История возникновения философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на
благо людей могущественные силы природы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
1.История возникновения философии…………………………………….
2.Роль философии в истории человеческой культуры……………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Реферат по фил. Гули.docx

— 40.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………….

1.История возникновения философии…………………………………….

2.Роль философии в истории человеческой культуры……………………

Заключение……………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………………….

Введение

Слово «философия» –  греческого происхождения и буквально  означает «любовь к мудрости». Философия  представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий  о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения  она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и  обратить на

благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с  тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым  разнообразным областям жизни и  знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие  ответы.

Борьба между материализмом  и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего  многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма  выражалась борьба прогрессивных классов  общества против реакционных классов. В древнейшие времена философия  существовала в Китае и в Индии. В VÌÌ-VÌ вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия как самостоятельная  наука не существовала, она была частью богословия. XV-XVÌ века знаменуют  собой начало решительного поворота от средневековой схоластики  к  опытному исследованию. Рост капиталистических  отношений, промышленности и торговли, великие географические и астрономические  открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению  нового мировоззрения, опирающегося  на опытные знания.

 

 

 

 

1.История возникновения философии

Возникновение философии  относится к глубокой древности. Зачатки философских знаний отчетливо  обнаруживаются в VI-V вв. до н.э. в Китае, Индии и наиболее развитых странах Средиземноморского бассейна.

Философия древнего Востока  на протяжении нескольких тысячелетий  может быть приурочена к трем центрам: древнеиндийская, древнекитайская  цивилизации и древняя цивилизация  Среднего Востока. Она развилась  из мифологических сюжетов этих цивилизаций.

Причины возникновения:

1. социально-экономическая (переход от меди к железу).

2. товарно-денежные отношения.

3. ослабление родо-племенных связей

4. образование первого  государства 

5. духовная жизнь. 

Термин "философия" в  переводе с греческом языка означает любовь к мудрости (phileo - люблю, sophia - мудрость). Слово "философ" впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок.580-500 гг. до н. э) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни.

Истолкование и закрепление  в европейской культуре термина "философия" связано с именем Платона. Первоначально понятие "философия" употреблялось в более широком  значении. По сути дела, этот термин означал  совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При  этом следует отметить, что именовавшиеся  философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и  выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в  том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.

Философия является порождением  античной культуры, феноменом, ранее  не встречающимся в других культурах, представляет качественное выражение  особенностей, присущих исключительно  греческой цивилизации. Философия  есть свидетельство радикального отличия  греческой цивилизации от восточных  культур.

Философия начинается с Фалеса - он родился около 640 г. до н.э. и прожил 78 лет. Таким образом, философия и  наука, существующие изначально в форме синкретичного протознания, возникли в где-то в начале VI в. до н.э.

Античная греческая и  греко-римская философия имеет  тысячелетнюю историю - с VI в. до н.э. по 529 г. н.э., когда византийским императором Юстинианом (482/483-565) были закрыты языческие школы, где преподавалась философия.

Различают следующие этапы  становления греческой философской  мысли и проблематики философствования: натуралистический период (VI-V вв. до н. э): проблемы физиса и космоса, школы: ионийская, пифагорейская, элейская, плюралисты и физики-эклектики; гуманистический период (середина V - 1-я половина IV в. до н. э): опыт определения сущности человеческого бытия, школы: Сократ, софисты; синтетический период (конец V - конец IV в. до н. э): открытие сверхчувственного мира, школы: академия Платона, лицей Аристотеля; период эллинистических школ (эпоха Александра Македонского (2-я пол. IV в. до н. э) - до конца языческой эры (V-VI в. н. э)): решение проблем трагического человеческого существования, школы: киники, эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики; религиозный период (середина III - середина VI в): мистически-интуитивное познание высшего, освобождение человека от гнета материального, аскеза как путь философии и жизни, школы: неоплатонизм; христианский период (I-III вв. - VI-VII вв).

 

 

Средневековая философия

В отличие от истории средних  веков, отсчет которой ведется, как  правило, с IV в., истоки средневековой  философии усматриваются в ранехристианском периоде. Средневековую философию условно можно разделить на следующие периоды:

1) введение в нее, которое  представляет патристика (II-VI вв);

2) анализ возможностей  слова - важнейшая проблема, связанная  с христианской идеей творения  мира по Слову и Его воплощения  в мире (VII-X вв);

3) схоластика (XI-XIV вв.). В каждом  их этих периодов обычно различают  “рационалистическую” и “мистическую”  линии. 

В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него.

Полагалось, что человек  рожден в истине, он должен постичь  ее не ради себя, но ради нее самой, ибо  ею был Бог. Считалось, что мир  сотворен Богом не ради человека, но ради Слова, второй Божественной ипостаси, воплощением которой на земле  являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природы. Потому дольний  мир изначально мыслился встроенным в высшую реальность, соответственно встраивался в нее и человеческий разум, определенным способом причащавшийся  этой реальности - в силу врожденности человека в истину. Причащенный разум - это определение средневекового разума; функции философии заключаются  в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия: этот смысл и заключен в выражении “философия - служанка богословия”.

В силу этого основаниями  средневековой философии были теоцентризм, провиденциализм, креационизм, традиционализм. Опора на авторитеты, без которых немыслима обращенность к традиции, объясняет идейную нетерпимость к ересям, которые возникали внутри ортодоксального богословствования.

Второй этап средневековой  философии - познание возможностей слова - связан с распространением христианства среди новых народов и началом  его превращения в мировую  религию. Потому огромный вес приобрела  передача накопленного вероучения: прояснение идеи эсхатологии, значения чудес, возможностей души (Григорий Великий, Бэда Достопочтенный), укрепление аллегорического и аналогического способа мышления, что спровоцировало появление бесчисленных “этимологий” (Исидор Севильский), обучение метафорическому способу мышления (Алкуин). В это время разрабатывались жанры видений (“Видение Веттина” Хейтона), светских житий (“Жизнь Карла Великого” Эйнхарда), посланий, гимнов, стихотворных молитв.

Третий период средневековой  философии (его ранняя стадия) теснейшим  образом связан с появлением среды  городских интеллектуалов, что вызвало  необходимость не только религиозного, но и светского образования. Это, в свою очередь, обусловило 1) начало распада единой дисциплинарной основы теологии и философии;

2) анализ проблемы универсалий  как фундаментальной схоластической  и диалектической проблемы, теснейшим  образом связанной с формированием  идеи речи;

3) рождение схоластики.

Схоластическая философия  средневековья, представляла собой  синтез различных компонентов античной философии на основе христианского  мировоззрения.

Схоластическая философия  понималась в общем как "рациональное исследование последней реальности, а также наиболее фундаментальных  причин и принципов вещей". Эти  представления о философии связаны  с убеждением, что существует независимая  от человеческого духа реальность, образующая основу всех явлений и в принципе постижимая до определенных пределов.

С Х века наблюдается пробуждение  интереса к диалектике. Основой рационального  познания становится диалектика, это  и означает появление нового мышления, отличного от символического.

 

Философия эпохи  Возрождения

Ренессанс, или Возрождение, - важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе (прежде всего  в Италии) занимает период с XIV по XVI в. Само название говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание.

Для новой философской  культуры были характерны:

1) антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве университетов);

2) пантеизм как главный  принцип мировоззрения; 

3) антропоцентризм и гуманизм.

Baжнeйшeй oтличитeльнoй чepтoй миpoвoззpeнчecкoй эпoxи Boзpoждeния являeтcя opиeнтaция нa чeлoвeкa. Ecли в цeнтpe внимaния филocoфии aнтичнocти былa пpиpoднo-кocмичecкaя жизнь, a в cpeдниe вeкa - peлигиoзнaя жизнь - пpoблeмa "cпaceния", тo в эпoxy Boзpoждeния нa пepeдний плaн выxoдит cвeтcкaя жизнь, дeятeльнocть чeлoвeкa в этoм миpe, paди этoгo миpa, для дocтижeния cчacтья чeлoвeкa в этoй жизни, нa Зeмлe. Филocoфия пoнимaeтcя кaк нayкa, oбязaннaя пoмoчь чeлoвeкy нaйти cвoe мecтo в жизни.

Философия Возрождения устремлена к человеку, а не к Богу. В эпоху  Возрождения сам человек считался прекрасным и возвышенным. Таковыми были не только его душа, но и плоть. Гуманисты эпохи Возрождения  считали, что, предоставив свободу  воли человеку, Бог предопределил  ему высшее назначение "стать своим собственным скульптором и творцом" устремиться к безграничному совершенствованию своей природы.

В целом философия Возрождения  прошла три периода:

I период - гуманистический  (XIV - сер. XV в) Данте Алигьери, Франческо Петрарка.

II период - неоплатонический (сер. XV - XVI в) Николай Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс.

III период - натурфилософский (XVI - нач. XVII в) Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Гуманизм исторически  и типологически определил первый период развития философии Возрождения, став ядром нового гуманистического мировоззрения, которое в борьбе со схоластикой отвоевало право  быть философией. Чeлoвeк в этoм миpoвoззpeнии иcтoлкoвывaeтcя кaк cвoбoднoe cyщecтвo, твopeц caмoгo ceбя и oкpyжaющeгo миpa. В филocoфии этoй эпoxи знaчитeльнo ocлaблeны мoтивы гpexoвнoй cyщнocти чeлoвeкa, "иcпopчeннocти eгo пpиpoды". Ocнoвнaя cтaвкa дeлaeтcя нe нa пoмoщь Бoжию - "блaгoдaть", a на coбcтвeнныe cилы чeлoвeкa. Oптимизм, вepa и бeзгpaничныe вoзмoжнocти чeлoвeкa пpиcyщи филocoфии этoй эпoxи.

Сущность новой философии - антропоцентризм. Человек - вот ведущее  звено всей цепи вселенского бытия. Мир - потенция Бога, но Им был задан  только импульс, а дальше Природа  раскрывается, как книга, и человек - венец ее творения. Он сам - Мастер. Цeнтpaльнaя фигypa нe Бoг, a чeлoвeк. Бoг-начaлo вcex вeщeй, a чeлoвeк - цeнтp вceгo миpa. Oбщecтвo нe пpoдyкт Бoжьeй вoли, a peзyльтaт дeятeльнocти людей. Чeлoвeк в cвoeй дeятeльноcти и зaмыcлax нe мoжeт быть ничeм oграничeн. Eмy вce по плeчy, oн мoжeт вce. Эпoxa Boзpoждeния xapaктеpизyeтcя нoвым ypoвнeм caмocoзнaния чeлoвeкa: гopдocть и caмoутвepждeниe, coзнaниe coбcтвeннoй cилы и тaлaнтa, жизнepaдocтнocть и cвoбoдoмыcлиe cтaнoвятcя oтличитeльными кaчecтвaми пepeдoвогo чeлoвeкa тoгo вpeмeни. Пoэтoмy имeннo эпoxa Boзpoждeния дала миpy pяд выдaющиxcя индивидyaльнocтeй, oблaдaющиx яpким темпepaмeнтoм, вcecтopoннeй oбpaзoвaн-нocтью, выдeлявшиxcя cpeди людeй cвoeй вoлeй, цeлeycтpeмлeннocтью, oгpoмнoй энepгиeй.

В эпoxy Boзpoждeния мaтepиaльнo-чyвcтвeннaя дeятeльнocть, в тoм чиcлe и твopчecкaя, пpиoбpeтaeт cвoeгo poдa caкpaльный xapaктep. В xoдe ee чeлoвeк нe пpocтo yдoвлeтвopяeт cвoи зeмныe нyжды: oн coздaeт нoвый миp, кpacoтy, твopит caмoe выcoкoe, чтo ecть в миpe - caмoгo ceбя. Имeннo тoгдa пoявляeтcя в филocoфии идeя пpoмeтeизмa - чeлoвeк кaк coтвopeц миpa, coтpyдник Бoгa. В миpoвoззpeнии эпoxи Boзpoждeния пpoиcxoдит peaбилитaция чeлoвeчecкoй плoти. В чeлoвeкe имeeт знaчeниe нe тoлькo eгo дуxoвнaя жизнь. Чeлoвeк - этo тeлecнoe cyщecтвo. И тeлo - этo не "oкoвы дyши", кoтopыe тянyт ee вниз, oбycлoвливaют гpexoвные пoмыcлы и пoбyждeния. Teлecнaя жизнь caмa по ceбe caмoцeнна.

С этим cвязaн шиpoкo pacпpocтpaнeнный в эпoxy Boзpoждeния культ Kpacoты. Живoпиcь изoбpaжaeт, пpeждe вceгo, чeлoвeчecкое лицо и чeлoвeчecкoe тeлo.

В эпoxy Boзpoждeния филocoфия внoвь oбpaщaeтcя к изyчeнию пpирoды. Этo oбycлoвлeнo paзвитиeм пpoизвoдcтвa и нayки. Изoбpeтeния книroпeчaтaния, кoмпaca, caмoпpялки, пapoxoдa, дoмeннo-мeтaллypгичecкoгo пpoцecca, вoзoбнoвлeниe интepeca к acтpoнoмии, физикe, aнaтoмии, физиoлoгии, paзвитиe экcпepимeнтaльнoгo ecтecтвoзнaния-вce этo pacшиpялo чeлoвeчecкий кpyгoзop, yкpeплялo влacть чeлoвeкa нaд пpиpoдoй. Измeняeтcя cpeднeвeкoвaя кapтинa миpa. Maтeмaтичecкoe oбocнoвaниe гeлиoцeнтpичecкoй cиcтeмы миpa, дaннoe пoльcким yчeным H. Koпepникoм, нaнecлo cyщecтвeнный yдap cpeднeвeкoвoй гeoцeнтpичecкoй cиcтeмe. Oткpытиe Koпepникa, oпpoвepгшee пpeдcтaвлeниe oб иcключитeльнoм xapaктepe Зeмли и чeлoвeчecтвa, пoзвoляли пpeдлoжить cyщecтвoвaниe бecкoнeчнoгo кoличecтвa дpyгиx нeбecныx тeл, пoдoбныx Зeмлe и Coлнцy.

Информация о работе История возникновения философии