Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:29, реферат
Значение трудов и деятельности античных философов, в частности Платона и Аристотеля, трудно недооценить в развитии не только философской мысли человечества, в построении принципов существования западной цивилизации, но и в нашей современной жизни: её техническом и информационном обеспечении. Их работы, проделанные в теоретическом направлении, а также применённые на практике принципы, можно увидеть и по сей день. Развитие многих научных школ более поздних периодов и современности основывается либо на прямую, либо косвенно на работах этих деятелей.
Введение. 3
1. Платон. Этические взгляды Платона 5
2. Политические взгляды Платона в работе «Государство» 9
3. Аристотель. «Никомахова этика» 13
4. Политические взгляды Аристотеля 16
Заключение 20
Список литературы: 22
Реферат по философии на тему:
«Этические и политические взгляды
Платона и Аристотеля»
Содержание
Введение. 3
1. Платон. Этические взгляды Платона 5
2. Политические взгляды Платона в работе «Государство» 9
3. Аристотель. «Никомахова этика» 13
4. Политические взгляды Аристотеля 16
Заключение 20
Список литературы: 22
Термин «античность» происходит от латинского слова antiquitas — древность. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Античная этика признавала две главные категории – свободу и рабство, различия расовые, национальные не играли особой роли. Человек, подчиненный какой-либо идее, «борец за идею», свободным не считался. На развитие политической мысли Древней Греции огромное воздействие оказало то, что в полисах, как правило, противостояли друг другу две наиболее значительные группировки свободного населения: демос и аристократия.
Значение трудов и деятельности
античных философов, в частности
Платона и Аристотеля, трудно недооценить
в развитии не только философской
мысли человечества, в построении
принципов существования
Многие черты платоновского идеального государства мы можем встретить в трудах и работах известных утопистов разных периодов развития философии, а сам, написанный Платоном диалог «Государство», является первой утопией. Но одно отличает его от утопии – это попытка реализовать идею в реальности. То же можно сказать и о его ученике – Аристотеле, который правда, более «приземлённей» рассматривал и анализировал модели государственного устройства. Этот опыт воодушевлял многих мыслителей и политических деятелей разных эпох на те действия, что корректировали ход истории и настроения умов. А разработка этих трудов и их воплощение невозможно было бы представить без создания неких обществ, которые объединены на основе этих идей. По всей деятельности этих философов можно сделать вывод, что они понимали значение преемственности в знаниях и, как следствие, привлечение и воспитание определённого кадрового потенциала. Именно в рамках кадровой подготовки и были созданы знаменитые платоновская академия и аристотелевский лицей, выпускники которых так же сыграли не малую роль в развитии цивилизаций.
Философское
наследие гениальных мыслителей античности
Платона и Аристотеля весьма обширно,
а влияние его огромно и
прослеживается во всех областях духовной
и научной жизни в течение
многих лет. Созданные ими философские
системы нашли много
Спектр трудов Платона и Аристотеля очень широк, поэтому целью работы является сравнение их политических и этических идей.
Платон – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428 — 427 годах до н.э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года, Платон познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами. После смерти Сократа в 399 году до н. э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Платоновскую Академию. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году. Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона – Аристокл (др. греч. буквально, «наилучшая слава»). Платон – прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». Напротив, существуют исследования, показывающие, что легенда о его имени «Аристокл» возникла в период эллинизма.[2]
Этика — учение о нравственности, и политика — учение о государстве у Платона тесно связаны: государство подобно человеку, а человек — государству, справедливость в человеке и в государстве одинакова. Поэтому человек может быть нравственно совершенным лишь в правильно организованном государстве. «Образец совершенного государства» и «прообраз человека» — таков предмет этико-политического учения Платона.[4]
Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами, в его диалогах рассматриваются такие вопросы как: природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Между идеями, определение которых составляло предмет диалектики, нормы нравственных понятий с самого начала заняли первенствующее место, и имматериализм теории двух миров уже вначале заключал в себе враждебную телесной жизни и несвойственную грекам мораль. Нравственное мировоззрение Платона развивалось от «наивного эвдемонизма» (Протагор) к идее абсолютной морали (диалог «Горгий»). В диалогах «Горгий», «Теэтет», «Федон», «Республика» этика Платона получает аскетическую ориентацию: она требует очищения души, очищения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни.
Так, в «Теэтете», диалоге Платона зрелого периода, в котором собеседником Сократа выступает юный Теэтет, выставляется отвращающийся от мира идеал философа, который, видя, что земная жизнь преисполнена зла, как можно поспешней убегает к божеству. Еще в «Федоне», диалог Платона, участниками которого являются Федон, Эхекрат, эта отрицательная мораль развивается самым обстоятельным образом. Вся жизнь философа, говорится там, есть уже умирание, очищение души от накипи чувственного существования; в теле душа заключена, как в темнице, откуда она должна освободиться посредством знания и добродетели.
Это воззрение, напоминающее более древние нравственные учения, именно пифагореизм, подняло метафизике учения об идеях особенную форму, которая положила психологическое основание и для позитивной этики платоновской системы. «Душа» должна была занять в теории двух миров особенное промежуточное положение, чего нельзя было провести без затруднений и противоречий. По своему идеальному назначению она должна быть способной познавать идеи, а потому и быть им родственной; она принадлежит к сверхчувственному миру, а потому ей принадлежат все качества этого последнего: невозникаемость, неразрушимость, единичность и неизменяемость. Так как «Душа» носительница идеи жизни и, как причина движения, сама вечно движется, то она всего только похожа на идеи, но не одинакова с ними.
С другой стороны, сократовский принцип требует, чтобы причина добра или зла в душе не приписывалась ее внешней судьбе, а ей самой. И так как родственное миру идей существо души не может уже быть сделано ответственным за ее плохой выбор, то, значит, оно срослось с чувственными склонностями, направленными на изменчивое. Отсюда вытекает платоновское учение о трех «частях» души.
В своём диалоге «Федр» он даёт знаменитый образ колесницы души. Рисуется следующая картина: «Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. У богов и кони и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, это наш повелитель правит упряжкой, а затем, и кони-то у него — один прекрасен, благороден и рожден от таких же коней, а другой конь — его противоположность и предки его — иные. Неизбежно, что править нами — дело тяжкое и докучное»1. Возница изображает здесь разум, добрый конь — волевую часть души, а дурной конь — страстную или эмоциональную часть души.
В диалоге «Государство» Платон более подробно разбирает эти три составляющих психики человека. Так, он уподобляет разумную часть души — пастырю стада, волевую или яростную часть души — сопутствующим пастырю собакам, помогающим ему управляться со стадом, а неразумную, страстную часть души он называет стадом, добродетель которого — подчиняться пастырю и собакам. Таким образом, Платон выделяет три начала души – разумное, яростное и страстное.
Разумное начало, обращённое на познание и всецело сознательную деятельность. Яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей. Как говорит Платон, ярость и гнев отличаются от простых вожделений и даже зачастую спорят с ними. Страстное начало, выражающееся в бесчисленных вожделениях человека.
Во многих своих произведениях Платон подробно рассматривает теорию о бессмертии души. В диалоге «Федр» дана мифологическая иллюстрация, изображающая существование бессмертной души. Она изначально обитает в сфере «чистого бытия», не причастного ничему временному и меняющемуся, созерцая чистые формы, идеи или эйдосы. Человеческие души иногда имеют даже возможность заглянуть в «занебесное» поле сверхсущностного бытия или «идеи Блага», но это даётся с большим трудом и далеко не все они способны на это. Души людей из-за своего несовершенства часто падают из сферы чистых форм и вынуждены проводить время на Земле, вселившись в то или иное тело.
Задача человека в том, чтобы возвыситься над беспорядком (несовершенным чувственным миром) и всеми силами души стремиться к уподоблению богу, который не соприкасается ни с чем злым; в том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить её на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным.
Во всех произведениях Платона подразумевается существование эроса, стремление к идеалу в высшей красоте и вечной полноте бытия
Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик». Наиболее известным из них Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм. С точки зрения Платона, государство является выражением идеи справедливости. В диалоге впервые отчётливо определяются философы как люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе (идея).
Раскрывая смысл этого государства, Платон выделяет следующие его черты:
Во-первых, подобно космосу и человеческой душе, у которых есть три начала, в государстве должно быть три сословия: разумному началу души соответствуют философы – правители, яростному началу – воины – охранители, деловому – земледельцы и ремесленники. Самовольный переход из низшего сословия в высший недопустим и является тягчайшим преступлением. Платоновское определение справедливости было призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения;
Во-вторых, в идеальном государстве функционирует хорошо отлаженная система обучения и воспитания, которая должна способствовать воспроизводству трех сословий. Важную роль в этой системе играет не только изучение математики и философии, но и распространение «благородного вымысла» о том, что хотя люди и рождаются неравными, их долг как членов полюса – жить в мире, согласии и братстве;
В-третьих, аристократическая форма правления, обеспечивающая руководство государством лучшими и благородными его представителями.
Каждому гражданину государства справедливость
отводит особое занятие и особое
положение. Господство справедливости
сплачивает разнообразные, и даже разнородные
части государства в целое, запечатленное
единством и гармонией. Это наилучшая
государственная система
Однако неравенство людей в принципе не наследственно (этим сословия Платона отличаются от индийских варн и вообще от каст). В большинстве случаев у «медных людей» соответствующее потомство, у золотых и серебряных тоже, но если у стражей «ребенок родится с примесью меди или железа, они никоим образом не должны иметь к нему жалости, но поступать так, как того заслуживают его природные задатки, то есть включать его в число ремесленников или земледельцев; если же родится кто-нибудь (у ремесленников и земледельцев. – А. Ч.) с примесью золота и серебра, это надо ценить и с почетом переводить его в стражи». Однако на практике в государстве Платона это не выходит, поскольку там третье сословие совершенно отделено от двух первых по своему образу жизни. Впрочем, об образе жизни ремесленников и земледельцев мы ничего из «Государства» Платона не узнаём, все его внимание сосредоточено на описании жизни первых двух сословий.[4]
В государстве Платона
Информация о работе Этические и политические взгляды Платона и Аристотеля