Истоки, религиозная доктрина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:02, контрольная работа

Описание работы

Даосизм — национальная религия Китая. Формирование ее охватывает длительный период — с середины I тысячелетия до н. э. вплоть до II в. н.э., когда возникает школа Небесных наставников (Тяньши дао), первое даосское институциализированное направление, после чего следует период эволюции собственно даосизма. За время своего существования даосизм не создал единой церкви, а догматические положения его ортодоксальных направлений не сформировались в конкретный, общий для всех верующих догмат, подобно христианскому «Символу Веры».

Файлы: 1 файл

Даосизм признает существование первоисточника и хранителя всего в мире.docx

— 35.16 Кб (Скачать файл)

Глава I 

Истоки, религиозная доктрина

Даосизм — национальная религия  Китая. Формирование ее охватывает длительный период — с середины I тысячелетия до н. э. вплоть до II в. н.э., когда возникает школа Небесных наставников (Тяньши дао), первое даосское институциализированное направление, после чего следует период эволюции собственно даосизма. За время своего существования даосизм не создал единой церкви, а догматические положения его ортодоксальных направлений не сформировались в конкретный, общий для всех верующих догмат, подобно христианскому «Символу Веры». Даосизм, зародившись на заре цивилизации, тысячелетиями был непосредственным участником становления и развития народов и государственности Срединной империи, во многом определившим духовные особенности, культуру и традиции ханьского этноса. Являясь одной из важных социальных констант, он продолжает оказывать значительное влияние на жизнь современного китайского общества.История изучения даосизма в России имеет давние традиции, берущие начало в трудах Н. Я. Бичурина и П. Цветкова — представителей российской духовной миссии в Пекине. Их работы послужили фундаментом даологических исследований целой плеяды отечественных китаеведов. Представление о даосизме в России претерпело серьезные изменения. Вначале его воспринимали как одну из сект китайского буддизма. Затем в русской синологии долгое время доминировала концепция, согласно которой даосизм трактовался как деградирующая и мистифицированная ветвь китайской философии. Отправной точкой для большинства современных исследователей-даологов России явиляется признание самобытности даосизма как одного из базисных феноменов духовной жизни китайцев.В последние годы у нас в стране, как в научной среде, так и среди общественности, отмечается рост интереса к даосизму. Однако изучение его в России, несмотря на значительные успехи, в целом отстает от исследований в других областях синологии и религиоведения, а проблема изучения функционирования даосизма в новых условиях признается «столь же актуальной, сколь и малоизученной»

Даосизм признает существование первоисточника и хранителя всего в мире –  это Дао, что означает «путь» или  «истина». Таким образом, Дао –  начало всех начал, «не рождённое, которое  порождает все сущее». Даосизм  учит ,что жить в соответствии с  Дао – это покорно следовать  потоку жизни, не сопротивляясь ему. Основателем даосизма считается  Лао – цзы. Им написана книга «Дао дэ цзин» - классический текст даосизма. А трактат «Чжуан-цзы», созданный последователем Лао-цзы философом Чжуан-цзы, повлиял на становление философского даосизма, и как следствие развитие религиозной формы даосизма (Дао цзяо), которое уже было связано с обрядами, врачеванием, изгнанием злых духов и народными праздниками, в общем все что связано с общественной жизнью .Цель последователей даосизма (даосов) – достичь гармонии с природой посредством медитации, следуя Дао, путем, который приводит к обретению благоденствия, процветания и долголетия (в некоторых формах даосизма – бессмертия). Таково учение великих мыслителей даосизма, Лоа-цзы и Чжуан-цзы. Даосизм – это не просто пассивное созерцание. Труды Лао-цзы служили последующим поколениям религиозно настроенных мыслителей, старавшихся «превзойти пределы человеческого существования». Они стремились «украсть секрет неба и земли», вычленить из него тайну происхождения жизни, чтобы обрести бессмертие. Важнейшим текстом даосизма считается «Дао дэ цзин», где «Дао» означает «путь», «метод», а «дэ» - «благодать», «благую мощь». Его авторство приписывают Лао-цзы.В книге предложена модель мира, в которой над всеми богами царит таинственная сила Дао. Например, секрет долголетия заключается в том, чтобы следовать Дао. Дао- всеобщее начало и правило, управляющее вселенной, природой и человеческим обществом. Дао присуща мощь (дэ), посредством которой она и проявляет себя.В начиная со средних веков религиозный даосизм начал разделятся на философское и религиозное направление, что называется на потребу дня, это прежде всего связано с крушением империи Цино и Хань, войнами и междоусобицами. В даосизм проникают древние божества, и формируется их иерархия, но так же возрождается практика молитв и медитации, ведущих к бессмертию (сянь).Но все же перетягивала материальная составляющая существования человека, поэтому большое развитие получила и алхимия (создание «золотой пилюли бессмертия»), совершенствовались практика йоги и медитации. Этот новый даосизм стали называть религиозным даосизмом (дао цзяо), чтобы отличить его от учения Лао-цзы и Чжуан-цзы, стремящихся лишь к долголетию. У китайцев долголетие ценится как знак того, что человек идет по «Дао – пути неба и земли», подчиняется естественному порядку вещей, принимая все радости и невзгоды как должное.В формировании даосизма значительную роль сыграли и такие древние мыслители, например Ле-цзы и автор эклектического труда «Хуайнань-цзы», а также школа «Пути истинного единства» и более поздние школы – «Высшей чистоты» и «Пути совершенной истины». В современном Китае чисто религиозный даосизм сходит на нет, а из некогда крупных школ сохранились лишь две: «Путь совершенной истины» и «Путь истинного единого». В религиозном даосизме (Дао цзяо) особое значение придавалось поискам бессмертия.К бессмертию шли через медитации, ритуальную практику, алхимию и философию. Направление даосизма (Дао цзяо) складывалось из деятельности многочисленных сект, групп и школ. Так в 12 веке, в основном сформировался канон даосских текстов «Дао Цзан»..

 

 

 

Глава II 

Духовное обновление

В среде китайцев, сохраняющих верность традициям, религиозный даосизм  и сегодня играет организующую роль во многих народных празднествах, а  служители культа по прежнему практикуют врачевание и экзорцизм: совершают обряд изгнания злых духов, стремятся установить контроль над опасным переизбытком силы Ян, чтобы таким образом сохранить гармонию на космическом, социальном и индивидуальном уровнях.Соответственно управление энергетическими потоками и обретение бессмертия доступны лишь немногим учителям. Бессмертие практикуется буквально –обретение нетленного тела, состоящего из некой субстанции, или филосовски, символически – как достижение внутренней свободы и раскрепощенности духа.Помимо праздников в честь бесчисленных святых, бессмертных и героев, даосская религия обращает большое внимание на отправление основных обрядов жизненного цикла (рождение детей, и в первую очередь сыновей, свадьбы, похороны), а также соблюдение постов: тутань-чжай (пост грязи и угля), хуанлу-чжай (пост желтого талисмана).Важная роль отводится празднованию Нового года (по лунному календарю). Тайно отмечается праздник Хэ ци («слияние духа»), во время которого верующие даосы считают себя свободными, от каких бы то ни было сексуальных ограничений и тем более запретов. Даосизм обращает особое внимание на поддержание и сохранение мужской и женской энергий. Даосы, как и Буддисты, придает большое значение ритуальному чтению канона.Это объясняется тем, что так достигается моральное совершенствование и духовное обновление не только религиозной общины, но и общества в целом. Кроме того, участники обряда упражняются в медитации и созерцании религиозных символов.Ритуал помогает сконцентрировать внимание на главном в даосизме – на установлении равновесия сил инь и ян и на достижения гармонии с природой. Даосизм «стоит» на слиянии человека с природой. Чтение канона тоже играет огромную роль, так как считается, что всем его участникам и покровителям гарантировано признание заслуг в духовном мире. Чувство красоты и желание достичь слияния с Дао продолжает питать эту религию и сегодня. Даосизм оказал сильное влияние на литературу, искусство, а также на иные сферы китайской культуры и науки; он до сих пор пронизывает все китайское общество. Некогда закрытое мистическое учение перешло на уровень бытового сознания.Например, вся китайская медицина – иглоукалывание, дыхательная гимнастика и прочее – вышла из даосской практики. Даосизм дал жизнь многим направлениям народной медицины в Китае. Даосизм по прежнему имеет своих приверженцев в Китае, а также во Вьетнаме и на Тайване, однако точное их число установить невозможно, ведь участвующий в даосских магических обрядах китаец может быть преданным буддистом. По очень приблизительной оценке, к концу 20 века наиболее ревностных даосов насчитывалось около 20 млн. человек.

2.1 Энергия ци

Даосизм рассматривает тело человека как сумму энергетических потоков  организованной субстанции ци, которая аналогична крови или «жизненной силе».Потоки энергии ци в теле соотносятся с потоками энергией ци в окружающей среде и подвержены изменениям. В концентрированной форме энергия ци представляет собой некое семя, называемое цзин. Этот термин иногда служит для обозначения половых гормонов, но может относиться и к гораздо более тонкой сфере сексуальной энергии, проявляющейся в виде эмоциональных и психических реакциях. Ци представляет собой вдыхаемый воздух, позднее дух пневму) и даже некую тончайшую субстанцию духа, разума или сознания – шэнь.Даосизм указывает на тесную связь между телом, разумом и окружающей средой. Из этого постулата следуют многие принципы китайской медицины и различных психофизических практик. Управление энергией ци получило направление в дыхательной гимнастике (чи-конг). Концентрируясь, человек должен был свою энергию ци, соединить с природной энергией ци. Гимнастика позволяла усовершенствовать свою внутреннюю энергию ци, для достижения долголетия и увеличения возможностей человека. Гимнастика тай-цзицюань воплощает принципы, сформированные в «Дао дэ цзин», важнейшим тексте даосизма. Она призвана обеспечивать концентрации энергии цзин для того, чтобы противостоять противнику, опираясь на силу земли и энергию ци неба. Медицина, тоже используя энергию ци, восстанавливая организм с помощью иглоукалывания. Создавались манускрипты (атласы) в которых были показаны меридианы – невидимые линии, вдоль которых течет кровь и энергия ци. Через эти каналы питаются жизненно важные органы, и поддерживается баланс сил инь и ян. Эти атласы считались реликвиями и сохранялись вдали от любопытных глаз.

2.2 Ритуалы и обряды

Даосские требы — основа ритуальной деятельности даосов современного Китая Они подразделяются на две группы. Первая — службы испрошения счастья, благополучия и искоренения бед. Поводом для их проведения служат рождение ребенка, создание новой семьи, постройка дома, желание выздоровления или продления жизни, природные и социальные катаклизмы и т. д. Ко второй группе относятся службы проводов и поминовения покойных. В отличие от первых, они проводятся вечером или ночью. Погребальные традиции китайцев органически связаны с культом предков. Он является основой духовности и во многом определяет образ жизни всех Слоев общества. Несмотря на конфуцианскую окраску социально-этического аспекта культа предков, внутренняя сущность его, безусловно, даосская. Она основывается на архаичных представлениях китайцев о семи «животных душах» (по) и трех «разумных» (хунь), их посмертной трансформации в «духа» (шэнь) и «призрака» (гуй), дальнейшем переходе первого на Небо, а второго — в преисподнюю, связанную в народных представлениях с горой Тайшань и столицей подземного царства Фэнду. Большое значение имеет вера в возможность посмертного влияния предка на судьбу своих потомков. Архаичные представления, характерные для ранних форм религии, были переосмыслены в даосизме и стали важнейшей составляющей его доктрины бессмертия, послужившей основой для развития даосской ритуальной практики в целом и заупокойных служб в частности.Все религиозные обряды, входящие в состав треб, классифицируются как янские — «чистые» (цин) и иньские — «темные» (ю), количество тех и других примерно одинаково. В обиход культовой деятельности школы Совершенной истины входит более 40 обрядов, а школы Правильного единства — более 30 Один и тот же обряд в разных местностях может иметь существенные особенности. Это наиболее характерно для культовой деятельности школы Правильного единства, более тесно связанной с локальными народными традициями.В благоиспросительных службах распространены обряды, в которых при обращении к святым и бессмертным составляются прошения, по форме напоминающие официальный документ. К ним относятся «Передача прошения» (цзиньбяо) и «Отправление прошения посредством амулета»

В конце января - начале февраля  китайцы начинают подготовку к встрече  Нового года. В домах делают генеральную  уборку, развешивают везде украшения  красного цвета ( считается что они  приносят счастье), дарят детям новую  одежду и игрушки. Празднование Нового года продолжается несколько дней. Магазины и различные предприятия  не работают, люди гуляют на улице, устраиваются фейерверки. Символом мощи небес и  высшего проявления силы ян является летящий по небу дракон. Вообще, согласно народным поверьям, драконы являлись повелителями дождя и могли принимать самые разные обличья, например, превращались в облака, прекрасную женщину или источник. Одним из важных практических элементов, связанных с повседневной религиозной жизнью людей является фэн-шуй

 

ГлаваIII

Даосизм и традиции Китая

Осознание колоссального  значения даосизма для культуры всего  Китая невозможно вне традиционной системы познания. Фундаментом китайского мировосприятия и миропонимания, определяющим его основные черты, является «коррелятивное» сознание, развивающееся в русле организмического натурализма. Эта концепция, воспринятая даосизмом, представляет Вселенную в виде единого организма, динамического процесса, каждая составляющая которого вмещает всю целостность бытия и одновременно присутствует в ней. При таком подходе понятие формы как грани единотелесного организма представляется в виде не застывших структурных единиц, а пульсирующих «перемен», проявляющихся лишь во взаимодействии с окружающей действительностью. Это взаимодействие осуществляется не столько путем прямого или опосредованного контакта, сколько мгновенной связью «нелокального дальнодействия». Несмотря на некоторый мистический ореол, такой подход в воссоздании картины мира находит сторонников и в современной научной среде.В историческом плане описанный тип мышления присущ большинству народов мира на определенной стадии развития и известен как мифологический, или «мифопоэтический» (в силу отмеченной эстетической составляющей). Китайская гносеология уникальна тем, что этот тип мышления шагнул в Поднебесной от мифологической стадии к «теоретико-доктринальной».  Переход мифологического типа мышления в новую фазу исторического существования, его роль в становлении китайской гносеологии определили само понятие китайского традиционализма. Учитывая органическую связь его с даосизмом, значение последнего для китайской культуры трудно переоценить. Не случайно даже Лу Синь, известный своей критической позицией в отношении традиционных религий, писал: «Корни Китая — целиком в даосизме». Пренебрежение гносеологическими особенностями китайского традиционализма породило многие иллюзорные заключения ранней синологии, бытующие в западном общественном мнении и отчасти в научных кругах до сих пор, — например, представления о генетической моноцентричности китайской цивилизации или ее исторической и культурной однородности.При первых контактах главной особенности познавательного процесса китайцев — его с Китаем западное общество не восприняло нераздельности, что привело к непониманию и даже неприятию многих ценностей, накопленных китайской цивилизацией. Китайская наука воспринималась европейцами в лучшем случае как протонаука, имеющая больше исторический, чем прагматический характер. В худшем же случае ее именовали псевдонаукой, не отличая рациональных знаний китайцев от их суеверий. Подобные взгляды бытовали и в среде китайской интеллигенции после революционного движения 4 мая 1919 г. Христианскими миссионерами даосизм и буддизм расценивались как языческие суеверия, преодоление которых было одной из главных целей их проповеди, зачастую провоцирующей межрелигиозные и межэтнические конфликты. Это препятствовало и по сей день препятствует полноценному контакту и взаимообогащению культур Запада и Китая. Лишь в середине XX в. в мировое китаеведение были введены понятия традиционной китайской науки, традиционных религиозных школ и философии. Это явилось началом фактического признания и ценностного уравнивания их с западными образцами.

Во второй половине XX в. начало набирать скорость обратное влияние китайской  культуры на западное общество. Одно из проявлений этого процесса — рост числа приверженцев традиционных практик  Китая, включая религиозные, в западных странах.

В то же время в самом Китае  отмечается постепенное изменение  общественного мнения о контактах  с Западом. В китайском обществе происходит причудливое переплетение традиций и привнесенного извне. Контакты с западной культурой в первую очередь отразились на китайской гносеологии. Однако, несмотря на постоянное внешнее влияние, она демонстрирует удивительные адаптационные способности, объясняющие жизнеспособность всей китайской традиции. Традиционные науки находят практическое применение в Китае и за рубежом даже в условиях подавляющего приоритета западной методологии в сфере научно-технической мысли. К примеру, китайская медицина до сих пор является альтернативой западной, что не исключает их многосторонних связей и взаимодействия. Категории и концепции традиционной философии, пережившей пик увлечения логическим анализом, продолжают бытовать в общественном сознании. Традиционные религии по-прежнему занимают доминирующее положение в КНР, определяя особенности менталитета китайцев.

Искусство, научная мысль, быт и  психология китайцев веками были неразрывно связаны с традиционной гносеологией и даосизмом, который придал неповторимый облик и определил многие характерные  черты Срединной империи и  населяющих ее народов. Для подтверждения  сказанного обратимся к художественному  творчеству Китая, т. к. образное восприятие, предваряет процесс рассудочно-теоретического постижения мира.

Даосизм явился источником вдохновения  для многих известных литераторов, музыкантов и живописцев. Так, всему  миру известна поэзия Ли Бо (701–762), однако лишь узкий круг специалистов знает о принятии им даосского реестра. Творчество этого великого поэта, как и произведения Бай Цзиюя (772–846), глубоко проникнуто идеями даосизма. Современные даосы продолжают традиции своих знаменитых предшественников. Среди них следует выделить творчество ныне живущего поэта Дунфанцзы. Большинство произведений китайской словесности — от беллетристики до таких значительных произведений как «Сон в красном тереме» Цао Сюецина, «Речные заводи» Ши Найаня и Ло Гуаньчжуна, «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна, «Ляочжай» Пу Сунлина — проникнуты даосскими образами и идеалами. Многие из них вошли в произведения литературных классиков XX столетия — Лао Шэ, Лу Синя, Мао Дуня. То же можно сказать о лучших образцах современной китайской драмы — синтезе слова, музыки, света, цвета и движения. Известный китайский актер Ин Жочэн сравнивает китайский драматический театр с рекой, в которую впадает множество ручейков. Несмотря на новаторские идеи, поиски нестандартных форм и решений, театр, сближая прошлое и настоящее, демонстрирует устойчивость единой, никогда не прерывавшейся культурной традиции, жизнеспособность фольклорно-мифологического сознания. Это особенно заметно как в пьесах драматургов старшего поколения («Дикие просторы» и «Восход» Цао Юя, «Чайная» Лао Шэ), так и молодых драматургов — Гао Синьцзяня, Цзун Фусяня, Ли, Луньюня.

Информация о работе Истоки, религиозная доктрина