История жизни и философия Гиппократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 20:11, реферат

Описание работы

Гиппократ — древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.
В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах.
С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1История жизни и философия Гиппократа………………………………………...4
2 Книги и манифесты Гиппоката………………………….. ………………………8
3 Гиппократовский корпус…………...……………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….…15
Список использованной литературы……………………………………………...16

Файлы: 1 файл

Гиппократ.docx

— 40.89 Кб (Скачать файл)

               Содержание:

Введение……………………………………………………………………………...3

1История жизни и философия  Гиппократа………………………………………...4

2 Книги и манифесты  Гиппоката………………………….. ………………………8

3 Гиппократовский корпус…………...……………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………….…15

Список использованной литературы……………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Гиппократ — древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.

В трудах Гиппократа, ставших  основой дальнейшего развития клинической  медицины, отражены представление о  целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах.

С именем Гиппократа связано  представление о высоком моральном  облике и образце этического поведения  врача. Гиппократу приписывается текст  этического кодекса древнегреческих  врачей («Клятва Гиппократа»), который  стал основой обязательств, принимавшихся  впоследствии врачами во многих странах.

Гиппократ родился на острове  Кос (архипелаг Южные Спорады, юго-восток Эгейского моря) в семье потомственных  врачевателей, возводивших свою родословную  к Асклепию — богу медицины. В  течение своей жизни Гиппократ  много путешествовал, объездил Грецию, Малую Азию, побывал в Ливии  и Тавриде, основал на родине медицинскую  школу.

Гиппократ признан родоначальником  медицинской науки. Ему принадлежат  сочинения «О воздухе, воде и местности», «Прогностика», «Диета в острых болезнях», «Эпидемии» в двух томах, «Афоризмы», «Вправление сочленений», «Переломы», «Раны головы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ  И ФИЛОСОФИЯ ГИППОКРАТА 

История полупрофессионального  и профессионального врачевания насчитывает несколько тысячелетий. Некоторые сведения о достижениях  медицины древнейших цивилизаций и  распознавании и лечении болезней можно почерпнуть из вавилонских  клинописных записей и из древнеиндийских  вед, из египетских папирусов и китайских  иероглифических рукописей. 

В первую очередь вавилоно-ассирийской  и египетской культуре многим обязана  древнегреческая медицина, достигшая  в древности наиболее высокой  степени самостоятельности как  область профессионального знания, обладающая известной естественнонаучной глубиной. В сочинениях древнегреческих  врачей содержится свод знаний, накопленных  древней медициной. Наиболее ранними  из дошедших до нас источников являются рукописи Книдской школы и несколько  фрагментов медицинских текстов  древнегреческого врача Алкмеона Кротонского (VI в. до н.э.), который под влиянием идей Пифагора ввел в античную медицину представление о здоровье как  гармонии сил влажного и сухого, горячего и холодного, горького и  сладкого. В результате наблюдений и хирургических операций он пришел к мысли о том, что мозг есть орган души. Это было заявлено в  противовес господствовавшим в то время  представлениям, что центральным  «органом» духовной жизни является сердце. Он также установил, что из мозговых полушарий «идут к глазным  впадинам две узкие дорожки...». Полагая, что ощущение возникает благодаря  особому строению периферических чувствующих  аппаратов, Алкмеон вместе с тем  утверждал, что имеется прямая связь  между органами чувств и мозгом. Другой древнегреческий врач Праксагор (ок. IV в. до н.э.), последователь Диокла, открыл различие между венами и артериями (термин «артерии» приписывается  ему). Он считал, что вены содержат чистую кровь, а артерии — чистый воздух; указывал, что артерии обладают свойством  пульсации; различал 11 «соков» человеческого  тела, в изменении и нарушении  движения которых видел причину  возникновения патологических процессов.  
Свыше 100 медицинских сочинений собрано в так называемом «Гип-пократовом сборнике». Они приписываются по традиции величайшему врачу древности Гиппократу. В «Гиппократов сборник» вошли сочинения не только Гиппократа и его учеников, но и врачей, представлявших иные направления древнегреческой медицины. С «Гиппократова сборника» фактически начинается история европейской медицины и медицинской терминологии. 

Наследство Гиппократа настолько  велико, что известный издатель его  сочинений потратил на составление  и печатание его трудов 40 лет  и все свое немалое состояние, исчисляемое в 50 тыс. лир. То же самое, хотя и в меньшем размере, сделал историк медицины земский врач Ковнер, оставивший три тома истории медицины, в которой более 400 страниц посвящено  Гиппократу. 

Древнегреческого врача  Гиппократа называют «отцом медицины», реформатором античной медицины. Гиппократ  родился в 460 году до н.э. в городке  Меропис, на острове Кос. Он относится  к восходящему к Асклепию роду Подалирия, на протяжении восемнадцати поколений занимавшемуся медициной. Отец Гипократа — врач Гераклид, мать — акушерка Фенарета. Гиппократ является, таким образом, представителем народной медицины, переросшей в профессиональную. Первым воспитателем Гиппократа и учителем в области медицины был его отец. 

Начинал свою деятельность Гиппократ при храме. Еще будучи двадцатилетним юношей, он уже пользовался  славой превосходного врача. Именно в этом возрасте Гиппократ получил  посвящение в жрецы, что было необходимо тогда для врача, и выехал в  Египет для пополнения знаний и усовершенствования в искусстве врачевания. Через  несколько лет вернулся на родной остров, долгие годы занимался там  врачебной практикой и основал  свою медицинскую школу, называемую Косской. 

Когда в столице Греции возникла эпидемия, Гиппократ был  вызван в Афины и некоторое  время жил там и учился медицине у Геродина. За то, что он спас жителей  Афин от эпидемии чумы, используя свои знания о путях распространения  инфекции, его избрали почетным гражданином  Афин и увенчали золотым венком. Попутно он вылечил своего друга  — Демокрита из Абдер, создавшего атомистическую теорию, модель мира, воплотившую  в себе принцип причинности. Демокриту  медицина обязана термином «этиология», учение о причинах болезней. 

Важно отметить, что Гиппократ  и «гиппократики» учили, что распознавание  болезней и лечение больных должны быть основаны не на умозрительных  натурфилософских спекуляциях, а на строгом наблюдении и изучении больных, на обобщении и накоплении практического  опыта. Отсюда «гиппократики» выдвигали  основной принцип: лечить не болезнь, а  больного; все назначения врача, касающиеся лечения, режима больных, должны быть строго индивидуализированы. На этом основании  считается, что Гиппократ и его  последователи явились основоположниками  клинической медицины. 

Разработка принципов  и правил диагностики и лечения, по Гиппократу, должна быть основана также  на изучении «природы тела». У Гиппократа и «гиппократиков» нет еще  строгого подразделения анатомии и  физиологии, которые обобщались ими  в общем разделе, обозначаемом термином «природа тела». Главным источником анатомических и физиологических  знаний у них служили вскрытия животных, так как анатомирование человеческого тела в то время  было строго запрещено. Поэтому конкретные анатомические познания Гиппократа были сравнительно скудны и нередко  ошибочны. 

Учение о причинности  в медицине является самой древней  частью медицинской науки. В III веке до н.э. в древнекитайском каноне медицины «Ней-цзин» различали 6 внешних (холод, зной, ветер, сырость, сухость, огонь) и 7 внутренних (радость, гнев, страх, горе, тоска, любовь, желание) причин болезни. Гиппократ также различал внешние (ветры, погода и др.) и внутренние (слизь, желчь) причины болезней. 

Школа Гиппократа рассматривала  жизнь как изменяющийся процесс. Среди ее объяснительных принципов  мы встречаем воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу выполняет психические функции. Единое материальное начало в качестве основы органической жизни отвергалось. Если бы человек был единым, то он никогда бы не болел. А если бы болел, то исцеляющее средство должно было бы быть единым. Но такового не существует. 

Гиппократ — один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. В трактате «О священной  болезни» (тогЬих касес — священная  болезнь, так древние греки называли эпилепсию) доказывал, что все болезни  вызываются естественными причинами. В сочинении Гиппократа «О воздухе, водах и местностях» приводится идея о влиянии географических условий  и климата на особенности организма, свойства характера жителей и  даже на общественный строй. Гиппократ  писал: «Болезни происходят частью от образа жизни, частью от воздуха, который  мы вводим в себя и которым мы живем». И это писалось, когда  эллины дышали кристально чистым воздухом. Гиппократ был сторонником пребывания больных на свежем воздухе, купанья, массажа и занятий гимнастикой; придавал большое значение лечебной диете. Гиппократ направлял легочных больных к вулкану Везувию, где  они вдыхали сернистые испарения  и получали облегчение. 

По мнению Гиппократа, изложенному  в сочинении «О древней медицине», жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые соответствуют  четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. Для поддержания  жизнедеятельности организму необходимо врожденное тепло тела, воздух, поступающий  снаружи, и соки, получаемые с пищей. Всем этим управляет мощная жизненная  сила, которую Гиппократ называл  Природой. 

С именем Гиппократа соединяют  учение о четырех темпераментах, которое, однако, в «Гиппократовом сборнике»  не изложено. Лишь в книге «О священной  болезни» различаются в зависимости  от «Порчи» мозга желчные люди и флегматики. И все же традиция относить понятие о темпераменте к Гиппократу имеет основание, ибо  сам принцип объяснения соответствовал Гиппократову учению. Таким образом, возникло деление на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. 

Связанные с учением о  темпераментах понятия «холерик», «флегматик», «меланхолик», «сангвиник»  продолжают жить и всовременном языке, что было бы невозможно, если бы они  не «подкреплялись» ре-та — Галена. За конкретными (психологической и  физиологической) оболочками этого  учения просматриваются некоторые  общие принципы, используемые современными исследователями. Первый выражен в  идее о том, что несколько исходных телесных признаков образуют, сочетаясь, основные типы индивидуальных различий между людьми. 

Древнюю теорию темпераментов  отличала еще одна особенность. За основные элементы организма принимались  жидкости («соки»). Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. — «жидкость»). В этом плане ей созвучно учение о зависимости темперамента от желез внутренней секреции, от «химизма» тела (а не только от его устройства или свойств нервной системы). 

Подобно многим врачам древности, Гиппократ занимался практической медициной. Он утверждал, что широко применявшиеся в его время  заклинания и заговоры, молитвы и  жертвы, приносимые богам, недостаточны для определения и лечения  болезней. Рекомендуя тщательное обследование пациента, он указал на необходимость  обращать внимание на его положение  во время сна, частоту пульса и  температуру тела. Он придавал большое  значение месту, где больной чувствовал боли, и их силе, появлению лихорадочной дрожи. 

По мнению Гиппократа, хороший  врач должен определить состояние пациента уже по одному его внешнему виду. Заострившийся нос, впалые щеки, слипшиеся  губы и землистый цвет лица свидетельствуют  о близкой смерти больного. Еще  и теперь такая картина называется «Гиппократовым лицом». При осмотре  лица Гиппократ обращает внимание на губы: синеватые, обвислые и холодные губы предвещают смерть, на то же самое  указывают пальцы рук и ног, если они холодные. Красный и сухой  язык есть признак тифа, когда язык в начале болезни точечный, а затем  переходит в красноватый и  багровый, то жди беды. Если язык покрывается  черноватым налетом, то это указывает  на кризис, наступающий на 14 день. 

Пальпация, выслушивание и  выстукивание как методы исследования были известны и использовались Гиппократом. Он прощупывал селезенку и печень, определял изменения, происходящие в течение суток. Его интересовало, не выходят ли они за свои границы, т.е. не увеличились ли они в размерах; каковы их ткани на ощупь — жесткие, твердые и т.п.  
Лечил Гиппократ пациентов целебными травами, которых знал свыше двухсот; возражал против применения сразу многих лекарств и провозглашал повсеместно принцип — (не навреди). «Отец медицины» рекомендовал чемерицу в качестве рвотного средства, он же описал конвульсии, наступающие в случае ее передозировки. Авл Корнелий Цельс использовал это растение в лечении душевнобольных. 

Гиппократ умер в Лариссе  в 377 году до н.э. на 83 году жизни. После  смерти афиняне воздвигли ему  железную статую с надписью: «Гиппократу, нашему спасителю и благодетелю». Долгое время его могила была местом паломничества. Легенда гласит, что  водившиеся там дикие пчелы давали мед, обладавший целительными свойствами. Платон сравнивал его с Фидием, Аристотелем, называл его великим, а Гален — божественным.  
«Любовь к нашей науке нераздельна с любовью к человечеству», — говорил Гиппократ. Выдающимся памятником гуманизма и исходным пунктом развития профессиональной врачебной этики является клятва Гиппократа.  

 

 

2. КНИГИ И МАНИФЕСТЫ  ГИППОКРАТА

Книги, которые с элементом  вероятности приписываются Гиппократу, и которые так или иначе  можно считать зеркалом мышления великого медика, это: "О древней  медицине" (своего рода манифест об автономии медицинского искусства); "О священной болезни" (полемика с представлениями магическо-религиозной  медицины)". Прогнозист" (открытие сущностного измерения медицины); "О водах, воздухе и местностях" (о связи болезней с окружающей средой); "Эпидемии" (классификация  клинических случаев); "Афоризмы" и, наконец, знаменитая "Клятва". 

1. "Священная болезнь"  и редукция всех болезненных  феноменов к одному измерению. "Святой недуг", каким была  эпилепсия в древности, понимался  как проявление сверхъестественных  причин, а значит, божественного  вмешательства. В своей блестящей  работе Гиппократ выдвигает следующие  примечательные тезисы: 1. Эпилепсия  считается святым недугом, поскольку  видится феноменом, внушающим  трепет своей необъяснимостью. 2. В действительности, существуют  болезни, ничуть не менее ошеломляющие (как например, некоторые симптомы  лихорадки или сомнамбулизма). 3. Значит, мы имеем дело с непониманием  причины того, что называют "священной  болезнью". 4. А если так, то  тот, кто претендует лечить  ее магией, - либо шарлатан, либо  самозванец. 5. Вдобавок они не  в ладу с собой, ибо, порешив,  что болезнь священная, божественная, они применяют плоды человеческой  практики; и вместо того, чтобы  взывать к силе Богов, они  используют то, что как нельзя  более далеко от набожности  и религиозного духа, а напротив, атеистично и святотатственно.  
Гиппократ, далекий от атеизма, великолепно понимает статус божественного и демонстрирует абсурдность смешения естественных причин заболеваний с чем-то им внеположным. Буквально он пишет: "Я не верю, что человеческое тело может быть осквернено каким-либо божеством; наиболее уязвимое не может быть продуктом наиболее святого и чистого. И ежели случилось, что человек осквернен или обижен каким-либо внешним участием, то естественнее считать, что с божьей помощью он будет очищен и обретет вновь здоровье, а не наоборот. Ясно поэтому, что божественным можно считать лишь то, что очищает и оздоровляет, храня нас от ошибок наиболее тяжких и непоправимых: и никто иной как мы сами ставим границы храмов и определяем владения Богов, ибо никто да не переступит их, пока не очистится, и, войдя, окропим себя и благословим уже не как оскверненные, а как стоящие на пути очищения, дабы не осталось на нас ни единого пятна".  
Какова же в таком случае причина эпилепсии? - Это есть некое изменение в мозге, происходящее из тех же рационально постигаемых причин, что и прочие болезненные изменения, как вариации "соединения" и "вычитания" сухого и влажного, горячего и холодного и пр. Следовательно, тот, кто "умеет посредством режима найти правильное сочетание сухого и влажного, холодного и горячего, тот в состоянии излечить этот недуг, находя подходящий момент для лучшего применения и обращения, без того, чтобы прибегать к магии очищения". 

Информация о работе История жизни и философия Гиппократа