Эстетическое учение Ницше: аполлонийское и дионисийское начало и феномен сократизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:54, реферат

Описание работы

В конце XIX – нач. XX вв. философы находили, что западноевропейская цивилизация также переживает культурный упадок. По их мнению, европейцы погрязли в эгоизме, потребительском отношении к вещам, в их мире царит посредственность, и их духовная жизнь находится в застое. Они искали причины упадка и возможную панацею от него, чтобы началось культурное возрождение, при этом часто заглядывая в прошлое в попытках там найти ответы на их вопросы. Последователь Шопенгауэра, Ницше, ставил в пример Европе восточную систему ценностей и жизнь предков самих европейцев.

Содержание работы

2.Введение

3.Дионисическое и аполлоническое

4.Сны, иллюзии, индивидуальность

5.Чары Диониса

6.Музыка

7.Взаимодействие

8.Феномен сократизма


9.Заключение

10.Примечания

11.Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

философия апаллоническая и дионисийсская начала в культуре.docx

— 58.72 Кб (Скачать файл)

              Проект  Ницше   должен создать  возможность    появления    «трагических  философов»,    которые    в    области    гносеологии    будут, скорее, скептиками или, вернее, будут казаться скептиками тем, кто продолжает делить мир на «истинный»    и «кажущийся».   Вместо     платоновской    метафизики    (теория идей, Благо как основа всех добродетелей,   сократовский    принцип  «добродетель    есть знание», теория    знания    как   воспоминания),   обосновавшей   воспитательные

 

принципы Сократа, метод  Ницше предполагает, среди прочего, принцип «перспективизма» и критическую составляющую (историческую — в

особом смысле этого слова, или «генеалогическую» и «грамматическую»), лежащую в основе «трагического» воспитания.

 

             В первые годы преподавания в Базеле Ницше — один из наиболее многообещающих молодых филологов-классиков  всего германо-язычного мира. Окрыленный  своим   академическим успехом, Ницш почти  сразу     начинает с предложения своеобразной реформы отношения к    античности — к способам, целям и методам ее изучения.       Необходимость    такой     реформы    определяется,   с    точки        зрения       Ницше, самой сутью античности  и  античной  философии как     предмета  изучения. Центральной   проблематикой  античной   философской  культуры      является,  с  точки  зрения   Ницше,     искусство    достойной  жизни.

          Поэтому есть  единственно     правильный   и    последовательный          способ        оставаться       верным   античности    как    особой   форме    жизни — это продолжать ее культурную  задачу, то    есть     использовать   саму античность, ее изучение  и  преподавание      как       основу для выработки соответствующего       философского   искусства  в современных обществах. Этот   призыв     Ницше   к   реформе адресован   в    первую очередь коллегам — классическим      филологам,      людям,     посвятившим свою жизнь    античности;   именно    у   них было бы естественно, полагал Ницше,   ожидать    понимания   и    правильного    отклика.  

 

 

\

Заключение

 

 

           Со времени жизни Сократа прошло более двух тысячелетий, однако впервые поставленный им вопрос об отношении знания к добродетели все еще продолжает волновать людей. Об этом, в частности, свидетельствуют оживленные дискуссии, развернувшиеся за последние годы на страницах книг и журналов вокруг проблемы взаимоотношения науки и нравственности.

         Ницше – один из самых  ярых антисократиков во всей долгой истории споров вокруг афинского философа. Он во многом сознательный антипод Сократа и на протяжении всего своего творчества настойчиво, последовательно атаковал его воззрения и вообще сократовское начало в философии и жизни. Все современное ему общество Ницше неприязненно характеризует как «сообщество критических сократовцев», а современную культуру – как сократовскую, или александрийскую. «Весь современный

наш мир, - писал он, - бьется в сети александрийской культуры и признает за идеал вооруженного высшими силами познавания, работающего  на службе у науки теоретического человека, первообразом и родоначальником  которого является Сократ».

         На  самом  деле  Ницше   восхищается   Сократом, что   сразу  заметно в том, как он о нем  пишет, но критикует его, ибо он является

антитезой трагического, а значит, должен быть превзойден, но именно превзойден, а не диалектически «снят».

         Сократовская тема неисчерпаема. Все новые и новые аспекты ее привлекают к себе интерес исследователей – теологов, историков, философов, политиков, юристов.

 

 

            Вероятно, можно сказать: сегодня без  Сократа  нет  ни одного философствующего, пускай даже он чувствуется как бледное сверканье  из

далекого прошлого. То, как каждый познал Сократа, воздействует на основные черты его мысли. 

        Мы должны иметь в виду, что в учении Ницше перед нами скорее легенда о Востоке, с помощью которой он надеялся излечить болезни Запада. В принципе его труд – не просто догма или учение, это глубокое философское исследование, опирающееся не на доказательства, а на непосредственный эмпирический опыт человечества. Чтение «Рождения трагедии из духа музыки» – это как путешествие в глубину собственного подсознания, открытие того, что всегда было, но только теперь стало очевидным. Стоит заметить, что тот, кто подойдет к чтению Ницше без той искренности, с которой говорил сам философ, ничего не поймет в его работах.

         Но в своем восхвалении Диониса Ницше слишком увлекся, сведя до вредного и презренного явления то, что он называл сократизмом, а проще – науку. Неужели те достижения человечества, которые были рождены не метафизическими силами, а логическими измышлениями, ничего не значат? Ведь именно они двигали общество по пути прогресса. Если грек грезил красочными образами с прекрасными формами, то прогрессивные люди времен Ницше уже видели во сне химические таблицы. С другой стороны наука и так была на первом месте и не нуждалась в поддержке, даже напротив, она повлияла на то, что и в искусстве стали искать

логичность и стремиться к рациональному познанию. Тучи критиков, не способных проникнуть в тайны  подлинного творчества, раздражали Ницше, и он хотел оградить его от разрушительного  воздействия науки. В том, что  искусство нужно ограждать от омассовления, развлекательности и оставить его в сфере взаимодействия аполлонического и дионисического

 

начал, я полностью согласен с Ницше, но, по-моему, это невозможно без отрицания науки. Каждая эпоха хороша по-своему, как и время жизни

человека. Оставим греков в детстве человечества, иногда на них оглядываясь, так как дважды в одну воду не войдешь.

        Ницше сделал нечто потрясающее, объяснив, причем успешно, сущность музыки. Это великое открытие было совершено не без помощи Шопенгауэра, но Ницше довел его до конца.

 

 

Примечания

 

1.   Цит. по: Ф.В. Ницше. Рождение трагедии из духа музыки, пер. Г. А. Рачинского, СПб.: Азбука, 2000. С.186 – 187.

2.   То же. С.50.

3.   То же. С.51.

4.   То же. С.51.

5.   То же. С.53.

6.   То же. С.54.

7.   То же. С.55 – 56.

8.   То же. С.194.

9.   То же. С.57.

10.  То же. С.72.

11.  То же. С.74.

12.  То же. С.80.

13.  То же. С.80.

14.  То же. С.69

 

 

Список используемой литературы

 

1.   Ф.В. Ницше. Рождение трагедии из  духа музыки, пер. Г.А. Рачинского, СПб: Азбука, 2000.

2.   Культурология: учебник для студентов технических вузов / Н.Г. Багдасарьян, М.: Высшая школа, 1999.

3.   Культура: Теории и проблемы. Учебное пособие /Т.Ф. Кузнецова и др. М., 1995.

4.   А.И. Шендрик. Теория культуры. Учебное пособие для вузов. М., 2002.

 

5. Ф.Х. Кессиди. Сократ. СПб., Алетейя, 2001, 213 с.

 

6. В.С. Нерсесянц. Сократ. М., 1977, 123 с.

 

.7. В.И. Толстых. Сократ и мы. М., 1981, 108 с.

 

8. Й. Томан, М. Томанова. Сократ. М., 1983, 198 с.

 

9. Варналис К. Подлинная апология Сократа. М., 1935, 205 с.

 

10. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: Издательство «Наука», 1994. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. I., 123 с.


Информация о работе Эстетическое учение Ницше: аполлонийское и дионисийское начало и феномен сократизма