Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:36, контрольная работа
Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука, оно объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве целостно, сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных. Одновременно «великое» искусство глубоко проникает в сущность рассматриваемых явлений, раскрывая их истинную природу.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, происхождение и функции искусства…………...............................4
2. Социальное содержание искусства………………………...…….…..…….…8
3. Обоснуйте свою точку зрения на проблему прогресса в искусстве……….11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
Прекрасное, взятое в своей чистоте, есть идеал, с которым сравниваются отдельные вещи, по отношению к которому они более или менее хороши. Противоположный эстетический полюс представлен понятием безобразного. Это антипод прекрасного, он противоположен ему и является его естественным отрицанием. Безобразное – эстетическая категория, указывающая на радикальное несоответствие идеалу, на антиценность.
Кроме категорий «прекрасное – безобразное», эстетический понятийный аппарат включает представления о «возвышенном» и «низменном». Возвышенное и низменное характеризуются тем, что эстетический момент тесно слит в них с нравственным, эстетическим. На первый план здесь выступает количественная сторона, соотносящая реальность с идеалом, понятым как мера. И возвышенное, и низменное говорят о некоем нарушении «человекоразмерности», выходе за обычные пределы.
Возвышенное – это безмерное и чрезмерное выражение идеала, его экстремальные характеристики. Вид величественных гигантских гор, бескрайних морских просторов, звездного неба; мощная экстатическая музыка. Возвышенное сопряжено с преодоление, порывом, устремленностью ввысь. Ему свойственен размах, щедрость, широта как в делах добра, так и зла. Низменное указывает на «недочеловеческое» в делах и характерах, своекорыстие, эгоистичность, мелочность, обман, предательство.
Третья пара категорий, свойственных эстетическому знанию, это трагическое и комическое. Трагическое понятие выражает реальный трагизм, присутствующий в человеческом бытии. Главная тема трагического – столкновение идеала и действительности, фатальное несовершенство мира и бунт человека против несовершенства. Суть комического – в принципиально ином понимании противоречия между идеалом и действительностью, чем это происходит при трагическом мировосприятии.
Все категории эстетики помогают нам лучше понять и осмыслить человеческий мир – ту действительность, в которой мы живем, смеемся, плачем и любуемся прекрасным.
Относясь к искусству, как к способу своего целостного самовыражения, человек всегда видел в нем средство для обеспечения бессмертия всех других своих достижений. Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, любое социально значимое событие находит свое отражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Так, «Слово о полку Игореве» неизвестного русского автора конца XII в., Ленинградская симфония Д.Д. Шостаковича, написанная в годы блокады, мемориальный комплекс в Волгограде – это выражение исторической памяти народа. Народ без искусства лишен исторической памяти, а без исторической памяти он уже теряет свою национальную целостность.
Синтезирующая миссия искусства проявляется и на уровне отдельной личности, скрепляя воедино все ее духовные силы, и на уровне каждого данного этапа общественного развития, обеспечивая целостное самовыражение народа, и на уровне исторической связи поколений, выражая единство поступательного прогресса культуры.
Истинное содержание искусства проявляется тогда, когда оно схватывает и порождает представления и образы, раскрывая самые глубокие и всеобщие человеческие интересы в виде уникальных форм их проявления.
3. Обоснуйте свою
точку зрения на проблему
Слово «прогресс» подразумевает движение вперёд, совершенствование. Идея прогресса в искусстве имеет двойственный характер. С одной стороны, искусство всегда находится в движении, всегда меняется. С другой – сложно назвать эти изменения «движением вперёд». О явном прогрессе в искусстве нельзя говорить, как о прогрессе в науке. [5, 305].
Из истории искусства мы узнаём, что оно возникло в глубокой древности, и сопровождает человечество до сих пор. В разные эпохи искусство культивировало разные стороны человеческой жизни, создавало разные ценности, культы, охватывало разное количество социальных групп. Когда-то оно не считалось общедоступным, а потом породило массовую культуру. Исходя из этих фактов можно сказать, что искусство менялось и развивалось, но эти перемены нельзя назвать прогрессом в его обычном понимании. Прогресс искусства – это эволюция творчества. [4, 513].
Но, разумеется, сама постановка проблемы эстетического прогресса в таком виде не во всем корректна. Природу художественного гения, положим, во все времена можно считать одинаковой. Но эстетическая зрелость общества — разная. В соответствии со своим историческим «возрастом» в разные эпохи искусство культивирует разные стороны человеческой жизни.
Например, общепризнанно искусство античных скульпторов. Не восхищаться совершенством античной скульптуры сегодня нельзя. Иначе вас сочтут дурно воспитанным. Но при всем уважении к античным шедеврам никто не спешит заполнять их копиями наши площади и интерьеры. Эпоха — не та. И эстетические требования соответственно другие.
Ныне своим основным достоинством и гордостью человечество признало все-таки свой интеллект. Мощь и безграничные возможности разума человеческого стали доминантой, центром и эстетического освоения мира. Поэтому современное искусство стало на основе своей интеллектуальным, символическим, абстрактным. И другим сегодня оно быть не может.
На протяжении веков постоянно нарастают сложность искусства, его жанровая и видовая диффернцированность, глубина эстетического постижения мира. При этом, конечно, эстетические ценности минувших эпох не отбрасываются, а во многом сохраняют свою привлекательность. Сложная эстетическая культура с завистью смотрит на то, что ей самой не хватает, - на простоту, очаровательную наивность и непосредственность своей далекой исторической молодости.
Другим интересным аспектом рассматриваемой темы является проблема соотношения общечеловеческих начал в искусстве и его национальных особенностей. В сравнении с другими видами духовного производства (наукой, религией) национальный момент в искусстве более весом, так как оно сильнее зависит от национального языка, характера, этнографических особенностей и т.д. Поэма, переведенная на другой язык, превращается, по сути, в другое произведение; характерный танец, оторванный от местных условий и традиций, выглядит зачастую нелепо; восточные мелодии нередко кажутся западному жителю заунывными и пр. В то же время нельзя не видеть и обратных примеров: из современных философов, например, некого сравнить с Кантом или даже с Фейербахом, не говоря уже о Гегеле или Марксе. Вообще в современном духовном производстве наблюдается острейший кризис.
Для того, чтобы искусство могло развиваться, безусловно, необходим известный уровень материального производства и благосостояния. Решающее значение имеет общественная форма труда и характер социальной структуры, на базе которых и благодаря которым формируется, создается особый, неповторимый впоследствии, способ представления, специфически-историческая форма искусства. При этом «систему отсчета» для определения уровня художественной ценности искусства образует характер и состояние взаимоотношений общества и личности.
Современное российское искусство потихоньку выбирается из своей тоталитарной оболочки. К сожалению, оно попадает «из огня да в полымя», чему виной кризисное состояние нашего общества и стремление политических сил использовать искусство в своих целях. Искусство активизируется в предкризисные эпохи. В лихие же года самих кризисов и социальных катастроф ему плохо. До него просто никому нет дела. Общество занято спасением материальных основ своего существования. Но искусство непременно выживет: слишком велика и ответственна его социальная роль. И остается только надеяться, что последующее его развитие будет естественно и органично. Только при этом условии у него сохранится будущее.
Трудно сказать, каким именно станет искусство будущего, самое главное, чтобы оно оставалось истинно-гуманным; порождало надежду и позволяло любоваться миром как со стороны его содержания, так и со стороны его бесчисленных форм. Мир прекрасен, он этого заслуживает.
В России сейчас происходит расцвет некоторых видов искусства. Например, музыкальное искусство, искусство фотографии, кино, телевидения, танца находит множество приверженцев и имеет бешеную популярность. Возникает большой интерес к архитектуре. На подъёме находится искусство дизайна помещений, ландшафта, аранжировки. В основном деятелями искусства становятся молодые люди. Но популярность приобретают чаще всего те жанры, которые обеспечивают его создателя материально.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данной контрольной работы я попыталась рассказать об искусстве как особом виде духовного производства. Искусство сопровождает человечество с древнейших времен и имеет следующие функции: общественно-преобразующая, познавательно-эвристическая, предвосхищения, информационная и коммуникативная, воспитательная, внушающая, эстетическая, геданестическая.
Слово «искусство» — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта. В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений искусства. Эстетика - наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценки и освоения. Это философская наука о наиболее общих признаках эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека.
Искусство в современном мире насчитывает более десятка различных жанров, оно продолжает развиваться. В своей основе оно становится более символическим, интеллектуальным. Прогресс искусства – это эволюция творчества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. - М., 2003.
2. Борев Ю. Эстетика - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1975.- 399с
3. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко
В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.
М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. С. 580 с.
4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп
– М.: Республика, 2001. – 719 с.
5. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений.- М.: Феникс. 1995. - 653 с.