Историко-научные исследования В.И. Вернадского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:27, реферат

Описание работы

Можно долго перечислять научные открытия, идеи Владимира Ивановича Вернадского в области знаний наук о земле, природе. Указывать на новые направления, которые он заложил, рассуждать о значении его научной и общественной деятельности. Многое можно сказать о его планетарном учении, о ноосфере. Однако задача данной работы - попытаться взглянуть на “Ломоносова ХХ века” как на историка науки, ученого, достигшем на этом поприще немало побед.

Содержание работы

Введение 2
1. История науки как особая отрасль знания 3
2. Генезис науки. Значение общественных условий и роли народа
в развитии науки и техники 7
3. Методология историко-научных исследований 9
Заключение 11
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

Историко-научные исследования В.И.Вернадского.docx

— 37.36 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение           2

1. История науки как особая отрасль знания     3

2. Генезис науки. Значение общественных условий и роли народа

 в развитии науки и техники        7

3. Методология историко-научных  исследований    9

Заключение          11

Список литературы         12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

“Чем больше проходит времени, чем дальше продвигается вперед наука, тем ярче раскрывается значение, важность и глубина его идей. Это, вероятно, безошибочный критерий, по которому мы отличаем великого ученого”

С. Р. Микулинский.

Можно долго перечислять  научные открытия, идеи Владимира  Ивановича Вернадского в области  знаний наук о земле, природе. Указывать на новые направления, которые он заложил, рассуждать о значении его научной и общественной деятельности. Многое можно сказать о его планетарном учении, о ноосфере. Однако задача данной работы - попытаться взглянуть на “Ломоносова ХХ века” как на историка науки, ученого, достигшем на этом поприще немало побед.

Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 г. В Петербурге в семье профессора И. В. Вернадского и А. П. Вернадской. Обладал исключительно широким диапазоном интересов, глубокой интуицией и поистине пророческим даром новых путей развития научной мысли. Вернадский заложил основы комплекса, новых в настоящее время, бурно прогрессирующих научных направлений и концепций. Прежде всего, это генетическая минералогия, геохимия, биогеохимия, радиоэкология, учение о живом веществе, биосфере и ноосфере, подразделение географических и биологических наук, метеоритика, история науки и научного мировоззрения, науковедение, история философии.

Как естествоиспытатель, он был типичным исследователем истории  природы. Однако ее рассмотрение шло  у него в тесной связи с историей человеческого общества. Именно это  и составляло, в конечном счете, основу научного творчества и мировоззрения  В. И. Вернадского (9,10).

Творчество Вернадского  обширно и на сегодняшний день раскрыто далеко не полностью. Оно ждет своего исследователя, а вернее исследователей, потому что в наше время узкой  специализации вряд ли кто отважится  охватить во всей широте наследие ученого. Хотя с другой стороны, только взятое в целом оно может раскрыть особенности этого человека как  ученого, логику его творчества, его  идеи.

Значительное количество работ В. И. Вернадского посвящено  вопросам философии, изучению истории  и развития науки, как особой сферы  деятельности человека. В 1902 он писал: “Я смотрю на развитие философии в  развитии знания совсем иначе, чем большинство  натуралистов, и придаю ей огромное плодотворное значение. Мне кажется, что это стороны одного и того же процесса - стороны совершенно неизбежные и неотделимые. Они отделяются только в нашем уме. Если бы одна из них заглохла, то прекратился бы живой рост другой... Философия заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области развития науки... В истории науки можно ясно и точно проследить такое значение философии, как корней и жизненной атмосферы научного изыскания” (1,7).

 

  1. История науки как особая отрасль знания

История науки играла большую  роль в жизни ученого. Несомненно, это один из крупнейших историков  науки ХХ века. Вернадский утверждал, что он “... в сущности, историк  науки...” и “... если бы не сомнения и сознание своих недостатков  исторических и филологических знаний, я с головой бы окунулся в историю науки”. Несмотря на подобные сомнения, Вернадский все глубже и глубже погружался в изучение данного предмета. Одним из первых шагов в этом направлении было создание им курсов по минералогии и кристаллографии (1891 - 1911 гг.), где рассматривалось развитие этих наук в историческом аспекте. Позже, он развил мысль о более широком значении истории науки. "У меня выясняется все больше и больше план истории развития человеческого знания. Написать его надо много лет - можно, казалось бы, потратить на него всю свою жизнь" (1, 8).

Для Вернадского, как для  настоящего исследователя, было чрезвычайно  важным рассмотреть предмет изучения с разных сторон. “Меня интересует не одна практическая сторона, хотя важно  связное изложение самого хода развития науки, согласно новейшим данным. Меня завлекает мысль о возможности  обобщений в этой области и  возможности … историческим путем  глубже проникнуть в понимание основ  нашего мировоззрения, чем это достигается  путем ли философского анализа или  другими отвлеченными способами”.

Оригинальность и новизна  идей Вернадского тем более ценны, если вспомнить, что в его время  теоретически проблемы истории развития науки ни кем серьезно не ставились. Позже были опубликованы работы П. Таннери  посвященные всеобщей истории развития естествознания, Дж. Сартона, А. Койре. Впрочем, и до Вернадского, позитивисты, в частности Конт, касались проблем  исторического подхода к развитию науки, но их рассуждения носили общий  характер.

Работой, посвященной истории науки, Вернадский занимался с начала 1890-х г. и до конца своей жизни. Среди его основных работ по этой теме можно выделить крупные монографии: “Очерки по истории современного научного мировоззрения”, “Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетия”, “Академия наук в первое столетие своей истории”. Публикации: “Прогресс науки и народные массы” (1903), “Очерки по истории кристаллографии” (в кн. “Основы кристаллографии” 1903), “Кант и естествознание” (1904), “Из истории идей” (1912), “Мысли о современном значении истории знаний” (1927), “Работы по истории знаний” (1927). Одна из самых знаменитых работ “Научная мысль как планетное явление” (1938) была основана на результатах изучения роли науки в обществе и содержала большой фактический материал.

Уже в 90 г. XIX века Вернадский понял, что работа в области изучения истории науки заключается в  анализе путей развития науки, закономерностей  движения научных знаний в их связи  с историей развития общества. Он увидел в ней самостоятельную область  научного знания со своими задачами, методами, проблемами. К концу XIX века ученый пришел к мысли, что история науки  является важнейшим связующим звеном между естествознанием и философией и имеет первостепенное значение для формирования научного мировоззрения. Раскрыть историю становления, развития и трансформации научного мировоззрения, движущие силы и механизмы коренных сдвигов в представлении человека о мире и его месте в нем, проследить в деталях конкретные формы и обстоятельства, в каких  происходили эти сдвиги, переломы, перестройки в научной картине  мира -- так понималась ученым цель и  назначение истории науки и техники. Раскрывая прошлое, она (история) помогает ученому понять настоящее, увидеть  перспективу, охватить взглядом все  поле науки, осознать ее как живое  развивающееся целое, оценить ее роль в обществе и ее отношения  с другими сферами человеческой деятельности.

История науки рассматривалась  Вернадским, как неотъемлемая часть  социальной теории. Основы и движущие силы научного познания заключены в  практической деятельности человечества; научное мировоззрение складывается и трансформируется вместе с изменениями  в жизни общества; развитие науки  тесным образом связано с развитием  философии и другими формами  духовной культуры.

Вернадский указывал на роль одаренных личностей в истории  науки и говорит о том, что  прогресс науки осуществляется через  их деятельность, они могут служить  как бы его ступенями, вехами. “…Очень  возможно, что для выявления самих  периодов научного творчества необходимо совпадение обоих явлений и нарождение богато одаренных людей их сосредоточение в близких поколениях и благоприятных  их проявлению социально-политических и бытовых условий. Однако основным является нарождение талантливых людей и поколений” (4, 545).

Он указывал и на временное  сосредоточение талантливых личностей  в немногих поколениях и их отсутствие в долгие промежуточные времена. “Мы видим это, например, в Древней Греции в истории искусства, литературы, философии, где на пространстве многих десятков лет были сосредоточены величайшие гении эллинской жизни; видим пустые промежутки, например, в VIII в. во французской изящной литературе после расцветов XVI - XVII и XIX столетий…” (4, 546). Подобные закономерности есть общее характерное явление хода духовных проявлений человечества. В многочисленные задачи истории науки ученый также включал изучение истории ведущих проблем и отраслей науки, историю науки отдельных стран, историю методов научного исследования, научных школ. Стоит отметить, что вопрос о влиянии социальных условий на развитие науки и техники один из самых сложных в истории развитии науки. Конечно, условия сами по себе не порождают таланты, но их роль не только в том, что они либо заглушают творческие возможности генетически заложенные, либо позволяют им проявится. Ведь они могут стимулировать их развитие, способствовать росту полноте и силе проявления. Однако многим это представляется проблематичным и спорным, потому что часто не учитывается, что влияние социальных условий в полной мере проявляется не сразу и не автоматически. Необходима тонкая и сложная подготовка - воспитание, образование, организация научной деятельности человека. Еще сложнее вопрос о том, как и какими путями, осуществляется влияние социальных условий на содержание и направления развития науки.

Вернадский - прежде всего натуралист и его рассуждения, выводы во многом рассчитаны на “натуралиста-эмпирика”. Для него является аксиомой, что все проявления исторического хода развития знаний, не случайны, а столь же подчинены весу и мере как движение небесных светил или ход химических реакций.

Ценность истории науки  и ее значимость неоднократно подчеркивалась автором. “История науки является одной  из форм выяснения научной истины. В особенности ее значение и роль возрастают в период крутой ломки  научных представлений, или научных  революций” (3, 250). “При крутом переломе понятий и понимании происходящего, при массовом создании первых представлений  и исканий неизбежно возникает  желание связать их с прошлым. Часто историческое понимание является единственной возможностью их быстрого проникновения в научную мысль  и единственной формой критической  оценки позволяющей отделить ценное и постоянное в огромном материале  этого рода, воссоздаваемой человеческой мыслью. Ведь значительная часть этого  материала имеет переходящее  значение и быстро исчезает, и чем  быстрее это можно понять, тем  быстрее будет движение нашей  мысли, рост нового научного миропонимания (4, 241). Действительно, глубокий исторический анализ может помочь выяснению того, насколько современные представления  согласуются с накопленным историческим опытом, знаниями уже проверенными и подтвержденными, что тем самым  способствует ускорению “восприятия  нового”.

Это особенно важно, если учесть, что Вернадский жил и находился  на “гребне взрывной волны научного творчества”. “Мы видим, что мы вступили в новый период научного творчества. Особенность момента не в том, что происходят изменения, они происходят постоянно на протяжении десятилетий, а в том, что они все проявляются  разом, одновременно. Вернадский приводит примеры крупных изменений влияющих на мышление людей. Меняются представления  о материи, энергии, времени, пространстве, создаются новые понятия, совершенно отсутствовавшие во всех предшествующих миросозерцаниях: символ кванта, новое  понятие о симметрии, времени.

Вернадский считает, что  в области истории наук на рубеже XIX - XX вв. наблюдаются два больших новых явления.

Во-первых, впервые входит в сознание человека чрезвычайная древность человеческой культуры, в частности древность проявления на нашей планете научной мысли. “Раньше концепции и представления о прошлом человечества сосредотачивались в истории европейской, тесно связанной со средиземноморским центром культуры. Эта европейская история казалась всемирной. Уже в течение всего XIX столетия шла неуклонная работа к перестройке этих не отвечающих реальному явлению представлений. Сейчас это ограниченное изучение прошлого кончилось. Исторический процесс создается как единый для всего Homo sapiens…” (4, 553).

Во-вторых, впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда и вполне независимо, течения духовного творчества человека.

Таким образом, перелом научного понимания Космоса, указанный раньше, совпадает с одновременно идущим изменением наук о человеке. С одной  стороны эти науки смыкаются  с науками о природе. С другой - их объект совершенно меняется.

“Одно из самых могущественных орудий роста исторических знаний, создание XVI - XIX вв. - историческая критика и достоверность ее заключений, - требует поправок, опирающихся на эмпирический материал, предвидеть который разум не может. Природный процесс, может, как оказывается, в корне менять достижения исторической критики”, писал В.И. Вернадский (4,522).

Кроме научного значения “как одной из форм выяснения истины”, как “орудие достижения нового”  история науки и техники имеет  так же и идеологическое значение. Она помогает выявить достижение и значение научной мысли и  творческой научной работы всего  народа. Широкий охват знаний всего  народа имеет первостепенное значение для его самосознания. А осознание народом своего бытия, своего значения и положения есть, может быть, самая большая сила, которая движет жизнь (3, 251).

 

  1. Генезис науки. Значение общественных условий и роли народа в развитии науки и техники

 

“Несомненно, корни научного знания теряются в бесконечной дали веков былого” (6, 215). По мнению Вернадского, зачатки научного знания возникли еще задолго до появления науки, как самостоятельной формы человеческого сознания и деятельности. “Наука, - писал он, - есть создание жизни... Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупной человеческой жизни” (5, 38). “Действие - это характерная черта научной мысли. Научная мысль, творчество, знание идут в гуще жизни, с которой они непрерывно связаны. И самим существованием они пробуждают в среде жизни активные проявления, которые сами по себе являются не только распространителями научного знания, но и создают его бесчисленные формы выявления, вызывают бесчисленный крупный и мелкий источник роста научного знания” (5, 39).

Первоначальные знания человека о мире, вплетенные в его материальную деятельность, составляли лишь эмпирическое знание, не подымавшееся до теоретических  выводов и обобщений. Но именно оно  сыграло решающую роль в возникновении  науки. Благодаря им закладывался ее фундамент - совокупность точно установленных фактов. “Корни научной мысли - связаны с гущей жизни, они много глубже и вдаль веков, чем думают, и только отчасти связаны с проникнутыми религиозными и философскими интуициями, построениями и обобщениями... Ясного понятия о сумме эмпирических знаний... в эти далекие от нас времена, мы сейчас, к сожалению, иметь не можем... Но история знаний с большой точностью выделяет такой объем таких эмпирических знаний, и во многом такое их совершенство в какое не верила наука ХХ столетия” (1, 17).

Информация о работе Историко-научные исследования В.И. Вернадского