Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 20:11, реферат
Гиппократ — древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.
В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах.
С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.
Введение……………………………………………………………………………...3
1История жизни и философия Гиппократа………………………………………...4
2 Книги и манифесты Гиппоката………………………….. ………………………8
3 Гиппократовский корпус…………...……………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….…15
Список использованной литературы……………………………………………...16
2. Открытие структурной
соотнесенности между болезнью,
характером человека и
В его основе лежат два тезиса.
Первый содержит обоснование медицины как парадигматической науки, о чем шла речь выше. Рациональная структура медицины родилась из рационального философского дискурса. Человек представляется как вплетенный естественным образом в контекст всех систем, образующих сферу его жизни: времен года, атмосферных потоков, типичных для каждого из регионов, водных ресурсов и характеристик местностей и их богатства, типов жизни их обитателей. Обстоятельное понимание каждого отдельного случая зависит, таким образом, от полного видения всех этих координат; это означает, что для понимания части необходимо понимание целого, к которому часть принадлежит. Природа мест и все то, что эти места характеризует, накладывают отпечаток на конституцию и характер людей, а значит, на их болезни и здоровье. Врач, чтобы лечить больного, должен точно знать об этих соотношениях.
Второй тезис (более интересный) состоит в том, что и политические институты оставляют отпечаток на здоровье и основных условиях жизни людей. "По этой причине, мне представляются слабыми народы Азии, в большей степени благодаря институтам. Большая часть Азии тяготеет к монархии.
Там же, где люди не предоставлены сами себе и собственным законам, а подчинены деспоту, там они уже не думают о том, как лучше подготовиться к войне, а, скорее, о том, как казаться негодными к борьбе". Демократия, следовательно, закаляет характер и здоровье, деспотизм же вызывает противоположные эффекты.
3. Манифест Гиппократа: "Древняя медицина". Мы уже говорили, что в широком смысле слова медицина многим обязана философии. Однако необходимо отметить, что, развиваясь в контексте общего духа рациональности, она достаточно быстро дистанцировалась от самой философии настолько, чтобы не быть вновь ею поглощенной. Италийская медицинская школа использовала четыре эмпедокловых элемента (воду, воздух, землю, огонь) для объяснения здоровья, жизни и смерти, и, забывая о конкретном опыте, стала впадать в догматизм, губительный, по убеждению Гиппократа. "Древняя медицина" отвергает этот догматизм и отстаивает антидогматический статус медицины, ее независимость от философии Эмпедокла. "Сколько же охотников говорить или писать о медицине, - замечает Гиппократ, - основывая свои рассуждения на одном постулате, горячее или холодное, или влажное, или сухое, либо выберут что-то другое, слишком упрощая при этом глубинную причину болезней и смерти людей, все случаи объясняя одной причиной, а раз взяв за основу один или два постулата, они очевидным образом впадают в ошибку".
Гиппократ не отрицает участия этих четырех факторов в процессе заболевания и выздоровления, но он подчеркивает, что участвуют они всегда вариативно и сочлененно, ибо все в природе живет в смешении (заметим, что для корректировки постулатов Эмпедокла Гиппократ уместно использует постулат Анаксагора "все во всем". "Кто-то скажет: заболевший лихорадкой, воспалением легких или другой тяжкой болезнью, не так скоро способен погасить жар, а значит, надо признать чередование горячего и холодного. Но я вижу именно в этом лучшее доказательство, того что не просто горячее возбуждает лихорадку в людях, что это не единственная причина болезней, а то же самое есть одновременно горькое и горячее, кислое и горячее, соленое и горячее, и так до бесконечности, подобным образом и холодное со всеми его свойствами. То же, что приносит здоровью вред, есть, следовательно, все это, и в частности, горячее, которое по силе есть доминирующий фактор, и вместе с ним болезнь нарастает в своей тяжести..."
Медицинское знание - это точное и строгое понимание подходящей диеты и ее выверенной меры. Эта точность не вытекает из абстрактных или гипотетических критериев, а единственно лишь из конкретного опыта, "от самочувствия тела" (как не услышать здесь эхо Протагора).
Медицинский дискурс, следовательно,
не должен вращаться вокруг сущности
человека вообще, причин его внешнего
поведения, но должен задаваться вопросом:
что есть этот человек как конкретное
физическое существо, в отношении
к тому, что он ест и пьет, к
его специфическому режиму жизни
и прочим условиям. "Я полагаю,
- писал Гиппократ, - что наука, хоть
как-то связанная с природой, не может
исходить из чего-либо другого кроме
медицины, этого можно достичь
лишь тогда, когда сама медицина вся
будет развита на основе точного
метода, от чего мы еще очень далеки,
т.е. от завоевания точного знания о
том, что есть человек, о причинах,
определяющих его поведение и
о других подобных вопросах...".
Его работа "Эпидемии" - конкретная
демонстрация того, что Гиппократ требовал
от искусства медика, т.е. позитивного
эмпирического метода в действии, систематического
и организованного описания различных
заболеваний, - единственно верного основания
медицинского искусства.
Это внушительное сочинение пронизано
насквозь духом, который концентрированно
выражен в принципе, открывающем собрание
его афоризмов: "Жизнь коротка, искусство
вечно, случай мимолетен, эксперимент
рискован, судить трудно".
3. ГИППОКРАТОВСКИЙ
КОРПУС
Имя знаменитого врача Гиппократа, заложившего основы медицины как науки, связано с разнородной коллекцией медицинских трактатов, известной как Гиппократовский корпус. Подавляющее большинство сочинений Корпуса было составлено между 430 и 330 годами до н. э. Они были собраны в эллинистическое время, в середине III века до н. э. в Александрии.
Комментаторы данного сборника ещё в античное время (в частности, Гален) отметили неоднородность стиля и противоречивость содержания Гиппократовского корпуса. Одни предположили, что Гиппократ прожил очень долго и, следовательно, некоторые сочинения написал молодым, а другие в старости. Другие считали, что было целых семеро людей, членов семейства Гиппократа, труды которых также вошли в Гиппократовский корпус (среди них сыновья Фесалл и Драконт, зять Полиб).
Из них принадлежащими непосредственно Гиппократу исследователи признают от 8 до 18 сочинений. Согласно Трохачёву, среди историков медицины и исследователей Гиппократовского корпуса существует множество разногласий о принадлежности того или иного сочинения непосредственно Гиппократу. Трохачёв проанализирован работы четверых специалистов — Э. Литтре, К. Дейхгребера, М. Поленца и В. Нестле. Буквами Л, Д, П и Н соответственно отмечены трактаты, которые указанные авторы считают «истинно гиппократовыми».
Гиппократовский корпус состоит из следующих сочинений:
Этика и деонтология
1. Клятва (Л)
2. Закон (Л)
3. О враче
4. О благоприличии
5. Наставление
Общая медицина
Теория медицины. Анатомия. Физиология. Патология
1.Об анатомии
2. О сердце
3. О мясе
4. О железах
5. О природе костей
6. О природе человека (Д)
7. О семени
8. О природе ребёнка
9. О болезнях. Кн. 4
10. О пище
11. О соках (Д)
12. О ветрах
13. О кризисах
14. О критических днях
15. О седьмерицах
16. О воздухе, водах и местностях (Л, Д, П, Н)
Диетология
1. О диете (Н)
2. О диете, или о сновидениях
Прогностика
1. Прогностика (Л, Д, П, Н)
2. Косские прогнозы
3. Предсказания
Частная патология и терапия
1. Эпидемии (Л, Д, П, Н)
2. О диете при острых болезнях. Кн. 1 (Л)
3. О диете при острых болезнях. Кн. 2
4. О страданиях
5. О болезнях. Кн. 1—3
6. О внутренних страданиях
7. О священной болезни (Д, П, Н)
8. О местах в человеке
9. Об употреблении жидкостей
Хирургия
1. О врачебном кабинете
2. О переломах (Л, Д, П, Н)
3. О вправлении суставов (Л, Д, П, Н)
4. Книга о рычаге (Л, Д, Н)
5. О ранах головы (Л)
6. О ранах и язвах
7. О геморроидах
8. О фистулах
Глазные болезни
1. О зрении
Акушерство и гинекология
1. О болезнях девушек
2. О природе женщины
3. О женских болезнях
4. О бесплодии
5. О сверхоплодотворении
6. О семимесячном плоде
7. О восьмимесячном плоде
8. Об эмбриотомии
Детские болезни
1. О прорезывании зубов
Резюме ко всем разделам
1. Афоризмы (Л, Н)
Биографические легенды
1. Письма
2. Декрет афинян
3. Речь при жертвеннике
4. Речь Фесалла о посольстве к афинянам
Следует отметить, что учение
Гиппократовского корпуса в литературе
неотделимо от имени Гиппократа. При
этом достоверно, что не все, а только
некоторые трактаты Корпуса принадлежат
непосредственно Гиппократу. В связи
с невозможностью вычленить непосредственный
вклад «отца медицины» и
Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную науку, отделив её от религии, за что и вошёл в историю как «отец медицины». В произведениях Корпуса присутствуют одни из первых прообразов «историй болезни» — описаний течения заболеваний.
Учение Гиппократа состояло
в том, что заболевание является
не наказанием богов, а последствием
природных факторов, нарушения питания,
привычек и характера жизни человека.
В сборнике Гиппократа нет ни одного
упоминания о мистическом характере
в происхождении болезней. В то
же время учение Гиппократа во многих
случаях основывалось на неверных предпосылках,
ошибочных анатомических и
В Древней Греции времён Гиппократа существовал запрет на вскрытие человеческого тела. В связи с этим врачи имели весьма поверхностные знание об анатомии и физиологии человека. Также в то время существовали две соперничающие между собой медицинские школы — косская и книдская. Книдская школа фокусировала своё внимание на вычленении того или иного симптома, в зависимости от чего и назначалось лечение. Косская школа, к которой принадлежал Гиппократ, пыталась найти причину заболевания. Лечение состояло в наблюдении за больным, созданием такого режима, при котором организм сам бы справился с болезнью. Отсюда и один из основополагающих принципов учения «Не навреди».
Клятва Гиппократа
Византийская рукопись клятвы Гиппократа в форме креста. XII век.
«Клятва» является первым
сочинением Гиппократовского корпуса.
Она содержит несколько принципов,
которыми обязан руководствоваться
врач в своей жизни и
1. Обязательства перед
учителями, коллегами и
«Считать научившего меня этому искусству равным моим родителям, делиться с ним средствами и при необходимости помогать ему в нуждах, потомство его принимать как братьев и, по их желанию, учить их этому искусству, безвозмездно и без договора; наставления, устные уроки и всё прочее в учении сообщать моим сыновьям, сыновьям моего учителя и ученикам, связанным обязательством и принесшим клятву по закону врачебному, но никому другому.»
2. Принцип непричинения вреда
«Я направлю режим больных им на пользу, сообразно моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения какого-либо вреда или несправедливости.»
3. Отрицание эвтаназии и абортов
«Я не дам никому просимого смертельного средства и не укажу пути к такой цели, равно как и ни одной женщине не вручу абортивного пессария.»
4. Отказ от интимных связей с больными
«В какой бы дом я не вошёл я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего умышленно неправедного и пагубного, особенно от любовных дел...»
5. Сохранение врачебной тайны
«Что бы при лечении, а также и вне лечения я ни увидел или ни услышал о жизни людей такого, чего не следует болтать, о том я умолчу, считая всё это постыдным для разглашения.»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В отличие от своих предшественников Гиппократ полагал, что болезни не ниспосланы богами, а обусловлены вполне объяснимыми причинами, например, воздействием окружающей среды. В книге «О природе человека» Гиппократ выдвинул гипотезу о том, что здоровье основывается на балансе четырех телесных соков: крови, мокроты, желтой и черной желчи. Нарушение этого баланса вызывает болезнь.
Задачу врача Гиппократ видел в изучении индивидуальных особенностей больного, в обеспечении мобилизации сил организма для восстановления здоровья. В медицинской этике Гиппократ, выдвинул четыре принципа лечения: не вредить больному; противоположное лечить противоположным; помогать природе; щадить больного.
Гиппократ установил стадии
развития болезней, заложил основы
античной хирургии, разработал способы
применения повязок, лечения переломов
и вывихов, ввел в медицину понятия
анамнеза, прогноза, этиологии; разделил
людей по темпераментам (сангвиники,
холерики, флегматики, меланхолики). Его
учение оказало большое влияние
на представления медиков
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Гиппократ. Сочинения. / Пер. В. И. Руднева, комм. В. П. Карпова.