Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:27, реферат
Можно долго перечислять научные открытия, идеи Владимира Ивановича Вернадского в области знаний наук о земле, природе. Указывать на новые направления, которые он заложил, рассуждать о значении его научной и общественной деятельности. Многое можно сказать о его планетарном учении, о ноосфере. Однако задача данной работы - попытаться взглянуть на “Ломоносова ХХ века” как на историка науки, ученого, достигшем на этом поприще немало побед.
Введение 2
1. История науки как особая отрасль знания 3
2. Генезис науки. Значение общественных условий и роли народа
в развитии науки и техники 7
3. Методология историко-научных исследований 9
Заключение 11
Список литературы 12
Содержание
Введение 2
1. История науки как особая отрасль знания 3
2. Генезис науки. Значение общественных условий и роли народа
в развитии науки и техники 7
3. Методология историко-научных исследований 9
Заключение 11
Список литературы 12
Введение
“Чем больше проходит времени, чем дальше продвигается вперед наука, тем ярче раскрывается значение, важность и глубина его идей. Это, вероятно, безошибочный критерий, по которому мы отличаем великого ученого”
С. Р. Микулинский.
Можно долго перечислять
научные открытия, идеи Владимира
Ивановича Вернадского в
Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 г. В Петербурге в семье профессора И. В. Вернадского и А. П. Вернадской. Обладал исключительно широким диапазоном интересов, глубокой интуицией и поистине пророческим даром новых путей развития научной мысли. Вернадский заложил основы комплекса, новых в настоящее время, бурно прогрессирующих научных направлений и концепций. Прежде всего, это генетическая минералогия, геохимия, биогеохимия, радиоэкология, учение о живом веществе, биосфере и ноосфере, подразделение географических и биологических наук, метеоритика, история науки и научного мировоззрения, науковедение, история философии.
Как естествоиспытатель, он был типичным исследователем истории природы. Однако ее рассмотрение шло у него в тесной связи с историей человеческого общества. Именно это и составляло, в конечном счете, основу научного творчества и мировоззрения В. И. Вернадского (9,10).
Творчество Вернадского обширно и на сегодняшний день раскрыто далеко не полностью. Оно ждет своего исследователя, а вернее исследователей, потому что в наше время узкой специализации вряд ли кто отважится охватить во всей широте наследие ученого. Хотя с другой стороны, только взятое в целом оно может раскрыть особенности этого человека как ученого, логику его творчества, его идеи.
Значительное количество работ В. И. Вернадского посвящено вопросам философии, изучению истории и развития науки, как особой сферы деятельности человека. В 1902 он писал: “Я смотрю на развитие философии в развитии знания совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное плодотворное значение. Мне кажется, что это стороны одного и того же процесса - стороны совершенно неизбежные и неотделимые. Они отделяются только в нашем уме. Если бы одна из них заглохла, то прекратился бы живой рост другой... Философия заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области развития науки... В истории науки можно ясно и точно проследить такое значение философии, как корней и жизненной атмосферы научного изыскания” (1,7).
История науки играла большую роль в жизни ученого. Несомненно, это один из крупнейших историков науки ХХ века. Вернадский утверждал, что он “... в сущности, историк науки...” и “... если бы не сомнения и сознание своих недостатков исторических и филологических знаний, я с головой бы окунулся в историю науки”. Несмотря на подобные сомнения, Вернадский все глубже и глубже погружался в изучение данного предмета. Одним из первых шагов в этом направлении было создание им курсов по минералогии и кристаллографии (1891 - 1911 гг.), где рассматривалось развитие этих наук в историческом аспекте. Позже, он развил мысль о более широком значении истории науки. "У меня выясняется все больше и больше план истории развития человеческого знания. Написать его надо много лет - можно, казалось бы, потратить на него всю свою жизнь" (1, 8).
Для Вернадского, как для настоящего исследователя, было чрезвычайно важным рассмотреть предмет изучения с разных сторон. “Меня интересует не одна практическая сторона, хотя важно связное изложение самого хода развития науки, согласно новейшим данным. Меня завлекает мысль о возможности обобщений в этой области и возможности … историческим путем глубже проникнуть в понимание основ нашего мировоззрения, чем это достигается путем ли философского анализа или другими отвлеченными способами”.
Оригинальность и новизна
идей Вернадского тем более ценны,
если вспомнить, что в его время
теоретически проблемы истории развития
науки ни кем серьезно не ставились.
Позже были опубликованы работы П. Таннери
посвященные всеобщей истории развития
естествознания, Дж. Сартона, А. Койре.
Впрочем, и до Вернадского, позитивисты,
в частности Конт, касались проблем
исторического подхода к
Работой, посвященной истории науки, Вернадский занимался с начала 1890-х г. и до конца своей жизни. Среди его основных работ по этой теме можно выделить крупные монографии: “Очерки по истории современного научного мировоззрения”, “Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетия”, “Академия наук в первое столетие своей истории”. Публикации: “Прогресс науки и народные массы” (1903), “Очерки по истории кристаллографии” (в кн. “Основы кристаллографии” 1903), “Кант и естествознание” (1904), “Из истории идей” (1912), “Мысли о современном значении истории знаний” (1927), “Работы по истории знаний” (1927). Одна из самых знаменитых работ “Научная мысль как планетное явление” (1938) была основана на результатах изучения роли науки в обществе и содержала большой фактический материал.
Уже в 90 г. XIX века Вернадский
понял, что работа в области изучения
истории науки заключается в
анализе путей развития науки, закономерностей
движения научных знаний в их связи
с историей развития общества. Он увидел
в ней самостоятельную область
научного знания со своими задачами, методами,
проблемами. К концу XIX века ученый пришел
к мысли, что история науки
является важнейшим связующим звеном
между естествознанием и
История науки рассматривалась
Вернадским, как неотъемлемая часть
социальной теории. Основы и движущие
силы научного познания заключены в
практической деятельности человечества;
научное мировоззрение
Вернадский указывал на роль одаренных личностей в истории науки и говорит о том, что прогресс науки осуществляется через их деятельность, они могут служить как бы его ступенями, вехами. “…Очень возможно, что для выявления самих периодов научного творчества необходимо совпадение обоих явлений и нарождение богато одаренных людей их сосредоточение в близких поколениях и благоприятных их проявлению социально-политических и бытовых условий. Однако основным является нарождение талантливых людей и поколений” (4, 545).
Он указывал и на временное сосредоточение талантливых личностей в немногих поколениях и их отсутствие в долгие промежуточные времена. “Мы видим это, например, в Древней Греции в истории искусства, литературы, философии, где на пространстве многих десятков лет были сосредоточены величайшие гении эллинской жизни; видим пустые промежутки, например, в VIII в. во французской изящной литературе после расцветов XVI - XVII и XIX столетий…” (4, 546). Подобные закономерности есть общее характерное явление хода духовных проявлений человечества. В многочисленные задачи истории науки ученый также включал изучение истории ведущих проблем и отраслей науки, историю науки отдельных стран, историю методов научного исследования, научных школ. Стоит отметить, что вопрос о влиянии социальных условий на развитие науки и техники один из самых сложных в истории развитии науки. Конечно, условия сами по себе не порождают таланты, но их роль не только в том, что они либо заглушают творческие возможности генетически заложенные, либо позволяют им проявится. Ведь они могут стимулировать их развитие, способствовать росту полноте и силе проявления. Однако многим это представляется проблематичным и спорным, потому что часто не учитывается, что влияние социальных условий в полной мере проявляется не сразу и не автоматически. Необходима тонкая и сложная подготовка - воспитание, образование, организация научной деятельности человека. Еще сложнее вопрос о том, как и какими путями, осуществляется влияние социальных условий на содержание и направления развития науки.
Вернадский - прежде всего натуралист и его рассуждения, выводы во многом рассчитаны на “натуралиста-эмпирика”. Для него является аксиомой, что все проявления исторического хода развития знаний, не случайны, а столь же подчинены весу и мере как движение небесных светил или ход химических реакций.
Ценность истории науки
и ее значимость неоднократно подчеркивалась
автором. “История науки является одной
из форм выяснения научной истины.
В особенности ее значение и роль
возрастают в период крутой ломки
научных представлений, или научных
революций” (3, 250). “При крутом переломе
понятий и понимании
Это особенно важно, если учесть,
что Вернадский жил и находился
на “гребне взрывной волны научного
творчества”. “Мы видим, что мы вступили
в новый период научного творчества.
Особенность момента не в том,
что происходят изменения, они происходят
постоянно на протяжении десятилетий,
а в том, что они все проявляются
разом, одновременно. Вернадский приводит
примеры крупных изменений
Вернадский считает, что в области истории наук на рубеже XIX - XX вв. наблюдаются два больших новых явления.
Во-первых, впервые входит в сознание человека чрезвычайная древность человеческой культуры, в частности древность проявления на нашей планете научной мысли. “Раньше концепции и представления о прошлом человечества сосредотачивались в истории европейской, тесно связанной со средиземноморским центром культуры. Эта европейская история казалась всемирной. Уже в течение всего XIX столетия шла неуклонная работа к перестройке этих не отвечающих реальному явлению представлений. Сейчас это ограниченное изучение прошлого кончилось. Исторический процесс создается как единый для всего Homo sapiens…” (4, 553).
Во-вторых, впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда и вполне независимо, течения духовного творчества человека.
Таким образом, перелом научного понимания Космоса, указанный раньше, совпадает с одновременно идущим изменением наук о человеке. С одной стороны эти науки смыкаются с науками о природе. С другой - их объект совершенно меняется.
“Одно из самых могущественных орудий роста исторических знаний, создание XVI - XIX вв. - историческая критика и достоверность ее заключений, - требует поправок, опирающихся на эмпирический материал, предвидеть который разум не может. Природный процесс, может, как оказывается, в корне менять достижения исторической критики”, писал В.И. Вернадский (4,522).
Кроме научного значения “как одной из форм выяснения истины”, как “орудие достижения нового” история науки и техники имеет так же и идеологическое значение. Она помогает выявить достижение и значение научной мысли и творческой научной работы всего народа. Широкий охват знаний всего народа имеет первостепенное значение для его самосознания. А осознание народом своего бытия, своего значения и положения есть, может быть, самая большая сила, которая движет жизнь (3, 251).
“Несомненно, корни научного знания теряются в бесконечной дали веков былого” (6, 215). По мнению Вернадского, зачатки научного знания возникли еще задолго до появления науки, как самостоятельной формы человеческого сознания и деятельности. “Наука, - писал он, - есть создание жизни... Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупной человеческой жизни” (5, 38). “Действие - это характерная черта научной мысли. Научная мысль, творчество, знание идут в гуще жизни, с которой они непрерывно связаны. И самим существованием они пробуждают в среде жизни активные проявления, которые сами по себе являются не только распространителями научного знания, но и создают его бесчисленные формы выявления, вызывают бесчисленный крупный и мелкий источник роста научного знания” (5, 39).
Первоначальные знания человека о мире, вплетенные в его материальную деятельность, составляли лишь эмпирическое знание, не подымавшееся до теоретических выводов и обобщений. Но именно оно сыграло решающую роль в возникновении науки. Благодаря им закладывался ее фундамент - совокупность точно установленных фактов. “Корни научной мысли - связаны с гущей жизни, они много глубже и вдаль веков, чем думают, и только отчасти связаны с проникнутыми религиозными и философскими интуициями, построениями и обобщениями... Ясного понятия о сумме эмпирических знаний... в эти далекие от нас времена, мы сейчас, к сожалению, иметь не можем... Но история знаний с большой точностью выделяет такой объем таких эмпирических знаний, и во многом такое их совершенство в какое не верила наука ХХ столетия” (1, 17).
Информация о работе Историко-научные исследования В.И. Вернадского