Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:47, реферат
Учение марксизма оставило глубокий след во всех общественных науках, но главным предметом исследования была политическая экономия. Оценка этого учения в современных условиях крайне неоднозначна, оно подвергалось переоценке, но многие стороны учения до сих пор являются предметом дискуссий. М.Блауг, всемирно известный авторитет в области истории экономической мысли, отмечает: “Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим. Сейчас никто не ратует за Адама Смита или Рикардо, но по-прежнему поднимается кровяное давление, как только Маркс становится предметом исследования”.
Введение
Учение марксизма оставило глубокий след
во всех общественных науках, но главным
предметом исследования была политическая
экономия. Оценка этого учения в современных
условиях крайне неоднозначна, оно подвергалось
переоценке, но многие стороны учения
до сих пор являются предметом дискуссий.
М.Блауг, всемирно известный авторитет
в области истории экономической мысли,
отмечает: “Хорошо это или плохо, но его
идеи стали составной частью того мира
представлений, в рамках которого мы все
мыслим. Сейчас никто не ратует за Адама
Смита или Рикардо, но по-прежнему поднимается
кровяное давление, как только Маркс становится
предметом исследования”.
Возникновение марксизма было подготовлено
всем ходом исторического развития. В
30-40-х годах XIX в. промышленный переворот
охватил практически все страны Западной
Европы и России. Это означало быстрое,
но противоречивое развитие производительных
сил, но одновременно проявлялась противоречивость
этого процесса. Переход на машинное производство
сопровождался удлинением рабочего дня,
повышением интенсивности труда и превращением
рабочего в придаток машины.
Все больший размах
приобретали периодические экономические
кризисы, вызывающие массовую безработицу
и падение заработной платы трудящихся.
Это сопровождалось нарастанием конфликта
между пролетариатом и буржуазией, обострением
классовой борьбы, возникновением и развитием
рабочего движения в Англии, Франции, Германии.
Новые процессы в экономике и общественной
жизни капиталистических стран стали
объектом всестороннего анализа К.Маркса
и Ф.Энгельса.
Наряду с промышленным
переворотом, революционными выступлениями
рабочего класса важную роль в подготовке
возникновения марксизма сыграли выказанные
ранее идеи представителей немецкой классической
философии (Гегель, Фейербах), классической
английской политической экономии (Смит,
Рикардо) и конечно французского утопического
социализма (Оуэн, Фурье, Сен-Симон).
Глава1.Марксизм. Материалистическое
понимание истории
Учение «марксизм»,
получившее свое название по имени его
основоположника, было создано вынужденным
эмигрировать из Германии революционным
политическим деятелем Карлом Генрихом
Марксом (1818 – 1883 г.) при непосредственном
участии его друга и соратника Фридриха
Энгельса (1820 – 1895 г.).
Карл Маркс (5.5.1818
- 14.3.1883), основоположник научного коммунизма,
учитель и вождь международного пролетариата.
Учение Маркс раскрыло законы общественного
развития и указало человечеству путь
к коммунистическому обновлению мира.
В личности Маркса слились черты гениального
мыслителя, осуществившего революционный
переворот в общественных науках, и несгибаемого
революционного борца, способствовавшего
превращению рабочего движения в могучую
силу общественного прогресса.
Фридрих Энгельс
(28.11.1820-5.08.1895) — один из основоположников
марксизма, друг, единомышленник и соавтор
Карла Маркса. Энгельс, как и Маркс, является
одним из основоположников материалистического
понимания истории. Энгельс в ряде своих
произведений в строго систематизированной
форме изложил марксизм как цельное мировоззрение,
показал его составные части и теоретические
источники. Этим Энгельс в огромной мере
способствовал победе марксизма в международном
рабочем движении в 90-е гг. 19 в.
Учение, разработанное
Карлом Марксом совместно с Фридрихом
Энгельсом, представляло собой целостное
мировоззрение, стройную систему философских
взглядов.
Проанализировав
западноевропейский капитализм на его
индустриальном этапе развития, процесс
все большего углубления противоречий
между производительными силами и производственными
отношениями, между общественным характером
производства и частнособственническим
присвоением их результатов, он сформулировал
материалистическое понимание истории,
теорию прибавочной стоимости и политическую
концепцию диктатуры пролетариата. Выделив
производственные отношения как основные,
такие, что определяют комплекс общественных
отношений, он утверждал, что в истории
решающую роль играют народные массы,
что капитализм имеет переходное значение
в истории, поэтому его должен заменить
новый коммунистический строй, который
является неизбежным и закономерным результатом
революционного решения противоречий
капитализма.
В пролетариате Маркс
увидел особый класс, призванием которого
является уничтожение существующего миропорядка.
Пролетарии страдают от непосильного
труда, нищеты, болезней, роста преступности,
который, как отмечал впоследствии Ф. Энгельс,
необходимо следует за развитием крупной
промышленности и ростом городов. Борьба
с этим положением - призвание пролетариата;
уничтожение частной собственности - путь
к освобождению. Освобождая себя, пролетарии
уничтожают и угнетение других групп общества.
К. Маркс исходил
из того, что государство и право в развитии
общества есть продукт материальных отношений,
это было совершено новой позицией относительно
теорий природного права и общественного
договора тех времен.
В чем же состояла
принципиальная новизна идей Маркса? Как
неоднократно поясняли основоположники
марксизма, домарксовский философский
материализм (в том числе и фейербаховский)
ограничивался констатацией зависимости
человека, ею практической и познавательной
деятельности от природы. Человек есть
часть природы, «живет природой» и потому
не является нейтральным носителем «чистого
самосознания», или «духа» В «Экономическо-философских
рукописях 1844 года» Маркс неоднократно
возвращался к мысли об общественной!
(социальной) сущности человека. Развитие
этой мысли, определив направление, в котором
Маркс преобразовывает материализм. Уже
в «Тезисах о Фейербахе» (1845) утверждается,
что жизнь людей, в которой и обнаруживается
человеческая сущность, носит преимущественно
практический характер. Человек не просто
«находится» в природе, а практически
преобразовывает, изменяет ее. Еще раньше,
как мы помним, Маркс заключил, что трудовая
деятельность - родовая для человека, то
есть подлинно человеческая. В обществе
отчуждения она извращена, перевернута,
искажена. Отчужденный труд является проклятием,
утратой человеческой сущности.
Основная идея
социально - политических взглядов К. Маркса
была в том, что в результате внутреннего
развития капитализма будут разрушены
узкие рамки классовых и национальных
отношений, создадутся условия для раскрепощения
человека. Продвижение к освобождению
человека осуществляется через классовую
борьбу и революцию, уничтожение одного
класса другим, через установление власти
рабочего класса, что остаточно приведет
к исчезновению деление общества на социальные
классы и возникновению однородного, социально
справедливого общества.
Проблема
освобождения человека, формирование
целостного, гармонического, всесторонне
развитого человека - главная идея К. Маркса.
Уже в своих ранних трудах Маркс писал
про необходимость установления принципиально
нового общественного строя, который бы
сделал исходящим моментом развития именно
человека.
Чтобы лучше
понять суть марксистской политической
концепции, необходимо глубже присмотреться
к научным работам.
1.1. Политическая концепция К. Маркса
Уже в самом начале творческой деятельности (вскоре после получения степени доктора философии) Маркс осознает как свое призвание защиту интересов «бедной, политически и социально обездоленной массы».
Начиная, еще с 1842 года он изучает новое
для Германии общественное движение - социализм
и коммунизм, знакомится с богатейшей
социалистической и коммунистической
традицией Франции и Англии, анализирует
первые выступления немецких социалистов
и коммунистов.
Первая попытка
разработки целостного мировоззрения
осуществлялась Марксом преимущественно
средствами философского анализа; соответственно
и результатом была именно философская
концепция. Она была создана тогда же,
летом 1844 года. К сожалению, рукописи Маркса
были опубликованы только в 1932 году под
названием «Экономическо-философские
рукописи 1844 года». Основное в работе -
идея отчуждения человека в обществе господства
частной собственности и преодоления
отчуждения в исторической перспективе
коммунистического будущего.
Учение
об отчуждении и присвоении человеком
собственной сущности, то есть об экономических
причинах и возможностях устранения эксплуатации
и порабощения людей, явилось огромным
шагом на пути создания целостного мировоззрения.
Однако перспективы будущего, а также
история общества были нарисованы в «Экономическо-философских
рукописях 1844 года» в обобщенной, абстрактно-образной
философской форме. А именно, почти не
просматривался практический «путь к
будущему» и не объясненным оставался
«путь из прошлого» - причины, механизмы,
источники отчужденного труда. Получалось,
что для практической реализации идеалов,
ярко и полно намеченных в философской
картине «целостного человека», недоставало
подлинной научной основы понимания того,
каким образом эти идеалы достижимы.
В труде
«К критике гегелевской философии права.
Вступление «Маркс доказал, что для освобождения
пролетариата необходимо уничтожение
капиталистической частной собственности
и эксплуатации, что возможно через революционную
борьбу. В совместной книге «Святое семейство
«К. Маркс и Ф. Энгельс сформировали идею
о том, что субъектом революции должен
стать сам пролетариат.
Уже
вначале своей деятельности К. Маркс занял
радикальную и противоположную либеральной
позицию: вместо эволюции предложил революционную
борьбу и замахнулся на священное право
буржуазной собственности. Дальше больше.
Во втором совместном труде «Немецкая
идеология (полностью был опубликован
в 30 - х годах ХХ ст.) был сделан решительный
вывод, что каждый класс, который стремится
к властвованию должен, прежде всего,
завоевать себе политическую власть.
Оканчивал первый этап
«Манифест коммунистической партии» (1848),
в котором была выдвинута идея про необходимость
пролетариата иметь для завоевания власти
собственную политическую партию. Там
же разработаны основные положения стратегии
и тактики пролетарской партии, а именно,
что партия ведет борьбу за ежедневные
задания рабочих, объединяя их с борьбой
за конечную цель. В «Манифесте» была провозглашена
основная идея пролетарского интернационализма,
конкретизованая в лозунге «пролетарии
всех стран, объединяйтесь !».
Из обобщения опыта
буржуазных революций 1848-1851 годов начался
второй этап развития марксизма. Поскольку
именно тогда проблемы революции были
особенно актуальны, то К. Маркс выдвинул
идеи про возможность непосредственного
перехода от буржуазной революции к социалистической,
про гегемонию пролетариата в революции
(«Классовая борьба в Франции с 1848 по 1850
годы»), понятие диктатуры пролетариата
(«Письма к Вейдэмееру»), про необходимость
политического союза пролетариата с крестьянством,
про конечность слома старой буржуазной
государственной машины в случае победы
революции и создание новой системы («Восемнадцатое
брюмера Луи Бонапарта»). Притом большинство
идей опирались на опыт западноевропейского
пролетариата, опыт европейских революций.
В 1867 году был опубликован первый том «Капитала»,
в котором К. Маркс доказывал тезис про
неминуемость гибели капитализма, описал
основные черты альтернативного либерализма
будущего коммунистического общества.
Это общество должно было б опираться
на общественную собственность на средства
производства, общественное равенство
и социальную справедливость. Понятно,
что при этом К. Маркс исходил из индустриальной
модели развития общества. В 60-тые года
с участием К. Маркса и Ф. Энгельса в Англии
был создан I интернационал. Установочный
Манифест Интернационала декларировал,
что завоевание политической власти для
пролетариата есть не только необходимость,
но и великая обязанность.
С Парижской
Коммуны начался третий этап формирования
марксизма. Обобщив опыт восставшего города-столицы,
К. Маркс увидел в Коммуне рождение нового
типа демократии антипода либерально -
пролетарской демократии, которая должна
заменить буржуазную парламентскую демократию.
Поражение Коммуны убедило К. Маркса в
необходимости создания в каждом государстве
национальной политической пролетарской
партии со своими программами. Немного
позже К. Маркс детально разработал отдельные
положения идеи про диктатуру пролетариата,
а также выдвинул идею про необходимость
особенного переходного периода от капитализма
к социализму и про две фазы коммунистического
общества - социализм и коммунизм [К.Маркс
1875]
Можно утверждать, что К. Маркс совместно с Ф. Энгельсом сформулировали в общих чертах политическую концепцию коммунистического радикализма, которая состояла из таких основных идей:
Следует отметить, что марксизм действительно вырос в жестокой борьбе не только с классовым противником, но и с «коллегами» по классу, в рядах самого пролетариата. Возможно, одной из наиболее негативных черт характера самих основателей коммунистического радикализма является их всеобщий критицизм и отрицание всего существующего. Это было свойственно К. Марксу, что определил еще Ф. Меринг. Как утверждает Г. Норт: «... может, и действительно Маркса уничтожило беспощадное критическое отношение к самому себе. Ведь он всю жизнь, беспощадно критиковал всех и, возможно разошелся не на шутку, после 1867 года раскритиковал самого себя так, что его схватил частичный интеллектуальный паралич»[ Норт Г. 1994, 68-69]
Еще одной чертой К. Маркса была неспособность
жить в дружбе и мире «со своими коллегами -
революционерами». Но если ученый - теоретик
всю жизнь кого - то критикует, не дав реальной
позитивной альтернативы, это свидетельствует
против него потому, что прокламация лозунгов,
еще никогда не становилась программой.
Как писал Рюлэ, «для него не существовало
ни одной мудрости, кроме его собственной;
никакого социализма, коме того, который
он проповедовал сам. Его и только его
работа была примером научной объективности
и глубины. Он был аллахом и пророком в
одной особе». [Джордж Рюдэ, 1984] Кстати,
это отметил и один из последователей
К. Маркса Бухарин, который писал, что марксизм
«претендует на исключительность: он есть
воюющее учение, он «нетерпимый» ... он
рассматривает себя как единственного
последовательного носителя всех прогрессивных
тенденций эпохи, которые душат капитализм.
Марксизм осознает свое всемирно - историческое
право на идеологическую гегемонию столетий»
[Бухарин Н.И. 1989, 332-333] Эта цитата свидетельствует
еще про одну черту марксистской концепции -
ее претензии на абсолютную истинность.
Только что зародившись,
не сформировавшись, марксизм уже начал
бороться с христианским социализмом
(П. Леру, Ф. Бюше, Ф. Ламэнне). На втором
этапе деятельности К. Маркс повел борьбу
с государственным и консервативным социализмом
(П. Прудон, Л. Блан). Тогда же К. Маркс выступил
против Ф. Лассаля, одного из основоположников
немецкой социал - демократии, которого
история немецкой социал - демократии всегда
вспоминала рядом с именем К. Маркса и
Ф. Энгельса, отмечал известный биограф
Маркса Ф. Меринг. Однако сам К. Маркс позволял
себе выражаться про немецкого рабочего
лидера значительно жестче, в письме к
Ф. Энгельсу с характерной для него резкостью
К. Маркс писал, что Лассаль есть «мешанина
негра с евреем ...».
1.2. Историческое значение марксизма
Марксизм, его политическая концепция
были реалистичной теорией эпохи промышленной
революции, резкой критикой либерализма,
попыткой навязать разрозненные ценности
пролетариата всему европейскому обществу.
Во второй половине ХIХ века марксизм значительно
распространился в многих странах мира,
где разгорелось движение рабочего класса.
Учение Маркса, выйдя на общественную
арену в 40-х годах, стало значительным
идейно-политическим течением в Европе
в 70-90-х годах XIX века. В России марксизм
появился и укрепился в конце XIX века. К
середине XX века он развивался в различных
регионах Азии, получил распространение
в Африке,ЛатинскойАмерике.
Судьбы марксизма
в различных странах складывались неодинаково:
в одних он был несколько оттеснен другими
типами мировоззрения, в других же, наоборот,
сумел стать главной, ведущей идеологической
силой. Но во всех случаях он оказывал
и оказывает огромное влияние на различные
стороны жизни общества.
Историческое значение марксизма было
и остается связанным с деятельностью
огромных масс людей - пролетариев, интерес
которых защищала и выражала эта общественная
теория. Вместе с всемирной индустриализацией,
следуя за появлением и развитием пролетариата
в разных странах, распространялся и марксизм.
В ходе истории появляются новые виды
производства, изменяется социальная
структура общества; меняется и сам пролетариат,
его состав, его вес в общественных делах.
В наше время наемные работники составляют
большинство человечества. Следовательно,
социальная база марксизма гигантски
возросла; вместе с ходом истории развивается
и марксизм в целом, и философии как его
составная часть.
Высшая цель
марксизма - разработка и теоретическое
обоснование освобождения порабощенного
человечества. Марксизм доказывает неизбежность
уничтожения всякого рабства, унижений
отчуждения и несвободы людей. Этот высший
смысл исторической процесса реализуется
посредством изучения, анализ исследования,
с одной стороны, всеобщего практического
опыта человечества и, с другой - всеобщего
духовного опыта человечества.
Но не все идеи
социально - политической концепции марксизма
выдержал проверку временем. Историческое
развитие человечества привело к таким
изменениям, которых эта теория не предвидела.
Сложились серьезные изменения в составе
общественных сил, которые ведут борьбу
за социальный прогресс, в способах и методах
осуществления социальных перемен. Утратили
актуальность идеи конфронтации, революции,
вооруженной борьбы. В этих условиях по-другому
выглядит и сам процесс общественного
развития. Меняются представления про
власть и ее носителей, государство и роль
насилия, диктатуру и демократию, представления,
которые раньше слаживались под влиянием
психологии противостояния и борьбы. Они
должны быть пересмотрены с позиции современного
этапа мирового развития, общечеловеческих
интересов.
Общественная
практика показала, что исторически ограниченным
оказалось положение марксизма о насилии
как бабы-повитухи истории, о всемирно-исторической
миссии пролетариата и его диктатуре,
о исчезновении товарно-денежных отношений
в эпоху социализма. Но и сейчас остаются
актуальными диалектический метод анализа
общественных явлений, идеи социальной
справедливости и солидарности, положение
про то, что свободное развитие каждого
является условием свободного развития
Глава2. Утопический социализм начала 19века и его экономические идеалы
Понятие «Утопический социализм» происходит от названия сочинения Т. Мора «Утопия» «... Первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти общественную силу, которая способна стать творцом нового общества» [Т. Мор 1516, 134]
История утопического социализма делится
на три этапа:
Социалистический идеал возникает
в 19 веке, когда в
экономике развитых государств Европы
утверждался капитализм. Его
первые шаги сопровождались разрушением
традиционных основ жизни многих слоев
населения (крестьянства, мелких
торговцев, дворянства). Рождался
рабочий класс положение, которого
в те годы было чрезвычайно тяжелым. Погоня
за прибылью исключала саму мысль
о необходимости социальной
поддержки обездоленных слоев населения.
Социалистический идеал возникал как
реакция на трудности и лишения
значительных масс европейского
населения, из желания создать
общество, в котором гарантии
благополучия были представлены
всем. Ф. Энгельс писал, что ранний социализм
стал предшественником возникшего
позже пролетариата.
К важнейшему историческому
рубежу в развитии Утопического социализма
подошли в начале 19 веке великие социалисты-утописты
К. А. Сен-Симон, Ш.
Фурье и Р. Оуэн, с особой силой, выразившие
разочарование буржуазным обществом самых
передовых представителей его интеллигенцию.
Они создали новое направление критико-утопического
социализма и коммунизма, вскрыли царящую
при капитализме анархию производства,
противоположность частнособственнических
интересов интересам общества, преобладание
паразитических элементов над производительными,
фальшь разглагольствований о «правах
человека» без обеспечения ему права на
труд, моральное разложение господствующих
классов и растлевающее воздействие капитализма
на личность. . Классический утопический
социализм XIX века) явился одним из теоретических
источников марксизма.
Высказав ряд гениальных
догадок и зародышевых концепций материалистического
историзма, Сен-Симон, Фурье, Оуэн и их
ученики всё же не сходили с почвы идеалистического
мировоззрения. Они считали конечной движущей
пружиной общественно-исторического развития
смену религиозных и нравственных идей
общества, не понимали важнейшей исторической
роли классовой борьбы народных масс и
видели в пролетариате лишь страдающий
класс. Для укрепления сотрудничества
пролетариата и буржуазии критико-утопический
социализм возрождал религиозные идеи.
«Значение критико-утопического социализма
и коммунизма, – писали К. Маркс и Ф. Энгельс,
– стоит в обратном отношении к историческому
развитию. По мере того как развивается
и принимает все более определенные формы
борьба классов, это фантастическое стремление
возвыситься над ней, это преодоление
ее фантастическим путем лишается всякого
практического смысла и всякого теоретического
оправдания
Революционный переворот
в социалистических и коммунистических
идеях был осуществлен Марксом и Энгельсом.
Марксизм превратил социализм из утопии
в науку, доказав, что социализм есть не
осуществление абстрактных принципов
справедливости и разума, а закономерный
результат исторического развития общества
и классовой борьбы пролетариата, объединяющего
вокруг себя всех трудящихся. Преодоленный
в научном коммунизме, Утопический социализм
как великое достижение общественной
мысли явился одним из его важнейших идейных
источников.
Информация о работе Исторические предпосылки формирования марксизма