Этические и политические взгляды Платона и Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:29, реферат

Описание работы

Значение трудов и деятельности античных философов, в частности Платона и Аристотеля, трудно недооценить в развитии не только философской мысли человечества, в построении принципов существования западной цивилизации, но и в нашей современной жизни: её техническом и информационном обеспечении. Их работы, проделанные в теоретическом направлении, а также применённые на практике принципы, можно увидеть и по сей день. Развитие многих научных школ более поздних периодов и современности основывается либо на прямую, либо косвенно на работах этих деятелей.

Содержание работы

Введение. 3
1. Платон. Этические взгляды Платона 5
2. Политические взгляды Платона в работе «Государство» 9
3. Аристотель. «Никомахова этика» 13
4. Политические взгляды Аристотеля 16
Заключение 20
Список литературы: 22

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 54.77 Кб (Скачать файл)

Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей. Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя. Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство. Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет. При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения. Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.

 

Заключение

Вопрос о тысячелетней значимости Платона возникает у каждого, кто соприкоснулся с его мировоззрением и с художественным стилем его  произведений. Энтузиазм к древнегреческому философу Платону, к его творчеству не ослабевает, быть может, даже усиливается  в наше время. Платон – первый в  Европе последовательный представитель  объективного идеализма, основоположник данной философии. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном  существовании идей как общих  и родовых понятий. Платон является первым в Европе философом, заложившим базы объективного идеализма и разработавшим  его в целостном виде.

Ученик Платона Аристотель развил и критически переосмыслил философию  собственного учителя. На путях художественного  осмысления реальности ему пришлось столкнуться с тем искаженным пониманием Платона, что идеи резко  противопоставлены миру вещей. На первый план выдвигались идеи вещей, имеющиеся  где-то в недостижимых небесах, а  вещи оказывались брошенными в мир  без всякого их идейного заполнения. По мнению Аристотеля, в настоящем  бытии совсем нереально оторвать одно от другого и устанавливать  резкое противопоставление вещей и  идей.

Если у Платона этика мыслилась  подчиненной по отношению к онтологии и гносеологии то в трудах Аристотеля она обретает самостоятельность.

В лице Аристотеля общественное моральное самосознание Греции имело своего наиболее характерного представителя и систематизатора. Избранный Аристотелем руководящий этический принцип — блаженство — был именно золотой серединой между этическим идеализмом Платона и конкретностью эвдемонизма.

Проекты идеального государства всех рассмотренных  выше философов являются утопиями, они представляют собой некий  симбиоз черт вымышленных, придуманных  как бы в разрез с существующими  формами государств, с чертами  реальными, отражающими реальные исторические отношения внутри общества, современного автору проекта. Все проекты возникли в результате тщательного изучения современных автору и исторических государственных формаций. В трактатах много общего, но, тем не менее, каждый философ абсолютно самостоятелен, их можно сравнивать, можно искать различия, но ни в коем случае не рассматривать, как одно целое. Все они (труды) имеют чрезвычайно большую историческую, а также теоретическую ценность, ведь именно на этих учениях строились в последствии многочисленные теории и трактаты.

 

Список литературы:

  1. Асмус В.Ф. Античная философия: учебное пособие / М., Издательство «Высшая школа»,1976.
  2. Бородай Т. Ю. Античная философия: Энциклопедический словарь. / М., «Прогресс-Традиция», 2008
  3. Спиркин А.Г. Философия: учебник. / М., Издательство «Гардарики», 2010
  4. Чанышев А.Н.2 «Курс лекций по древней философии» / М., Издательство «Высшая школа», 1981.

1 Платон. Федон. Пир. Федр./ СПб, «Азбука», 1997. С. 205

 


Информация о работе Этические и политические взгляды Платона и Аристотеля