Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 04:55, контрольная работа
1. Периодизация средневековой философии, трансформация ее основных проблем и задач.
2. Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии.
3. Дискуссия о природе универсалий в поздней средневековой философии. Доказательства бытия Бога.
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет
информатики и радиоэлектроники»
Контрольная работа по философии
Тема контрольной работы № 1:
« ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ И ДИНАМИКА ЕЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ.
ДИСКУССИИ О ПРИРОДЕ УНИВЕРСАЛИЙ »
Выполнил(а): Войтик Елена Анатольевна
студент (ка) 3-го курса ФЗО,
специальность ЭиОП
группа № 001502
Почтовый адрес: г. Гродно 230025,
Проверил:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
В IV—V вв. в Европе происходят глобальные геополитические перемены. Римская империя после нашествия варварских племен распадается, начинается новый период в истории, получивший позднее название Средневековья. Завершается он к XV в. Коренные изменения происходят и в духовной жизни, прежде всего в религии, философии и культуре. Античные формы религиозных воззрений, а также языческие религии народов, населяющих Европу, вытесняются христианством. Постепенно христианство становится основой мировоззренческой системы всей европейской цивилизации.
С победой христианства над другими религиозными течениями европейская философская мысль попадает в почти полную зависимость от церкви. С этого времени главной задачей философии становятся обоснование и разработка христианских догматов. Однако в изучении истории философии нельзя пренебрегать этим периодом, продлившимся почти тысячелетие. Во-первых, потому что это было связующее звено в ее развитии между античной философией и новой. Во-вторых, следует иметь в виду, что христианская доктрина всегда имела и имеет собственное философское содержание и выражает вполне определенное отношение к предшествовавшим ее становлению попыткам решения всеобщих философских проблем. Христианские взгляды так или иначе преобразовывают философские понятия и оказывают тем самым далеко идущее влияние, продолжающееся до сих пор, на развитие философии.
Не рассматривая здесь
специфическое религиозное
1 ПЕРИОДИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ, ТРАНСФОРМАЦИЯ ЕЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ И ЗАДАЧ.
Средневековая философия это исторически своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма. Сущность этой философии заключается в её сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма. Средневековая философия осуществляла рациональную рефлексию над основаниями религиозного мировоззрения.
"Отцы Церкви", с одной
стороны, критиковали
Периодизация средневековой философии:
1) Зарождение средневековой философии - 2-5 вв.
2) Период патристики - 3 - 8 вв.
3) Период схоластики - 8 - 14 вв.
4) Период заката - 15 - 16 вв.
Для периода зарождения средневековой философии характерно, что философские учения поздней античности постепенно сакрализуются: философия теологизируется, а религия начинает серьезно интересоваться философией. Период зарождения средневековой философии приходится на позднюю античность, которая уже отошла от основной интуиции античности - интуиции космоса - и обратилась к религиозной проблематике. Это относится прежде всего к мистицизму Плотина, теософическому иератизму Ямвлиха и учению Прокла.
Патристика - это классический
период в средневековой философии,
включающий в себя совокупность теологических,
философских и политико-
Патристику принято
Второй этап - это этап зрелой патристики III—V вв., когда разворачивается деятельность Василия Великого (ок. 330-379), Григория Нисского (ок. 335 - ок. 394), Григория Богослова (ок. 330 - ок. 390), составивших Каппадокийскую школу, Августина (354-430), Псевдо-Дионисия Ареопагита. В это время христианство обретает статус государственной религии. В 325 г. на Никейском собоpe утверждается Символ веры, содержащий в себе основные догматы христианского вероучения, главные из которых - догмат о Святой Троице (Бог имеет одну сущность, но три разных ипостаси, или лица) и догмат о том, что Иисус Христос совмещает в себе им природы и две воли: божественную и человеческую.
Мыслители этого периода активно соединяют платонизм и неоплатонизм с христианским креационизмом. Мир, согласно каппадокийцам, творится Богом в соответствии с Его вечным замыслом Словом, или Логосом, который содержит в себе идею мира, понимаемую по аналогии с платоновскими идеями. Августин трактует платоновские идеи как мысли, содержащиеся в разуме Бога. Этот мыслитель стоит у истоков традиции христианского персонализма. «Бог и моя собственная душа - вот две вещи, которые меня интересуют», - пишет он. Удостовериться в существовании Нога, по мнению Августина, можно только обращаясь к своему внутреннему опыту. Познанию внешнего мира он предпочитает Познание «внутреннего человека». Внимание к личности сопряжено у Августина со вниманием к истории. С его точки зрения, история представляет собой арену борьбы двух градов: града земного (государства), являющегося достоянием дьявола и града божьего (церкви), который и должен восторжествовать. Тем самым Августин заложил основы философии истории как таковой.
Главная особенность третьего периода патристики (V—VIII ни ) состоит в том, что это период систематизации вероучения, которая связана с именами Иоанна Дамаскина - на греческом Бостоне и Боэция - на латинском Западе. Их деятельность уже во многом заложила основы схоластики - второго этапа средневековой философии, поскольку именно систематизация, классификация, определение путем кропотливых логических анализов стали главными элементами схоластики. Патристика, безусловно, явилась наиболее плодотворным этапом средневековой философии, поскольку н этот период были заложены основы систематической христианской теологии и христианской культуры с ее приоритетом личности.
Основные принципы средневековой философии:
- Теоцентризм, который гласит, что источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.
- Креационизм, согласно которому все существующее и изменяемое сотворено Богом из ничего, а все сотворенное изменяется и стремится к ничтожеству.
- Провиденциализм, утверждающий, что Бог постоянно контролирует созданный им мир, управляет им, человеческой историей и поведением отдельного человека.
- Персонализм, в котором человек понимается как "персона", то есть неделимая личность, обладающая разумом и волей, сотворенная по образцу и подобию Бога и наделенная совестью. Будучи замкнутой и автономной, личность подотчетна только Богу. Отсюда - значение исповеди.
- Ревеляционизм. Он считает, что самый надежный и достоверный способ познания состоит в постижении смысла Священного писания.
Схоластика представляет
собой направление религиозно-
Схоластика включает три этапа своего развития. Ранняя ее форма (IX-ХП вв.) характеризуется креном в сторону идей платонизма и неоплатонизма.
Схоластическая философия
переняла от патристики ряд неразрешенных
проблем, имеющих принципиальное значение
для средневековой мысли. Прежде
всего, это проблема "двух истин",
которая решалась "Отцами Церкви"
однозначно в пользу "истин веры".
Центральное же место в схоластике
занимает вопрос о природе универсалий
(общих понятий), аккумулирующий в
себе большинство философских
Представителями являются Иоанн Скот Эриугена, (810-877), Пегр Абеляр (1179-1142), Ансельм Кентербери йский (1033-1109), Росцелин (1050-1120).
Этап зрелой схоластики приходится
на XII—XIII вв. Главное содержание этого
периода составляет окончательное
оформление учения о "двух истинах".
Главные мыслители этого
Поздний этап развития схоластики (XIII—XIV вв.), представленный именами Иоанна Дунса Скота (1265-1308) и Уильяма Ок-кама (1285—1349), происходил на фоне ослабления авторитета католической церкви, чему способствовали процессы освобождения философии от влияния теологии и все более интенсивно возрастающего влияния позитивного, опытного знания.
Схоластика как исследование разумом положений вероучения (творение мира, воплощение Бога, воскресение и т.д.) и их рациональное доказательство опирается на концепцию гармонии разума и веры, основы которой заложил Августин. Он считал веру особой формой мышления: «Разумей, чтобы мог веровать, и верь, чтобы мог разуметь». Суть этой концепции в том, что постигаемое посредством разума согласуется с тем, что дается верой.
Проблему веры и разума
с полным правом можно назвать
центральной проблемой
Что касается Августина, то
для него вера обладает приоритетом
перед разумом. Через шесть веков
после Августина Ансельм
В целом в процессе развития
средневековой философии
2 РАЗРАБОТКА ХРИСТИАНСКОЙ ДОГМАТИКИ В РАННЕЙ
СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Христианизация Римской
империи в период поздней