Истина и проблема критериев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:59, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы определить степень изученности процессов приватизации и национализации, понять сущность и значимость этих процессов, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.

Содержание работы

Введение _______________________________________________________________3
1. Теория процессов приватизации и национализации _________________________5
1.1 Сущность приватизации ____________________________________________5
1.2 Формы и методы приватизации ______________________________________7
1.3 Характерные черты национализации ________________________________ 8
2. Необходимость приватизации и национализации в России___________________ 11
Заключение ____________________________________________________________14
Список используемой литературы__________________________________________16

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Характерные  черты национализации

Национализация – это отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа. Затрагивает преимущественно отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений, либо наиболее пострадавшие от мирового кризиса и ставшие нерентабельными, предприятия в которых находятся под угрозой закрытия. К широкой практике национализация отдельных производств или отраслей промышленности прибегли многие европейские государства после второй мировой войны; эта мера используется и до настоящего времени. Законодательство определяет порядок национализации как проводимой в общественных интересах меры с выплатой собственнику национализируемого имущества компенсации.

Национализация  является средством государственного регулирования сферы отношений  собственности путем обращения  имущества физических и частных  юридических лиц в государственную  собственность. На основе ее использования утверждался социально-экономический строй в бывшем СССР и других странах. В государственную собственность обращались земля, банки, фабрики и другие производственные и непроизводственные объекты. Огосударствлению подвергались контроль и учет за общественным производством, а также функции организации и планирования всей системы хозяйствования.

С помощью национализации формировался государственный сектор во многих странах, который стал экономической базой  их политической независимости. Конституционная  возможность национализации в форме  обращения частного имущества в  государственную собственность  имеется, практически, во всех странах. В Конституции установлено, что имущество может переходить из частной собственности в государственную. Методом перехода названо «принудительное отчуждение имущества для государственных нужд», но это по сути национализация.

Национализация является как политическим, так и экономическим средством  сферы отношений собственности. Основа категории «национализация» - равенство государственной и  частной собственности. Признаются и равным образом защищаются как государственная, так и частная собственность. И если средством перехода государственной собственности в частную является приватизация, то частной собственности в государственную – национализация. Поэтому приватизация и национализация – две стороны одного и того же явления – собственности. Они объективны, и национализация должна стать такой же категорией экономической науки, как и приватизация.

 

Национализация подразделяется на принудительную и добровольную. Принудительная – отчуждение государством имущества  физических и юридических лиц. Добровольно национализация может совершаться по инициативе самих физических и юридических лиц, которые в силу каких-то обстоятельств предлагают свое имущество государству.

Стоимость национализируемого имущества  может возмещаться или не возмещаться. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено при условии равноценного его возмещения. Но часто принцип равноценного возмещения стоимости  нарушается.

При оценке возмещения национализируемого имущества целесообразно учитывать различия. Если национализация касается частного имущества, которое было создано собственником и за счет его средств, то должен применяться принцип равноценного возмещения. Но если речь идет о приватизированном имуществе, которое было получено за бесценок, с нарушениями законодательства или при невыполнении собственником своих обязательств, то должен применяться принцип справедливости с учетом только реальных вложений собственника, в том числе уплаченной суммой с поправкой на инфляцию.

Национализация может осуществляться и без возмещения в силу особых и форс-мажорных обстоятельств. Так, в случае споров о размерах возмещения оно может устанавливаться в общем судебном порядке. Или на территории, где введено военное положение, граждане и другие лица обязаны представлять необходимое для обороны имущество, находящееся в их собственности.

В экономической науке нередко  бытует мнение, что национализация – это конфискация частного имущества, что не совсем так. Механизмами национализации, кроме конфискации, могут быть: собственность в обмен на государственные инвестиции; конвертация задолженности хозяйствующего субъекта перед бюджетом в собственность государства; выкуп государством приватизированного имущества; возврат приватизированного объекта в государственную собственность через процедуры банкротства; отмена итогов приватизации объектов; переоценка и учет государственного имущества.

Национализацию следует проводить  не в массовом порядке, а в целеполагающем. Во-первых, для перегруппировки государственного капитала, повышения степени государственного участия в капитале определенных хозяйствующих субъектов. Это даст возможность государству реально участвовать и влиять на принимаемые решения по развитию хозяйствующих субъектов. Во-вторых, для сосредоточения государственной собственности в определенных отраслях экономики, включая инфраструктуру, которая создает институциональные условия и определяет условия развития в целом.

 

 2. Необходимость приватизации и национализации в России

Принимая решение о начале массовой приватизации, органы власти руководствовались аргументами, вытекающими из тогдашнего понимания причин и возможных путей преодоления социально-экономического кризиса начала 90-х годов.

В то время рассматривалось два  варианта выхода из сложившейся ситуации. Первый – отрегулировать финансовые потоки, т.е. восстановление национальной валюты, борьба с инфляцией. Второй – менее очевидный тогда для многих, но более глобальный и перспективный, - собственность. В условиях кризиса государство не смогло существенно повлиять на инвестиции, технический прогресс, не смогло осуществить быструю переналадку производства в соответствии с требованиями потребителя. Только частный интерес мог помочь решить эти проблемы.

Российская модель приватизации характеризуется  тем, что массовый характер приватизации обеспечивался за счет применения жестких стандартных процедур, легко контролируемых работниками государственных органов среднего уровня квалификации. Форсирование приватизации по времени осуществлялось посредством включения в ежегодные госпрограммы приватизации, имевшие силу закона, конкретных заданий по приватизации. Отсутствие необходимых финансовых средств должно было быть компенсировано, отчасти, путем бесплатной раздачи государственной собственности (в буквальном смысле бесплатной или за приватизационные чеки), а в остальном — путем продажи по минимальным ценам

Процесс приватизации в России качественно  отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.

B качестве основного инструмента приватизации на ее первом этапе были использованы приватизационные чеки, выданные всем российским гражданам вне зависимости от пола, возраста, места жительства и характера занятости.

Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных  в ходе приватизации акционерных  обществ или чековых инвестиционных фондов.

На этапе чековой приватизации практически не были решены задачи привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций и появление эффективных собственников.

Такой малый объем участия объясняется  просчетами в самой организации проведения приватизации. К их числу можно отнести: трудности с приобретением пакета акций, позволяющего реально влиять на положение дел на предприятии; законодательная неопределенность положения иностранного инвестора в ходе приватизации, вынуждавшая большинство иностранных инвесторов действовать через посредников, что затрудняло их прямое участие в процессе приватизации.

Главная цель денежного этапа приватизации, официальное начало которого датировано 1 июля 1994 г., — переход прав собственности  на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников.

       К основным результатам денежной приватизации следует отнести: выведение     значительной части государственного имущества из-под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот; формирование основ рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации. Денежная приватизация имела положительное значение с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. Сам факт перехода к денежной приватизации является новым стимулом для многих из них в силу появления привычных средств платежа.

В ходе денежной приватизации высветился ряд проблем. Прежде всего это  обострение противоречий между покупателями предприятий и менеджментом. Конфликт заключается в том, что значительная часть директората, не сумевшая приспособиться к новым условиям хозяйствования (более жесткие бюджетные ограничения), по-прежнему характеризуется склонностью к государственному патернализму и вообще менталитетом советского хозяйственника. Максимизация прибыли занимает в его приоритетах подчиненное место, а на передний план, как и раньше, выдвигается задача наращивания объемов производства. А новые собственники не обладают такими финансовыми возможностями, чтобы удовлетворить инвестиционные запросы приватизированных предприятий, да и не желают этого, опасаясь разворовывания инвестируемых средств директоратом предприятия, прокручивания денег на счетах дружественных компаний, расходования валюты в целях личного потребления, и т.п.

Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, как на чековом, так и на денежном ее этапах, поставленные перед органами по управлению государственным  имуществом задачи не были решены в полном объеме.

Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса обществ.

Приватизация содействовала становлению  и развитию целого ряда новых экономических  институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр.

Однако, несмотря на внушительные количественные итоги начальных этапов приватизации, а также ряд других положительных моментов, основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе приватизации, практически достигнуты не были.

     Прекратив дискуссии о поисках баланса между частными и государственными секторами в ключевых отраслях экономики, власть сделала ставку на строительство крупных государственных корпораций. В круг интересов государства кроме нефтегазовой отрасли, электроэнергетической и атомной промышленности уже вовлечены или ждут своего времени авто- и авиапром, горно- и алмазодобывающая промышленность, металлургия. В связи с происходящими сейчас процессами активизации государства в экономике в настоящей статье хотелось бы рассмотреть проблему эффективности государственной собственности.

Похоже, что Россия движется по той  же спирали, что и другие рыночные страны с развитой экономикой. Либеральная политика дает возможность развиваться бизнесу, но при этом отходят на второй план социальные нужды общества. Следующий этап, когда эти нужды дают о себе знать, часто сопровождается национализацией, и получается такой капитализм, который в свою очередь неизбежно приводит к застою. Тогда опять устраняются меры, сдерживающие свободное и гармоничное развитие бизнеса, объявляется очередная распродажа самых лакомых кусков экономики. Сейчас Россия находится на втором этапе, когда время диктует необходимость социальных преобразований, необходимость повернуться лицом к человеку.

 

Заключение

 

Анализ теоретических  основ процессов приватизации и  национализации указывает на то, что  они являются одними из составных частей общей концепции перехода к новой экономической системе, основанной на функционировании цивилизованных рыночных отношений. Параллельно развитию данных процессов в обществе должны происходить сдвиги и в других сферах экономической, политической, социальной и культурной жизни, стимулирующие эффективное функционирование нарождающейся частной собственности и уравнивающие ее в правах с государственной. В экономической области это прежде всего ликвидация монополий и создание благоприятных условий для развития здоровой конкуренции, коммерциализация существующих госпредприятий, создание мощной финансовой и банковской системы, стимулирующей и обеспечивающей гарантиями малый и средний бизнес.

На практике приватизация государственной  собственности сопровождалась многочисленными нарушениями как со стороны федеральных органов государственной власти, их уполномоченных представителей, так и руководителей приватизируемых предприятий, что приводило, в частности, к незаконному отчуждению объектов государственной собственности, в том числе имеющих стратегическое значение, в пользу российских и иностранных лиц по заниженным ценам.

Информация о работе Истина и проблема критериев