Искусство как форма духовного освоения мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 22:32, реферат

Описание работы

В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - сравни выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными - формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово "искусство" относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………
Искусство - форма художественного познания……………….
Функции искусства………………………………………………
Сущность и социальная роль искусства………………………...
4.Актуальность современного искусства………………………….
Заключение………………………………………………………………
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

искусство как форма.......docx

— 39.57 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………

  1. Искусство - форма художественного познания……………….
  2. Функции искусства………………………………………………
  3. Сущность и социальная роль искусства………………………...

4.Актуальность современного  искусства………………………….

Заключение………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Слово «искусство»  — первоначально  обозначало  всякое мастерство более  высокого  и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и  созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые  отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы  между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так  как в величайших достижениях  в этих областях участвуют также  и силы искусства.

     Искусство  есть особая форма общественного  сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в  отображении действительности посредством  художественных образов. В практической  деятельности у людей складываются  и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности  отражаются как прекрасные и  безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически. В процессе художественного  творчества эстетические представления  художников закрепляются, «овеществляются»  различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают  как произведения  искусства.

     Искусство  в отличие от всех других  видов  деятельности есть выражение  внутренней сущности человека  в ее цельности, которая  исчезает  в частных науках и в  любой  другой конкретной деятельности, где человек реализует только  какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. В искусстве  человек  свободно творит особый  мир, также как  творит свой  мир природа, то есть полновластно.

     Искусство, одна  из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры  человечества, специфический род  практически-духовного освоения  мира.

     В этом плане к искусству относят  группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - сравни выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными - формами  воспроизведения действительности. В более широком значении слово "искусство" относят к любой  форме практической деятельности, когда  она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.

     Определение  отличительных признаков искусства  и его роли в жизни людей  вызывало острые разногласия  на протяжении всей истории  культуры. Искусство  объявлялось "подражанием природе" - и "свободным формотворчеством"; "воспроизведением действительности" - и "самопознанием Абсолюта", "самовыражением художника" - и "языком чувств"; особого рода игрой - и особого  рода молитвой. Такие разногласия  объясняются многими причинами: различием философских позиций  теоретиков (материалистических или  идеалистических), их идеологических установок, опорой на различные виды искусства  и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или  реализм), наконец, объективной сложностью строения самого искусства Эта сложность, многогранность структуры искусства  не осознаётся и некоторыми теоретиками, которые определяют сущность искусства  то как гносеологическую, то как  идеологическую, то как эстетическую, то как творчески-созидательную  и т. д. Неудовлетворённость такими однолинейными определениями приводила  некоторых искусствоведов к утверждению, что в искусстве органически  взаимосвязаны разные моменты - познание и оценка реальности, или отражение  и созидание, или модель и знак. Но и такие двухмерные истолкования сущности искусства не воссоздают с  должной полнотой сложную его  структуру.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               2. Искусство - форма художественного познания.

       Важнейшим  видом духовного производства  является искусство. Создавая художественные  образы, которые, с известной долей  условности могут быть приравнены  к научным моделям, экспериментируя  с ними при помощи собственного  воображения, люди могут лучше  познать себя и мир, в котором  они живут. При помощи искусства  художники, писатели, скульпторы воспроизводят  часто скрытые, незаметные, однако  весьма существенные стороны  окружающей действительности.

     Искусство  представляет собой высшую форму  эстетического сознания. Оно является  необходимым элементом общественного  сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем  и направленность в будущее.

     Искусство  как феномен культуры подразделяют  на ряд видов, каждый из которых  обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые  выделяют следующие  виды искусств.

     1. Архитектура (зодчество) — вид  искусства, представляющий  собой  систему зданий и сооружений, формирующих пространстве  Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она  не изображает предметы, а создает  их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово–парковая, промышленная, реставрационная.

     2. Живопись  — вид искусства,  произведения  которого представляют  собой  отображение жизни на  определенной  поверхности при  помощи цвета.

     Самая распространенная классификация искусства берет за основу пространственно- временные отношения и делит все искусства на пространственные (изобразительное искусство, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (балет, театр, кино). Классификация может осуществляться и по другим признакам: непосредственное или косвенное отражение явлений действительности, отсюда деление искусства на изобразительные и неизобразительные; зрелищные и незрелищные; простые и синтетические. Для художника, в отличие от писателя и музыканта, доминирующим материалом является предметность материального мира, а основой психофизического аппарата – способность человека к визуальному мышлению. В отличие от писателя или музыканта, художник создает предметный объект, который сколько бы ни удалялся от реальности, тем не менее всегда связан с впечатлениями художника от реального мира и с условием зрения человека.

    Специфика искусства  как формы художественного познания  заключается в том, что, во–первых, оно является образным и наглядным.

     Предмет искусства  — жизнь людей —  чрезвычайно  разнообразна и отражается в  искусстве во всем своем многообразии  в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток  реально существующих предметов, событий  и явлений. Художественный образ  выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с  помощью него происходит процесс  художественного обобщения, выделения  существенных признаков познаваемых  предметов.

     Во–вторых, для  художественного познания характерны  специфические способы воспроизведения  окружающей действительности, а  также  средства, при помощи которых  происходит создание художественных  образов. В  литературе таким средством  является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно–пространственные формы и т. д.

     В–третьих, огромную  роль в процессе познания мира  с помощью искусства играет  воображение и фантазия пoзнающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый  в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

     В отличие  от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны  жизни людей, искусство исследует  человека в целом и наряду  с  другими познавательной деятельности  является особой формой познания  окружающей действительности.

     Искусство  включено в целостную систему  форм общeственного сознания, куда наряду с ним входят философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они  реализуют свои функции в eдином  культурном контексте, возникающем  благодаря иx взаимосвязям.

      Искусство  – форма общественного сознания, в основе которой лежит образное  отображение явлений Действительности. Исторически сложившиеся формы  искусства, его основные структурные  и классификациионные единицы – это виды искусства.

 

                               3. Функции искусства.

                                          

     Искусство пронизывает все сферы жизни  общества.

     1. Общественно-преобразующая (искусство  как деятельность). Все  планы искусства  как деятельности  в совокупности  обеспечивают  общественно - преобразующее  воздействие  искусства на деятельность. Искусство  действие, преображения  творения  в соответствие с  идеалами  художника.

     2. Познавательно-эвристическая  функция, (искусство как знание  и просвещение). Оно является средством просвещения  (передача опыта, фактов), образования  (передача опыта, навыков мышления, обобщения, системы взглядов на  факты) и людей. Познавательная  информация, содержащаяся в искусстве  огромна. Она наполняет наши  знания о мире. Искусство служит  и средством познания мира, и  способом самопознания личности.

     3. Функция предвосхищения ("кассандровское  начало", или искусство как  предсказание).

    4. М ировоззренческую. Выражает в художественной форме определенные чувства и представления;

     5. Информационная и коммуникативная (искусство как сообщение и обобщение). Искусство - художественная коммуникация, и его родство с языком неоднократно подчеркивалось в истории эстетики. На коммуникативном плане основывается его современное вселиютическое рассмотрение как знаковой системы, несущей информацию, как специфического канала служащего делу обобщения индивидуального опыта отношений и индивидуализации общественного опыта.

     6. Воспитательная  функция. (Искусство как катарсис; формирование целостной личности). Если воспитательное воздействие  других форм общественного сознания  носит частный характер: мораль  формирует нравственные нормы, политика  политические взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека  специалиста, то искусство воздействует  комплексно на ум и сердце.

     7. Внушающая  функция (воздействие искусства  на подсознание). Внушение определенного  строя мысли и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие  художественного произведения на  человеческую психику.

     8. Эстетическая  функция (искусство как формирование  творческого духа и ценностных  ориентаций). Эстетическая функция  ничем не заменимая специфическая  способность искусства. Только оно  может:

     - формировать  эстетический вкусы,  способности  и потребности человека  и тем  самым ориентировать  ценностно  его в мире.

     - пробуждать  творческий дух, творческое  начало  личности.

     9. Геданестическая функция (искусство как наслаждение). Во-первых, это свободное владение художником сложным и многообразным жизненным материалом. Во-вторых, это обязательная соотнесенность всех явлений, рассматриваемых художником, с человечеством - выявление их эстетической ценности. В-третьих, это гармония формы и содержания. В-четвертых, это упорядоченный художественный мир, построенная реальность по законам красоты. В-пятых, это радость приобщения к творчеству, к великим порывам вдохновения. В-шестых, это игровой аспект художественного творчества.

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         4.Сущность и социальная роль искусства

     Искусство  – одна из форм общественного  сознания, важнейшая составная часть  духовной культуры; особый род  духовного освоения, познания действительности  во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с  человеком. Искусство возникает  на самых ранних стадиях развития  общества и постепенно становится  мощным орудием осознания мира, великим средством духовного  формирования человека. Понять искусство  можно, учитывая его предмет, содержание, функции, которые оно выполняет  в обществе и специфический  способ отражения действительности.

     Искусство  имеет сходство и различия  с другими  формами общественного  сознания. Так же, как наука, оно  объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные  стороны. Но в отличие  от науки, которая осваивает мир  с помощью  абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир  посредством  образного мышления. Действительность  предстает в искусстве  целостно, сущность выступает в богатстве  своих чувственных проявлений, единичных  и уникальных. Одновременно «великое»  искусство глубоко проникает  в сущность рассматриваемых явлений, раскрыва  Искусство как особая специфическая отрасль  духовного производства осваивает  действительность эстетически. Важной стороной искусства является его  отношение к жизненному, духовно-практическому  опыту человека. Искусство обращено не только в настоящее, но и в прошлое  и будущее, в мир фантастики и  мечты.

Информация о работе Искусство как форма духовного освоения мира