«Исповедь» Аврелия Августина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 07:08, курсовая работа

Описание работы

Средневековье стоит на рубеже между древностью и средними веками: собирая обломки древней культуры, он вместе с тем закладывает основы средневекового, частью же и новейшего европейского миросозерцания. Средневековая философия представляет собой длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Этим четко определенным содержанием и направленностью средневековая философия отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса. Поэтому средневековая философия создавалась в основном с помощью богословов.

Содержание работы

Введение.

1. Философия периода патристики: общая характеристика.
2. Философские воззрения Аврелия Августина. 7
3. «Исповедь» Августина Блаженного. 12
Заключение
Список литературы. 17

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 51.57 Кб (Скачать файл)

Бог находится в вечности, и потому к ней неприменимы  временные понятия: "раньше", "позже", неправомерно спрашивать Бога, что  он делал тогда, когда мира не было. Следовательно Бог не мог создать  мир ни раньше ни позже чем создал, то есть время начинает идти только и сразу с сотворением мира.

 

 


 

[13] Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Блаженного Августина в его генезисе.// www.rchgi.spb

 

Аврелий Августин восстанавливает  аристотелевское понимание времени  как меры движения, и выступает  против обыденного отождествления этих понятий. "Я слышал от одного ученого  человека, что движение солнца, луны и звезд и есть время, но я с  этим не согласен. Почему тогда не считать  временем движение всех тел? Если бы светила  небесные остановились, а гончарное  колесо продолжало двигаться, то не было бы и времени, которым мы измеряем его обороты?", - спрашивает Августин[14]. Когда Иисус Навин, говорит Августин, чтобы довершить победу в битве, попросил солнце не заходить, и по молитве его свершилось, шло ли тогда время? Да, время идет в своем темпе независимо от движения небесных или каких-либо иных тел, ведь мы считаем, что время идет даже тогда, когда они находятся в покое и говорим, что такое-то тело стояло столько-то, тем самым подразумевая независимость времени от движения тел.

Здесь находят отражение  вопросы долготы и краткости  времени, длительности прошлого, измерения  времени, психологические подходы  к времени? Время разбивается  на прошлое, настоящее и будущее, причем первого уже нет, третьего еще нет, а настоящее неуловимо, непрерывно проходит. "Время, становясь  из будущего настоящим, выходит из какого-то тайника, и настоящее, став прошлым, уходит в какой-то тайник". Тем не менее, не могли бы мы измерять какую-то иллюзию, следовательно, время есть некоторая реальность. Что же мы измеряем во времени, если никак не можем уловить его суть? - спрашивает он. Реальностью можно назвать и прошлое, которое было когда-то настоящим, и будущее, которому только предстоит стать настоящим. Каждый из нас образ прошедшего несет в своей душе, вспоминает о нем. Будущее видят предсказатели. Значит, существуют на самом деле, имеют не мечтательное бытие все три ипостаси времени.

В нашей душе находится  тот тайник или источник длительности, которым мы измеряем глубину прошлого, которое существует не само по себе, а только в связи с глубиной воспоминания. Ничто иное, как память несет слова и образы вещей. Количество конкретного воспоминания для нас  равно силе и глубине впечатлений. Точно также и предсказание, предварительное  обдумывание на основании тех  образов, которые находятся у  нас внутри, в памяти, рисуют нам  облик будущего. Следовательно, говорит  философ нет ни будущего, ни прошлого самих по себе, а есть три лика одного времени -настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее  будущего, связанные с памятью  и впечатлением, которые суть важнейшие  инструменты понимания времени. Бог хочет сказать нам, что  мы не должны допускать рассеивания  внимания; наша обязанность по отношению  к сущему - помнить все, прошедшее  удерживать в своей душе.

 

 


 

[14] Аврелий Августин Исповедь.// www.rchgi.spb

 

Более отчетливо, чем философы античности, Аврелий выделяет понятие  пространства, которое тогда в  основном называлось местом. «Для него так же как и время, пространство имеет некоторую реальность независимо от наполняющих его вещей»[15]. Он называет пространство не передвигающимся сосудом, то есть не совпадающим с границами тел.

Рассуждения Аврелия значительно  очистили от наслоений традицию Платона  и Аристотеля и развили субстанциальную  концепцию времени, приверженцы  которой стремятся обосновать независимость  течения времени и существования  пространства от движения материальных тел. Логические построения и неожиданная постановка вопросов философом о времени и пространстве всегда вызывали философский интерес; они способны и сегодня служить источником новых образов и ассоциаций.

Читая "Исповедь" Августина, мы чувствуем, как перед нами разверзается бездонная глубина субъективного  сознания, но в этой глубине видна  борьба объективных мировых контрастов. В ней раскрывается перед нами тот психологический процесс, который  в большей или большей степени  переживают все, кому вера достается  ценой борьбы и усилий, кто приходит к ней путем долгих исканий  и сомнений. Вместе с тем, эта же "Исповедь" может быть рассматриваема как субъективное отражение тогдашнего общества, расколовшегося между противоположными полюсами разнузданной чувственной  природы и аскетической святости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

[15] Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.: Градарики, 1999 – 816с. – с. 89

 

Заключение.

Учение Августина стало  определяющим духовным фактором средневекового мышления, его философские воззрения  оказали влияние на всю христианскую Западную Европу. При этом Августин является весьма ярким отображением периода патристики, учений своих  предшественников.

Августин заложил основы новой христианской философии. Он отбросил классический подход греков, основанный на объективизме и интеллектуализме, его подход был интроспективным, воле он приписывал первенство над разумом. Обозревая всю его литературную деятельность, отметим в развитии его учения три стадии, соответствующие его борьбе с тремя христианскими ересями : манихейством, донатизмом и пелагианством.

    1) против манихеев он развивает учение об объективном единстве мирового плана и противополагает их рационализму единство церковного авторитета;

2) против донатистов тот  же принцип единства мирового  порядка специфицируется, как  unitas ecclesiae; их церковному партикуляризму  противополагается католический  универсализм;

3) против пелагиан, отрицающих  благодать, утверждается единство  действия благодати, как объективного  спасающего начала, единство, как  всеобщее предопределение, торжествующее  над индивидуальной человеческой  свободой.

Развивая отдельные стороны  своего учения против ересей, отрицающих ту или иную сторону христианства, Августин сосредоточивает и суммирует  его во всей полноте против язычников. Здесь идеал нашего мыслителя  получает самое законченное и  совершенное выражение, формулируется  как Civitas Dei, как единство всемирного боговластия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Августин. Против академиков. Ин-т философии РАН; Пер и коммент. О.В. Головой. – М.: Греко-латин. кабинет.Ю.А. Шичалина, 1999 – 192 с.

Блинников Л.В. Великие философы. Слов.-справочник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 1997 – 429 с.

Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта) – М. Изд-во МГУ, 1987 – 214с.

История философии. Учеб. для  вузов./ Отв. ред. : В.П. Кахановский, В.П. Яковлев. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2001 – 573 с.

Мусский И.А. Сто великих  мыслителей. – М.: Вече, 2000 – 687 с.: ил.

Скирбекк Г., Гилье Н. История  философии./[Пер. с англ. В.И. Кузнецова]. – М.: Владос, 2000 – 799с.

Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Блаженного Августина в его генезисе.// www.rchgi.spb


Информация о работе «Исповедь» Аврелия Августина