Искусство как форма духовного освоения мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 22:32, реферат

Описание работы

В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - сравни выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными - формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово "искусство" относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………
Искусство - форма художественного познания……………….
Функции искусства………………………………………………
Сущность и социальная роль искусства………………………...
4.Актуальность современного искусства………………………….
Заключение………………………………………………………………
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

искусство как форма.......docx

— 39.57 Кб (Скачать файл)

     Все сказанное  делает искусство мощным фактором  развития человеческой личности. Специфическая функция искусства  состоит в том, что оно конденсирует  многообразие накопленного человечеством  опыта в процессе живых взаимоотношений  человека с миром, а не путем  усвоения готовых результатов. В  искусстве  запечатляется не только итог эстетического  познания явлений, а сам процесс  оценки и эстетической обработки  познаваемого объективного и субъективного  мира.

     Элитарное искусство (от французского elite - лучшее, отборное), искусство, ориентированное, по мысли его создателей, на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу которой они должны оцениваться как лучшая часть общества, его элита. Элитарное искусство - специфические формы искусства, создаваемые в расчете на то, что они будут понятны лишь небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью (элите).

     Концепция  элитарного искусства - социально-философские  и эстетические теории, обосновывающие  существование специфических форм  искусства, создаваемых в расчете  на то, что они будут поняты  элитой общества.

     Эстетизм - отношение  к искусству как  к предмету  утонченного наслаждения, доступного  только избранной части  общества (элите).

     Массовое  искусство—  понятие, противоположное элитарному искусству. Массовое искусство рассчитано на самый широкий круг зрителей, общедоступное, простое по форме, не требующее специальной подготовки для понимания. К массовому искусству относят произведения, распространяемые через средства массовой коммуникации (кино, телевидение), печатную графику, популярную музыку, продукты художественной индустрии, рассчитанные на усредненный вкус широкого потребителя, упрощенные и необладающие высокой художественной ценностью.

     Функции массовой  культуры - адаптация искусства для  непосвященных, отвлечение людей  от реального мира. В популярной  и гламурной культуре главное - принцип потребления.

     Классическое  искусство – период так называемых  «больших стилей», охватывающий  историю искусства от Древнего  мира до рубежа 19–20 вв. Представляет  художественные традиции, «достигшие  в себе полноты и задающие  норму для будущего», формирует  общепризнанный образ искусства  – искусства как такового.

           Роль искусства в жизни трудно  переоценить. Оно сопровождает  человечество  во все времена  и во всех  ситуациях. Оно,  как параллельная  реальность, существующая  одновременно  с обыкновенным  миром. Искусство  неразрывно связано  со всеми  процессами, происходящими  в обществе. Ни одно переустройство  общественных  порядков не обходилось  без  его активной помощи. Искусство  является и их отражением, и  их восприятием, и их причиной. Таким образом, оно является  существенной  частью общественного  сознания.

     Известен  также  вопрос о вечных ценностях. Существуют  ли они, и как они формируются? Некоторые святыни сопровождают  историю человеческого рода от  самых  истоков. Без них человечество  не было бы тем, чем оно является. Эти ценности сохраняют в себе  статус общечеловеческого. Святость жизни, достоинство свободы, величие любви, лучезарность истины, немеркнущий свет красоты, неиссякаемый исток добра…. Истина, Добро, Красота. Вера, Надежда, Любовь. В этих триадах испокон веков воплощалась идея высших духовных ценностей человека. В трудах многих выдающихся мыслителей понятие культуры раскрывается в терминах Истины, Добра и Красоты. Следовательно, культура в определённом смысле базируется на искусстве.

     С помощью  искусства накапливается  человеческий  опыт, образуются облегчающие  жизнь  традиции, трудовые и бытовые  навыки, семейный уклад, общественные  институты, развивается эстетический  уровень восприятия и творчества, создается знание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Актуальность современного искусства.

     Искусство  выполняет также незаменимую  и все более значимую функцию, участвуя в социализации личности, введении её в актуальную для  общества систему нравственных  и эстетических ценностей, моделей  поведения и  рефлективных позиций, в обобщенный реальный социальный  опыт человеческого  взаимодействия, а также в искусственно конструированный  опыт, выстроенный  на основе воображаемых  образов и  коллизий.

     К этому  следует добавить средоорганизующую  функцию художественной культуры в  целом, связанную с проектированием  эстетически организованной среды  обитания людей, насыщенной образцами  порожденных искусством художественно-культурных ценностей. Всё это делает искусство  одним из важнейших инструментов социальной регуляции жизни общества.

     Современное  искусство выступает как художественная  программа изменяющегося мира - мира  ускорения социального прогресса  на базе продвинутой технологии, урбанизации, омассовления стиля и образа жизни.   Термин  современное искусство, в общем, относится к искусству, которое существует в данный момент. Использование прилагательного «современный» для определения периода в истории искусств частично вызвано отсутствием какой-либо особой или превалирующей школы искусства, признанной художниками, искусствоведами и критиками. Принято считать, что современное искусство начинается с поздних 60-х и до настоящего момента, либо сразу после окончания модерна или периода Модернизма.

     Возможно, самым  ярким аспектом современного  искусства является его неопределимость. Работы созданные до 60-х годов  можно было легко отнести к  той или иной школе. Даже в работах 1970 и 1980-х годов можно найти  черты Концептуального, Выразительного, Феминистского искусств, Поп арта, Граффити. Точно также как и в обычном мире, в мире искусства все больше и больше наблюдается эффект глобализации. Множество границ и различий внутри самого искусства были утеряны. Не следует смешивать работы в стиле модерн и современное искусство, хотя некоторые направления и движения современности берут свои корни в модернизме. Также многие направления обратились к основам живописи, таким как, цвет, мазок кистью и холсты. Важной характеристикой Современного искусства является то, что оно часто затрагивает сферы и вещи, которые влияют на мир.

     Клонирование, политика, экономика, вопросы пола, сексуальности, этническая или расовая  принадлежность, человеческие права, война  или, возможно, высокая цена на хлеб в отдельно взятой местности. Этот акцент на политике, хотя он и не нов, похоже усиливается. Исторически так сложилось, что искусство раньше было связано  с эстетическими понятиями красоты, чистоты и трансцендентности. Оно  ассоциировалось с «высокими  мотивами» — а не войной. Разрушение данного различия — важный аспект современного искусства.

     Современное  искусство часто пересекается  с окружающим миром; оно не  ограничено выбором материалов  или методов. Оно может использовать  как традиционные, например, живопись, рисование и скульптуру, так и  нетрадиционные формы — перформанс, инсталляции, видео и другие различные материалы. Современное искусство становится все более глобальным, медленно разрушая культурные барьеры, разделяющие старомодную элитарность высокого искусства и общественное мнение.

     Правда  искусства  как игры не зависит  от динамики  закономерности и случайности, которые  утверждают игру как исключительно  сиюминутное, мгновенное, именно в  данный момент созданное творение; правда искусства как игры  раскрывает все свои глубины  даже после самой игры.

     Искусство  как игра стремится в подавляющем  большинстве случаев не быть  игрой, а быть жизнью, быть всем, чем угодно, только не игрой, "чистой" игрой. Следовательно, искусство как  игра отличается тем, что ищет  правду. ХХ столетие породило  такое обилие и разнообразие  творческих направлений в изобразительном  искусстве и такое смешение  всевозможных обоснований, объяснений, предложений и толкований существа  самого предмета искусства, что  в результате воцарился полный  и совершенный хаос как в  представлениях об искусстве, так  и в самой творческой деятельности.

     Авторы  оп-арта (оптического искусства), проявляя  невероятное терпение и аккуратность, создают сложные композиции на  плоскости из решетчатых и  спиральных фигур и раскрашивают  их таким образом, что у зрителя  вначале просто рябит в глазах, а через некоторое время появляются  ощущения оптических иллюзий  и пространственных сдвигов на  плоскости этих композиций. Такие  цветные шарады могут быть  в самом лучшем случае занятными  игрушками, но не более.

     Авторы  и  исследователи концептуального  искусства всегда подчеркивают  солидность и основательность  научной базы, на которой покоится  прекрасное здание концептуального направления современного авангарда. Произведения концептуалистов - эти композиции из отдельно взятых бытовых предметов, из нелепых сочетаний этих предметов, сопровождаемых какими-то фразами, текстами, бланками, справками, расписаниями графиками, отдельными буквами, цифрами, эти композиции, акции действующих лиц, производящих нелепые, абсурдные, никак не мотивированные действия - все эти творческие усилия художников авангарда предстают перед зрителем, который пришел увидеть произведения изобразительного искусства. Разумеется, что зритель воспринимает подобный вернисаж как нечто абсурдное, лишенное всякого смысла. Максимальное количество информации содержит максимально неожиданное сообщение. А композиции или акции авангардистов предстают перед нами как совершенно нелепые, совершенно неожиданные, то есть, они должны нести максимум информации. Именно этот фрагмент теории информации используют концептуалисты для подтверждения значительности своего творчества. Авторы и теоретики концептуализма утверждают, что их произведения несут в себе такое обилие значительной информации, что зритель просто не в состоянии подняться до их уровня и усвоить ее.

     То  есть, даже  если в непонятном на первый  взгляд сообщении, в бессмысленной  композиции, в нелепом действии  и  есть какая-то внутренняя  организация, то все равно эти  композиции и  эти действия  лежат за рамками  эстетических  явлений. Согласитесь, что  это не  имеет никакого отношения  ни  к искусству, ни к художникам, ни к духовной культуре, ни  к эстетике,

     Альтернативное  искусство. Термин "граффити" применяется  для классификации, как правило, запрещенного законом вида искусств, в рамках которого предпринимаются  попытки установить разновидность  связанной композиции посредством  рисунков и надписей, создаваемых  индивидуально либо группами  на стенах или других поверхностях, визуально доступных публике. Авторами  граффити чаще всего выступают  непрофессиональные художники. Даже  на Луне американские астронавты  оставили о себе память в  виде граффити. Поэтому как форма  искусства и средство выражения  взглядов оно гибко, всеохватывающе  и свободно от цензуры. Граффити  можно рассматривать как конкретный  манифест персональной и общественной  идеологий, очень эффективный в  плане визуального воздействия  на людей.

     В принципе, ставится более или менее  знак  равенства между понятиями  «современное  искусство» и «актуальное искусство». Это то искусство, которое существует  в галереях, еще не музеефицировано, в сущности современное искусство — то, которое не признано классическим. 

Заключение

     Искусство  — одно из условий сознательной  жизни (бытия), противостоит формализациям  культуры и в сопоставлении  с ними участвует в социализации  и окультуривании человечества.

     Культура  —  сфера идеологических представлений, где массовость определяется  степенью упрощенности понимания  бытийных условий жизни. Таким  образом, культура в высшей степени  формальна по отношению к бытию. И если культура создает определенно  направленный стереотип мышления, то искусство как конкретный  феномен проявления (репрезентации) сознания положительно влияет  на культуру.

     Смысл искусства, его высота и глубина  не  только в индивидуализации творчества, но в нахождении способа воспроизведения  бытия в его неповторимости. Культура  может механически воспроизводиться (повторяться) в индивидах при  нулевом уровне сознания. Отсюда  термин — массовая культура. Искусство  не повторяется. То, что называется  массовым искусством — не искусство, а всего лишь вид культурной  деятельности.

     Искусство  — это то, что утверждает нас  внутри нас, в нашем сознании, при  виде подлинного произведения.оду.нную среду  для жизни челов  Будут меняться стили, направления и жанры  искусства, будут расти профессиональное мастерство и виртуозность техники, будут меняться сами технические  средства, которыми пользуются художники, но неизменным останется цель и область  искусства - выявление, изучение и консервирование  для будущих поколений все  новых и новых граней развития человеческой духовности. Вот единственно  возможное направление расширения границ искусства и здесь же, одновременно, необходимое условие существования  искусства. Умирание, уничтожение или  самоуничтожение искусства в  таком понимании слова будет  означать скорую и безусловную гибель самой человеческой цивилизации.

     Цель  искусства - осознание, изучение, объяснение и  сохранение процесса совершенствования  человеческой души на примерах  развития самых разных человеческих  судеб в различные эпохи человеческой  истории. Задача художника - сознательно  или интуитивно почувствовать  некое движение или развитие  человеческой души и столь  сильно воспроизвести это движение  в своем произведении, чтобы захватить  эмоционально любого человека, соприкоснуться  с таким подлинным произведением  искусства.

Информация о работе Искусство как форма духовного освоения мира