Эстетические ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭСТЕТИКИ…………………………………………..4
РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ…………5
СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ………………………………………19
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ……………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Файлы: 1 файл

Реферат Эстетические ценности.docx

— 56.38 Кб (Скачать файл)

 

  1. СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ

 

Сознание и потребность, отношение и действие - все это  система чисто человеческих факторов, находящихся в диалектической взаимообусловленности  и взаимодействии. Действуя в каждой сфере общественной жизни на новых  уровнях, они обогащаются, возвышаются, становятся все более определенными, творчески активными. Конечно, эти  качественные перемены не совершаются  изолированно от условий общественной жизни. В постоянстве качественных перемен в эстетическом сознании сказываются объективные условия  общественной жизни, в особенности, характер и содержательность конкретной эстетической культуры и нравственно-психологической  атмосферы, вне которой трудно представить  эту культуру, являющуюся одним из существенных факторов формирования эстетического  сознания. На развитие эстетической культуры влияют эстетические взгляды, представления, понятия, художественное творчество во всех его видах, материализация эстетического  сознания через эстетику быта, спорта, и т.д. Эстетическое сознание, отражая  определенные стороны образа жизни, отличается лишь относительной самостоятельностью. Развиваясь по своим специфическим  законам, эстетическое сознание испытывает на себе влияние различных форм жизни  общества.

В полной мере эстетические ценности являются достоянием элиты. Эстетические же потребности широких слоев  народа удовлетворяются главным  образом "массовой культурой". Но мне кажется,  что эстетические ценности архитектуры во многом определяются особенностями массового потребления. Исследование социологических  и  социально- психологических проблем  последнего имеет поэтому фундаментальное  значение для их понимания. Здания и  сооружения, образуя неотъемлемые элементы повседневной жизни, во многом определяют и образное своеобразие человека. Они служат не только устроению вещного мира в соответствии с художественными программами, но становятся и средством выражения жизненной позиции потребителя и его социокультурной ориентации. Архитектура адресована широким слоям населения, оказывая влияние на общий уровень эстетического сознания. Однако массовое сознание не всегда готово воспринять эстетическую ценность, особенно если речь идет о новом и непривычном.

Оценку произведений искусства  могут подчинить своему авторитету профессионалы и «знатоки», предлагая  суждения, претендующие на общезначимость. Их давление на публику становится эффективной тактикой изменения  массового вкуса, причем мнение рядовых  потребителей, высказывающих эстетическое суждение, далеко не всегда оказывают  влияние на судьбу произведений. Включение  или не включение того или иного  произведения в канон, вероятнее  всего, имеет явное социальное значение, потому что каждая культурно - социальная группа так или иначе разделяет  эстетические  пристрастия, имеющие  существенное значение для формирования этой группы и поддержания ее единства.

Постоянное воздействие  развитой системы средств массовой коммуникации и рекламы приводят к внедрению в массовое сознание новых социокультурных значений и эстетических представлений, предлагая  все новые образы вещей и эталоны  моды. В конечном итоге и на их основе,  а не только стихийно, складываются вкусы. Поэтому в основе решения  потребителем вопроса о том, что  красиво и что нет, чаще лежат  скорее социопсихологические, чем искусствоведческие критерии.

При изучении процессов, протекающих  в массовом потреблении, на первый план выдвигаются такие явления, как  престижное потребление, социальный символ, мода и кич, играющие значительную, а иногда и определяющую роль в  формировании и трансформации эстетической ценности в сфере массового сознания и поведения.

Эстетическую ценность связывают  то с субъективными переживаниями  воспринимающего индивида, то с объективными характеристиками общественно значимого  предмета. Однако ни психологические, ни объективно-социологические исследования эстетического до сих пор не имели  решающего успеха, хотя и добавили многое к пониманию эстетического восприятия и зависимости эстетического сознания от конкретных социально-исторических обстоятельств. Эти исследования ясно показали, что эстетическая ценность не может быть отнесена только к индивиду или только к некоторой культуре. Представление о формировании эстетической  ценности в массовом сознании должно объединять в себе оба эти аспекта ее существования.

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ

 

Эстетическая ценность в массовом сознании весьма неоднородна. Утверждая, что вещь красива, люди редко могут  обосновать это утверждение. Во многих случаях выясняется, что вещь признана красивой, потому что она модна, престижна, символизирует нечто или позволяет  выделиться среди других.  Поэтому  на первый план выдвигается проблема отделения собственно эстетических ситуаций от внеэстетических, влияющих на ценностное осознание архитектуры. Так, престижное отношение, ценностное по своей сути, не является эстетическим. Эстетическая ценность оказывается  во многом зависящей от внеэстетического ценностного отношения.

Стремление обрести единства предметно-пространственной среды, которое  противостояло бы расширенному хаосу  форм, приводит к тому, что в массовом сознании одним из критериев эстетической ценности становится отнесенность его  к определенной стилевой системе.  Представления о стиле воплощаются  в образы, которые узнают и которые  могут символически обозначать важные аспекты потребления. Тем самым  культурная и социальная значимость стилевой культуры связывается с  особенностями порождения и воспроизводства  эстетической ценности.

Взаимосвязь стиля и эстетической ценности определяется их принадлежностью  к одной нормативной системе  художественной культуры. Если стилевая система выступает как жесткофиксированная  система норм, задающая формальные условия художественному творчеству, то эстетическая ценность  представляет собой социальную форму реализации такого рода норм и восприятия произведений художественного творчества. Активность распространения информации в современной культуре ведет  к тому, что, едва наметившись как стиль, новая система художественно-образных  средств формообразования за короткое время получает широкое распространение. Множество таких структур рождает их наложение, «скрещивание» и мозаичное сочетание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение хотелось бы сказать, что необходимо разграничивать типы эстетических объектов, которые существуют в сознании человека. Знание типов, а также механизмов и факторов формирования эстетических ценностей  полезно каждому человеку, ибо  помогает нам лучше ориентироваться  в их безграничном мире.

 Хотелось бы отметить  еще одну мысль о формировании  эстетической ценности. Георг Зиммель  в своей классической “Философии  денег” описал формирование эстетической  ценности как постепенное замещение  “примитивных” форм наслаждения  от присвоения — дистанцированием. Согласно 3иммелю, в примитивных  обществах еще царит процесс  чисто физического потребления.  То, что немецкий социолог Норберт  Элиас назвал “цивилизующим процессом”, может описываться в формах  постепенного дистанцирования. Элиас  показывает, например, что даже поглощение  пищи за столом (самая грубая  и примитивная, но необходимая  форма присвоения) подвергается  дистанцированию. Человек перестает  рвать мясо руками и зубами, а начинает пользоваться “дистанцирующими  приборами” — вилкой и ножом.  Нет сомнений в том, что эстетическая  ценность, в конечном счете, не  может быть ни грубо присвоена,  ни потреблена. То, что в музеях  мы не можем не только дотронуться  до картин, но даже подойти  к ним на “неприлично” близкое  расстояние, отражает тот же процесс  дистанцирования. Новейшие исследователи  форм раннего обмена и присвоения  показали, однако, что и в примитивных  культурах существовала группа  предметов, не предназначенных  для потребления. В новейшей  работе Мориса Годелье “Загадка  дара” такие объекты определяются  как sacra, сакральные амулеты и  талисманы. Но еще задолго до  Годелье Луи Жерне в своем  известном эссе о возникновении  понятия “ценность” у греков  показал, что целый ряд предметов,  наделенных высшей ценностью,  не могут быть присвоены, а  их происхождение мифологически  приписывается не людям, а богам. Sacra важны потому, что на них опирается вся иерархия социальных ценностей. Система высших ценностей всегда претендует на существование вне потребления, а музеи имеют значение гарантов чисто эстетического, незаинтересованного и никому не принадлежащего пантеона шедевров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. «Эстетические ценности предметно-пространственной среды»; А.В. Иконников, Москва: Стройиздат 1990.
  2. «Эстетика»; Е. А. Чичина, Ростов-на-Дону: «Феникс» 2000.
  3. «Эстетика»; Ю. Борев, Москва: Издательство политической литературы, 1975
  4. «Творчество, жизнь, искусство»; Г. Гачев, Москва 1980.
  5. «Человек. Пути формирования новой личности»; Б. Н. Бессонов Москва 1988.
  6. Эстетические ценности – Википедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/эстетические ценности.

 

 


Информация о работе Эстетические ценности