Четвертая особенность: в истории
и современной действительности русскую
мысль тревожит проблема "правды",
ибо в этом слове, как писал Н.К. Михайловский,
сливаются в одно единое истина и справедливость.
Правда заключается не в отдельных эмпирических
сторонах жизни, не в решении какого-либо
отдельно взятого социально-политического
дела, а в синтетической целостности всех
сторон реальности и всех движений человеческого
духа.
Правда не тождественна истине.
Она означает не столько совпадение представления
и действительности, адекватный образ
действительности, сколько нравственную
основу жизни, духовную сущность бытия.
Правда - это поиск святости, душевной
чистоты, справедливости. Для русских
мыслителей главное заключается не просто
в познании и понимании, а в переживании.
Известное спинозовское кредо "не плакать,
не смеяться, а понимать" не удовлетворяло
их ввиду его подчеркнутого рационализма.
Правда для них - не только сфера разума,
но и сердца.
Русские мыслители, начиная
от Илариона до Соловьева и Флоренского,
- это искатели правды. Они хотят не только
познать истину в рациональном смысле,
а постичь главный религиозно-нравственный
принцип мироздания, устранить ложь и
неправду, преобразить жизнь, очиститься
и спастись. Поэтому русская философия
не удовлетворяется только той истиной,
которая предлагается теоретическим научным
познанием, так как последнее не вскрывает
основы жизни и, следовательно, не достигает
действительной истины. Правда ориентирована
на жизненно-интуитивное постижение бытия
в сочувствии и переживании. Для русских
философов "правда" - это ключевое
понятие, тайна и смысл бытия.
Пятой особенностью русской
философии, которая подчеркивается исследователями
ее истории, является отсутствие в ней
оригинальных философских систем. Следует
отметить, что западное философское творчество
практически всегда стремится к построению
системы. Оно не всегда ее достигает, но
всегда движется к ней. Это в духе философии.
В отечественной философии,
напротив, мы не найдем таких построений,
как, например, в немецкой философии. В
этом смысле у нас нет своего, русского,
Гегеля. Это - недостаток отечественной
философии, однако отсутствие системы
не говорит об отсутствии философии. Русская
духовная культура необычайно богата
оригинальной, яркой и живой мыслью. Русская
философия состоит как бы из двух частей:
первая - это собственно философские труды
и вторая - художественная литература.
Среди русских, как заметил А.Ф. Лосев,
очень мало "чистых" философов. Они
есть, они гениальны, но зачастую их приходится
искать среди литераторов. Глубокие и
самобытные философские идеи растворились
в литературе. Художественная проза и
поэзия стали подлинным кладезем русской
философской мысли. В них осмысливались
важнейшие философские проблемы. Возможно,
причина здесь в неудовлетворенности
односторонним рационализмом науки. Русское
мышление не чурается систематического
и понятийного познания вообще, однако
считает его недостаточным для получения
полной и живой картины действительности.
Для него характерен интуитивизм, который
лучше всего достигается через образно-художественное
восприятие.
Говоря о характере русской
философской мысли, нельзя не отметить
и такую ее особенность (во всяком случае,
на отдельных этапах), как влияние на ее
развитие западноевропейской философии.
В XVIII в. Россия с горячим энтузиазмом начала
осваивать западную культуру, что было
стимулировано главным образом реформами
Петра Великого. Хотя "усвоение" чужого
наследия в значительной степени носило
поверхностный характер, однако нельзя
отрицать и положительное значение этого
явления. Когда в России происходило становление
подлинной национальной философии, свободной
от религиозного давления, рядом, на Западе
активно и разносторонне развивалась
философская жизнь. Русские мыслители
имели возможность принять это богатое
теоретическое наследие, как бы сокращая
долгий и нелегкий путь собственного восхождения
к высотам философской мысли. В то же время
подобное ученичество, подражание чужому
стесняли свободу собственного творчества.
Русской мысли с самого начала было свойственно
стремление к внутреннему, интуитивному
постижению сущего, его скрытых глубин,
которое более всего постигается не посредством
сведения его к логическим понятиям и
определениям, а посредством силы воображения
и внутренней жизненной подвижности. Для
русской философской мысли чрезвычайно
характерно сочетание чувственного, рационального
и иррационального, интуитивного и мистического.
Что же касается западноевропейской философии,
ее основной принцип - рациональность.
Рационализм, естественно, руководствуется
только категориями разума, и все, что
невозможно охватить силой разума, он
отбрасывает. Таким образом, он не оставляет
места для других форм философствования.
Именно по этой причине отечественная
философия не могла оставаться вечной
ученицей Запада и вскоре освободилась
из плена. Во второй половине XVIII - начале
XIX в. она вышла на собственный путь развития.
5. Русская философия
XVIII-XIX вв.
Русская философия XVIII-XIX вв.
составляет важнейший элемент национального
сознания россиян. В ней раскрывается
богатство и своеобразие русского философского
мышления. Ее становление и развитие, специфику
и основные черты следует искать в динамике
бытия России, в реальных процессах важнейшей
эпохи нашего исторического прошлого,
в духовной культуре страны.
XVIII в. расставил заметные
вехи во всех сферах общественной
жизни. По законам преемственности
они еще долго служили точкой
отсчета в последующих начинаниях.
В политической стратегии были
поставлены и успешно решались цели укрепления
абсолютизма и европеизации России. Огромным
изменениям подверглась правовая сфера.
И Петр I, и Екатерина II ставили целью в
этой области полностью изменить устаревшее
законодательство и много работали над
этим. Наиболее заметными явлениями здесь
стали "Духовный регламент" Петра,
написанный Ф. Прокоповичем, подчинявший
религиозную власть светской, и "Наказ"
Екатерины.
6. Философия русского
Просвещения
Просветительская философия
ярко проявляется в этот период в учениях
российских философов самых различных,
порой противоположных направлений.
Одним из основных способов
"обхода" теологических догм стал
деизм. С одной стороны, он позволял избежать
обвинений в атеизме, ибо православную
идеологию официально никто не отменял,
более того, никто не мог отменить сложившуюся
систему религиозного воспитания и вековые
традиции. С другой стороны, деизм развязывал
руки для свободного философствования
после того, как "Богу уже отдано Богово".
Наиболее ярко это проявилось в творчестве
М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева, хотя нередко
наблюдается и у других философов.
Секуляризация философии, как
любое сложное явление, конечно, имела
и свою оборотную сторону. Религию принято
(хотя и не всегда правомерно) отождествлять
с духовными аспектами бытия. Поэтому
при освобождении от религии всегда имеется
опасность "выплеснуть с водой ребенка"
- "освободиться" от духовного, впасть
в приземленность, натурализм и вульгарный
материализм. Такие тенденции существовали
и в XVIII в. в России, но на их пути встала
сильная просветительская гуманистическая
традиция в российской философии этого
времени.
Заключение.
Русская философская мысль
- органическая часть мировой философии
и культуры. Русская философия обращается
к тем же проблемам, что и западноевропейская,
хотя подход к ним, способы их осмысления
носили глубоко рациональный характер.
Известный историк русской философской
мысли Зеньковский отмечал, что философия
нашла в России свои пути - "не чуждаясь
Запада, даже учась у него постоянно и
прилежно, но все же живя своими вдохновениями,
своими проблемами…". В XIX в. Россия
вышла на путь самостоятельной философской
мысли. Далее он отмечает, что русская
философия не теоцентрична (хотя в ней
сильно религиозное начало) и не космоцентрична
(хотя и чужда натурфилософским исканиям),
а прежде всего антропоцентрична, историософична
и привержена социальной проблематике:
"она больше занята темой о человеке,
о его судьбе и путях, о смысле и целях
истории". Эти же особенности русской
философской мысли отмечали и такие исследователи
русской философии, как Введенский, Бердяев
и др.
Несмотря на то, что русская
философская мысль представлена самыми
различными направлениями и школами, в
ней при решении философских проблем доминировали
творчески деятельный характер, ярко выраженная
моральная установка, постоянная обращенность
к историческим судьбам России, на место
русского народа в семье европейских народов.
Поэтому без освоения отечественного
духовного наследия нельзя понять историю
и душу русского народа, осмыслить место
и роль России в мировой цивилизации.
Список литературы:
1) Антология мировой философии:
В 4 т.М., 1969. Т.1. Ч.2.
2) Громов М.Н., Козлов Н.С.
Русская философская мысль Х-XVII
вв. М., 1990.
3) Зепьковский В.В. История русской
философии: В 2 т.Л., 1991. Т.1. Ч.1.
4) Новиков А.И. История
русской философии. СПб., 1998.
5) Солнцев Н.В. Русская
философия: Имена. Учения. Теизм. М., 2001.
6) Становление философской
мысли в Киевской Руси. М., 1984.
7) Франк С.Л. Сущность и
ведущие мотивы русской философии
// Философские науки. 1990. № 5.
8) Шпет Г.Г. Очерк развития русской
философии // Соч.М., 1989.
1 Зеньковский В.В. История русской философии:
В 2 т. Л., 1991. Т. 1; Шпет Г.Г. Очерк развития
русской философии // Соч. М., 1989; Лосев А.Ф.
2 Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская
мысль X- XVII веков. М., 1990. С. 24.
3 Лосев А.Ф. Русская философия // Русская
философия. Очерки истории. Свердловск,
1991. С. 17.
4 Гегель. Энциклопедия философских наук.
Т.1. Наука логики. М. 1975. С. 84.
5 Зеньковский В.В. История русской философии:
В 2 т. Л., 1991. Т. 1. Ч. 2. С. 12.
6 Лосев А.Ф. Русская философия // Век XX
и мир. 1988. № 2. С. 39.