Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:36, контрольная работа
Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука, оно объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве целостно, сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных. Одновременно «великое» искусство глубоко проникает в сущность рассматриваемых явлений, раскрывая их истинную природу.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, происхождение и функции искусства…………...............................4
2. Социальное содержание искусства………………………...…….…..…….…8
3. Обоснуйте свою точку зрения на проблему прогресса в искусстве……….11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАРНАУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет менеджмента и маркетинга
Кафедра философии, истории и права
Специальность «Бакалавр менеджмента»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Философия»
ТЕМА 29: ИСКУССТВО
Студент ___________________ Неваева Анна Владимировна
(подпись)
Группа 2БМУ
Преподаватель к.ф.н., доцент, Ивонова Валерия Айбасовна
Барнаул 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Понятие, происхождение и
функции искусства………….................
2. Социальное содержание искусства………………………...…….…..…….
3. Обоснуйте свою точку зрения на проблему прогресса в искусстве……….11
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Искусство – одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека. Понять искусство можно, учитывая его предмет, содержание, функции, которые оно выполняет в обществе и специфический способ отражения действительности.
Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука, оно объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве целостно, сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных. Одновременно «великое» искусство глубоко проникает в сущность рассматриваемых явлений, раскрывая их истинную природу.
В отличие от науки, художественное сознание не ставит себе целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и др. Предметом искусства является все, что есть интересного для человека в жизни.
Цель данной контрольной работы: рассмотреть искусство как особый вид духовного производства.
Задачи: Рассказать о происхождении искусства и его основных функциях. Раскрыть содержание понятия «эстетическое» и его особенности. Рассказать о прогрессе в искусстве.
1. Понятие, происхождение и функции искусства
Важнейшим видом духовного производства является искусство. Существует народное искусство — народные песни, танцы, музыка и т. д. и профессиональное искусство — творения специалистов (художников, поэтов, музыкантов) в области эстетического освоения мира. [3, 472]
Искусство – это способ духовного освоения, который опирается на своеобразный феномен социальной реальности, который зафиксирован в понятии «эстетическое», и представляет собой некую грань практической деятельности человека, которая порождает специфические чувства и мысли.
Объективной основой возникновения эстетического являются некие фундаментальные закономерности бытия, проявляющиеся в отношениях меры, гармонии, симметрии, целостности, целесообразности и т. д. Конкретно-чувственная, наглядная форма этих отношений в объективном мире порождает своеобразный резонанс в душе человека. Настраивая свой предметный и душевный в унисон с действием этих универсальных отношений бытия, человек и получает специфические переживания, которые мы называем эстетическими. Эстетические есть непосредственно данная чувственная выразительность внутренней жизни предмета, которая воспринимается и переживается человеком как самостоятельная ценность.
Эстетические переживания, в силу универсальности лежащих в их основе отношений, способны возникать в любом виде человеческой деятельности. Однако в большинстве из них эстетическая сторона является подчиненной, второстепенной. Только в искусстве эстетическое начало носит самодовлеющий характер, приобретает основное и самостоятельное значение.
Искусство как «чистая» эстетическая деятельность есть не что иное, как обособившаяся сторона практической деятельности людей.
Искусство, в отличие от других видов духовного производства, апеллирует больше не к разуму, а к чувствам. Оно хоть и воспроизводит существенные и порой скрытые стороны действительности, однако пытается делать это в чувственно-наглядной форме.
Отсюда и проистекают основные особенности искусства как способа освоения мира:
- художественные образы
как главные средства
- особый способ обобщения
– общее в искусстве не
- использование художественного вымысла;
- личностный способ выражения, которым пронизаны все стороны творческого процесса;
- повышенное значение формы произведения искусства по отношению к содержанию.
Эти особенности свидетельствуют об известной самостоятельности, независимости путей развития искусства от прочих видов духовного производства.
Слово «искусство» — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.
Искусство – это неотъемлемая часть жизни людей, которая сопровождает человечество с древнейших времён. Наряду с религией и наукой, оно является одним из способов познания человеком мира и самого себя.
Искусство относится к чувственному способу изучения и отражения действительности. Это часть духовной культуры общества, которая тесно связана с моралью, эстетикой, духовными ценностями; форма общественного сознания. [1]
В искусстве проявляются творческие способности человека, его эстетическое сознание. Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеалы, - формируется в процессе эстетической деятельности. [2, 115]
Во все времена искусство доставляло человеку удовольствие и обогащало его внутренний мир. Особенностью искусства является возможность создания новой реальности, которая отражала бы не реальный мир, а желаемый. Таким образом, искусство – это целый мир, существующий параллельно с реальным, в котором находит отражение эстетическое сознание человека.
Возникновение искусства относится к истории первобытного общества.
Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Найдены были фигурки, изображающие женскую фигуру, так называемые «палеолитические Венеры». Также к эпохе палеолита относятся произведения пещерной живописи. Самые прекрасные из них были созданы примерно двадцать - десять тысяч лет назад. Пещерные росписи сохранили облик мамонтов и пещерных медведей, быков, лошадей, северных оленей.
К эпохе бронзы относятся своеобразные огромного размера сооружения, получившие название менгиров. Сохранились и иного рода сооружения - дольмены, первоначально служившие для погребений: стены из огромных каменных плит перекрывались крышей из такого же монолитного каменного блока. Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. Таким образом, изобразительное искусство и скульптура считаются первыми появившимися жанрами искусства.
Другие жанры искусства возникли, вероятно, чуть позже. Уже во времена существования древнейших государств было развито музыкальное искусство, танцы. Огромной популярностью пользовалось театральное искусство (например, в Древней Греции).
В настоящее время жанров
искусства насчитывается
художественная литература; архитектура; декоративное искусство; живопись; графика; музыка; хореография; театр; искусство фотографии; кино; телевидение; эстрада; цирк.
Искусство пронизывает все сферы жизни общества. Оно имеет ряд функций:
1.Аксиологическая – в
рамках искусства
2.Познавательная – искусство представляет собой совершенно особенное видение мира, отличное от научного познания. Английский писатель О. Уайльд отмечал, что живопись Тернера создали лондонские туманы;
3.Мемориальная – является подлинной памятью человечества, надежно сохраняя неповторимые особенности множества разнообразных культур;
4.Эстетическая – является главной и состоит в том, что искусство призвано человеку эстетическое – особого рода – удовлетворение и наслаждение. Особый характер эстетического переживания отмечали еще древние греки, обозначая его термином «катарсис» (от греч. – очищение);
5.Функция внушения –
искусство способно оказывать
сильное психологическое
6.Воспитательная – искусство
способствует формированию целостной
личности. Оно расширяет рамки реального
жизненного опыта личности.
2. Социальное содержание искусства
Роль искусства в общественной жизни трудно переоценить. Любое глубокое переустройство общественных порядков всегда подготавливалось при активном участии искусства. Так было и в античности, и в эпоху Возрождения. Так было и в начале 80-х гг. ХХ в., когда именно писатели как бы исподволь подготовили тот мощный взрыв социальной активности в нашей стране. Не случайно именно искусство быстрее, чем, скажем, наука или право, отреагировало ни изменение барометра общественной жизни в середине 80-х гг., оказавшись на переднем крае главных событий времени.
Таким образом, эстетическое сознание и его высшая форма – искусство – являются необходимейшей частью общественного сознания, обеспечивающей его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его нравственно-психологическую устойчивость в настоящем.
Однако искусство обеспечивает не только здоровье общества, но и многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи, образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее и, главное, будущее.
Гуманизм в искусстве, как и в жизни, следует понимать как искренне бескорыстное, доброжелательное, сочувственное, и сострадательное отношение к человеку.
Дегуманизация искусства - процесс устранения из произведений искусства слишком человеческого, ориентировано на обычное восприятие, предполагающее воспроизведение жизни в формах самой жизни (Ницше).
Тоталитарное искусство — искусство, получающееся, когда партия и очередной Вождь знает лучше писателя, музыканта и художника, как правильно делать креатив и этим же креативом промывать мозги простого народа и подрастающей школоты. А несогласные получают проблемы на свою несогласную голову.
Рефлексия над эстетическим началась в эпоху Возрождения, когда на первом месте был выдвинут человек. Авторитет эстетической терминологии резко возрос, и она вернулась в состав философского знания. Факт обособления эстетики как самостоятельной формы духовной деятельности закономерно привел и к обособлению Красоты. Красота была объявлена «совершенством познания», а местом пребывания Красоты стал мыслиться уже не мир сам по себе, а искусство как результат творческой деятельности человека. Искусству не только дозволено, но и предписано рассмотрение природы сквозь призму эстетических чувств человека, сквозь призму нравственности. Признание эстетического свойства у одного только искусства лишало эстетическое сознание его синтезирующей функции, обособляло эстетику от всех других видов деятельности.
Главным содержанием эстетического сознания людей является их представление о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом и т.д. Все это проявляется в жизни и в искусстве.