Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:20, реферат
Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭСТЕТИКИ…………………………………………..4
РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ…………5
СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ………………………………………19
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ……………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Сознание и потребность,
отношение и действие - все это
система чисто человеческих факторов,
находящихся в диалектической взаимообусловленности
и взаимодействии. Действуя в каждой
сфере общественной жизни на новых
уровнях, они обогащаются, возвышаются,
становятся все более определенными,
творчески активными. Конечно, эти
качественные перемены не совершаются
изолированно от условий общественной
жизни. В постоянстве качественных
перемен в эстетическом сознании
сказываются объективные
В полной мере эстетические ценности
являются достоянием элиты. Эстетические
же потребности широких слоев
народа удовлетворяются главным
образом "массовой культурой". Но
мне кажется, что эстетические
ценности архитектуры во многом определяются
особенностями массового
Оценку произведений искусства могут подчинить своему авторитету профессионалы и «знатоки», предлагая суждения, претендующие на общезначимость. Их давление на публику становится эффективной тактикой изменения массового вкуса, причем мнение рядовых потребителей, высказывающих эстетическое суждение, далеко не всегда оказывают влияние на судьбу произведений. Включение или не включение того или иного произведения в канон, вероятнее всего, имеет явное социальное значение, потому что каждая культурно - социальная группа так или иначе разделяет эстетические пристрастия, имеющие существенное значение для формирования этой группы и поддержания ее единства.
Постоянное воздействие развитой системы средств массовой коммуникации и рекламы приводят к внедрению в массовое сознание новых социокультурных значений и эстетических представлений, предлагая все новые образы вещей и эталоны моды. В конечном итоге и на их основе, а не только стихийно, складываются вкусы. Поэтому в основе решения потребителем вопроса о том, что красиво и что нет, чаще лежат скорее социопсихологические, чем искусствоведческие критерии.
При изучении процессов, протекающих в массовом потреблении, на первый план выдвигаются такие явления, как престижное потребление, социальный символ, мода и кич, играющие значительную, а иногда и определяющую роль в формировании и трансформации эстетической ценности в сфере массового сознания и поведения.
Эстетическую ценность связывают
то с субъективными переживаниями
воспринимающего индивида, то с объективными
характеристиками общественно значимого
предмета. Однако ни психологические,
ни объективно-социологические
Эстетическая ценность в массовом
сознании весьма неоднородна. Утверждая,
что вещь красива, люди редко могут
обосновать это утверждение. Во многих
случаях выясняется, что вещь признана
красивой, потому что она модна, престижна,
символизирует нечто или
Стремление обрести единства
предметно-пространственной среды, которое
противостояло бы расширенному хаосу
форм, приводит к тому, что в массовом
сознании одним из критериев эстетической
ценности становится отнесенность его
к определенной стилевой системе.
Представления о стиле
Взаимосвязь стиля и эстетической
ценности определяется их принадлежностью
к одной нормативной системе
художественной культуры. Если стилевая
система выступает как
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы сказать, что необходимо разграничивать типы эстетических объектов, которые существуют в сознании человека. Знание типов, а также механизмов и факторов формирования эстетических ценностей полезно каждому человеку, ибо помогает нам лучше ориентироваться в их безграничном мире.
Хотелось бы отметить
еще одну мысль о формировании
эстетической ценности. Георг Зиммель
в своей классической “
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ