Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:20, реферат
Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭСТЕТИКИ…………………………………………..4
РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ…………5
СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ………………………………………19
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ……………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Главным выразительным
средством музыки принято считать
звук, который и создает
Первоначально
музыка существовала в формах коллективного
народного творчества, сочинители сами
были исполнителями своих
Подобно тому,
как одно и то же слово, одну и
ту же фразу можно произнести по-разному
и в зависимости от интонации
она будет звучать как вопрос,
как одобрение или как угроза,
по-разному можно исполнить
В музыке мы можем
наблюдать то, что называется сотворчеством,
за исключением тех случаев, когда
композитор сам исполняет свои произведения.
Для того чтобы зазвучала музыка,
необходимы два творца: композитор
и музыкант-исполнитель. И если первый
из них, создав произведение, считает
свою задачу выполненной, то второй всякий
раз, берясь за инструмент, начинает заново
переосмысливать и переживать музыкальное
произведение. И творческий процесс
всякий раз возобновляется и происходит
на наших глазах. В процессе сотворчества
участвуют и слушатели - на их реакцию,
отношение, выражение эмоций ориентируется
исполнитель. Аудитория может "принять"
или "не принять" музыканта. И контакт
с публикой необходим для его
творческого настроя и
Наряду с
так называемой чистой музыкой существуют
различные синтетические формы,
соединяющие звук и слово, звук и
цвет, звук и движение. Нередко музыка
сочетается с литературным произведением,
и рождаются интересные и разнообразные,
предназначенные для вокального
и вокально-инструментального
Искусство танца относится к древнейшим синтетическим искусствам. Его основным выразительным средством является движение, жест. Движения могут быть как подражательными, имитирующими, так и условными, обобщенными, - но в любом случае они выражают эмоциональное состояние, при их помощи создается художественный образ.
Первоначально танец не имел самостоятельного значения, а был частью обрядовых действий, элементом религиозных ритуалов или празднеств. Он исполнялся коллективно и не был специально предназначен для восприятия со стороны, публикой. Со временем наряду с народным танцевальным искусством выделилось искусство профессионального танца. Первые профессиональные танцоры появились в античности, но лишь к XVIII в. сформировался такой вид музыкального театра, в котором выразительные средства хореографии дополнялись музыкой, изобразительным искусством, режиссурой, - балет.
Балет представляет собой синтез множества искусств; в основе его лежит литературное произведение - либретто. Ведущая роль наряду с танцем принадлежит музыке, используется пантомима, приемы актерской игры драматического театра. Можно с гордостью сказать, что русская балетная школа, сформировавшаяся как самостоятельная в XVIII в., и по сей день остается весьма авторитетной и успешно конкурирует с другими известными национальными школами. Многие зарубежные исполнители учились и стажировались именно в России.
Наряду с
классической балетной школой существует
ряд новаторских направлений, смело
сочетающих язык классического танца
с пантомимой, использующих неожиданные
сюжеты и современную музыку. Буквально
на наших глазах родилось и сделало
большие успехи искусство телевизионного
балета (кинобалет). И это очень
важно, поскольку любое театральное
искусство мимолетно, жизнь спектакля
исчисляется реальными часами действия
в сценическом пространстве. Киносъемка
позволяет запечатлеть и
Балетный спектакль строится по законам театрального действия. Сюжетная линия балета чаще всего легенда - сказочная, фантастическая, лирическая, героическая история, рассказанная языком танца. В спектакле всегда много самостоятельных танцев - сольных, дуэтных, массовых, которые позволяют солистам и танцовщикам кордебалета продемонстрировать свое мастерство. Именно эти фрагменты известных балетов, как правило, включаются в концертные программы как самостоятельные номера.
Элементы
хореографии используются и в
других разновидностях музыкального театра
- опере, оперетте - и несут весьма
значительную эстетическую нагрузку.
Драматический театр также
Язык танца доступен и понятен всем людям, пусть даже они принадлежат к различным национальным культурам, живут на разных континентах. Танец, как и музыку, можно назвать универсальным средством межнационального и межкультурного общения.
Театр относится
к синтетическим формам художественного
творчества. Эстетический образ создается
здесь путем соединения выразительных
средств различных видов
Театр - это жизнь, происходящая в сценическом пространстве на глазах у зрителей и построенная по законам данного вида искусства. Здесь сплетаются реальное и условное. Сцена, декорации, костюмы, грим и другие средства выразительности являются символами - времени и места действия, эпохи, национальной культуры, национальных традиций. Но все, происходящее в этих "искусственных" условиях, реально до такой степени, что зрители, сидящие в зале, порой плачут, сопереживая героям, радуются вместе с ними, готовы прийти к ним на помощь.
В основе театрального действия лежит игра актера - искусство перевоплощения. На сцене актер как бы перестает быть самим собой и входит в образ персонажа. Внешность, голос, манера двигаться и говорить, речь и чувства не принадлежат теперь только актеру. Он сам принадлежит театру и становится "материалом", из которого режиссер "лепит" художественный образ. Иногда актера сравнивают с инструментом, который, находясь в умелых руках музыканта, может сыграть любую мелодию.
Театральная условность не должна мешать восприятию спектакля, она должна подчеркивать главное, эстетически значимое - драматический конфликт, характерные особенности времени и места действия и т.д. Это возможно, если не нарушена та мера условности, которую способен воспринять зритель. В противном случае спектакль превращается в схему, воспроизводящую сюжетную канву пьесы и обедненную в художественном отношении.
В истории
театрального искусства существовало
множество различных
Система Станиславского,
в основе которой лежит теория
о перевоплощении актера, вживании
его в образ - физическом, эмоциональном,
психологическом. Актер как бы отождествляет
себя с героем пьесы, проживает на
сцене отрезок чужой жизни. Совершенно
противоположна ей система Вахтангова,
которая рассматривает
Три названных направления продолжают жить в современном театральном искусстве, сосуществуя и соперничая с другими новейшими системами. Эта конкуренция весьма положительно сказывается на развитии сценического искусства, которое находится в постоянном поиске новых форм.
Помимо драматического существуют и другие виды театра - музыкальный (опера, оперетта, балет), кукольный, пантомимы, теней, зверей и т.д. Все разновидности театрального искусства сохраняют популярность и поддерживают интерес публики к этому древнему и всегда современному виду художественного творчества.
Кинематограф прочно вошел в нашу жизнь, в нашу культуру. С трудом верится, что было время, когда кино не существовало. А между тем появилось оно всего столетие с небольшим назад. Это исключительно интересный вид искусства, его возникновение напрямую связано с развитием техники, и в частности появлением в 20-30-е годы XIX в. фотографии.
Один из изобретателей фотографии, Л.Ж. Дагерр, известен более других - слово "дагеротип" образовано от этой фамилии. Тогдашний способ фотографирования несколько отличался от современного: снимали на металлическую пластинку, покрытую йодистым серебром, чувствительным к свету. Получалось достаточно четкое и качественное по тем временам изображение.
Особенно
популярными наряду с пейзажами
были дагеротипные портреты. Новая
интересная область художественного
творчества, занимавшая как бы промежуточное
место между живописью и
В литературе,
посвященной истории
Кино распространялось так быстро, что высказывались опасения, что оно заменит театр и литературу. По счастью, этого не случилось - кино лишь дополнило собой ряд синтетических искусств. "Великий немой" - так называлось оно до тех пор, пока не обрело еще одно выразительное средство - звук. Озвучивание фильма было встречено настороженно, c недоверием. Предсказывали даже закат кинематографии. Но звук нисколько не "испортил" кино. Освоение техники цветного кино еще более расширило его возможности.
Кинопродукция весьма разнообразна: художественные, научно-популярные, хроникально-документальные фильмы, мультипликация. Кинематограф быстро освоил традиционные жанры искусства и дополнил их новыми, отражавшими его собственную специфику.
Художественный
фильм создается путем синтеза
актерской игры, режиссерского мастерства,
средств изобразительного искусства,
музыки. Отличительным приемом
В каждом из рассмотренных
выше видов искусства используются
присущие ему выразительные средства
для создания художественного образа.
Именно образность самовыражения и
воспроизведения