Искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:36, контрольная работа

Описание работы

Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука, оно объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве целостно, сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных. Одновременно «великое» искусство глубоко проникает в сущность рассматриваемых явлений, раскрывая их истинную природу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, происхождение и функции искусства…………...............................4
2. Социальное содержание искусства………………………...…….…..…….…8
3. Обоснуйте свою точку зрения на проблему прогресса в искусстве……….11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Философия (контрольная).docx

— 39.24 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

Факультет менеджмента и  маркетинга

Кафедра философии, истории  и права

 

Специальность «Бакалавр  менеджмента»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Философия»

ТЕМА 29: ИСКУССТВО

 

Студент ___________________  Неваева Анна Владимировна

(подпись) 

 

 

Группа 2БМУ                                                                 Номер личного дела 11млб00276

 

 

Преподаватель к.ф.н., доцент, Ивонова Валерия Айбасовна

 

 

 

 

Барнаул  2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие, происхождение и функции искусства…………...............................4

2. Социальное содержание искусства………………………...…….…..…….…8

3. Обоснуйте свою точку зрения на проблему прогресса в искусстве……….11

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………15 

ВВЕДЕНИЕ

     Искусство – одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека. Понять искусство можно, учитывая его предмет, содержание, функции, которые оно выполняет в обществе и специфический способ отражения действительности.

     Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука, оно объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве целостно, сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных. Одновременно «великое» искусство глубоко проникает в сущность рассматриваемых явлений, раскрывая их истинную природу.

     В отличие от науки, художественное сознание не ставит себе целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и др. Предметом искусства является все, что есть интересного для человека в жизни.

     Цель данной контрольной работы: рассмотреть искусство как особый вид духовного производства.

     Задачи: Рассказать о происхождении искусства и его основных функциях. Раскрыть содержание понятия «эстетическое» и его особенности. Рассказать о прогрессе в искусстве.

 

1. Понятие, происхождение и функции искусства

     Важнейшим видом духовного производства является искусство. Существует народное искусство — народные песни, танцы, музыка и т. д. и профессиональное искусство — творения специалистов (художников, поэтов, музыкантов) в области эстетического освоения мира. [3, 472]

     Искусство – это способ духовного освоения, который опирается на своеобразный феномен социальной реальности, который зафиксирован в понятии «эстетическое», и представляет собой некую грань практической деятельности человека, которая порождает специфические чувства и мысли.

     Объективной основой возникновения эстетического являются некие фундаментальные закономерности бытия, проявляющиеся в отношениях меры, гармонии, симметрии, целостности, целесообразности и т. д. Конкретно-чувственная, наглядная форма этих отношений в объективном мире порождает своеобразный резонанс в душе человека. Настраивая свой предметный и душевный в унисон с действием этих универсальных отношений бытия, человек и получает специфические переживания, которые мы называем эстетическими. Эстетические есть непосредственно данная чувственная выразительность внутренней жизни предмета, которая воспринимается и переживается человеком как самостоятельная ценность.

Эстетические переживания, в силу универсальности лежащих  в их основе отношений, способны возникать  в любом виде человеческой деятельности. Однако в большинстве из них эстетическая сторона является подчиненной, второстепенной. Только в искусстве эстетическое начало носит самодовлеющий характер, приобретает основное и самостоятельное  значение.

     Искусство как «чистая» эстетическая деятельность есть не что иное, как обособившаяся сторона практической деятельности людей.

     Искусство, в отличие от других видов духовного производства, апеллирует больше не к разуму, а к чувствам. Оно хоть и воспроизводит существенные и порой скрытые стороны действительности, однако пытается делать это в чувственно-наглядной форме.

     Отсюда и проистекают основные особенности искусства как способа освоения мира:

- художественные образы  как главные средства воспроизведения  эстетической реальности (ритм, слово,  пластический образ, светотень);

- особый способ обобщения  – общее в искусстве не абстрактно, а предельно конкретно (любой  литературный герой есть ярко  выраженная индивидуальность, но одновременно и общий тип);

- использование художественного  вымысла;

- личностный способ выражения,  которым пронизаны все стороны  творческого процесса;

- повышенное значение  формы произведения искусства  по отношению к содержанию.

     Эти особенности свидетельствуют об известной самостоятельности, независимости путей развития искусства от прочих видов духовного производства.

     Слово «искусство» — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.

Искусство – это неотъемлемая часть жизни людей, которая сопровождает человечество с древнейших времён. Наряду с религией и наукой, оно  является одним из способов познания человеком мира и самого себя.

     Искусство относится к чувственному способу изучения и отражения действительности. Это часть духовной культуры общества, которая тесно связана с моралью, эстетикой, духовными ценностями; форма общественного сознания. [1]

     В искусстве проявляются творческие способности человека, его эстетическое сознание. Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеалы, - формируется в процессе эстетической деятельности. [2, 115]

     Во все времена искусство доставляло человеку удовольствие и обогащало его внутренний мир. Особенностью искусства является возможность создания новой реальности, которая отражала бы не реальный мир, а желаемый. Таким образом, искусство – это целый мир, существующий параллельно с реальным, в котором находит отражение эстетическое сознание человека.

     Возникновение искусства относится к истории первобытного общества.

Древнейшие сохранившиеся  художественные произведения были созданы  примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. Люди каменного века придавали  художественный облик предметам  повседневного обихода - каменным орудиям  и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Найдены  были фигурки, изображающие женскую  фигуру, так называемые «палеолитические Венеры». Также к эпохе палеолита  относятся произведения пещерной живописи. Самые прекрасные из них были созданы  примерно двадцать - десять тысяч лет  назад. Пещерные росписи сохранили  облик мамонтов и пещерных медведей, быков, лошадей, северных оленей. 

     К эпохе бронзы относятся своеобразные огромного размера сооружения, получившие название менгиров. Сохранились и иного рода сооружения - дольмены, первоначально служившие для погребений: стены из огромных каменных плит перекрывались крышей из такого же монолитного каменного блока. Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. Таким образом, изобразительное искусство и скульптура считаются первыми появившимися жанрами искусства.

     Другие жанры искусства возникли, вероятно, чуть позже. Уже во времена существования древнейших государств было развито музыкальное искусство, танцы. Огромной популярностью пользовалось театральное искусство (например, в Древней Греции).

В настоящее время жанров искусства насчитывается намного  больше:

художественная литература; архитектура; декоративное искусство; живопись; графика; музыка; хореография; театр; искусство фотографии; кино; телевидение; эстрада; цирк.

     Искусство пронизывает все сферы жизни общества. Оно имеет ряд функций:

1.Аксиологическая – в  рамках искусства вырабатывается  система эстетических ценностей,  эталонов красоты, стимулирующих  человека стремиться к совершенству;

2.Познавательная – искусство представляет собой совершенно особенное видение мира, отличное от научного познания. Английский писатель О. Уайльд отмечал, что живопись Тернера создали лондонские туманы;

3.Мемориальная – является подлинной памятью человечества, надежно сохраняя неповторимые особенности множества разнообразных культур;

4.Эстетическая – является главной и состоит в том, что искусство призвано человеку эстетическое – особого рода – удовлетворение и наслаждение. Особый характер эстетического переживания отмечали еще древние греки, обозначая его термином «катарсис» (от греч. – очищение);

5.Функция внушения –  искусство способно оказывать  сильное психологическое воздействие  на чувства человека, а через  них – на разум и волю. Эти  возможности искусства использовались  в религиозном культе;

6.Воспитательная – искусство способствует формированию целостной личности. Оно расширяет рамки реального жизненного опыта личности. 

2. Социальное содержание  искусства

     Роль искусства в общественной жизни трудно переоценить. Любое глубокое переустройство общественных порядков всегда подготавливалось при активном участии искусства. Так было и в античности, и в эпоху Возрождения. Так было и в начале 80-х гг. ХХ в., когда именно писатели как бы исподволь подготовили тот мощный взрыв социальной активности в нашей стране. Не случайно именно искусство быстрее, чем, скажем, наука или право, отреагировало ни изменение барометра общественной жизни в середине 80-х гг., оказавшись на переднем крае главных событий времени.

     Таким образом, эстетическое сознание и его высшая форма – искусство – являются необходимейшей частью общественного сознания, обеспечивающей его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его нравственно-психологическую устойчивость в настоящем.

     Однако искусство обеспечивает не только здоровье общества, но и многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи, образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее и, главное, будущее.

     Гуманизм в искусстве, как и в жизни, следует понимать как искренне бескорыстное, доброжелательное, сочувственное, и сострадательное отношение к человеку.

     Дегуманизация искусства - процесс устранения из произведений искусства слишком человеческого, ориентировано на обычное восприятие, предполагающее воспроизведение жизни в формах самой жизни (Ницше).

 

     Тоталитарное искусство — искусство, получающееся, когда партия и очередной Вождь знает лучше писателя, музыканта и художника, как правильно делать креатив и этим же креативом промывать мозги простого народа и подрастающей школоты. А несогласные получают проблемы на свою несогласную голову.

     Рефлексия над эстетическим началась в эпоху Возрождения, когда на первом месте был выдвинут человек. Авторитет эстетической терминологии резко возрос, и она вернулась в состав философского знания. Факт обособления эстетики как самостоятельной формы духовной деятельности закономерно привел и к обособлению Красоты. Красота была объявлена «совершенством познания», а местом пребывания Красоты стал мыслиться уже не мир сам по себе, а искусство как результат творческой деятельности человека. Искусству не только дозволено, но и предписано рассмотрение природы сквозь призму эстетических чувств человека, сквозь призму нравственности. Признание эстетического свойства у одного только искусства лишало эстетическое сознание его синтезирующей функции, обособляло эстетику от всех других видов деятельности.

     Главным содержанием эстетического сознания людей является их представление о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом и т.д. Все это проявляется в жизни и в искусстве.

Информация о работе Искусство