Исторические этапы развития средневековой философии и динамика ее проблемного поля. дискуссии о природе универсалий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 04:55, контрольная работа

Описание работы

1. Периодизация средневековой философии, трансформация ее основных проблем и задач.
2. Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии.
3. Дискуссия о природе универсалий в поздней средневековой философии. Доказательства бытия Бога.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 53.22 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Белорусский государственный  университет

информатики и радиоэлектроники»

 

 

 

Контрольная работа по философии

Тема контрольной работы № 1:

« ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ И ДИНАМИКА ЕЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ.

ДИСКУССИИ О ПРИРОДЕ УНИВЕРСАЛИЙ »

 

 

 

Выполнил(а): Войтик Елена Анатольевна

студент (ка) 3-го курса ФЗО,

специальность ЭиОП

группа №  001502                                  5

Почтовый  адрес: г. Гродно 230025,

                                                                      пр. Космонавтов, д. 2а, кв.16

                                                                   электронный адрес :helena0590@gmail.com

Проверил:                                              5

                                                                                                                            5

                                                                                                                            5

 

 

Минск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Периодизация средневековой философии, трансформация ее основных проблем и задач.
  2. Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии.
  3. Дискуссия о природе универсалий в поздней средневековой философии. Доказательства бытия Бога.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В IV—V вв. в Европе происходят глобальные геополитические перемены. Римская империя после нашествия варварских племен распадается, начинается новый период в истории, получивший позднее название Средневековья. Завершается он к XV в. Коренные изменения происходят и в духовной жизни, прежде всего в религии, философии и культуре. Античные формы религиозных воззрений, а также языческие религии народов, населяющих Европу, вытесняются христианством. Постепенно христианство становится основой мировоззренческой системы всей европейской цивилизации.

С победой христианства над  другими религиозными течениями  европейская философская мысль попадает в почти полную зависимость от церкви. С этого времени главной задачей философии становятся обоснование и разработка христианских догматов. Однако в изучении истории философии нельзя пренебрегать этим периодом, продлившимся почти тысячелетие. Во-первых, потому что это было связующее звено в ее развитии между античной философией и новой. Во-вторых, следует иметь в виду, что христианская доктрина всегда имела и имеет собственное философское содержание и выражает вполне определенное отношение к предшествовавшим ее становлению попыткам решения всеобщих философских проблем. Христианские взгляды так или иначе преобразовывают философские понятия и оказывают тем самым далеко идущее влияние, продолжающееся до сих пор, на развитие философии.

Не рассматривая здесь  специфическое религиозное содержание христианских воззрений, мы должны представить тем не менее, хотя бы в общих чертах, ход развития христианской философии как относительно самостоятельного течения человеческой мысли.

 

1 ПЕРИОДИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ, ТРАНСФОРМАЦИЯ ЕЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ И ЗАДАЧ.

Средневековая философия  это исторически своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма. Сущность этой философии заключается в её сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма. Средневековая философия осуществляла рациональную рефлексию над основаниями религиозного мировоззрения.

"Отцы Церкви", с одной  стороны, критиковали философию  как попытку "притязать на  мудрость" в то время как  единственно мудрым может быть  только Бог, но, с другой стороны,  они не могли обойтись без  философии. Поэтому у них намечается  примирительная линия по отношению  к античной философии, прежде  всего к Аристотелю и мыслителям  эллинистической эпохи.

Периодизация средневековой философии:

1) Зарождение средневековой философии - 2-5 вв.

2) Период патристики - 3 - 8 вв.

3) Период схоластики - 8 - 14 вв.

4) Период заката - 15 - 16 вв.

Для периода зарождения средневековой философии характерно, что философские учения поздней античности постепенно сакрализуются: философия теологизируется, а религия начинает серьезно интересоваться философией. Период зарождения средневековой философии приходится на позднюю античность, которая уже отошла от основной интуиции античности - интуиции космоса - и обратилась к религиозной проблематике. Это относится прежде всего к мистицизму Плотина, теософическому иератизму Ямвлиха и учению Прокла.

Патристика - это классический период в средневековой философии, включающий в себя совокупность теологических, философских и политико-социологических  доктрин христианских мыслителей, названных "отцами Церкви". Здесь происходит становление системы христианской теологии на основе религиозных убеждений  и в связи с распространением философии.

Патристику принято подразделять на три содержательных этапа. На первом этапе выдвигаются такие фигуры, как Иустин Философ (ум. ок. 165), Татиан (ок. 120 - ок.175), Афинагор (ум. ок.177), Тертуллиан, Климент Александрийский (ум. ок. 215), Ориген (ок. 185 - ок. 254). Эти мыслители занимались апологетической деятельностью, т.е. отстаивали истинность христианского учения перед лицом языческого античного мира. При этом соотношение между христианским учением и языческой философией мыслилось ими по-разному. Иустин, Афинагор, Климент, Ориген, не отвергая наследия античной философии, рассматривали ее как преготовление к христианству, стремились к гармонизации последнего с высшими достижениями античной мысли. Иной подход представлен фигурами Татиана и Тертуллиана, позиция которых, напротив, характеризовалась жестким неприятием античной философии и культуры в целом как языческой. По мнению юриста и богослова Тертуллиана, между философом и христианином нет ничего общего, так же как между Афинами и Иерусалимом.

Второй этап - это этап зрелой патристики III—V вв., когда разворачивается  деятельность Василия Великого (ок. 330-379), Григория Нисского (ок. 335 - ок. 394), Григория Богослова (ок. 330 - ок. 390), составивших Каппадокийскую школу, Августина (354-430), Псевдо-Дионисия Ареопагита. В это время христианство обретает статус государственной религии. В 325 г. на Никейском собоpe утверждается Символ веры, содержащий в себе основные догматы христианского вероучения, главные из которых - догмат о Святой Троице (Бог имеет одну сущность, но три разных ипостаси, или лица) и догмат о том, что Иисус Христос совмещает в себе им природы и две воли: божественную и человеческую.

Мыслители этого периода  активно соединяют платонизм  и неоплатонизм с христианским креационизмом. Мир, согласно каппадокийцам, творится Богом в соответствии с Его вечным замыслом Словом, или Логосом, который содержит в себе идею мира, понимаемую по аналогии с платоновскими идеями. Августин трактует платоновские идеи как мысли, содержащиеся в разуме Бога. Этот мыслитель стоит у истоков традиции христианского персонализма. «Бог и моя собственная душа - вот две вещи, которые меня интересуют», - пишет он. Удостовериться в существовании Нога, по мнению Августина, можно только обращаясь к своему внутреннему опыту. Познанию внешнего мира он предпочитает Познание «внутреннего человека». Внимание к личности сопряжено у Августина со вниманием к истории. С его точки зрения, история представляет собой арену борьбы двух градов: града земного (государства), являющегося достоянием дьявола и града божьего (церкви), который и должен восторжествовать. Тем самым Августин заложил основы философии истории как таковой.

Главная особенность третьего периода патристики (V—VIII ни ) состоит в том, что это период систематизации вероучения, которая связана с именами Иоанна Дамаскина - на греческом Бостоне и Боэция - на латинском Западе. Их деятельность уже во многом заложила основы схоластики - второго этапа средневековой философии, поскольку именно систематизация, классификация, определение путем кропотливых логических анализов стали главными элементами схоластики. Патристика, безусловно, явилась наиболее плодотворным этапом средневековой философии, поскольку н этот период были заложены основы систематической христианской теологии и христианской культуры с ее приоритетом личности.

Основные принципы средневековой  философии:

- Теоцентризм, который гласит, что источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

- Креационизм, согласно которому все существующее и изменяемое сотворено Богом из ничего, а все сотворенное изменяется и стремится к ничтожеству.

- Провиденциализм, утверждающий, что Бог постоянно контролирует созданный им мир, управляет им, человеческой историей и поведением отдельного человека.

- Персонализм, в котором человек понимается как "персона", то есть неделимая личность, обладающая разумом и волей, сотворенная по образцу и подобию Бога и наделенная совестью. Будучи замкнутой и автономной, личность подотчетна только Богу. Отсюда - значение исповеди.

- Ревеляционизм. Он считает, что самый надежный и достоверный способ познания состоит в постижении смысла Священного писания.

Схоластика представляет собой направление религиозно-философской  мысли IX-XIV вв., характеризующееся стремлением  к систематизации и рационально-логическому  обоснованию христианского вероучения.

Схоластика включает три  этапа своего развития. Ранняя ее форма (IX-ХП вв.) характеризуется креном в  сторону идей платонизма и неоплатонизма.

Схоластическая философия  переняла от патристики ряд неразрешенных  проблем, имеющих принципиальное значение для средневековой мысли. Прежде всего, это проблема "двух истин", которая решалась "Отцами Церкви" однозначно в пользу "истин веры". Центральное же место в схоластике занимает вопрос о природе универсалий (общих понятий), аккумулирующий в  себе большинство философских проблем.  Вопрос об отношениях Бога и мира решается в рамках теологической догматики.

Представителями являются Иоанн Скот Эриугена, (810-877), Пегр Абеляр (1179-1142), Ансельм Кентербери йский (1033-1109), Росцелин (1050-1120).

Этап зрелой схоластики приходится на XII—XIII вв. Главное содержание этого  периода составляет окончательное  оформление учения о "двух истинах". Главные мыслители этого периода - Альберт Великий (ок. 1200-1280), Фома Аквинский (1225-1274), Сигер Брабантский (ок. 1240 - ок. 1281). На смену платонизму приходят идеи христианского арис-тотелизма, который в виде учения Фомы Аквинского - самого значительного представителя схоластики - был признан официальным учением католической церкви. Схоластика достигает своего расцвета в рамках деятельности множества университетов, главным из которых можно считать Парижский университет; пишутся огромные трактаты (Суммы) по логике и теологии, содержащие весь свод соответствующих знаний.

Поздний этап развития схоластики (XIII—XIV вв.), представленный именами  Иоанна Дунса Скота (1265-1308) и Уильяма Ок-кама (1285—1349), происходил на фоне ослабления авторитета католической церкви, чему способствовали процессы освобождения философии от влияния теологии и все более интенсивно возрастающего влияния позитивного, опытного знания.

Схоластика как исследование разумом положений вероучения (творение мира, воплощение Бога, воскресение  и т.д.) и их рациональное доказательство опирается на концепцию гармонии разума и веры, основы которой заложил  Августин. Он считал веру особой формой мышления: «Разумей, чтобы мог веровать, и верь, чтобы мог разуметь». Суть этой концепции в том, что постигаемое  посредством разума согласуется  с тем, что дается верой.

Проблему веры и разума с полным правом можно назвать  центральной проблемой схоластической философии. Впервые она актуализируется  уже на заре средневековой философии. Знаменитое тертуллиановское высказывание «Верую, ибо абсурдно» однозначно отметает разум в вопросах веры, христианская вера принципиально непонятна с позиции философского рационализма.

Что касается Августина, то для него вера обладает приоритетом  перед разумом. Через шесть веков  после Августина Ансельм Keнтерберийский, выдвинув формулу: «Верую, чтобы понимать.», фактически поддержал августиновскую позицию, однако по вопросу их соотношения высказывались и другие мнения. В частности, Абеляр отдавал приоритет разуму перед верой. Чтобы выразить его точку зрения, ансельмовскую формулу следует перевернуть: «Понимаю, чтобы верить».

В целом в процессе развития средневековой философии перевес  в соотношении веры и разума постепенно перемещался в сторону разума. Фома Аквинский оказался последним  выразителем концепции гармонии веры и разума. Он считал, что хотя основные догматы и таинства христианства и превосходят разум, Они все-таки не могут противоречить ему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 РАЗРАБОТКА ХРИСТИАНСКОЙ  ДОГМАТИКИ В РАННЕЙ

СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

  Христианизация Римской  империи в период поздней античности  сопровождалась гонениями на  сторонников новой религии со  стороны язычников. Лишь в IV веке при императоре Константине  был издан эдикт о веротерпимости  и свободе вероисповедания. Несмотря на то, что Константин Великий возвел христианство в ранг государственной религии и учредил знаки императорской христианской власти (так называемый лабарум, позже замененный скипетром, и большой золотой шар с укрепленным на нем крестом), тем не менее он сохранил права языческих культов: на высшие и почетные должности в государстве назначались, как последователи христианского учения, так и язычники из римлян. Сам Константин долго не решался принять христианство и обряд крещения был совершен незадолго до его кончины. Один из наследников императора - Юлиан был сторонником язычества и прилагал усилия для возврата данной религии в качестве государственной.

Информация о работе Исторические этапы развития средневековой философии и динамика ее проблемного поля. дискуссии о природе универсалий