дисциплин
РЕФЕРАТ
по дисциплине: История государства
и права зарубежных стран
на тему: «Истоки русской философии».
Содержание
Введение.
Истоки возникновения русской
философии.
Основные этапы русской философии.
Русская философия «Серебряного
века».
Особенности русской философии.
Русская философия XVIII – XIXвв.
Философия русского Просвещения.
Заключение.
Литература.
Введение
На протяжении многих десятилетий
идет полемика о национальной самобытности
и времени возникновения отечественной
философии.
Процесс формирования русской
философской мысли в силу ряда обстоятельств
был длительным: он начался в X в. и продолжался
до XVIII в., когда философия у нас стала самостоятельной
формой знания. До этого философская мысль
была связана с богословием. Русская философская
мысль является органической частью мировой
философии и культуры в целом, вместе с
тем она отличается национальной самобытностью
и в какой-то мере уникальностью.
Актуальность данной темы
связана с тем, что в наши дни резко возрос
интерес к изучению культуры и её истоков.
Об этом свидетельствует, в частности,
возникновение целого ряда научных дисциплин,
делающих культуру предметом специального
рассмотрения. Особое внимание уделяется
исследованию философского аспекта. Цель
моей работы: рассмотреть особенности
русской национальной философии на этапе
её зарождения.
1. Истоки возникновения
русской философии
В истории русской философии,
как и в истории русского государства,
есть свои проблемы. На протяжении многих
десятилетий идет полемика о национальной
самобытности и времени возникновения
отечественной философии. Предмет спора
кратко можно сформулировать так: когда
возникла русская философия как самостоятельное
направление? Можно ли усматривать истоки
ее в Древней Руси или время ее становления
следует отнести на значительно поздние
сроки?
Одни (В.В. Зеньковский, А.Ф. Лосев,
Г.Г. Шпет и др.) считают, что самостоятельная
национальная философская мысль сложилась
в России только во второй половине XVIII
и начале XIX в. До этого времени, до Петровской
эпохи, утверждают они, Россия не имела
и не могла породить по причине своей отсталости
собственную философию. Другие (А.А. Галактионов,
М.Н. Громов, П.Ф. Никандров, А.Д. Сухов) придерживаются
противоположного мнения. Они относят
начало русской философии к
X-XI вв., непосредственно связывают ее истоки
с принятием христианства1.
В истории русской философии
можно выделить два относительно самостоятельных
периода: предфилософии и философии.
Период предфилософии (XI-XVII вв.) характеризуется
глубокими и тесными связями элементов
философского творчества с религиозной
стихией Древней Руси и богословскими
идеями византийского христианства. В
литературных и религиозных текстах этого
времени отчетливо просматривается философская
проблематика. В понимании предыстории
русской философии не следует, видимо,
руководствоваться традиционными мерками,
а нужно учитывать ее специфику. К древнерусской
философской мысли не подходит определение
философии как научного знания. Как вид
духовной деятельности она носила прежде
всего нравственно-эстетический характер,
тогда как современная философия несет
в себе весьма значительные теоретические
и формально-логические начала. В этом
последнем смысле русская философия до
XVIII столетия действительно не существовала,
но это обстоятельство не является основанием
для отрицания наличия философской мысли
вообще. Под термином "древнерусская
философия" следует понимать не сложившуюся
теоретическую систему, а совокупность
идей, образов и концепций философского
порядка, содержащихся в памятниках культуры
X-XVII вв2.
Следует подчеркнуть, что и
в наше время существует точка зрения,
когда под философией понимают только
науку, научно-теоретическую мысль. Если
это верно, то можно ли вообще говорить
как о философах о Сократе и Платоне исключить
из числа философов и такого крупного
немецкого мыслителя, как Ф. Ницше? Наконец,
правомерно ли будет включить в "научную
философию" представителей западной,
восточной и русской мистики вообще?
Вся история мировой философии
убеждает нас в том, что философия, как
справедливо полагает С. Франк, по своей
сущности является не только наукой, а
первично, по своим коренным основаниям
есть сверхнаучное, всеобъемлющее учение
о мировоззрении, которое стоит в тесной
родственной связи с религиозным сознанием.
Если принимать философию именно в таком,
более широком и глубоком духовном контексте,
то можно с полным правом говорить о русской
философии.
Второй период, собственно философский,
наступает в XVIII столетии и начался не
только под влиянием "французского
Просвещения и абсолютизма" (А. Лосев).
Он был подготовлен в значительной степени
и предыдущим развитием национальной
духовной культуры.
Несомненно, что дальнейшее
развитие русской философии шло при сильном
воздействии западных школ. В начале и
в первой трети XIX в. влияние французского
Просвещения сменилось влиянием немецкого
идеализма. Хотя последний не оформился
в качестве отдельного направления русской
философии, не стал русским по духу, однако
на протяжении длительного времени служил
основной базой университетского философского
образования и оказывал существенное
влияние на формирование мировоззрения
отечественной интеллигенции. В 40-х гг.
XIX в. немецкая философия, особенно учения
Шеллинга и Гегеля, стала главным теоретическим
оружием "западничества". Однако
и в эту эпоху "ученичества" развитие
русской философской мысли не было простым
продолжением "чужих" традиций. Уже
с XVIII в. начинается история самобытной
русской философии. Первым ее представителем
стал Григорий Сковорода, "жизнь и учение
которого совершенно уклоняются от западноевропейской
традиции и вводят нас в путь самобытной
русской философии"3.
Таким образом, прежде чем занять
свое место в мировой мысли, русская философия
прошла долгий и противоречивый путь.
С самого начала русская мысль испытывала
влияние различных мировоззрений, но это
не помешало ей в итоге выработать собственную
философию, пропитанную национальным
духом.
2. Основные этапы
развития русской философии
В советской литературе сложился
стереотип, что русская Философия возникает
в XVIIIв. и главными философами были Ломоносов,
Чернышевский, Герцен и т.д., что не соответствует
истине. Центр возникновения философии
на Руси монастырские и княжеские усадьбы
X-XI в., основоположники: Владимир Мономах
("Поучение Владимира Мономаха") и
автор "Слово о полку Игореве". В России
поздно по сравнению с другими странами
возникла Философия. Причины:
1) Господство на Руси
языческой культуры и разрозненность
человеческих сообществ.
2) Отсутствие устойчивых
связей со сформировавшимися
мировыми культурами.
Причины возникновения философии
на Руси:
1) Введение христианства
единого духовного основания 988г
на Руси.
2) Введение на Руси
единого письменного текста.
3) Введение единой политической
жизни. Создание государства.
4) Создание городов, как
единой культуры, аккумуляция культуры.
Единственным недостатком,
отсутствующим фактором, недостающего
в причинах - это отсутствие науки. По этой
причине вся история философии была религиозно-идеалистической.
Основные этапы развития русской
философии.
1) X-XVIIвв. этот период характеризуется
этической философией. Философские нравоучения.
Философия единства. Философия отражает
связь светской и духовной жизни.
2) XVIII-середина XIXвв. Данный период
характеризуется попытками заимствования
западной философии и в то же время зарождением
натур философии (философии природы) в
лице Ломоносова.
3) Середина XIX и первые 3 десятилетия
XXв. Этот период характеризуется высшим
развитием русской философии ("золотой
век"). Это последний заключительный
период, т.е. последующие десятилетия русская
культура характеризуется отсутствием
философии. Существует вопрос, проблема
возрождения философии. Наиболее выдающимися
представители в русской философии были:
в рамках религиозного идеализма: Владимир
Соловьев, Сергей Булгаков, Павел Флоренский,
Николай Бердяев; в рамках космизма: Циолковский,
Федоров; в рамках мистики: Шестов; в рамках
философии свободы: Н. Бердяев; в рамках
социально-критической: Кропоткин и М.
Бакунин; таким образом русская Философия
третьего периода была достаточно разнообразной
и в основном идеалистической в различных
формах.
3. Русская Философия
"Серебряного века"
Философия единства начинается
с Одоевского. В рамках этой философии
единство русского народа обосновывалось
3-мя обстоятельствами. Это православие,
как духовная основа, монархия, как политическая
система и общинно кооперативный строй,
как экономическая система. Основателями
социально-критической философии, критиками
марксизма были: Бакунин, Бердяев, Кропоткин.
Самым главным противником марксизма
был Бакунин, который отстаивал идеи самоуправления
русского народа и разрушение авторитарного
государства. В рамках этой философии
и решалась проблема свободы человека.
Основателем философии мирового единства
был Владимир Соловьев. Он одним из первых
создал свою философскую систему. В основе
этой системы находятся такие учения:
1) О богочеловечестве.
2) О богочеловеке.
3) Учение о Софии.
В рамках этой системы делается
вывод, что проблема всеединства неразрешима
только в рамках философии. Требуется
синтез философии, науки и религии, в то
же время этот синтез должен определятся
приоритетом философии, поэтому В. Соловьев
основал идею создания более обширной
науки чем Философия. Эта наука есть теософия.
Теософия отличается от теологии тем,
что в теологии приоритетом выступает
религия. Русская Философия была также
представлена таким направлением как
"русская идея", или русский путь
развития, основные положения этой философии:
1) Россия занимает особое
положение в человеческой системе,
находясь на стыке двух мировых
культур.
2) По этой причине Россия
представляет главную проблему
в человеческой истории.
3) Россия есть неосуществимое
единство запада и востока, и
в этом заключается трагичность
ее судьбы.
4) Россия является по
своему положению потенциальным
источником, эпицентром человеческих
потрясений.
5) Россия также является
потенциальным отстойником мировых
культур, в то же время Россия
может быть началом новой человеческой
истории. Россия в сущности обладает
самым уникальным историческим
потенциалом, таким образом русская
Философия XIX-XXвв. внесла существенный
вклад в развитие мировой философии.
4. Особенности
русской философии
Русская философская мысль
является органической частью мировой
философии и культуры в целом, вместе с
тем она отличается национальной самобытностью
и в какой-то мере уникальностью.
Первая характерная особенность
русской философской мысли вытекает из
проблемы духовного наследия. Западноевропейская
философия почти с самого начала базировалась
на достижениях античной мысли, была ее
непосредственной преемницей. В сущности,
западноевропейская мысль не начинала,
а творчески продолжала и развивала то,
что было наработано древнегреческими
и древнеримскими мыслителями. Этому способствовал
и общий язык образованных слоев - латынь.
Иначе сложилась судьба философии
на Руси. Через Византию Древняя Русь позаимствовала
лишь отдельные элементы античной культуры
в виде переводных источников. Но дальше
этого дело не пошло. Ни в Киевский, ни
в Московский периоды на Русь не пришло
ни одно из крупных древнегреческих философских
произведений, способных серьезно повлиять
на процесс формирования духовной жизни
молодого народа. В этом не нужно искать
только внешние причины. Это явление, видимо,
необходимо объяснить также неготовностью
общества к свободному восприятию, тем
более усвоению философских идей античности.
Запоздалый исторический старт, молодость
восточнославянских обществ, относительно
позднее прохождение стадий социально-экономического
развития тормозили развитие культуры.
Русская мысль в силу исторических обстоятельств
не располагала философскими традициями,
она их создавала сама. Это, на наш взгляд,
чрезвычайно важный и интересный для понимания
специфики нашей духовной культуры вопрос.
Вторая особенность русской
философии, во многом обусловленная первой,
заключается в том, что она почти всегда
развивалась в недрах религии. В принципе
такая связь присуща философии по существу.
"Философия, - писал Гегель, - изучает
те же предметы, что и религия. Обе занимаются
областью конечного, природой и человеческим
духом, и их отношением друг к другу и к
Богу как их истине"4. Религиозная и философская
формы общественного сознания зародились
приблизительно одновременно. Элементы
религиозного и философского свойства
присутствуют в умах не только далеких
предшественников современных философов,
но и многих нынешних. Однако в русской
философии эта связь с религиозным воззрением
особенная. В ней мы видим тесный и глубокий
внутренний синтез религии и философии,
а в некотором смысле отсутствие безрелигиозной
философии вообще. "Русская мысль, -
справедливо писал В.В. Зеньковский, - всегда
(и навсегда) осталась связанной со своей
религиозной стихией, со своей религиозной
почвой; здесь был и остался главный корень
своеобразия, но и разных осложнений в
развитии русской философской мысли"5.
Третья особенность: русская
философия характеризуется антропоцентризмом
и социальной направленностью. Ее глубокий
и существенный религиозный интерес постоянно
сопровождается темой человека, его судеб
и путей, цели и смысле его жизни.
Для русской философии человек,
его духовно-нравственная жизнь являются
не просто особой сферой внешнего мира,
его выражением. Напротив, человек есть
микрокосм, который несет в себе разгадку
тайны бытия, макрокосма. Человек, утверждает
Н.А. Бердяев, не дробная, бесконечно малая
часть Вселенной, а малая, но цельная Вселенная.
Сущность человека в его цельности. Цельный
человек сочетает в себе такие качества,
как чувственный опыт, рациональное мышление,
эстетическое восприятие мира, нравственный
опыт, религиозное созерцание. Только
такому человеку доступно цельное познание,
т.е. постижение сверх рационального бытия.
В русской философии человек
не обособляется от других людей. Все индивиды
интегрированы, они не изолированы друг
от друга. Субстанциональную основу составляет
не Я, а Мы. Мы - это неразложимое единство.
Не случайно русские мыслители отвергали
идею Лейбница о замкнутости и изолированности
монад. Для них монады не только взаимодействуют
между собой, не только связаны с Богом
и миром, но и обладают собственным бытием
в такой взаимной связи. Сущность и специфика
русского духа в его соборности.
Через человека и во имя человека,
для его духовного совершенствования
и обустройства его земного бытия русские
философы постоянно обращаются к социальным
вопросам. "Русская философия неразрывно
связана с действительной жизнью, поэтому
она часто является в виде публицистики"6. Почти у всех русских мыслителей,
даже у тех, которые склонны к мистическим
обобщениям, ощущается внутреннее стремление
к неразрывности теории и практики, отвлеченной
мысли и конкретной жизни. Все это носит
в их творчестве целостный и устойчивый
характер.