История возникновения русского космизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 16:41, реферат

Описание работы

Цель работы: рассказать об истории русского космизма.
Задачи:
Рассказать подробно о космизме и его сути в философии.
Рассказать когда возник и кто был последователем.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Возникновение космизма.
1. Основные положения русского мистического космизма……………………4
2. Известные люди русского космизма………………………………………….5
Глава 2. Суть козмизма.
3. Основные положения представителей русского космизма, опирающихся на естествознание………………………………………...…………………………11
4. Раскрытие специфики русской философии по сравнению с восточной и западноевропейской философскими традициями……………………….…….17
Заключение…………………………………………………………………….…20
Список используемой литературы……………………………………………...22

Файлы: 1 файл

История возникновения русского космизма.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Глава 2. Суть козмизма.

3. Основные положения представителей русского космизма, опирающихся на естествознание.

 

Помимо названных выше философов концепцию космизма разрабатывали также такие выдающиеся учёные естествоиспытатели, как К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский.

Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935), выдающийся русский естествоиспытатель, пионер ракетостроения, обладавший обширными познаниями, как в области естественных наук, так и в области философии. Гениальный учёный в области ракетостроения Циолковский в философии оставил менее заметный след. Во многом из-за скептического отношения к имевшимся философским теориям. В его философских произведениях не встретишь имён философов прошлого и современников. Его философия самобытна, но уже в силу этого весьма ограничена.

Основанием своей «естественной философии» Циолковский считал «познание Вселенной», а также «отречение от рутины, которую даёт современная наука». Циолковский разрабатывал собственную «космическую философия» (монизм), противопоставляя её с одной стороны, религиозному дуализму духа и тела, с другой – «пессимистическому» материализму, игнорирующему вопросы о вселенских целях жизни.

По своим взглядам Циолковский придерживался материалистической точки зрения. Он наделял всю материю свойством чувствительности и одушевлённости. По мнению учёного, наделённые чувствительностью атомы материи свободно и вечно перемещаются в пространстве Вселенной. Попадая в «высокообразованное существо», атомы начинают «мыслить», а в неорганической сфере, они как бы «спят», ожидая своего часа.

Жизнь, по Циолковскому, вечна: «После смерти получается одно и то же – рассеяние…Мы всегда жили, и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошлом…»

Циолковский полагал, что жизнь и разум на Земле не являются единственными во Вселенной. Правда, в качестве доказательства этого утверждения он считал достаточным то обстоятельство, что Вселенная безгранична. Не имеющее границ космическое пространство населено разумными существами различного уровня развития. Учёный выстраивал их иерархию так: есть планеты, которые по развитию разума достигли высшей степени и определили все другие планеты, он называл их «совершенными».

По Циолковскому, нравственная, космическая задача Земли – внести свой вклад в совершенствование Космоса. Оправдать своё высокое предназначение в деле совершенствования мира земляне могут, лишь покинув Землю и выйдя в Космос. Поэтому Циолковский видел свою личную задачу в помощи землянам по организации переселения на другие планеты. Именно поэтому изобретение ракеты для него было не самоцелью, а «методом проникновения в глубины Космоса».

Учёный полагал, что в ходе эволюции человеческий организм перетерпит существенные изменения, которые превратят человека в разумное «животное-растение», искусственно перерабатывающее солнечную энергию. Тем самым будет, достигнут полный простор их воле и независимости от среды обитания.

Идеи Циолковского о единстве миров Космоса, его постоянном совершенствовании, включая и человека, о выходе в Космос имеют важный гуманистический смысл.

Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945) создал своё представление о биосфере (третий синтез космоса), поставив в основу живое вещество, которое владеет всеми минеральными и химическими движениями, и с которым связаны процессы питания и размножения в активном поверхностном слое планеты. Вернадский сумел увидеть прочную связь жизни с основным объектом физического мира - атомами. Каждый атом и все они вместе "сделаны" в биосфере. Каждый атом получит печать биосферы. Он "заведён" в ней, энергетически насыщен. Живое вещество планеты расположилось в управляющем центре нашего участка мироздания, и оно воздействует на энергию вещества. Своим питанием, размножением и жизнедеятельностью живое вещество организует всё остальное вещество и приводит его в порядок, подчиняющийся закономерностям. В природе нет великого и малого. Чувство единства природы указывает человеку на, то, что планета, на которой он живет, и он сам не могут быть исключением из общего движения вещества.

В результате своих исследований относительно категорий пространства и времени Вернадский пришёл к следующим выводам:

1) Пространство и время - реальные свойства реальных  природных объектов, а не философские  категории и априорные принципы  познания, как они представлялись в философии Канта и в многочисленных вариантах этого представления. Иначе говоря, пространство и время - это слова для обобщения природных феноменов. Так же как наследственность имеет носителей в организмах - определённые комплексы биохимических структур, - так и пространство и время имеют своих носителей. В качестве примера можно привести необратимость времени, его однонаправленность (незаменимость прошлого и будущего) и дискретность времени (делимости времени на определённые части).

2) В физическом мире (мире механического перемещения тел) как в макромире больших величин и обычных скоростей, так и в микромире малых тел и огромных скоростей, причина времени не содержится, т.е. время и пространство - не признаки физической реальности. Они не формируются в мире волн, колебаний, орбит и траекторий, не являются их признаком.

3) Все характеристики  времени-пространства и жизни  в её биогеохимическом выражении  не только соотносятся, но и  самым непосредственным образом  совпадают.

И время, и жизнь – необратимы. Живое вещество никогда не возвращается в прежнее состояние. Не только клетка, как основная часть живого, но и орган многоклеточного тела, биогеосистема, биосфера - в целом всегда новые и в каждый данный момент не похожи на себя прежних. Биосфера непрерывно изменяется. Поэтому необратимость времени отражает собой этот самый природный процесс, к которому принадлежит и сам действующий и познающий реальность человек. Кроме времени жизни (биологическое время), по мнению Вернадского, других неких специфических времён нет. Это категории языка, привычки мышления. Биологическое время - единственно, и на его фоне идут все остальные события космической истории человечества. Однако чаще всего, в философии считают время и пространство объективными признаками всеобщего движения природных процессов. Вернадский вводит уточнение, - каких именно процессов - биологических. Объективность и реальность пространства-времени позволили Вернадскому уверенно заявить о космическом характере жизни и обосновать третий синтез Космоса, новое единство, в котором жизнь и живое вещество занимают не подчинённую, а равную позицию с другими природными сущностями. Вернадский объединяет изученные и обобщённые в науке реальные черты всеохватывающего Космоса. Материя, радиация, энергия, проявления жизни - кроме этих сущностей в мире нет ничего. Эти сущности не сводятся друг к другу, существуют вечно как качественно разнородные области и одновременно вместе с другими, не эволюционируют одна в другую. Всегда есть устойчивая материя в виде атомов, всегда есть радиация, всегда есть энергия. И всегда есть жизнь, имеющая космическое значение. Вернадский вводит понятие пласта реальности, под которым он обозначает слои окружающей нас природы, связанные между собой, но сводимые друг к другу. Существуют "...три раздельных пласта реальности... Эти три пласта, по-видимому, резко отличны по свойствам пространства-времени, они проникают друг друга, но определённо замыкаются, резко отграничиваются друг от друга в содержании и методике изучаемых в них явлений. Эти пласты: явления космических просторов, явления планеты, нашей близкой нам "природы" и явления микроскопические, в которых тяготение отходит на второй план. Научные явления жизни наблюдаются только в двух последних пластах мировой реальности" 5. Вернадский не утверждает, что мир устроен так-то и так-то, а утверждает: в науке на основе его законов лучше всего считать, что мир устроен так-то и так-то. Учение Вернадского открывает нам новую страницу в познании человеком самого себя - как разумной части живого мира и одновременно наиболее сложного и закономерного явления мироздания. Древнее ощущение единства и осознание себя частью космической реальности получает в наше время действительное обоснование, переводится в рациональный план.

Александр Леонидович Чижевский (1897 - 1964) был основоположником гелиобиологии, науки о Солнце и его влиянии на земные процессы. Он являлся почётным членом более 30 различных иностранных академий и научных обществ. В 1939 г. международным конгрессом по биофизике и биокосмике Чижевский был, выдвинут на соискание Нобелевской премии.

Становление Чижевского как учёного прошло в Калуге. В этом, безусловно, немалую роль сыграла его дружба с К.Э. Циолковским. В 1914 г. семнадцатилетний Чижевский обратил внимание на синхронность образования солнечных пятен и одновременную активизацию боевых действий на фронтах Первой мировой войны. Когда он рассказал об этом знакомым учёным, те высмеяли его. Циолковский же посоветовал накапливать статистический материал, чтобы исследование было научно и убедительно.

В 1915 г. молодой учёный делает доклад на тему: «Периодическое влияние Солнца на биосферу», а за 1915 – 1917 гг. собирал материал для диссертации «О периодичности всемирно-исторического процесса». В 1924 г. Чижевский публикует работу «Физические факторы исторического процесса», в которой изложил основные выводы своей концепции.

Смысл его концепции состоит в том, что на богатом фактическом материале доказывается существование природных и космических ритмов, зависимость биологической и общественной жизни на Земле от пульса Космоса. Данная работа вызвала множество возмущений. И только через много лет высказанные Чижевским мысли и выводы о влиянии Солнца на земные процессы были подтверждены. Так, многочисленные наблюдения показали неоспоримую зависимость массовых всплесков нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний у людей от периодических циклов активности Солнца.

Интересна и мысль Чижевского о том, что магнитные возмущения на Солнце в силу единства всего существующего в Космосе могут серьёзно сказываться на проблеме здоровья руководителей государств. Ведь во главе правительств большинства стран стоят немолодые люди, а если главы правительств являются психически ущербными личностями, то их реакции на космические возмущения могут привести и к трагическим последствиям для народа в условиях, когда многие страны обладают мощным оружием уничтожения.

Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что Солнце так же влияет на социальные процессы на Земле. По его подсчётам, во время минимальной солнечной активности соответственно наблюдается и минимум массовых социальных движений (войн, революций) – 5%, а во время пика активности Солнца их число достигает 60%.

Многие идеи учёного нашли своё применение в области космических наук. Они подтверждают неразрывное единство человека и космоса, и их тесное взаимовлияние.

 

4. Раскрытие специфики русской философии по сравнению с восточной и западноевропейской философскими традициями.

 

Вопрос о специфике русской философии сложен, прежде всего, потому, что при ответе на него как бы объединяются в одно целое различные, подчас противоположные друг другу идеи и концепции. Особенности русской философии свойственны и некоторым учениям западной или восточной философии. Но то, что в зарубежной мысли как бы рассредоточено между различными, далеко отстоящими во времени и социальном пространстве учениями, в русской мысли конца XIX - первых десятилетий XX в. оказалось оригинально сконцентрированным в одной стране, на одном - довольно коротком - витке развития ее культуры и философии.

Первая особенность русской философии - глубокое осмысление ею кризиса мировой философской мысли и культуры и поиски новых путей, образцов философствования. Тема "кризиса духа", культуры, философии в русской мысли была актуализирована примерно в то же время, что и на Западе. В.Соловьев обсуждал ее уже в 1874 г. в своей магистерской диссертации "Кризис западной философии" и продолжил ее осмысление в последующих работах. В те же десятилетия формировалась "философия кризиса" Ф. Ницше, которая стала известна в России позже, чем философия В. С. Соловьева. Тема кризиса западной цивилизации, культуры, философии - сквозная для русской мысли серебряного века. Лишь немногие ее представители исключали Россию из этого процесса, полагая, что кризис больно ударил только по западной культуре, а Россию, как говорится, "бог уберег". Большинство же крупных российских мыслителей было того мнения, что кризис затронул и Россию как европейскую страну, захватил русскую культуру как составную часть европейской культуры. После Октябрьской революции тема "кризиса духа" в русской философии зазвучала еще громче и трагичнее. Философы России полагали, что "крушение основ", "катастрофическое положение", так резко проявившиеся во время первой мировой войны и русских революций, суть признаки глубокого кризиса всей мировой цивилизации. Они по существу предвидели, что к теме кризиса философия в XX в. должна будет неоднократно возвращаться. И в самом деле, многие мотивы философии кризиса звучат и сегодня, на исходе столетия.

Вторая особенность русской философии XIX-XX вв. - её борьба против абстрактности классической мысли, против "отвлеченных начал". Это была тема, талантливо заявленная И.Киреевским, Вл. Соловьевым и подхваченная другими выдающимися философами России. Неверно было бы полагать, что в западной философии не было сходных мотивов. А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше в XIX в. начали свою борьбу против диктата рационалистических систем с их абстрактными, т. е. односторонними принципами, против их претензий на универсальную власть над человеческой жизнью. Но такие философы долгое время были как бы на обочине западного философского процесса. В русской же мысли специфическая философия жизни стояла в центре философствования уже в конце XIX и самом начале XX в. При этом русские мыслители подхватили идею немецких идеалистов о примате практического разума перед теоретическим. Но они полагали, что надо пойти дальше и утвердить примат жизни, реальной практики по отношению к разуму, теоретическому или практическому.

Информация о работе История возникновения русского космизма