Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 13:37, реферат
Иммануила Канта (1724-1804) считают родоначальником немецкой классической философии - грандиозного этап в истории мировой философской мысли. Охватывающего более чем столетие духовного развития - напряжённого, очень яркого по своим результатам и важного по своему воздействию на человеческую духовную историю. Он связан поистине с великими именами: наряду с Кантом это И. Г. Фихте (1762-1814), Г. Гегель (1770-1831), Л. А. Фейербах (1804-1872) - все они в высшей степени оригинальные мыслители.
1. Немецкая классическая философия
2. Иммануил Кант
2.1. Личность и творчество
2.2. Творчество в докритический период
2.3. Бессмертные идеи "Критики чистого разума"
3. Эстетика Канта.
Аналитика прекрасного.
Аналитика возвышенного.
Дедукция чистых эстетических суждений.
Диалектика эстетической способности суждений.
Вывод
Список литературы
1.
Немецкая классическая
философия
2.
Иммануил Кант
2.1.
Личность и творчество
2.2.
Творчество в докритический
период
2.3.
Бессмертные идеи "Критики
чистого разума"
3.
Эстетика Канта.
Аналитика прекрасного.
Аналитика возвышенного.
Дедукция чистых эстетических суждений.
Диалектика
эстетической способности
суждений.
Вывод
Список
литературы
1.
Немецкая классическая
философия
Иммануила Канта (1724-1804) считают родоначальником немецкой классической философии - грандиозного этап в истории мировой философской мысли. Охватывающего более чем столетие духовного развития - напряжённого, очень яркого по своим результатам и важного по своему воздействию на человеческую духовную историю. Он связан поистине с великими именами: наряду с Кантом это И. Г. Фихте (1762-1814), Г. Гегель (1770-1831), Л. А. Фейербах (1804-1872) - все они в высшей степени оригинальные мыслители.
Прежде всего, мыслителей немецкой классики объединяло исходное понимание роли философии в истории человечества, в развитие мировой культуры. Гегелю, принадлежат крылатые слова: "Философия есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении". И представителям немецкой классики удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего тревожного и бурного времени - периода грандиозных социально-исторических преобразований. Они обратили свои взоры и к человеческой истории как таковой, и к человеческой сущности.
Кант, Фихте, Гегель возносят философию высоко, т. к. мыслят её как строгую и систематическую науку, науку как специфическую по сравнению с естествознанием.
Вторая особенность немецкой классической мысли заключается в том, что ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной, отдельные звенья, которой взаимосвязаны в единую интеллектуальную цепь философских абстракций. Именно немецкая классика, несмотря на свою трудность при усвоении, смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальное действие.
Кант и другие представители философски рассуждают о мире - о мире в целом, о закономерностях её развития. Это так называемый онтологический аспект философии - учение о бытие. В тесном единстве с ним строится учение о познании, т. е. Теория познания, гносеология. Философия разрабатывается и как учение о человеке, т. е. философская антропология. Вместе с тем классики немецкой мысли стремятся рассуждать о человеке, исследуя различные формы человеческой деятельности, в том числе социальную жизнедеятельность человека. Они размышляют об обществе, общественном человеке в рамках философии права, нравственности, всемирной истории, искусства, религии - таковы были в эпоху Канта дисциплины философии. Еще задолго до Канта охватывалось понятие "метафизика". Немецкой классической философии была присуща метафизика в смысле целостного мировоззренческого подхода.
Поэтому третья особенность этой философии заключается в прокладывании пути новому по отношении к метафизике методу мышления и познания - методу диалектизму, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимую к исследованию всех областей человеческой жизни. Диалектические идеи проходят через всю немецкую классическую философию, обогащаясь и развиваясь от одного философского учения к другому.
Четвертый момент - это некоторые общие принципы подхода к проблеме исторического развития. В трактовке развития общества прилагаются рациональные мерки и критерии: историческое развитие предполагается исследовать не с помощью прозрения - интуиции, а научно - теоретически. Законы истории понимались как принципы исторической "разумности". Немецкие философы полагали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, побуждения людей, т. е. идеальные мотивы, объединяемые в понятия сознания, "духа", мышления, познания, центральных для немецкой классической философии.
И наконец, последнее, что объединяет немецкую классику в единое целое: в своем рассмотрении человека и истории эта философия чётко и ясно сконцентрирована вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей.
Немецкая классическая философия является непреходящим достижением философской мысли, к которому примыкают и многие другие философские достижения человечества немецкой классики. Она потому имеет общечеловеческое значение, что пыталась ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии, на те вопросы, которые оно задаёт себе и сегодня.
Философия
немецкой классики и в наши дни
продолжает свою жизнь как относительно
единое образование. Но немецкая классическая
философия - созвездие, которое состоит
из ярчайших звёзд. На всю последующую
жизнь человечества они зажглись
на небосклоне немецкой, европейской,
мировой культуры. И одна из самых
ярких этих звёзд - Иммануил Кант. Жизнь
и поистине бессмертные идеи Канта
станут предметом наших дальнейших
размышлений.
2.
Иммануил Кант
2.1.
Личность и творчество
Кант
говорил о том, что вопрос о
человеке, т. е. антропологический вопрос,
- главный для философии. Не случайно,
подводя некоторые итоги
Иммануил Кант родился в 1724 году в Пруссии в семье шорника (ремесленника изготовлявшего сёдла, уздечки), труд которого в тогдашней Германии считается почётным, достаточно высоким уважением.
Рождение
и воспитание в семье шорника
наложило на становление личности Канта
свои особенности: уважительное отношение
к другим людям и их труду, честному,
добротному и достойному труду. Поэтому
сыну ремесленника Иммануилу Канту был
открыт доступ в университет и возможность
окончить его, а затем стать университетским
профессором, выдающимся философом и учёным.
В годы учёбы в университете Кант уже думает
над тем, каким путём нужно формировать
новую философию. Он внимательно изучает
философские системы предшествующих философов.
В особенности его привлекает его английская
философия - учения Локка и Юма. Он вникает
в систему Лейбница, осваивает произведение
Вольфа. Проникая в глубину истории философии,
Кант осваивает одновременно такие дисциплины,
как медицина, география, математика и
настолько профессионально, что впоследствии
преподавал их. После окончания университета
в 1746 году Кант вступает в новый путь: он
становится домашним учителем. Годы учительства
не прошли бесследно. В 1755 году Кант своими
оригинальными произведениями занял особое
место в философском творчестве. Его мысль
начинает участвовать в обновлении философии
Германии.
2.2.
Творчество в докритический
период
Самая
первая работа Канта - трактат "Мысли
об истинной оценке живых сил" (1746
год помечен годом окончания
университета). Эта работа, которая
содержит в себе то, что можно
назвать искренним и страстным
определением жизненной ориентации
молодого ученого, обоснованием и защитой
ценностей творческого
Кант как начинающий философ пытается ответить на такие вопросы; как может ли он посягнуть на критику великих ученых, великих философов? Имеет ли он право судить о том, что сделано Декартом и Лейбницем, не заключена ли тут немыслимая дерзость - встать вровень с ними?
В
связи с этим в личностном облике
Канта проявляются такие
В 1755 году Кант пишет и защищает три диссертации. Одна из них посвящена проблеме огня (июнь 1755 год). Подобно Гераклиту, у которого огонь был первоначалом диалектики, Кант подходит к проблеме огня, пытается исследовать в естественнонаучном и одновременно в философском ключе. Эта работа своего рода была пособием для студентов. В сентябре 1755 году он пишет вторую диссертацию "О принципах метафизического познания" - "габилитационную", как её называли.
Она подтверждала право на звание приват-доцента философии. Здесь Кант выходит на тему философской метафизики. Защитив вторую диссертацию, Кант приобрел право читать лекции в университете.
В
1755 году написана третья диссертация "О
философской монадологии". Только
в 1780 году он стал профессором Кёнисберского
университета. Кант все больше находит
себя в философии, которая связана
как естественнонаучными
Большую роль для становления самого Канта и для всей мировой философии сыграла его работа под названием "Всеобщая естественная история и теория неба". Исследование Канта заключает в себе интерес и для современного человека, для современного мышления. Прежде всего, это относится к борьбе нового типа мышления против религиозной и философской догматики, к борьбе ученого, философа, который имел возможность использовать ростки нового критического мышления человечества.
Канту
с самых его первых шагов в
философии было важно и интересно
построить картину подвижного и
одушевлённого, динамичного мира. Омертвение
мира, которое получается при построении
механистической его картины, Канта
не может удовлетворить. Главный
результат, достигнутый кантом в
данной работе, состоит как раз
в том, что мир действительно
предстает как динамический, подвижный,
исполненный живых сил и
Два
главных произведения Канта образуют
мостик к "Критике чистого разума".
Одно из них называется "Наблюдения
над чувственном прекрасного и возвышенного",
второе - "О форме и принципах чувственно
воспринимаемого и умопостигаемого мира".
2.3.
Бессмертные идеи "Критики
чистого разума"
"Критика
чистого разума" Кант опубликовал
в двух изданиях. "Критика чистого
разума" принадлежит к числу
великих произведений
"Критика
чистого разума" - крупное событие
не только в истории философии,
В предисловии к первому изданию своего произведения Кант объясняет его смысл, раскрывает самый главный интерес, который побудил его написать "Критику чистого разума".
Кант поставит вопрос о чистом разуме в двух формах: о чистом теоретическом разуме и о чистом практическом разуме. Для Канта это две способности разума. Одна состоит в способности мыслить и познавать какие-то предметы, - это и есть теоретический разум. А практический разум - это способность некоторые предметы производить, создавать. Критика чистого разума для Канта не что иное, как критика теоретического чистого разума. Её главные сюжеты - человеческое познание и человеческое мышление.
Кант
строя учение о чистом разуме, следует
духу основательности и