Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 09:46, контрольная работа
Хотя, иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения, такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией.
Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые противостоят друг другу, но при этом и дополняют друг друга.
1.Философия (понятие)
2.История философии
2.1Зарождение философии
2.2Древнегреческая философия
2.2.1Ранняя греческая философия
2.2.2Классическая греческая философия
2.2.3Эллинистическая философия
2.3Древнеиндийская философия
2.4Древнекитайская философия
2.5Мировая философия
2.5.1Христианская философия
2.5.2Философия на Ближнем Востоке
2.5.3Философия в Индии и на Дальнем Востоке
2.5.4Философия эпохи Возрождения
2.6Философия нового времени
2.6.1Французское просвещение
2.6.2Материализм и идеализм
2.6.3Эмпиризм и рационализм
2.6.4Эммануил Кант
2.6.5Послекантовский немецкий идеализм
3.Заключение (Философия и общество)
4.Список использованной литературы
Киришский филиал
Кафедра Бухгалтерского учета, экономики и коммерции
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Философия
Тема: История возникновения философии
Браженко Вероника
Валерьевна
Проверил: доцент, к.ф.н. Филенков Александр Александрович
Подпись: _____________________________
Кириши 2013г.
Содержание
1.Философия (понятие)
2.История философии
2.1Зарождение философии
2.2Древнегреческая философия
2.2.1Ранняя греческая философия
2.2.2Классическая греческая философия
2.2.3Эллинистическая философия
2.3Древнеиндийская философия
2.4Древнекитайская философия
2.5Мировая философия
2.5.1Христианская философия
2.5.2Философия на Ближнем Востоке
2.5.3Философия в Индии и на Дальнем Востоке
2.5.4Философия эпохи Возрождения
2.6Философия нового времени
2.6.1Французское просвещение
2.6.2Материализм и идеализм
2.6.3Эмпиризм и рационализм
2.6.4Эммануил Кант
2.6.5Послекантовский немецкий идеализм
3.Заключение (Философия и общество)
4.Список использованной литературы
1.Философия(дословно: любовь к мудрости) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира (1, 1280 стр.). К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Что первично — материя или сознание?», «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?» и другие.
Хотя, иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения, такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией.
Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые противостоят друг другу, но при этом и дополняют друг друга. (2, стр.52)
2. История философии — раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ. (1, стр. 1285) В России существует специальность «история философии» с шифром 09.00.03. Специалистов готовят на кафедрах истории философии при философских факультетах университетов.
2.1Зарождение философии, формирование рационального философского мышления началось примерно одновременно в VII—VI вв. до н. э. на разных концах земного шара: в Китае, в Индии и в средиземноморских греческих колониях. Возможно, что другие цивилизации этого или более раннего периода уже практиковали философское мышление, однако их философские работы остаются неизвестными. Отдельные исследователи-нефилософы иногда причисляют к древнейшей философии сборники пословиц и афоризмов, оставшиеся от цивилизаций Древнего Египта и Месопотамии, однако такое включение не поддерживается в философской литературе. Вместе с этим культурное влияние этих цивилизаций на греческую цивилизацию в целом, и в частности на формирование мировоззрения ранних греческих философов, несомненно.
Общим элементом возникновения и развития философии явилось формирование философских школ, состоящих из последователей определённого учения, причём во всех регионах вклад последователей зачастую приписывался основателю школы или школе в целом. Становление индийской философии и греческой философии проходило по схожей схеме, однако индийская философия развивалась значительно медленнее. Китайская философия, развитие которой сдерживал консерватизм общественно-политического устройства общества, развивалась в целом ещё медленнее, хорошо проработанными её областями стали только этика и политическая философия. (3, стр.259-260)
2.2 Древнегреческая философия - философия, одна из двух крупнейших ветвей античной
философии, возникшая в Древней
Греции в VI
веке до н. э. и
существовавшая до самого конца античности.
К древнегреческой философии по идеям, методам и терминолог
2.2.1Ранняя греческая философия. Греческая
философия берёт своё начало в VI веке до н.э..
Корни западной философии, истоки рационального мышления
Фалес был первым из философов, который использовал редукционизм - попытался выделить внутри сложного окружающего мира какие-либо простые законы или составляющие. Этот метод был в течение следующих 200 лет повторён многими из досократиков. В частности Демокритом и Левкиппом — авторами концепции атомизма, которая оказалось очень ценной философской, а впоследствии и научной концепцией, применяемой и по сей день. Заслуга досократиков также заключается в совершенствовании логики, которая ими отрабатывалась не только на философском, но и на математическом материале. Неслучайно, многие достижения элементарной математики и геометрии тоже связаны с именами досократиков. Досократики заложили основу классической античной философии. Пифагор был первым, кто начал использовать слово «философия», хотя ещё в более общем смысле, а не в качестве термина.
Более поздняя группа древнегреческих философов, софисты, проявляла скептицизм в отношении досократиков, искавших истинные ответы на свои вопросы. Софисты верили в релятивизм, в относительность истины и брались красноречиво и убедительно отстаивать любую точку зрения, а также обучали этому своих учеников. Хотя софисты многократно критиковались более поздними греческими философами, они внесли ценный вклад в развитие логики и риторики. Философия в последующие этапы своего развития неоднократно возвращалась к релятивизму в других контекстах. (4, стр.138)
2.2.2Классическая греческая философия оказала огромное влияние на мировую культуру. Эта философия в основном связана с именами трёх людей: Сократа, его ученика Платона, и в свою очередь ученика Платона — Аристотеля. Вклад Сократа в основном связан с его методом, который заключался в представлении философского вопроса в виде диалога двух сначала несоглашающихся друг с другом философов, один из которых в конце-концов, исчерпав аргументы против, соглашается со своим оппонентом. Метод Сократа являлся прелюдией к формальному критическому анализу иной философской концепции и использовался Платоном, который публиковал свои сочинения в виде диалогов.
В свою очередь Платон и Аристотель оказались в числе самых влиятельных людей на Земле. Основная заслуга Платона заключается в его теории идей, которая сформулирована в его самом известном диалоге «Государство». В теории идей Платон противопоставляет материальные объекты идеальным «формам» или «идеям» этих объектов, которые существуют где-то в возвышенном мире. В философии Платона материальные объекты — лишь ущербные подобия идеальных форм, ниспосланных свыше, подобно теням реальных объектов из Мифа о пещере. Таким образом Платон сформировал важнейшее направление в философии, которое позже назовут идеализмом. Богатство идей, изложенных в трудах Платона, в совокупности с формированием направления идеализма сделали философию Платона настолько значительной, что один из философов ХХ века, Альфред Уайтхед даже назвал всю остальную западную философию «чередой примечаний к Платону». Философия Платона получила название «платонизм» и несколько веков развивалась как самостоятельное направление, перейдя впоследствии в неоплатонизм.
Заслуги Аристотеля перед
мировой культурой носят несколько иной
характер. Аристотель систематизировал
накопленные в Греции философские знания в новой форме, которая
заложила стандарты научной литературы. Его труды включали
последовательное изложение логики, метафизики,
Параллельно с систематизацией материала Аристотель изложил свою собственную философскую парадигму, выраженную, в частности, в учении о четырёх причинах и теории универсалий, которая отличалась от философии Платона большей привязкой к материальному миру. В частности, «универсалии» Аристотеля порождались самими материальными объектами, в отличие от «идей» Платона, «ниспосланных свыше». Аристотель полагал, что знания можно получить с помощью наблюдений и опыта, а Платон вслед за Сократом считал, что все знания уже существуют, и человек их «вспоминает», а не приобретает. Философия Аристотеля получила название аристотелизма, и многие века практиковалась в Европе и на Ближнем Востоке. (5, стр.392)
2.2.3 Эллинистическая философия. Платона и Аристотел
2.3 Древнеиндийская философия зародилась
из традиции толкования Вед, древнейших текстов традиции индуизма.
Время зарождения индийской философии небесспорно. Часть исследователей соотносят
начало древнеиндийской философии с 8
- 6 вв. до нашей эры - с написанием Упанишад, раннего сборника комментариев
к Ведам, считая Упанишады уже философским
произведением. Более консервативный подход относит
начало собственно философии в Индии к
5 - 4 вв. до н. э., к так называемому «шраманскому периоду». В
этот период странствующие монахи, шраманы,
стали подвергать сомнению авторитет
Вед, что спровоцировало религиозную полемику
и привело к возникновению различных философских
течений. Среди наиболее известных критиков
индуизма выделяются Будда, а также его современник Аджита
Кесакамбала. В его наследии прослеживается материализм,
выраженный ещё более отчётливо, чем у Демокрита, и Пакудха
Каччаяна, учивший своих последователей редукционизму и
В древнеиндийской традиции
прослеживается течение софистов, «Локаята», полемическая традиция
которых способствовала появлению множества
«философских кружков». В дальнейшем (4 в. до н. э. — 2 в. н. э.) в Индии
формируются даршаны — философские школы, которые
разбиваются на те, которые считают Веды
авторитетом, и на те, которые отрицают
их авторитет. К первой группе относятся,
в первую очередь, шесть классических
школ философии индуизма: санкхья, йога, ньяя, вайшешика
Древнеиндийская философия
в своём становлении проходила те же первые
этапы, что и греческая, однако происходило
это значительно медленнее, что предположительно
может быть связано с тем, что логика рассуждений индийских философов была
привязана к лингвистике, а не к математике, как у досократиков. Древнеиндийски