цениться человек с его природой и жизненными инстинктами.

В чем спор между Ницше  и Сократом?

Известно, что Сократ придавал практически-этический смысл. Ницше усмотрел в этом опасность утилитаризма философского знания. В явлении сократовской культуры виделась ему угроза для неординарного человека, для одиночки, выделяющегося своими нравственными и иными суждениями. Ницше считал вообще небезопасным для культуры, когда «вся масса философствует», потому что при этом чаще всего происходит подмена высоты суждений науки рационализмом.

Сократ символизировал для Ницше начало новой эры  в культуре. «Новорожденный демон» не был уже ни Дионисом, ни Аполлоном. Сократовская тенденция в культуре погубила, прежде всего, искусство, основанное на принципах философии жизни.

Сократ противопоставил  инстинкту жизни сознание и разум, тогда как у всех талантливых (по Ницше) именно инстинкт и представлял собой творчески утвердительную силу (с этим я совершенно согласен, так как живое творчество появляется не по воле (только) разума, а, грубо говоря, стихийно, инстинктивно. Кроме того, многие талантливые люди по-хорошему неразумны. Разумный подход к творчеству слабо толкает его вперед, хотя какая-то база разума-знаний должна присутствовать).

«Сократ, по Ницше, является тем типом «теоретического человека», который изгнал из нравственного мироощущения мечту и иллюзию. На их место он поставил « несокрушимую веру в то, что мышление может проникнуть в глубочайшие бездны бытия и что это мышление не только может познать бытие, но даже и исправить его.

Различие позиций Ницше  и Сократа по отношению к жизни  состояло в том, что для Сократа  жизнь была скорее, прежде всего – объектом познания. А для Ницше жизнь таинственна и непознаваема, она дает о себе знать лишь через жизненные инстинкты.

И, следуя инстинктам, человек  следует жизни, поэтому и мораль, и искусство, и познание – лишь виды иллюзий, которые, подобно «покрывалу Майи», уберегают человека от страха смерти, ощущения бездны, открывающейся перед ним при попытке познания.»*( по Немировской)

2.3 Человек и тотальность. Ницше и социализм.

Притягательность имени  Ницше связана с тем, что он остро поставил вопрос об автономности, оригинальности человека и о необходимости преодоления обычной морали (концепция радикальной критики ценностей общества стала основой для «критической теории» - известного философского направления (Франкфуртской школы, представителями которой были Адорно, Маркузе, Хоркхаймер, Шмидт). «Автономная мораль обусловлена, писал Ницше, свободой человека от рождения. Человек не может быть зависим от социальных связей, у него одна зависимость: он часть целого, природы, космоса. Никто и ничто не может вырвать его из этой зависимости и навязать свою оценку.

Общество способно ущемить  свободу человека и сделать его  «одномерным», функцией, «винтиком» социального  механизма».*

Ницше считал, что опасностью для личности является не только авторитарная власть, тоталитаризм, но любое общество и демократия тоже. Ницше был врагом демократии, так как она расковывала и несколько освобождала человека, однако не поощряла индивидуальность и тоже требовала соблюдения определенных традиций и морали. Ницше опасался демократии, потому что она несла мораль равенства, которая поддерживает «маленьких людей», кроме того, она снижает потребность в бунте, столь необходимом человеку.

«Отношение Ницше к  социализму было неординарным и альтернативным многим направлениям. Прежде всего, в отличие, например, от Марксова анализа социалистического устройства общества Ницше подходил к этому не с классовых позиций, а с позиции индивидуума. (Для любого современного человека, на мой взгляд, это единственно правильный подход) Ницше отвергал такое устройство общества, которое ведет народ к царству коллективизма и ко всеобщей подконтрольности, ибо оно, по его убеждению, не может способствовать прогрессу, и нравственному тоже, а неизбежно приведет к упадку культуры, аморализму, коррупции и мошенничеству в государственных масштабах». (Тут Ницше оказался абсолютно прав)

В социализме и социалистических идеях Ницше видел угрозу индивиду и индивидуальности, условия для  развития «стадности». Он резко выступал против современных ему идеологов  социализма, в частности Е. Дюринга, и не мог вообще принять социализма, так как вся его этика – этика индивидуализма, она выделяет в человеческой нравственности только оригинальные свойства. Этика не позволяла ему принять не только социализм, но и христианство, и любые формы демократии, обращенные к коллективизму как нравственной форме.

2.4 Здравый смысл – всего лишь интерпретация.

Философы и простые  люди в большинстве своем верят, что в Мире существует объективный  порядок вещей и все теории о Мире ложны или правильны в той степени, в какой они отражают этот порядок, верно или неверно делают это. Представление об объективной структуре Мира Ницше отрицал, как и представление об истине.

Мир здравого смысла, в  который верят простые люди, состоит  из объектов, которые такие, какими они кажутся, доступны и функционируют по законам сознания простого человека. Философы считали данный взгляд на Мир более или менее очевидным.

Этот мир, осуждаемый одними философами как мир лишь являющийся, другими же, как полностью иллюзорный, есть, по Ницше, всецело достижение человеческого разума, а вовсе не то, что было найдено им в готовом виде.

Информация о работе Иррационализм философии Фридриха Ницше