Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:27, реферат
Можно долго перечислять научные открытия, идеи Владимира Ивановича Вернадского в области знаний наук о земле, природе. Указывать на новые направления, которые он заложил, рассуждать о значении его научной и общественной деятельности. Многое можно сказать о его планетарном учении, о ноосфере. Однако задача данной работы - попытаться взглянуть на “Ломоносова ХХ века” как на историка науки, ученого, достигшем на этом поприще немало побед.
Введение 2
1. История науки как особая отрасль знания 3
2. Генезис науки. Значение общественных условий и роли народа
в развитии науки и техники 7
3. Методология историко-научных исследований 9
Заключение 11
Список литературы 12
С другой стороны, - и Вернадский, конечно, не мог этого не осознавать -никакая сумма чисто эмпирических фактов, наблюдений не способна сама по себе породить науку. Наука невозможна без теоретического мышления. И возникает планомерный вопрос: “Каким же образом оно возникло?”. Этот вопрос, до сих пор, не получил четкого единого разрешения.
Вернадский не сомневался в порождении науки жизнью человека. Однако он видел, сложность и многоплановость процесса формирования и развития науки, стремления постичь ее конкретные исторические формы. Попытка ответить на выше поставленный вопрос толкала его на поиски в разных направлениях. На протяжении всей своей жизни постоянно возвращался к обсуждению вопроса о влиянии на процесс становления научного знания практической производственной деятельности человека, философии, общественного строя, религии и искусства, и притом в разные периоды человеческой истории. Отдельные его высказывания по эти вопросам иногда вызывают недоумения, настолько они расходятся между собой. Однако это происходит, из-за того, что ученый не стремился к четкости и законченности в этой области своих исследований. Он лишь намечал направления поиска, пытался охватить различные области и явления, которые должны быть изучены, чтобы охватить в картину в целом. Например: в работе “О научном мировоззрении” встречаются утверждения о том, что наука произошла от религии (7, 32). Но в этом не было и нет ничего похожего на примитивную формулу, которая проявляется во взглядах иных людей и сегодня, выстраивающих ход развития истории науки или культуры в следующий ряд: сначала шаманы, затем жрецы, затем ученые. В религиозных и других вне научных представлениях Вернадский видел лишь форму, в которой отливались добытые в практической деятельности знания и с помощью которой они входили в сознание людей.
“Первые проблески религиозного вдохновения, технических навыков или религиозной мудрости, - писал он в 1912 г., - не составляют науки, как первые проявления счета не составляют еще математики. Они дают лишь почву на которой могут развиваться создания человеческой личности”. Для этого человеку пришлось перешагнуть через рамки бессознательной коллективной науки - работы, приноровленной к среднему уровню и пониманию. Первые шаги научного творчества были еще слабы и ничтожны и реально не были исторической силой, меняющей жизнь данного времени . Наука, по его мнению, начала складываться с самостоятельную область человеческой деятельности, приблизительно 5-6 тыс. лет назад . Эти цифры он считал лишь первым приближением, требующим дальнейшего уточнения. Важнейшую роль в стимуляции развития науки, кроме практической деятельности человека, сыграл развитие философской мысли. И, прежде всего в древней Индии, откуда она распространилась на цивилизации азиатского континента. Вернадский считал допустимой гипотезу о влиянии этой философии на Аристотеля, чья логика стала господствующей в европейской науке. Однако ряд современных авторов, не поддерживают подобную гипотезу и разделяют развитие древнегреческой философии и древнеиндийской (9, т.1).
Вернадский указывает и на дифференциальность происхождения науки во времени и пространстве. “Наука создавалась и отделилась от собственных исторических корней - художественного вдохновения, религиозного мышления, философии - в разное время, в разных местах, различно для основных черт ее культуры” (5, 77). В “Очерках по истории современного научного мировоззрения (1902 - 1903 гг.) ” он подробно проследил процесс становления науки в Европе. История ее формирования значительно легче поддается анализу, чем генезис науки вообще, так как мы располагаем гораздо более полным количеством источников о Европе XVI - XVII вв. где собственно и закладывалась наука нового типа. Подобное исследование послужило основой для тех принципиальных выводов по вопросу о генезисе науки, которых автор придерживался в последующих работах. В том числе в трудах “Из истории идей (1912 г.) ”, “Научная мысль как планетное явление (1938) ” и других.
Вернадский проанализировал
истоки становления нового мировоззрения:
развитие нового типа науки, становление
книгопечатания в Европе, великие
географические открытия. Его фундаментальный
вывод имеет принципиальное значение
для всех последующих историко-научных
исследований. По его мнению, общество
пересоздавалось
Цель и обширные задачи, которые призваны решать научно-исторические исследования, по Вернадскому были рассмотрены выше. Так или иначе, мы касались вопросов методологии этой дисциплины. Однако стоит подробнее осветить этот вопрос с позиций В. И. Вернадского.
Развитие науки не прямолинейно.
Сложность развития этого процесса
отчетливо понималась ученым. Свести
его (процесс) к чисто логическим
схемам невозможно, ведь реальная жизнь
гораздо сложнее любой схемы.
На ход развития науки в целом
оказывают влияние
Вернадский понимал, что историк науки имеет дело с тем, чего в сущности уже нет. Он может судить о прошлом лишь по сохранившимся документам, которые, к сожалению, не отражают всей сложности процесса. “Сухая запись или документ, лежащий в основе исторического изыскания дают лишь отдаленное представление о реально шедшем процессе” (8, 28).
С другой стороны процесс
познания все время движется вперед.
Прошлое научной мысли “
Таким образом, история науки выступает уже не в роли пассивного регистратора, и из фактологического русла переходит в роль настоящего исследователя, создающего предмет своего изучения. Сам Вернадский является примером собственных рассуждений и выводов. Сотни раз в исторических исследованиях отмечалось совпадение в основных чертах некоторых открытий сделанных независимо в пространстве и времени разными народами, людьми. Но только Вернадский увидел в этом материал для изучения структуры научного мышления и общих закономерностей науки.
По методу решения задач истории науки Вернадский выделял два тина историко-научных исследований.
Первый тип - “Прагматическое изложение”, - когда дается строгое и точное описание событий и фактов, теорий, открытий в их временной последовательности. Такая работа создает фактическую основу и эмпирический материал истории науки. Но это лишь “внешняя история науки”. Прагматичное изложение истории знания дает “только одну сторону развития мысли. Оно не дает нам ясного понятия об ее эволюции” (1, 31).
Второй тип исследования это тот, в котором ставятся задачи выяснить “законы развития мысли человечества”, то есть понять ход эволюции и закономерности научного познания.
Ученый указывал как минимум
на три главных направления
Первое направление - сравнительно-генетическое изучение научных мировоззрений разных эпох. Из него можно вывести закономерности исторического процесса, смены и переработки одного мировоззрения в другое.
Второе - изучение структуры научных эпох. “Законы развития мысли человечества могут быть поняты только тогда, когда мы примем во внимание не одну главную господствующую струю мысли данного периода, но лишь тогда, когда мы охватим в наше исследование все боковые течения, некоторые из которых шли далеко впереди и вели человеческую мысль по верному пути к намеченной цели” (1, 31).
Третье направление - изучения взаимодействия науки с другими формами общественного сознания - философией, религией, искусством, общей культурой, а также материальной практикой и социальными условиями данной эпохи.
Заключение
В своих многочисленных работах Вернадский четко показал важность, необходимость и полезность исторического подхода к изучению науки. История науки для него, по существу, и есть наука. Вернадский возвел ее в ранг науки.
Он сумел собрать огромный фактический материал по этому вопросу, определить цели и задачи истории науки. Проводя сравнительный анализ фактологического материала, Вернадский выявил факторы (положительные или отрицательные), влияющие на развитие науки во времени и пространстве, определил роль общества и социальных условий в этом процессе. Как истинный ученый, не останавливаясь на сборе фактов и свидетельств, им был изучен эволюционный ход развития науки. Вернадский сформулировал методологические основы в изучении истории науки.
В своих произведениях автор постоянно говорил о том, что на фоне прошлого современные воззрения выглядят объемно, живо, в развитии. Появляется возможность для верной оценки новых достижений и обоснованной критики. “История науки является орудием достижения нового. Идеи прошлого часто становятся генераторами идей будущего”. По мнению Вернадского, история науки должна помочь верно понимать настоящее, вести научное исследование и заглядывать в будущее. Это ли не отдаленная цель многих ученых.
Нет сомнений, что творческое
наследие Владимира Ивановича
Список литературы
1. Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М.., Наука.1981.
2. Вернадский В. И. Труды по истории науки в России. М.., Наука.1984.
3. Вернадский В. И. Памяти академика К. М. фон Бера // В. И. Вернадский Труды по истории науки в России. М., Наука. 1984. - с. 250 - 255
4. Вернадский В. И. Мысли о современном значении истории знаний, (доклад на первом заседании Комиссии по истории знаний АН 14 ноября 1926 г.) // Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., Современник. 1993.
5. Вернадский В. И. Размышления натуралиста // Кн. 2 Научная мысль как планетное явление М.., Наука. 1975.
6. Вернадский В. И. Из истории идей // Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М.., Наука. 1981. - с. 214 - 227
7. Вернадский В. И. Очерки по истории современного научного мировоззрения 1902-1903 гг. // Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М.., Наука. 1981. - с. 32 - 172
8. Мочалов И. И. В. И. Вернадский (1863-1945) М.., Наука. 1982.
Информация о работе Историко-научные исследования В.И. Вернадского