Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:10, реферат
Цель реферата: рассмотреть этические взгляды Эпикура, их влияние на другие философские системы. Проанализировать выдвинутые им философские принципы, а также попытаться осмыслить его идеи. Для этого нам необходимо решить такие задачи: познакомиться с жизненным путем Эпикура;
рассмотреть учение Эпикура о добродетелях;
выяснить отношение Эпикура к Богу, смерти и страданиям;
ознакомиться с философскими принципами и этическими взглядами Эпикура;
определить нравственный идеал Эпикура.
Введение
1. Жизненный путь Эпикура
2. Добродетели Эпикура, его отношение к Богу, смерти, страданиям
3. Философские принципы и этические взгляды Эпикура
4. Нравственный идеал Эпикура
Выводы
Список литературы
Итак, страх перед смертью философ считал нелепым, однако как хороший психолог он понимал, что человеку присущ страх перед страданием, нередко предшествующим смерти. Значит, чтобы добиться ясного, безмятежного состояния духа, надо учиться побеждать страдания. Рассуждая о путях их преодоления, Эпикур и в этом случае не соглашается с Аристиппом; выступает он также и против Гегесия, прозванного Учителем смерти.
Гегесий, современник
Эпикура и последователь
Эпикур учит не избегать
страданий, а побеждать их: «Всякое
страдание есть зло, но не всякого
страдания следует избегать» (цит.
по 3, стр. 211). Страдание и удовольствие
взаимосвязаны, необходимо понять эту
связь, научиться верно оценивать
меру страдания и меру удовольствий
и проявлять стойкость в
Разумный подход
к пониманию страданий
Возвращаясь к критике
Гегесия, Эпикур по-иному ставит вопрос
о самоубийстве, к которому, по сути,
сводилось все учение Учителя
смерти. «Скверно жить в нужде, но никакая
необходимость не приковывает нас
к такой жизни. Если страдания
сносим — будем сносить их; если
нет — равнодушно выйдем из жизни,
которая нам более не по душе,
как покидают театр» (цит. по 5, стр. 145).
Однако, говорит Эпикур, этот выход
— крайний, и определяется он мерой
выпавших на долю человека страданий.
Какова же эта мера, философ показал
собственным примером: с молодых
лет страдая тяжелейшим и неизлечимым
недугом (камни в мочевом пузыре,
причинявшие ему такие
Человек может победить страдание, может избавиться от ложных страхов – все это доступно людям. Каждый способен достичь высшего блага – счастья, которое состоит в безмятежном, спокойном состоянии духа, в атараксии.
Атараксия Эпикура
есть конкретизация евтимии
3. Философские принципы и этические взгляды Эпикура
Эпикур утверждал практическую цель философии, ее этический смысл: «Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезней души» (цит. по 2, стр. 393). Подлинным гимном жизнеутверждения звучит его речь о ценности философии как пути к достижению счастья: «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья еще нет или уже нет времени. Поэтому и юноше, и старцу следует заниматься философией: первому — для того, чтобы, старея быть молоду благами вследствие благодарного воспоминания о прошедшем, а второму — для того чтобы быть одновременно и молодым, и старым вследствие отсутствия страха перед будущим. Поэтому следует размышлять о том, что создает счастье, если действительно, когда оно есть, у нас все есть, а когда его нет, мы все делаем, чтобы его иметь» (цит. по 3, стр. 354 –355).
Для Эпикура нет затруднения, которое лишь формально преодолел Демокрит: как сочетать свободу воли с детерминизмом? Мир материален, тела – сцепление атомов, душа состоит из наиболее тонких атомов, родственных огню. Все это известно со времен Демокрита. Однако между учениями Эпикура и Демокрита о бытии есть одно фундаментальное отличие, на которое впервые указал К. Маркс в своей диссертации. Речь идет о теории отклонения атомов от пути своего движения, которое не учитывалось в фаталистичном учении Демокрита о природной необходимости. Самопроизвольное отклонение атомов – вот то, что в онтологии служит обоснованием случайности в природе, а в этике – причиной свободы воли. Эпикур не только устраняет божественное вмешательство в дела людей, последовательно продолжая мысли Демокрита, но и преодолевает фатализм необходимости в его учении. «Одни события происходят в силу необходимости, другие — по случаю, а иные зависят от нас, так как необходимость не подлежит ответственности, а случай непостоянен... но то, что зависит от нас, не подчинено никакому господину, и за этим следует как порицание, так и противоположное ему» (цит. по 4, стр. 191).
Человек обладает свободой выбора, и это не только не противоречит учению о материальности мира, его закономерностям, но, напротив, есть одно из проявлений этих закономерностей. Так разрешает Эпикур важнейшую предпосылку для построения системы этики.
Учение о благе Эпикур, подобно Демокриту, начинает с рассмотрения проблемы удовольствия и страдания (тогда как, по Платону, она не имеет отношения к морали, а, по Аристотелю, занимает подчиненное, более близкое биологии и психологии, но не этике, место; поэтому-то Аристотель рассматривает эту проблему совершенно независимо от критерия и источника нравственности).
«Начало и корень
всякого блага — это
Более того, Эпикур
сам, словно отвечая будущим критикам,
опровергает вульгарно-
Очевидно, что такой
подход к удовольствиям весьма далек
от вульгарного понимания
Человек естественно,
но природе своей стремится к
удовольствиям и старается
Реферат
по курсу «Этика и эстетика»
на тему: «Этические взгляды Эпикура»
Выполнила:
студентка группы ЭФ - 06а
Шелестюк Ольга
Принял:
Муза Д. Е.
Донецк - 2009
Содержание
Введение
1. Жизненный путь Эпикура
2. Добродетели Эпикура, его
3. Философские принципы и
4. Нравственный идеал Эпикура
Выводы
Список литературы
Введение
Материалистический
Эпикуру принадлежало около 300 папирусных
свитков («книг»). Но от них сохранились
в основном лишь названия: «О природе»,
«Об атомах и пустоте», «Краткие
возражения против физиков», «О критерии,
или Канон», «Об образе жизни», «О
конечной цели». В других сочинениях
Эпикура трактовались вопросы музыки
и медицины, проблемы зрения и справедливости,
но все это погибло, поэтому главными
источниками наших знаний об Эпикуре
и его учении остаются десятая
книга в компиляции Диогена Лаэртского,
где приводятся три письма Эпикура
к его ученикам - Геродоту, Пифоклу
и Менекею, а также эпикуровы
«Главные мысли». Громадную информацию
об эпикуреизме дает поэма Лукреция
«О природе вещей». В 1888 г. была опубликована
найденная в ватиканской
Некоторые древние авторы обвиняли Эпикура в плагиате, например, Аристон в «Жизнеописании Эпикура» утверждает, что Эпикур якобы списал свой «Канон» с «Треножника» Навсифана, тогда как стоики со своей стороны утверждали, что Эпикур выдавал за свое и учение Демокрита об атомах, и учение Аристиппа-киренаика о наслаждении как высшем благе. Некоторые основания для этих обвинений были - ведь эллиническая философия малооригинальна, она скорее повторяет и дополняет старое, чем создает новое, так что, если философы и строят, то уже на застроенном участке, так что они скорее перестраивают, чем строят.
Цель реферата: рассмотреть этические взгляды Эпикура, их влияние на другие философские системы. Проанализировать выдвинутые им философские принципы, а также попытаться осмыслить его идеи. Для этого нам необходимо решить такие задачи:
Ш познакомиться с жизненным путем Эпикура;
Ш рассмотреть учение Эпикура о добродетелях;
Ш выяснить отношение Эпикура к Богу, смерти и страданиям;
Ш ознакомиться с философскими принципами и этическими взглядами Эпикура;
Ш определить нравственный идеал Эпикура.
1. Жизненный путь Эпикура
Эпикур родился в 341/340 г. до н.э. на острове Самосе - родине и Пифагора, и Мелисса, и астронома Аристарха. Однако Эпикур - афинянин, а не самосец. Его отец Неокл принадлежал к афинскому дему (дем - часть территориальной общины в Афинах) Гаргетта, к роду Филаидов, но жил на Самосе как один из афинских поселенцев клерухов.