Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 09:13, реферат
Эмпиризм рассматривается как другой, совершенно иной, подход к научному
знанию, получению его, определения его истинности. Эмпиризм не признает
ничего общего, ничего, что не было бы подтверждено чувственным опытом, т.е.
первостепенная роль признается за опытом, а уж потом разум.
Эти два направления зародились примерно в одно время, но с самого начала были
диаметрально противоположны друг другу. Но именно несхожесть этих взглядов и
споры между ними, помогали каждому из них развиваться и совершенствоваться.
Вначале определим, что есть эмпиризм и рационализм, какие признаки им
характерны. Затем обратимся к истории формирования эмпиризма и рационализма и
к их основоположникам и сторонникам. Рассмотрим различные направления
эмпиризма и рационализма, а также проблемы познания связанные с различными
взглядами на это познание – рационалистический и чувственный.
Введение.3
1. Понятие, признаки и принципы эмпиризма и рационализма
философии нового времени. Критерии истинности.5
2. Становление и источники эмпиризма и рационализма философии нового времени. 6
3.1. Основные направления эмпиризма и рационализма
философии нового времени. Проблемы познания. Противоречие между рационализмом и
эмпиризмом философии нового времени. 11
Заключение.20
Список литературы.22
не только как великий
философ, создавший систему «
талантливый математик, физик, лингвист. Основные работы Лейбница: «Новые опыты
о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология».
Лейбниц внес значительный вклад в развитие рационалистического метода, следуя
декартовской традиции. Метод является дедуктивным и включает ряд принципов:
всеобщих различий, тождественности неразличимых явлений, всеобщей
непрерывности, дискретности субстанций, полноты и совершенства, достаточного
основания, всеобщей связи. Но приведение принципов метода в систему у
Лейбница не решено.
Для объяснения границ человеческой свободы воли Лейбниц вводит три вида
необходимости: метафизическую, моральную, физическую. Человек не свободен
только по отношению к метафизической необходимости. В двух других случаях он
имеет право на выбор.
Итак, как мы могли убедиться, наиболее уязвимая сторона рационалистических
воззрений заключается в трактовке отношения души и тела. Автономность разума,
имеющая характер безусловного требования для самой возможности формулировки
рационалистической доктрины, осложняла ее развитие и применение.
В противоположность
деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который
дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.
Здесь эмпиристы столкнулись с неразрешимыми трудностями выделения исходящих
компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм сознания.
Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса эмпиристы
вынуждены выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с
характеристиками сознания (таких как память, активная деятельность рассудка)
и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к категориям
логики и математики для описания опытных данных в качестве средств построения
теоретических знаний. Попытки эмпиристов обосновать индукцию на чисто
эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное
обобщение чувственного опыта потерпели полный провал.
В процесс познания включена вся психическая деятельность человека. Однако
основную роль выполняют чувственное и рациональное познание. Чувственное, или
сенситивное, познание – это познание с помощью органов чувств, оно дает
непосредственное знание о предметах и свойствах и протекает в трех основных
формах: ощущении, восприятии, представлении. Обобщить знания о предмете и его
свойствах, проникнуть в сущность вещей, познать причину явлений, законы бытия
с помощью органов чувств невозможно. Это достигается с помощью рационального
познания.
Рациональное познание, или абстрактное мышление – опосредованно знаниями,
полученными с помощью органов чувств и выражается в основных логических
формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, отражающих общее существенное в
предметах.
Чувственное и рациональное познание составляют стороны момента единого
процесса познания. Отражая объект с внешней поверхностной стороны,
чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которое свойственно
не только представлениям, но также восприятиям и ощущениям. Они составляют
предпосылку перехода к рациональному познанию. Рациональное познание не
только включает в себя момент чувственного, без которого оно было бы лишено
объективного содержания и связи с объективным миром, но, кроме того, оно
ориентирует и обуславливает чувственное познание. И хотя чувственное первично
по отношению к мышлению, однако в сформировавшемся познании чувственное
выступает в неразрывной связи с рациональным, составляя единый познавательный
процесс.
Из понимания процесса познания как диалектического единства чувственного и
рационального следует, что сенсуализм и рационализм являются односторонними
гносеологическими течениями абсолютизирующими одну из сторон этого единства.
Сенсуалисты абсолютизируют роль чувственного познания, считая, что все знания
происходят из опыта, из чувственного восприятия. Рационалисты абсолютизируют
рациональное познание, считая, что только разум способен познать
существующее.
Заключение.
Рационалистический метод Декарта, концентрируя внимание на деятельности
самого человеческого ума в процессе достижения истины, представляется прямой
противоположностью методу эмпиризма Бэкона, основанному на чисто опытном
выведение аксиом знания, лишенных математического осмысления. Однако
картезианский аналитический и одновременно дедуктивно-синтетический метод,
сколь бы ни подчеркивал Декарт его чисто интеллектуальные свойства, утратил
бы свою эффективность, если бы он совершенно игнорировал опытный фактор.
Декарт был далек от такого пренебрежения. Уже в «Правилах для руководства
ума» он осудил тех высокомерных «мудрецов», которые, пренебрегая опытом,
высокомерно воображают, что истина появится из их головы, как Минерва из
головы Юпитера. В «Рассуждении о методе» автор еще более категорически
заявил: «Что касается опытов, то я заметил, что они тем более необходимы, чем
дальше мы продвигаемся в познании». Своими экспериментами Декарт сам
великолепно это показал. Тем самым он доказал, что рационалистический метод,
если он не хочет выродиться в умозрительно-схоластическое рассуждательство,
обязан контролировать свои положения и выводы опытом, уточнять их
экспериментом (ибо дедуктивный вывод не однозначен). К тому же хотя великий
рационалист, вдохновленный своими математическими прозрениями, и был убежден
в безошибочности и эвристической силе правильно рассуждающего ума, но он явно
сам недооценивал того обстоятельства, что успешные эксперименты тоже играли
не последнюю роль в выведении тех истин, которые потом он воспринимал как
интуитивные.
В целом же Декарт односторонне, метафизически (в смысле антидиалектически)
подчеркнул значение собственно
интеллектуального фактора
опытного, который в основном был все же сведен к роли практического
индикатора, выявляющего
эффективность фактора
рационального. Чувственное познание совершенно необходимо в повседневной
практической жизни. Для теории же много важнее знание интеллектуальное, прямо
пропорциональное степени его математизированной достоверности.
Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между
эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали
единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма
(Декарт) превозносят роль
разума и принижают роль
Рационализм является теоретической основой рационалистических концепций
права. Суть этих концепций в том, что право – это совокупность норм, даваемых
разумом и призванных обеспечить разумный способ жизнедеятельности в обществе
(свобода, справедливость, равенство и т.д.). Эти нормы и это право носят
естественный, т.е. всеобщий и необходимый характер, поскольку они выводятся
разумом из самой сущности человека как существа разумного.
Поскольку право и его нормы выводятся из неизменной сущности человека, то они
имеют вневременной и должный характер. Они абсолютны и вечны. Они не зависят
от конкретных социальных и исторических условий. Они должны быть, чтобы
обеспечить разумную и свободную жизнь человека.
С этой точки зрения для юриста-правоведа знание основных положений
рационализма необходимо. Только на основе этого знания можно понять тенденции
развития европейской культуры и науки, понять закономерности формирования и
развития европейского правосознания и правоведения, базирующихся на идеях
рационализма.
Список литературы.
1. Алексеев
С.С. Философия права. – М.
2. Арзамасцев А.М. Философия как особый тип мировоззрения. –
Магнитогорск, 1998.
3. Блинников
Л.В. Краткий словарь
4. Богомолов
Ю.А. Буржуазная философия
М.,1987.
5. Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 1. – М.: Мысль, 1989
6. История политических и правовых учений (под ред. В.С. Нерсесянца). –
М.,1996.
7. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.,1998.
8. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская
философия XVIII в. – М.,1986.
9. Ляткер Я.А. Декарт, – М., 1989
10. Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение. // Вопросы
философии, 1997. № 3.
11. Рассел Б. История западной философии. – М.,1991.
12. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.,1984.
13. Соколов В.В. Философия Рене Декарта. – М., 1986.
14. Сольников В.П. Философия: Учебное пособие для юридических вузов. – С-Пб,
1999.
Информация о работе Эмпиризм и рационализм в философии нового времени