История возникновения философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на
благо людей могущественные силы природы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
1.История возникновения философии…………………………………….
2.Роль философии в истории человеческой культуры……………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Реферат по фил. Гули.docx

— 40.91 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Философия Нового времени

Временные рамки: середина 16 - середина 19 вв. Факторы, определяющие специфику философии этого времени: в области общественного бытия (развитие производительных сил) и в  области общественного сознания.

Основное содержание философии  нового времени - гносеологическая функция (в отличие от античной - онтологическая функция), т.е. считается, что доступ к пониманию мира открывает познание и проблема метода (во времена научных революций).

Проблема источника знаний связана со спецификой науки нового времени, которая, с одной стороны - экспериментальное знание, а с  другой - математическое.

Будучи экспериментальной (субъект выступает активным по отношению  к объекту), наука опирается на эмпирические методы. Опыт считается единственным источником знания - позиция эмпиризма, осмысление опыта в рамках теории познания. Как форма - сенсуализм.

Будучи математическим знанием: в рамках осмысления опыта для  философии актуальной становится проблема - разум есть самостоятельный источник знаний. Это позиция рационализма. Эмпирицизм и рационализм противостоят друг другу.

Наложение проблемы источника  знания и субъект-объектных отношений дает богатую картину философских направлений

Философия Нового времени  внутренне неоднородна. Связь ее основных положений не повторяет  строгость математических теорем. Но она четко указывает на своеобразие  нововременной философии.

Философия Нового времени  ставит в центр своего внимания либо отдельного человека (Декарт, Локк, Кант, Ницше), либо "коллективного" человека (Маркс). Это означает, что философия Нового времени антропоцентрична.

Философия Нового времени  очень логоцентрична, т.е. идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление (это находит свое проявление в особом интересе Декарта к ясным идеям сознания, Канта к познавательным способностям души, Гегеля к универсальным идеям, Маркса к науке).

Для философии Нового времени  очень характерен преобладающий  интерес к методам, способам познания (методы Локка, Канта, Гегеля, Маркса).

Особый интерес к познанию приводит к наукоцентризму (науку ставят превыше всего, философию стремятся поставить на научные рельсы). Наукоцентризм приводит к желанию подчинить общественную жизнь законам - правовым (Локк), моральным (Кант), экономическим и политическим (Маркс).

Философия Нового времени  знаменует собой третий, заключительный после античной и средневековой  философии, этап так называемой классики философии, классической философии. Идеалы классической философии во многом отрицаются уже в философии Ницше.

 

Философия эпохи  Просвещения

XVIII век в истории мысли  не случайно называют эпохой  Просвещения: научное знание, ранее  бывшее достоянием узкого круга  ученых, теперь начало распространяться  вширь, выходя за пределы университетов  и лабораторий в светские салоны  Парижа и Лондона, становясь  предметом обсуждения среди литераторов,  популярно излагающих последние  достижения науки и философии.  Уверенность в мощи человеческого  разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия  для экономического и социального  благоденствия, - вот пафос эпохи  Просвещения. 

Эти умонастроения сформировались еще в XVII веке, были продолжены и  углублены в XVIII столетии, которое  осознавало себя как эпоху разума и света, возрождения свободы, рассвета наук и искусств, наступившую после более чем тысячелетней ночи средневековья. Однако есть здесь и новые акцепты. Во-первых, в XVIII веке значительно сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность. Во-вторых, критика, которую в эпоху Возрождения и в XVII веке философы и ученые направляли главным образом против схоластики, теперь обращена против метафизики. Согласно убеждению просветителей, нужно уничтожить метафизику, пришедшую в XVI-XVII веках на смену средневековой схоластике. Вслед за Ньютоном в науке, а за Локком - в философии началась резкая критика метафизической системы, которую просветители обвиняли в приверженности к умозрительным конструкциям, в недостаточном внимании к опыту и эксперименту.

На знамени просветителей  написаны два главных лозунга - наука  и прогресс. При этом просветители апеллируют не просто к разуму - ведь к разуму обращались и метафизики XVII века, - а к разуму научному, который  опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных "гипотез".

Материалистическое решение  мировоззренческого вопроса об отношении  сознания и материи обусловило сенсуалистическую  трактовку познавательного процесса. Источником всех знаний материалисты считали ощущения, порождаемые в  человеке воздействием материальных предметов  на его органы чувств.

Сенсуализм материалистов XVIII века не находится в противоречии с общей рационалистической установкой философии эпохи Просвещения. Сущность реальности, с их точки зрения, может  быть познана только разумом. Чувственное  непосредственное познание является лишь первым шагом на этом пути.

Оптимизм Просвещения  был исторически обусловлен тем, что он выражал умонастроение  поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной Просвещения стала Англия, раньше других вставшая на путь капиталистического развития.

К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три  основных права: на жизнь, свободу и  собственность. Правовое равенство  индивидов является необходимым  следствием принятия трех неотчуждаемых  прав. Как и большинство просветителей, Локк исходит из изолированных индивидов  и их частных интересов; правопорядок должен обеспечить возможность получения  выгоды каждым, с тем чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.

Из Англии идеи Ньютона  и Локка были перенесены во Францию, где встретили восторженный прием. Благодаря прежде всего Вольтеру, а затем и другим французским просветителям философия Локка и механика Ньютона получают широкое распространение на континенте.

Человек в философии XVIII века предстает, с одной стороны, как  отдельный, изолированный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой стороны, отменяя прежние, добуржуазные формы общности, философы XVIII века предлагают вместо них новую - юридическую всеобщность, перед лицом которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности просветители требуют освобождения от профессиональных, национальных и сословных границ. В этом отношении характерно творчество немецких просветителей, в частности Лессинга.

Просвещение представляет собой  далеко не однородное явление: оно имеет  свои особенности в Англии, Франции, Германии и России. Умонастроения  просветителей меняются и во времени: они различны в первой половине XVIII века и в его конце, до Великой  французской буржуазной революции  и после нее.

Характерна эволюция просветительского  миропонимания, выразившаяся в отношении  к человеку. В полемике с христианским догматом об изначальной греховности человеческой природы, согласно которому именно человек есть источник зла в мире, французские материалисты утверждают, что человек по своей природе добр. Поскольку нет ничего дурного в стремлении человека к самосохранению, полагали они, то нельзя осуждать и все те чувственные склонности, которые суть выражения этого стремления: любить удовольствия и избегать страдания - такова природная сущность человека, а все природное по определению - хорошо. Такова мировоззренческая подоплека сенсуализма просветителей.

Одной из важнейших характеристик  философии эпохи Просвещения  является рационализм. Рационализм  трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум, ощущения и  опыт имеют в познании вторичное  значение. В этом смысле рационализм  противостоит сенсуализму и эмпиризму. Сенсуализм отдает решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и  восприятиям, а эмпиризм на первое место  в познании выдвигает опыт.

В центре всех философских  школ, систем, течений того времени  находится, как правило, активно  действующий субъект, способный  познавать и изменять мир в  соответствии со своим разумом. Разум, как сущностная характеристика субъекта, выступает в рационализме как  предпосылка и как наиболее яркое  проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван  стать властелином мира, перестроить  общественные отношения на разумных основаниях.

 

Классическая  немецкая философия

Понятие "немецкая классическая философия" охватывает воззрения  Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.

Хронологически творческая деятельность названных мыслителей занимает почти целое столетие: со второй половины XVIII в. до первой половины XIX в. включительно. С Канта (1724-1804) началась философия новейшего времени. Но не только философия, но и наука.

Особенности немецкой идеологии XVIII - начала XIX в. определялись и тем, что в стране утверждались отношения веротерпимости между католиками и протестантами. Религиозный плюрализм в этнически однородной среде создавал благоприятные условия для развития теоретической мысли, поскольку освобождал философию от необходимости строго придерживаться догматов религии и одновременно повышал требования к аргументации вероучений. Вследствие этого в общественном сознании на первый план выдвигались проблемы мировоззренческого порядка.

Отличительной чертой немецкой классической философии являлось преобладанием  в ней идеализма. Крупнейшим её достижением  стало развитие диалектики, исследование её категорий и законов.

Немецкая классическая философия  сыграла плодотворную роль в развитии общественной теории. Критически переосмыслив предшествующие доктрины, немецкие философы приступили к систематической разработке методологии теоретического познания. Наиболее полную реализацию эта тенденция  получила в трудах представителей классического  немецкого идеализма. В философских  концепциях И. Канта и Г. Гегеля были впервые поставлены проблемы активного, творческого характера сознания человека и специфики законов, действующих  в обществе, по сравнению с законами природы. Величайшим достижением классической немецкой философии явилось учение Гегеля о диалектике.

Программные требования в  философских доктринах, как правило, не отличались последовательностью. Буржуазной политико-правовой идеологии того времени  свойственно сочетание прогрессивных  концептуальных представлений (например, теоретическое оправдание революции, принципов либерализма) с умеренными, а порой и консервативными  практико-идеологическими установками.

С философией Канта связан ценностный подход к праву и к  человеку. Разумеется, конкретные правовые взгляды Канта не выходили за пределы  его эпохи, да и тогда не могли считаться самыми радикальными. Верно и то, что формализм его правовой теории впоследствии послужил методологической основой нормативизма и некоторых позитивистских школ. Тем не менее, к проблемам аксиологии разработанный Кантом этический подход к праву имеет самое прямое и тесное отношение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Роль философии в истории человеческой культуры.

 

Философия — это все едино-сущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточному философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово «философия» восходит к Пифагору. Буквально оно означает любовь к мудрости, т.е. любомудрие.

Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь  целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может  согласиться ждать удовлетворения этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный  материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной  науки и не могут быть ею даже осознаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти вопросы, сделать вид, что они не существуют, практически их игнорировать. Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о Том, что же такое наш мир в целом, какова его основа, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеют ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти последние вопросы у науки нет ответа, точнее, она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.

 Философия  дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п. «Ее задача — не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство».

Информация о работе История возникновения философии